Разработка бизнес-плана инновационного проекта
Министерство образование
Республики Таджикистан
Таджикский технический
университет им. академика М.С. Осими
Кафедра: Производственный
менеджмент
Курсовая работа
По дисциплине: Экономика
предприятия
на тему: Разработка
бизнес-плана инновационного проекта
Душанбе-2010
г
1. Характеристика
предприятия и стратегия его развития
В основу представляемого бизнес - плана положена изученная и продуманная
география и ёмкость рынка Республики Таджикистан, а также предполагаемая потребность
в продукции за пределами Республики.
За время рыночных реформ сформирован класс частных собственников, создавших
с «нуля» конкурентоспособные, устойчиво работающие предприятия в различных сегментах
рынка.
Строительный рынок в РТ последнее время развивается ускоряющимися темпами.
Потребность в недорогом и качественном продукте возрастает с каждым годом. Усиливается
конкуренция на соответствующих рынках.
Для вложения капитала мы выбрали сферу производства окон.
Традиционно этот рынок делится на три части:
производство деревянных окон и
производство окон из ПВХ
производство окон из алюминия.
Наше предприятие будет заниматься выпуском окон дверей из поливинилхлорида
с использованием полностью импортного сырья для рамы и отечественных стеклопакетов.
В данном сегменте рынка работает достаточно большое количество компаний.
В Бресте это «Ромсар», «Аршад», «Новопласт» и др. Большинство из фирм-конкурентов
использует стратегию минимизации издержек для того, чтобы конечный продукт был как
можно более дешёвый. Так как они используют устаревшее оборудование, требующее больших
трудовых затрат, и непрямых поставщиков сырья, предприятие имеет все шансы быть
одним из наиболее успешных производителей окон и дверей из ПВХ региона.
Данный бизнес-план разрабатывается для создаваемого на территории РТ
предприятия, именуемого ООО «АрсПласт». В управлении предприятие будет руководствоваться
действующим законодательством и Уставом. Общество является юридическим лицом, имеющим
самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки, со своим наименованием, товарный
знак (знак обслуживания), расчётный счёт и иные счета в учреждениях банков.
ООО «АрсПласт» создается на основе частной собственности. Осуществление
данного проекта направлено на:
а) организацию дополнительных рабочих мест на долговременной основе
в рамках нового производства, создаваемого в регионе;
в) привлечение валютных средств в связи с реализацией изделий в внутри
республики и в её областях;
с) внедрение практики организации экологически чистых производств;
С) создание предприятия, позволяющего быстро реагировать на изменения
строительного рынка.
Планируется 50%-ая начальная загрузка производственных мощностей предприятия
с последующим увеличением до 100%. Тип производства- массовый.
Предприятие не планирует обновлять активную часть основных фондов в
течение рассматриваемого периода времени.
Дополнительный ввод производственных площадей не планируется.
Планируемая к выпуску продукция носит свою долю сезонности(зима является
«мёртвым» сезоном для строителей). Но так как в связи с тенденцией постоянного увеличения
объёмов строительства(в 2008 год +63%), компании начали применять практику создания
запасов стройматериалов у себя на складах в зимние месяцы, чтобы весной быстро отработать
вынужденный зимний простой. Следовательно, резкого снижения объёмов не планируется.
Основным потребителем продукции предприятия будет являться Республика
Таджикистан. Предприятие самостоятельно будет планировать свою деятельность и определять
перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости
в обеспечении производственного развития предприятия, повышении личных доходов его
работников. Основу планов будут составлять договора, заключенные с потребителями
продукции, поставщиками материально-технических ресурсов. Исходные данные по проекту
приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Исходные данные к проекту
|
Единица
измерени
|
По годам реализации
проекта
|
|
|
Наименование
показателей
|
|
|
|
|
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1.1 Цена реализации
единицы 1
|
тыс.сом
|
0.4
|
0.47
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
1.2 Цена реализации
единицы 2
|
тыс.сом
|
0.5
|
0.56
|
0.6
|
0.6
|
0.6
|
2. Использование
производственных мощностей
|
%
|
50
|
75
|
100
|
100
|
100
|
3. Количество
рабочих месяцев в периоде
|
шт.
