Воспитание любви к живой природе на уроках литературного чтения, посвящённых творчеству Паустовского
Введение
Актуальность исследования
Как актуальна сейчас
вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и
актуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников на
уроках литературного чтения, посвящённых творчеству Константина Георгиевича
Паустовского.
Необходимость любви к
природе, а, следовательно, и необходимость её воспитания в детях вытекает,
прежде всего, из Господом данной заповеди о любви к Нему, первой и наибольшей.
Поскольку нам заповедано любить Бога, то должны мы любить и всё Его творение.
Кроме того, ещё праотцам
Адаму и Еве в раю Богом было повелено владычество над всею землёю, о чём
говорится в книге Бытия. А без любви всё – ничто.
Обратной стороной этой
медали является познание Бога через природу. Творец всего и Создатель открывает
Себя человеку через природу, через Своё творение. Увидеть же Бога, отблески
Божественного Света, Его Всемогущую руку в природе возможно только любовью к
ней (природе).
С другой стороны, любовь
к живой природе, забота о ней, о братьях меньших делает нас добрее и помогает
научиться любви к братьям во Христе. Особенно это важно в детском возрасте.
Таким образом, необходимость воспитания любви к живой природе обусловлена
потребностью в любви и её проявлении к ближнему, к человеку, людей друг ко
другу.
Посмотрев же по
другим углом на данный вопрос, следует отметить и особенную остроту проблемы
сохранения природы, её богатств, чистоты, девственности, и потому необходимости
заботиться о природе, что также не возможно без любви, которая является
мощнейшим и наиболее эффективным двигателем человеческими поступками. Человек
так устроен, что, скорее, поступит по велению своего сердца, нежели, опираясь
на доводы разума. «Людям свойственно защищать то, что они любят… любовь к
природе является чуть ли не основной мотивацией природоохраны». [5]
«Известный французский
природоохранник Жан Дорст писал, что спасти природу может только любовь… С ним
согласен видный российский деятель заповедного дела Ф.Р. Штильмарк: “Поэтому
идеалисты, считающие, что спасти природу может только любовь, по нашему
убеждению, более правы, чем те, кто призывает к разумному управлению
биоценозами…”»[5]
Одним из средств же
воспитания любви к живой природе является слово, художественная литература,
знакомится с которой ребёнок зачастую единственно в школе на уроках литературы,
литературного чтения.
Рассказы Константина
Георигиевича Паустовского в этом аспекте являются уникальными и несут в себе
огромнейший, неоценимый воспитательный потенциал. Произведения других авторов,
писавших о природе, носят, скорее, познавательный характер, или же в них ярко,
красочно, эмоционально описывается жизнь только животных, во взаимоотношениях
их друг с другом, без участия человека…
Цель исследования –
выявить возможность воспитания любви к живой природе у младших школьников на
уроках литературного чтения, посвящённых творчеству Константина Георгиевича
Паустовского.
Задачи исследования: 1.
Проследить воспитание любви к живой природе в системе начального образования.
2. Выявить возможность
воспитания любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного
чтения, посвящённых изучению произведений Константина Георгиевича Паустовского.
3. Объект исследования -
воспитания любви к живой природе в начальной школе.
Предмет исследования –
процесс воспитания и возможность воспитания любви к живой природе у младших
школьников на уроках литературного чтения, посвящённых изучению произведений К.
Г. Паустовского.
§1. Воспитание любви к
живой природе у младших школьников в системе начального образования
Справедливость мысли о
необходимости и важности любви к природе и её воспитания в детях, обозначенная
в актуальности данного исследования, отражена в трудах многих авторов,
писателей, учёных, педагогов.
«Любовь к природе –
великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее,
ответственнее».
«Наличие этого чувства –
обязательный признак доброго сердца…».
Это также «выражение
благодарности земле, которая нас родила, вскормила и стала нашим домом».
Другим аспектом
необходимости любви к природе и одной из проблем современности, что также было
отмечено уже в актуальности курсового исследования, является экологический
кризис. Сегодня природа как никогда нуждается в защите и охране, в бережном к
ней отношении, а без любви к ней всё это крайне затруднительно, даже почти
невозможно. По мысли Е. В. Борейко, любовь к природе является главной
мотивацией её охраны. Считающие, что «…спасти природу может только любовь,
…более правы, чем те, кто призывает к разумному управлению биоценозами…» спасти
природу может только любовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, кто
призывает к разумному управлению биоценозами…». Воспитание же любви к природе очень тесно взаимосвязано с экологическим
воспитанием. «Экологическое воспитание – это составная часть воспитания,
направленная на овладение учащимися экологическими знаниями, формирование
экологического мышления и умения грамотного экологического поведения в
окружающей среде, нравственно-эстетических качеств по отношению к природе».
