Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Развитие
связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее
недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в
большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение
звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и
словоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня речевого развития
детей:
дети
с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на
онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция
речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем
легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и
полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется
его психическое развитие.
Нормативный
возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. В этот
же период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и
усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их
грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования
поведения, формируется звуковая культура речи.
Я в своей
работе активно использую сказкотерапию. Здесь и выработка дикции, развитие
интонации, эмоциональности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.
Сказка – это
один из основных жанров устного народно – поэтического творчества, эпическое,
преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного,
авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Благодаря
сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты
творчества, мы учимся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на
страницах сказки. Мы формируем определенное мнение о различных типах отношений,
человеческих характера. Образы героев приглашают нас принять участие в процессе
самопознания.
Сказка
представляет собой мощное средство психокорекции. Человек учится находить
собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их
изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение
ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким
сказкам относят сказки сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с
ребенком.
Дидактические
сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических
сказок «подаются» учебные задания.
Таким
образом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие.
У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекрасно
запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Игры и
упражнения таких занятий, направленные на высокую двигательную активность, чередование
состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных
процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и
психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
Многие
упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, например,
пристальное смотрение на пламя свечи, вслушивание в ритм музыки, увеличивают
способность детей к концентрации внимания, к умению максимально
сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
В каждой
предлагаемой мной сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения
на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания
дыхания.
Путешествие
по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов
и шаблонов, дают простор творчеству.
Таким
образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его
метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети
обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и
введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас,
помогают верно строить диалоги. Используя в работе такую форму работы со
сказкой как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи:
тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
С
дошкольниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня
было проведено экспериментальное исследование развития связной монологической
речи посредством сказкотерапии.
В ходе
экспериментального исследования была проделана следующая работа: изучение
методологии психолого-педагогического исследования, отбор методики проведения
психолого-педагогического эксперимента, исследование уровня развития связной монологической
речи детей с ОНР, анализ и оформление результатов произведенного исследования,
проведение коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей с
общим ОНР, оформление материалов эксперимента, анализ и оформление результатов
произведенного исследования по развитию связной монологической речи детей с ОНР
посредством влияния сказки, проведение открытого «сказочного» занятия.
Эксперимент был проведен с 1.11.09 г. по 1.02.10 года.
Цель: исследовать уровень развития связной монологической речи детей с
ОНР третьего уровня.
Проведением
исследования уровня развития связной монологической речи детей с ОНР было
необходимо для того, что бы впоследствии констатировать какие-либо изменения в
уровне развития связной монологической речи детей и выявить влияние сказки на
развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР. Для
исследования уровня развития связной монологической речи были применены
методики, к примеру, методика «Пересказ текста».
Методика
«Пересказ текста».
Цель: выявить уровень развития связной монологической речи детей.
Инструкция: ребенку предлагается прослушать небольшой по объему и простой по
структуре литературный текст. Текст прочитывается дважды, в медленном темпе;
перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. По окончании
текста ребенка просят пересказать то, что он запомнил.
Оценки
результатов: пересказы детей записаны и проанализированы в
Следующих
таблицах:
Понимание
текста
Уровни понимания текста
|
Кол-во детей
|
средний
|
8
|
низкий
|
7
|
Структурирование
текста
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
средний
|
7
|
низкий
|
8
|
Лексика
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
средний
|
5
|
низкий
|
10
|
Грамматика
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
средний
|
5
|
низкий
|
10
|
Плавность
речи
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
средний
|
6
|
низкий
|
9
|
Каждый
показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10
баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительное
отклонение от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз,
небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение
структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в
подсказках.
Выводы об
уровнях развития:
10 баллов –
высокий уровень;
Свыше 5
баллов – средний уровень;
Меньше 5
баллов низкий уровень.
Итоги
исследования: в логопедической группе 60% (синий) детей имеют средний уровень
развития монологической речи, 40%(зеленый) – низкий уровень развития связной
монологической речи.
Следовательно,
у детей необходимо целенаправленно развивать связную монологическую речь, а
также продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать
артикуляционные навыки, правильное звукопроизношение. Слоговую структуру и
фонематическое восприятие).
Целью
подготовительных упражнений являлось – организация внимания детей, подготовка
их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения;
уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте;
демонстрация соответствующих картинок). Тексты сказок читались детям дважды, в
медленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьми
отдельных предложений. Не законченных мною. Разбор содержания сказок проводился
в вопросно – ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основных
моментов сюжетного действия. Их последовательности, на определение действующих
лиц и наиболее значимые детали повествования.