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
4.1 Производительность
в месяц
|
шт.
|
600
|
600
|
600
|
800
|
800
|
4.2 Производительность
в месяц
|
шт.
|
200
|
200
|
200
|
200
|
200
|
5. Норма расхода
ресурсов (в разрезе ресурсов):
|
|
|
|
|
|
|
5.1.1. Профиль
армирующий для рамы
|
м.п.
|
5,18
|
5,18
|
5,18
|
5,18
|
5,18
|
5.1.2 Профиль
армирующий для створки
|
м.п.
|
3,59
|
3,59
|
3,59
|
3,59
|
3,59
|
5.1.3 Стеклопакет
|
м.кв.
|
1,56
|
1,56
|
1,56
|
1,56
|
1,56
|
5.1.4 Штапик
22
|
м.п.
|
3,89
|
3,89
|
3,89
|
3,89
|
3,89
|
5.1.5 Профиль
для створки 70/83 5К
|
м.п.
|
2,06
|
2,06
|
2,06
|
2,06
|
2,06
|
5.1.6 Профиль
для рамы
|
м.п.
|
2,83
|
2,83
|
2,83
|
2,83
|
2,83
|
5.1.7 Импост
|
м.п.
|
1,45
|
1,45
|
1,45
|
1,45
|
1,45
|
5.1.8 Т-соединитель
|
шт.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
5.1.9 Фурнитура
|
шт.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5.2.1 Профиль
армирующий для рамы
|
м.п.
|
7,85
|
7,85
|
7,85
|
7,85
|
7,85
|
5.2.2 Профиль
армирующий для створки
|
м.п.
|
5,04
|
5,04
|
5,04
|
5,04
|
5,04
|
5.2.3 Стеклопакет
|
м.кв.
|
3,29
|
3,29
|
3,29
|
3,29
|
3,29
|
5.2.4 Штапик
22
|
м.п.
|
4,12
|
4,12
|
4,12
|
4,12
|
4,12
|
5.2.5 Профиль
для створки 70/83 5К
|
м.п.
|
2,67
|
2,67
|
2,67
|
2,67
|
2,67
|
5.2.6 Профиль
для рамы
|
м.п.
|
3,18
|
3,18
|
3,18
|
3,18
|
3,18
|
5.2.7 Импост
|
м.п.
|
2,04
|
2,04
|
2,04
|
2,04
|
2,04
|
5.2.8 Т-соединитель
|
шт.
|
2,6
|
2,6
|
2,6
|
2,6
|
2,6
|
5.2.9 Фурнитура
|
шт.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6. Цена единицы
ресурсов (в резерве ресурсов):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1 Профиль
армирующий для рамы
|
сом
|
4.45
|
4.78
|
5.15
|
5.15
|
5.15
|
6.2 Профиль
армирующий для створки
|
сом
|
1.87
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
6.3 Стеклопакет
|
сом
|
29
|
31.4
|
33.8
|
33.8
|
33.8
|
6.4 Штапик 22
|
сом
|
3.45
|
3.7
|
4
|
4
|
4
|
6.5 Профиль
для створки 70/83 5К
|
сом
|
14.6
|
15.7
|
17
|
17
|
17
|
6.6 Профиль
для рамы
|
сом
|
13.5
|
14.5
|
15.5
|
15.5
|
15.5
|
6.7 Импост
|
сом
|
16
|
17
|
18
|
18
|
18
|
6.8 Т-соединитель
|
сом
|
7
|
8
|
8
|
8
|
8
|
6.9 Фурнитура
|
сом
|
74
|
81
|
87
|
87
|
87
|
7. Постоянные
расходы на ТЭР
|
|
|
|
|
|
|
7.1 Теплоэнергия
|
тыс.сом
|
7.7
|
8.2
|
8.9
|
8.9
|
8.9
|
7.2 Электроэнергия
|
тыс.сом
|
14
|
15
|
16
|
16
|
16
|
8. Аренда (в
месяц)
|
тыс.сом
|
1.8
|
2
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
9. Услуги связи
(в месяц)
|
тыс.сом
|
0.4
|
0.5
|
0.54
|
0.51
|
0.51
|
10. Прочие расходы
(в месяц)
|
тыс.сом
|
2.2
|
2.4
|
2.5
|
2.5
|
2.5
|
11. Персонал
предприятия (должности,
|
|
|
|
|
|
21
|
количество
|
|
6
|
9
|
16
|
21
|
штатных единиц):
|
|
|
|
|
|
|
11.1 рабочие
основного производства
|
чел.
|
3
|
5
|
10
|
13
|
13
|
11.2 рабочие
вспомогательного производства
|
чел.