Любовь к природе без этих определённых экологических знаний своего рода
бесплодна, неплодотворна. Потому, говоря о воспитании любви к природе у младших
школьников в системе начального образования, целесообразно говорить об их
экологическом воспитании.
«Отношение к окружающей
среде – сплав знаний, чувств и действий». Эта мысль ещё раз подтверждает
потребность воспитания в детях не только любви к природе, но и экологического
воспитания.
«Ответственное отношение
к окружающей среде, - как пишет Л. П, Салеева, - формируется у человека
практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные
годы». Дети в младшем школьном возрасте особенно удобопреклонны к восприятию
любви, добра, красоты. Особую близость ребёнка в этом возрасте к природе
подчёркивает Н. В. Воронина в статье «Экологическое воспитание младших
школьников». Она же говорит о том, что ребёнка-младшего школьника много легче
научить любить природу, беречь её. «Детям свойственны доброта и
любознательность, но им не хватает опыта и знаний», - пишет В. Д. Купров.
Потому одной из важнейших задач начальной школы является экологическое
воспитание. Начальная школа имеет богатый арсенал средств и методов
воспитательного воздействия на душу и ум ребёнка.
Содержание всех предметов
начальной школы, несущих какую-либо информацию о природе и о взаимодействии
человека с природой составляет основу для становления и развития ответственного
отношения к природе. Возможности для экологического воспитания учащихся
заложены в содержании каждого учебного предмета. «Каждый учебный предмет вносит
определённый вклад в формирование экологической культуры младших школьников»[27], но ни для одного из них эта задача не является
главной, ни один из них не ставит перед собой цели экологического воспитания,
воспитания ребёнка в духе бережного отношения к окружающей среде. Исключением
является интегративный курс «Окружающий мир».
С целью изучения данной
дисциплины разными авторами создано множество программ. Одной из них, самой
широко известной, является программа «Зелёный дом» А. А. Плешакова. Программа
«Зелёный дом» - это система учебных курсов с экологической направленностью.
«Зелёный дом» «обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром,
их естественно-научное и экологическое образование». «Приоритетной задачей
программы, - говорится в пояснительной записке, - является формирование в
сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как
дома, своего собственного и для всех людей, для всего живого. На этой основе
происходит у детей становление современной экологически ориентированной картины
мира…»[26] «На формирование бережного отношения
к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно
обоснованного поведения в природной и социальной среде» нацелен один из курсов
программы для 1-2 классов.
В 3-4 классах четырёхлетней
начальной школы «удовлетворению общественной потребности в действенном
экологическом воспитании младших школьников» [26] призвано служить изучение одного из курсов программы «Зелёный дом», курса
«Природоведение». Воспитание бережного и ответственного отношения к природе
является одной из целей данного курса, посредством которого учащиеся знакомятся
со многими экологическими проблемами, вставшими и встающими перед людьми. В
пояснительной записке также говорится, что «важной задачей курса является
преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего
безответственное отношение к ней», что «изучение природоведения способствует
формированию у детей убеждения у детей необходимости охраны природы». [26] В ходе изучения природоведения учащиеся приобретают
также определённые умения, позволяющие им участвовать в практической
деятельности по охране природы. Значительную роль в программе автор отводит
наблюдениям в природе и практическим работам.
В программе
«Природоведение» З. А. Клепининой красной нитью также проходят идеи взаимосвязи
человека и природы, правила охраны природы и способы предотвращения её
разрушения.
В пояснительной записке к
программе «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой и И. В. Потапова
также говорится о цели этого предмета как о воспитании правильного отношения к
окружающей среде. По программе «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой и В. Д. Шилина
одним из основных учебно-воспитательных задач курса является воспитание у
учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе,
формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в
природе.
«Содержание
природоведения обеспечивает естественную основу в понимании младшими
школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется
особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе» [38], помогающие правильно вести себя в окружающей среде,
приобретают багаж знаний, необходимый для экологически грамотного поведения в
природе, такого поведения, при котором будет невозможно как-либо навредить природе
и принести ей боль. Это знания о взаимосвязях всего живого и неживого, о
закономерностях и условиях развития животных и растений, о последствиях тех или
иных поступков человека по отношению к природе, об охране редких растений и
животных, о пользе и чрезвычайной значимости каждого элемента природы, каждого
живого существа.