В процессе
разбора содержания сказок использован иллюстративный материал, 1 раз в месяц
при обучении пересказу использовались диафильмы.
Кроме того,
в процессе эксперимента, 1 раз в неделю по 20–30 минут проводились комплексные
занятия по сказкам, на которых помимо основной задачи (развитие монологической
речи), осуществлялся целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой с
общим недоразвитием речи: активизация процесса мышления, улучшение моторики
пальцев рук. Артикуляционной моторики, развитие общих движений тела,
совершенствование эмоционально – волевых процессов и т.д. Так же в работе были
использованы логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитие
связной монологической речи: «Играем с глаголами» развивающая игротека И.С. Кривовяз,
«Волшебная азбука», «Живое чтение», логопедические игры и задания Г.А. Быстровой.
Помимо
фронтальных занятий были проведены индивидуальные занятия с некоторыми детьми,
имеющие низкий уровень развития связной монологической речи.
В процессе
проведения эксперимент наблюдался возрастающий интерес детей к занятиям,
отмечались постепенные улучшения, происходящие в развитии связной
монологической речи детей, помимо этого отмечались улучшения, происходящие в
звукопроизношении.
Коррекционные
занятия с детьми с общим недоразвитием речи, направленные на развитие связной
монологической речи, с использованием сказки проводились в логопедическом
кабинете, в песочнице.
Все
«сказочные» занятия, проводимые с детьми, проходили в непринужденной творческой
обстановке.
В
результате проведения данного эксперимента были получены следующие данные:
Понимание
текста
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
высокий
|
3
|
средний
|
12
|
низкий
|
0
|
Структурирование
текста
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
высокий
|
2
|
средний
|
9
|
низкий
|
4
|
Лексика
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
высокий
|
2
|
средний
|
11
|
низкий
|
2
|
Грамматика
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
высокий
|
2
|
средний
|
10
|
низкий
|
3
|
Плавность
речи
Уровни понимания речи
|
Кол-во детей
|
высокий
|
2
|
средний
|
10
|
низкий
|
3
|
После
эксперимента:
20%
(красный) – высокий уровень
50% (синий)
– средний уровень
30%
(зеленый) – низкий уровень
Вывод: в
начале психолого-педагогического эксперимента по выявлению сказки на процесс
развития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи было
проведено исследование уровня развития связной монологической речи детей с
общим недоразвитием речи третьего уровня, результатом которого явилось
получение данных об уровне связной монологической речи детей с ОНР. Исходя из
результатов эксперимента, у детей ОНР экспериментальной группы и опираясь на
исследования и разработки В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, И.Н. Погосовой,
Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой, Т.А. Шуйской, Г.А. Быстровой была
разработана методика проведения эксперимента и применен на практике подобранный
методический комплекс.
После
проведения количественной и качественной обработки фактического материала по
результатам эксперимента была определена динамика и эффективность процесса
развития связной монологической речи посредством влияния логосказок.
Сравнительная
диаграмма
до
эксперимента после эксперимента
Красный – высокий
уровень
Синий –
средний уровень
Зеленый –
низкий уровень
Таким
образом, в заключении, хочу уточнить, что речь – это форма общения между
людьми, характеризующая как процесс приема, переработки и передачи информации.
Установлено, что речь не является врожденной способностью, она развивается по
мере формирования мозга человека. Ее развитие зависит от состояния путей и
центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитие
речевой функции происходит с рождения ребенка и в основном заканчивается к пяти
годам (в норме).
Нарушение
речи имеют различный характер в зависимости от вызвавшей их причины и
проявляются в искаженном произношении звуков, в нарушении ритма и темпа речи, в
ее общем недоразвитии, что влечет за собой нарушение всех сторон речи
(звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя). Значение
логопедии заключается в том, что бы помочь ребенку преодолеть речевые
нарушения, тем самым обеспечив полноценное, всестороннее его развитие.
К числу
важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее
недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей
с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием фонетико –
фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью
как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.
Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов
(восприятия, памяти, внимания, воображения и т.д.) создает дополнительные
затруднения в овладении связной монологической речью.
Метод
работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и
целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он
получил только около десяти лет назад. Сегодня этот метод является одним из
наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых
перспективных.
Достоинство
и роль этого метода сегодня в работе с детьми с общим недоразвитием речи
неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая
защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет
работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную
речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогаю верно строить диалоги, а
следовательно влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой
способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы,
темпа, интонации, выразительности.
Следовательно,
сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство
в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало
результат, надо использовать сказки в полной мере.