|
1
|
2
|
4
|
6
|
6
|
11.3 администрация:
|
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
11.3.1 Директор
|
чел.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11.3.2 Главный
бухгалтер
|
чел.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
12. Среднемесячная
заработная
|
|
|
|
|
|
|
плата (в разрезе
штатных
|
|
|
|
|
|
|
единиц):
|
|
|
|
|
|
|
12.1 рабочие
основного производства
|
тыс.сом
|
0.5
|
0.6
|
0.7
|
0.7
|
0.7
|
12.2 рабочие
вспомогательного
производства
|
тыс.сом
|
0.4
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
12.3 администрация:
|
|
|
|
|
|
|
12.3.1 Директор
|
тыс.сом
|
0.8
|
0.9
|
1.1
|
1.1
|
1.1
|
12.3.2 Главный
бухгалтер
|
тыс.сом
|
0.7
|
0.8
|
0.9
|
0.9
|
0.9
|
13. Первоначальная
стоимость основных
|
тыс.сом
|
|
|
|
|
|
производственных
фондов и нематериальных
|
|
82
|
89
|
95
|
95
|
95
|
активов
|
|
|
|
|
|
|
14. Норма амортизации
|
лет
|
|
|
|
|
|
Основных производственных
фондов и нематериальных
|
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
активов
|
|
|
|
|
|
|
15. Количество
дней в периоде
|
шт.
|
310
|
310
|
310
|
310
|
310
|
16. Количество
месяцев в периоде
|
шт.
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
17. Оборачиваемость
производственных запасов
|
дней
|
15
|
15
|
15
|
10
|
10
|
18. Оборачиваемость
дебиторской задолженности
|
дней
|
12
|
12
|
9
|
9
|
9
|
19. Оборачиваемость
кредиторской задолженности
|
дней
|
15
|
15
|
15
|
10
|
10
|
20. Оборачиваемость
фонда заработной платы
|
дней
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
21. Оборачиваемость
фонда платежей в бюджет
|
дней
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
22. Вклад в
Уставный фонд
|
тыс. Вг
|
43000
|
0
|
0
|
0
|
0
|
23. Получение
долгосрочного кредита
|
тыс. Вг
|
21500
|
0
|
0
|
0
|
0
|
24. Процентная
ставка по кредиту
|
%
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
25. Погашение
основного долгосрочного займа
|
%
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
26. Доля погашения
процентов
|
%
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
27. Нормы отчисления
из чистой прибыли (в резервный фонд)
|
%
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Прочие исходные данные по проекту, а также учет инфляции, Налоговое
окружение приведены в таблицах 1.3, 1.4, 1.5.
Таблица 1.3 Исходные данные по проекту
Основные сведения
по проекту
|
Показатели
|
Основные сведения
по проекту
|
Показатели
|
Горизонт Расчета
(лет)
|
5
|
Курс национальной
денежной единицы (Вг) к 1
|
2550
|
|
|
Евро на момент
составления бизнес-плана
|
|
Шаг расчета
(месяц, квартал,год)
|
1 год
|
Ставка дисконтирования
(%)
|
14
|
Вид принятой
в проекте расчетной единицы
|
Сом
|
Дата начала
реализации проекта
|
01.01.2011
|
Расчеты выполнены
по состоянию на
|
16.12.2010
|
Таблица 1.4.- Учёт инфляции
Условия реализации
проекта
|
Единица измерения
|
По годам реализации
проекта
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
6
|
1. Темп инфляции
в период:
|
|
|
|
|
|
|
1.1 сырье, материалы,
комплектующие
|
%
|
7,5
|
7,5
|
7,5
|
0
|
0
|
1.2 топливно-энергетические
ресурсы
|
%
|
7,5
|
7,5
|
7,5
|
0
|
0
|
1.3 заработная
плата
|
%
|
7,5
|
7,5
|
7,5
|
0
|
0
|
2. Прогнозируемый
курс Вг за 1
у.е.
|
Сом
|
2550
|
2741,25
|
2946,844
|
2946,84375
|
2946,8438
|
Темп роста обменного
курса за период
|
%
|
4,41
|
6,976744186
|
6,976744
|
0
|
0
|
Таблица 1.5. Налоговое окружение
Виды налогов
и сборов
|
По годам реализации
проекта
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
|
База
|
%
|
База
|
%
|
База
|
%
|
База
|
%
|
База
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
ИЗ ВЫРУЧКИ ОТ
РЕАЛИЗАЦИИ
|
НДС
|
Выручка
|
18
|
Выручка
|
18
|
Выручка
|
18
|
Выручка
|
18
|
Выручка
|
18
|
Отчисления в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский
бюджет по единому
|
Выручка
|
2
|
Выручка
|
2
|
Выручка
|
2
|
Выручка
|
2
|
Выручка
|
2
|
нормативу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОТНОСИМЫЕ НА
СЕБЕСТОИМОСТЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чрезвычайный
налог и фонд содействия
|
ФОТ
|
1
|
ФОТ
|
1
|
ФОТ
|
1
|
ФОТ
|
1
|
ФОТ
|
1
|
занятости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФСЗН
|
ФОТ
|
35
|
ФОТ
|
35
|
ФОТ
|
35
|
ФОТ
|
35
|
ФОТ
|
35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Описание продукции
При выборе видов производимых товаров важное место отводилось сбалансированности
видов и объемов выпускаемой продукции, позволяющей рационально использовать имеющееся
сырье и материалы.