Огромную роль в привитии
таких знаний несут, являющиеся одной из форм организации учебно-воспитательной
работы с учащимися, экскурсии в природу. На основе проведения экскурсий «обогащается
опыт детей непосредственными наблюдениями за состояниями природы в разное время
года, за поведением животных[26] Через
экскурсию происходит «развитие у школьников способности радоваться и удивляться
в процессе общения с природой…» [26],
«накоплении опыта живых впечатлений от общения с миром животных, которых они
видят в лесу, зоопарке, живом уголке…»[26]
На уроках трудового
обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных
материалов в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению с
объектами природы и изделиями из них». [26] На
них детям также предоставляется возможность проявить своё неравнодушное,
ответственное отношение к живой природе. На занятиях по трудовому обучению
учащиеся изготавливаю кормушки для птиц, скворечники.
§2. Воспитание любви к
живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения, посвящённых
изучению произведений К. Г. Паустовского
Не менее важную роль, а
скорее даже, наоборот, в экологическом воспитании младших школьников играют
уроки литературного чтения, что отражено и в программе по литературному чтению
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой. Обогащение чувственного
опыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе – одна
из основных задач курса литературного чтения. «Изучение литературных
произведений на тему природы – важный аспект экологического воспитания детей» [15] Произведения таких писателей как Михаил Михайлович
Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, Николай Иванович Сладков, носящие природоведческий
характер расширяют и углубляют знания детей о природе, помогают увидеть живой
мир так, как это не возможно на уроках окружающего мира, в деталях, не
описываемых природоведением. Любовь же к природе, с развития темы о которой
было начато курсовое исследование, «возникает не на основе знаний, а на основе
эмоциональных переживаний»[5], и именно на
уроках литературного чтения наиболее успешно происходит её воспитание в детях.
Уроки литературного
чтения открывают ребёнку дорогу в огромный, разнообразный и прекрасный мир
художественной литературы, которая является, как пишет Н. И. Кремянская,
ближайшим помощником учителя в важном деле воспитания у детей любви к природе.
«Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим
содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства,
сознание, волю. Оно по своей природе оказывает на ребёнка большое
воспитательное воздействие…», говорится в программе по литературному чтению Л.
Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой.
Многие писатели и поэты,
писавшие о мире животных и растений, воспевшие в своих произведениях красоту и
величие природы, её невыразимое премудрое устроение, затрагивают самые нежные
струны человеческой души. При помощи художественного слова они приобщают
читателя к миру природы, помогают увидеть и видеть красоту её. Стихи и проза,
живописующие о природе, воспитывают любовь к ней, ту любовь, которая, по слову
С. Образцова, педагога и создателя кукольного театра, «возникает тогда, когда ребёнок
начинает чувствовать ответственность за своего котёнка, посаженную берёзку,
прилетевшего снегиря».
Здесь «слово становится
объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания
словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли,
чувства, идеи». На уроках литературного чтения средством воспитания являются
сами тексты произведений, сам литературно-художественый текст здесь
непосредственно воспитывает. «… глубокое читательское вхождение в пространство
художественного текста, в образ литературного героя, в обстоятельства его
жизни, в его проблемы вызывает у любого читателя желание "примерить на
себя" его судьбу, его обстоятельства…».
Одними из наилучших
произведений, содержащих в себе огромный воспитательный потенциал, являются
рассказы Константина Георгиевича Паустовского.
В произведениях других
авторов, писавших о природе, таких как Николай Иванович Сладков, Михаил
Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, чаще всего, изображаются
животные и растения во взаимоотношениях друг с другом. Человеку в этих
произведения места нет. Он является в данном случае своего рода сторонним
наблюдателем, никаким образом не участвующим в жизни героев произведения. В
рассказах же Паустовского показаны непосредственные отношения между человеком и
живой природой. Читатель этих рассказов как бы сам становится одним из героев
произведения, проникается их жизнью. Картины природы в произведениях
Константина Георгиевича Паустовского очень реалистичны и в то же время лиричны.
Природа в его рассказах «увидена глазами наблюдательного читателя, доброго,
любящего её человека, способного удивляться, радоваться каждой травинке,
восхищаться живым существом, находить с ним родственную связь».
Справедливым будет
отметить, что такими же глазами в своих рассказах Паустовский смотрит и на
человека. Его авторское внимание занимают и
«… малейшие движения
человеческого сердца, едва приметные волнения души», как пишет А. Эрлих. Таким
образом, можно сказать, что Паустовский писал не только о природе, но и о человеке,
о людях, о тесной взаимосвязи природы и человека.
Со стороны встречаемости
произведений Константина Георгиевича Паустовского в курсе литературного чтения и
их тематического распределения в нём были проанализированы следующие программы
по литературному чтению:
О. В. Джежелей; Г. М.
