Использование новых информационных технологий на уроках истории
Использование
новых информационных технологий на уроках истории
Информационные
технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую,
звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и
учащимся использовать самые различные источники информации.
В современных условиях
главной задачей образования является не только получение учениками определенной
суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного
приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с
компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков,
умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное,
обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии
возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов
является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками
составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку
при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе.
Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
Презентация позволяет
учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Общественно –
политическое устройство России в XVII веке” можно использовать видеофрагмент,
демонстрирующий символы царской власти (“Большой наряд”) Программа Power Point
позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на
изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока,
затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
На уроках истории
используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и
рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой
и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для
выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это
становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести
огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое
количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить
каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого
слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть
красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный
вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление,
формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями,
выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации
презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно
пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что
позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером
является одним из элементов современной молодежной культуры.
Использование учебных
программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных
народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с
использованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического
искусства” программа “Атлас древнего мира” позволяют увидеть музыкальные
инструменты древнего мира и услышать их звучание провести экскурсии по
историческим памятникам древнего мира Электронная книга “История России с
древнейших времён” С.М.Соловьёва позволяет использовать на уроках
первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а
так же 3 варианта перевода “Слова о полку Игореве”, “Историю Петра” и “Историю
Пугачёва” А.С. Пушкина.
Презентации могут
широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет
повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность
учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к
проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс,
каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения
восприятия ученика.
Программа Power Point
дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических
деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
1. Использование карт.
Тема: “Экономическое
развитие России в XVII веке”
2. Использование
рисунков.
Тема: “Россия на
рубеже XVII – XVIII веков”
3. Демонстрация
портретов исторических деятелей.
Тема: “Юность Петра”
4. Использование
диаграмм.
Тема: “Россия на
рубеже XVII – XVIII веков”
Презентации эффективно
используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых
объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При актуализации
знаний, например, по теме “Северная война” (7-й класс) использование
гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.
При объяснении нового
материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая
помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов,
передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом
материале, помогает составлению плана изучения темы.
Тема “История и
современность” (6 класс)
1. Появление карты
2. На слайде появляется
изображение скифов
3. Появление
изображения сарматов
4.Обозначение
территории, на которой расселились древние славяне к V веку
5. Великое переселение
народов. Движение гуннов с востока на запад (движение по карте справа налево)
6. Появление кочевых
племен (хазары, печенеги, половцы)
7. Взаимоотношения
славянских племен и варягов
8. Взаимоотношения
славян и Византии
В данном слайде
рассматриваются взаимоотношения славянских племен и их соседей с I по IX век
н.э.
При закреплении знаний,
используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую
деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и
учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует
умение работать в группе.
При изучении темы
“Политическое устройство России во второй половине XVII века” (7-й класс)
ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской
Думы и Земского Собора. Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем
создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы.
Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить
полученные на уроке знания
При первичном контроле
в теме “Россия на рубеже XVII – XVIII веков” на уроке
“Предпосылки преобразований” ученикам предлагаются вопросы. В случае
неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя
гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая
информация для ответа.
Новые информационные
технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и
внеклассную работу. При проведении школьного праздника, посвященного 62-й
годовщине контрнаступления советских войск под Москвой, была создана
презентация с использованием фрагментов кинохроники времен Великой
Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов.Это позволило погрузить участников
праздника в атмосферу эпохи военных лет, значительно усилило эмоциональное
восприятие трудностей войны и значение победы.
Развитие общества
сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во
всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени,
а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей
деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных,
думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.