В соответствии с программой развития предприятия запланирован выпуск
широкого ассортимента изделий, а также сервисных услуг.
К выпуску планируется следующая структура ассортимента:
- Окна и оконные рамы различных видов и форм
- Двери и дверные проёмы
Современное оборудование позволяет выпускать высококачественные изделия
с гарантией не менее 5 лет, отвечающие всем нормам мирового стандарта по доступным
широкому кругу населения ценам, что также является важным фактором успеха предприятия
и его конкурентоспособности.
Сырье и поставки:
Поставка сырья и материалов будет осуществляться из различных источников.
Основной источник поступления материалов и комплектующих - это фирмы-производители
из Турции, России, Китай и Германия. Планируется также закупки, при возможности,
комплектующих изделий из внутренних фирм- производителей, а также вспомогательных
материалов в пределах СНГ при предоставлении поставщиками товара, соответствующего
по качеству и цене западным аналогам.
Материалы и комплектующие будут приобретаться ежемесячно в зависимости
от их расходования.
Поставки сырья и материалов будут осуществляться автомобильным транспортом,
с объемами, позволяющими минимизировать цены. Разгрузка и складирование будут механизированы,
продукция будет поступать на паллетах, что позволит снизить трудоемкость и затраты.
Остановимся подробнее на процессе изготовления окон - основном виде
деятельности предприятия.
Технологическая цепочка изготовления стандартного окна включает в себя
последовательное выполнение следующих операций:
1) доставка, разгрузка и складирование профиля;
2) нарезка профиля на заготовки;
3) нарезка стального усилителя;
4) вставка и крепление стальных усилителей;
5) сверление и фрезерование отверстий для водоотлива, вентиляции и
фурнитуры;
6) сваривание углов рамы и створки;
7) механическое присоединение вертикальных и горизонтальных импостов;
8) зачистка углов;
9) монтаж фурнитуры;
10) вставка уплотнителей по контуру окна;
11) вставка стеклопакетов (остекление);
12) функциональный контроль, проверка комплектации и промежуточное
складирование готовых окон;
13) окончательный выходной контроль качества, отгрузка и доставка потребителю.
Профили для изготовления окон поставляются в специальных упаковках
- паллетах. Длина профиля, выходящего из экструдера, и упаковываемого на паллет
составляет 6 м.
Профили могут поставляться как белыми, так и окрашенными в массе в
соответствии с каталогом производителя. На профили с одной или с двух сторон может
быть нанесена ламинирующая пленка, аналогично в соответствии с каталогом. При необходимости
изготовитель окон для единичного конкретного объекта может заказать ламинацию профиля
пленкой, которая отсутствует в каталоге производителя профильной системы, однако
может быть нанесена на профиль предприятием, специализирующимся на ламинации.
На производстве профили следует хранить на жестких стеллажах, чтобы
избежать провисания и скручивания. Высота уложенных в штабели профилей не должна
превышать 1 м. Профили нельзя хранить под открытым небом, избегая болезненных для
ПВХ перепадов температур, вызванных перегревом солнечными лучами и переохлаждением
в зимнее время. Это значит, что предприятию придётся организовывать регулярные поставки
сравнительно небольших партий профиля из-за достаточно сложных условий хранения.
Огромное значение для успеха предприятия имеет его допуск к поставкам
к муниципальному строительству. Для этого нужно пройти сертификацию и получить соответствующие
лицензии.
3. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга
Маркетинговые исследования показали, что в последнее время очень интенсивно
развивается производство пластиковых окон и дверных блоков, а также конструкций
из деревянных и дерево- алюминиевых профилей с термовставками из пластика. Сегодня
в РТ имеется большой выбор материалов: для производства окон и дверей. Приверженцы
каждого материала приводят свои аргументы в его пользу.
По объемам продаж в РБ лидируют окна из ПВХ.