Грехнёвой и К. Е. Кореповой; О. В. Кубасовой; Л. Ф. Климановой и В.Г.
Горецкого; Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой; Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской, а
также Л. А. Ефросининой и М. И. Омороковой.
В результате анализа этих
программ была сделана, приведённая в приложении, таблица, наглядно показывающая
соотношение в различных программах изучаемых произведений Константина
Георгиевича Паустовского, классов, в которых происходит знакомство детей с
этими произведениями и тем, разделов, в которые они включены.
В программе О. О.
Джежелей встречаются только два произведения Паустовского. В третьем классе это
«Заботливый цветок», а в четвёртом классе – «Заячьи лапы». Оба эти рассказа в
программе объединены общей, посвящённой детству, темой.
Больше всего произведений
Константина Георгиевича в программе Ефросининой, Омороковой и Грехнёвой,
Кореповой.
В третьем классе по
программе Ефросининой и Омороковой учащиеся читают один рассказ «Барсучий нос»,
включённый в тему «О братьях наших меньших». В четвёртом же – дети по данной
программе знакомятся с четырьмя рассказами «Стальное колечко», «Заячьи лапы»,
«Кот-Ворюга» и «Какие бывают дожди». Последние четыре рассказа приводятся в
теме «Произведения Паустовского».
По программе Грехнёвой,
Кореповой ребята должны познакомиться во втором классе с рассказом «Барсучий
нос», в третьем классе - с отрывком из произведения «Мой дом», отрывком
«Кишата» из книги «Повесть о жизни» и произведением «Жара стояла над землёй», а
в четвёртом - со сказкой «Стальное колечко». Рассказ «Барсучий нос» и отрывок
«Мой дом» читаются по теме
«О братьях наших меньших»,
а произведение «Жара стояла над землёй» Грехнёва и Корепова относят к теме
времён года «Лето красное».
К теме времён года в
третьем классе произведения Константина Георгиевича Паустовского «Барсучий нос»
и « Стальное колечко» относит также в своей программе по литературному чтению
О. В. Кубасова. Рассказы «Заячьи лапы» и «Корзина с еловыми шишками» включены
ею в тему четвёртого класса «Рассказы». О. В. Кубасова также два произведения
«Великий сказочник» приводит для четвёртого класса по теме «Познавательная
литература».
В программе Климановой,
Горецкого в третьем классе в разделе «Были-небылицы» происходит знакомство с
рассказом «Растрёпанный воробей». В четвёртом – в разделе «Человек и природа» с
рассказом «Скрипучие половицы» и в разделе «Страна далёкого детства» с
рассказом «Корзина с еловыми шишками».
Бунеевы рассказы
«Кот-Ворюга» и «Жильцы старого дома» считают нужным поместить в третий класс в
раздел «Летние путешествия и приключения», а рассказ «Корзина с еловыми
шишками» - в раздел «Наполним музыкой сердца». В первом классе по программе
Буневых учащиеся знакомятся с произведением «Приточная травка».
И, наконец, в седьмой
проанализированной программе Кудиной, Новлянской из произведений Константина
Георгиевича Паустовского находятся три. Это рассказ «Барсучий нос» в третьем
классе в разделе «Сказки и рассказы» и рассказы «Подарок», «Стальное колечко» в
четвёртом, в разделе «Эпос».
Сделанный анализ программ
приводит к выводу, что большинство авторов, их написавших, не видят
целесообразным рассматривать произведения Паустовского, главным образом, как
произведения о природе. Только в трёх программах рассказы Константина
Георгиевича включены в разделы, посвященные миру природы.
Библиография
1. Айкина Г. А. Как сделать
экологическое воспитание эффективным?//Начальная школа.- 2008.- №8
2. Бобылёва Л. Д., Бобылёва О. В.
Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа.//Начальная
школа.- 2003.- №5
3. Борейко В. Е. Любовь к природе:
Спорные вопросы.//Гуманитарный экологический журнал. Т.6. Вып. 2.-2004
4. Веселова Т. М. Формирование
экологической культуры младших школьников на основе краеведческого
материала.//Начальная школа.- 2003.- №2
5. Воронина Н. В.
Экологическое воспитание младших школьников.//www. Den-za-dnem.ru/page.php? article=412
6. Дементьева О. Н. Воспитательные
возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации.// demen.21416s23.edusite.ru/DswMedia/doklad.doc
7. Воюшина М. П. Анализ
художественного произведения.//Начальная школа.- 1989.- №56.
8. Высказывания современников о
Паустовском. paustovskiy. niv. ru/paustovskiy/bio
9. Гордеева Т. Н. Экологическое образование и воспитание
учащихся.//Начальная школа.- 2004.- №2
10. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.
Программа «Литературное чтение» 1-4 классы.//Начальная школа.- 2000.-№8
11. Жесткова Н. С. Состояние
экологического воспитания учащихся.//Начальная школа.- 1989.- №10-11
12. Климцова Т. А. Экология в
начальной школе.//Начальная школа.- 2000.- №6 www. paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/bio/avtobiografiya-1966.htm
13. Кохно О. И. Человек и мир природы
в детской литературе.// www.academy.edu.by/materials/official…chelimir.doc
14. Краткий педагогический словарь:
Учебное справочное пособие. / Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютькова И. А. –
М., 2005.
15. Кременцов Л. П. Константин
Георгиевич Паустовский. Жизнь и творчество. Книга для учителя.- М, 1982
17. Купров В. Д. Экологическое
образование младших школьников.//Начальная школа.- 2000.- №7
18. Лоскутова З. С. Воспитание любви
к природе.//Начальная школа.- 1983.-№12
19. Нефёдова Л. К. Художественное
своеобразие рассказа
К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» и
работа над ним.//Начальная школа.- 1989.- №12
20. Основы социальной
концепции Русской Православной Церкви.// www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
21. Паустовский К. Г. Биография.//www.n-sladkov.ru/index.php/skrebicky
22. Паустовский К. Г. Внеклассное
чтение. Теплый хлеб и другие рассказы. – М., 2007
23. Пипилюк Н. Г. Уроки литературного
чтения – залог успешного воспитания и обучения.// ido.tsu.ru/ss/?unit=264&page=798
24. Программы общеобразовательных
учреждений. Начальные классы. М., 2002.
25. Салеева Л. П. Опыт экологического
воспитания младших школьников.//Начальная школа.- 1991.- №4
26. Сильченкова Л. С. Один из
вариантов работы с крупнообъёмным произведением.//Начальная школа.- 1989.- №6
27. Симонова Л. П. О перспективах
развития экологического образования в начальной школе.//Начальная школа.-
1998.- №6
28. Тарасова Т. И. Экологическое
образование младших школьников на межпредметной основе.//Начальная школа.-
2000.- №10
29. Торохова Е. Р. Пути повышения
эффективности экологического образования учащихся.//Начальная школа.- 2004.-
№12
30. Трусова Т. М. Воспитание любви к
природе.//Начальная школа.- 1986.- №8
31. Цветкова И. В. Экология для
начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов.
32. Экологическое воспитание.//rodniki62.narod.ru/akologija.html
Приложение
Автор программы
|
Класс
|
Тема
|
Название произведения
|
ДжежелейО. В.
|
3
|
Всё начинается с детства. Из века
20-го в век 21-ый.
|
«Заботливый цветок»
|
4
|
Литература для детей. Из века 20-го
в век 21.
|
«Заячьи лапы»
|
|
2
|
О братьях наших меньших
|
«Барсучий нос»
|
Грехнёва Г. М., Корепова К. Е.
|
3
|
О братьях наших меньших
|
«Мой дом» (отрывок)
|
Красна птица перьем, а человек –
уменьем
|
«Кишата» (из книги «Повесть о
жизни»)
|
Лето красное
|
«Жара стояла над землёй»
|
4
|
Сказки русских писателей
|
«Стальное колечко» «Барсучий нос»
|
Кубасова О. В.
|
3
|
Весна идёт, весне дорогу!..
|
«Стальное колечко»
|
4
|
Рассказы
|
«Заячьи лапы»
«Корзина с еловыми шишками»
|
Познавательная литература
|
«Великий сказочник»
«Сказки Пушкина»
|
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
|
3
|
Были-небылицы
|
«Растрёпанный воробей»
|
4
|
Человек и природа
|
«Скрипучие половицы»
|
Страна далёкого детства
|
«Корзина с еловыми шишками»
|
Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В.
|
1
|
Паустовский К.Г
|
«Приточная травка»
|
3
|
Летние путешествия и приключения
Наполним музыкой сердца
«Жильцы старого дома»
«Корзина с еловыми шишками»
|
Кудина
Г. Н., Новлянская З. Н.
|
3
|
Сказки и рассказы
|
«Барсучий нос»
|
4
|
Эпос
|
«Подарок»
«Стальное колечко»
|
Ефросинина Л. А., Оморокова
М. И.
|
2
|
О братьях наших меньших
|
«Барсучий нос»
|
3
|
Произведения Паустовского
|
«Стальное колечко»
«Заячьи лапы»
«Кот-ворюга»
«Какие бывают дожди»
|