В Германии более половины окон производится из ПВХ- профиля, 26% —
из дерева, 18%— из алюминия и 4% окон — комбинированные.
В Австрии ситуация несколько иная: здесь пластиковые окна занимают
значительно меньший сегмент рынка.
В Финляндии наибольшей популярностью пользуются комбинированные окна,
а во Франции и Бельгии — чисто деревянные, по качеству совершенно несравнимые с
российской массовой «столяркой».
Необходимо отметить, что окна с деревянными рамами со сравнимыми характеристиками
стоят примерно на 20 - 25% дороже изделий из ПВХ из-за более дорогого сырья и более
сложного и дорогостоящего оборудования для производства. По этим причинам широкое
распространение «новых» деревянных конструкций в ближайшее время не предвидится
и серьезной конкуренции ПВХ дерево не составит.
Строительная отрасль готова к повсеместной замене устаревших окон на
современные. Эта замена жизненно необходима, поскольку страна не может себе позволить
и дальше расточительно расходовать энергию — потери тепла в жилищно-коммунальном
хозяйстве составляют 20% общего энергобаланса. Чтобы решить проблему энергопотерь,
необходимо увеличить мощности по производству «теплых» окон примерно в 7 раз.
Основным рынком сбыта производимой продукции предполагается г.Душанбе,
Согдийская область. В перспективе планируются также поставки в другие области Хатлон,
ГБАО и районы республиканского подчинения.
Рынок полимерных строительных конструкций в силу своих особенностей
может быть сегментирован следующим образом:
Строительство и ремонт зданий производственного назначения; Строительство
и ремонт жилых помещений;
Строительство и ремонт офисов, представительств и торговых павильонов.
Согласно проведенного опроса потенциальных потребителей, основными
стимулами при покупке являются:
Для строительства и ремонта зданий производственного назначения -возможность
значительно снизить затраты на отопление и профилактический ремонт.
Для строительства и ремонта жилых зданий и помещений - дизайн, повышенная
звуко- и теплоизоляция, долгий срок службы без ремонта, удобство в обслуживании,
цена.
Для строительства и ремонта офисов, представительств фирм и торговых
павильонов - престижность, практичность (долгий срок службы), индивидуальный дизайн,
быстрота изготовления и монтажа.
Таким образом, наибольшим потребителем подобной продукции являются
на сегодняшний день средние и мелкие фирмы коммерческие фирмы, однако с прогнозируемым
увеличением платежеспособного спроса со стороны населения спрос на ПВХ конструкции
для строительства и ремонта жилых помещений будет возрастать, и приобретать все
большее значение.
Анализ конкурентов:
1. «Ромсар». Современное оборудование. Производство и установка изделий
из ПВХ, алюминия, комбинированных. Из-за дорогостоящего оборудования и сырья, изделия
получаются несколько дороже аналогичных от конкурентов. 2. «Аршад». Производство
и установка окон и дверей из ПВХ и дерева. Отказ от массового использования пятикмерного
профиля для удешевления продукции. 3. «Новопласт». Производство и установка дверей
и окон из ПВХ.
Использует турецкий
профиль, чем несколько проигрывает предыдущим фирмам. Имеет большой опыт работы
и, соответственно, связи и репутацию. Остальные фирмы, работающие на рынке, равняются
на них в ценообразовании. Так как конкуренты постоянно анализируют друг друга, конечная
цена готовой продукции практически одинакова, хотя продукция существенно отличается
по качеству. Средняя цена по рынку для рассматриваемой здесь продукции составила:
- окно стандартное повортоно - откидное 1290х1540 – 525 сом.
- окно повортоно- откидное + фиксированное 1560х2620 – 631сом. Таким образом, из приведенного анализа видно, что цена продукта не
является определяющим успех (объем продаж) показателем. Для достижения поставленных
целей необходимо:
обеспечить высокое качество производимых изделий;
обеспечить информационную поддержку потребителей с объяснением повышенных
эксплуатационных свойств предлагаемой продукции всеми видами рекламы, а так же консультированием
клиентов по телефону, посредством сети интернет и на местах продаж (приема заказов);
повысить скорость исполнения заказа до 4 - 5 дней (т.е. «На конец этой/начало
следующей недели»);
создать широкую сеть дилеров (в основном ИП, работающих по контракту)
с квалифицированным персоналом (для возможно большей скорости обработки заказа и
оказания высококачественных консультационных услуг на местах продаж);
использование «агрессивной» технологии продаж. Прогнозируемые цены
на продукцию приводятся в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Прогнозные цены на продукцию
Прогнозная цена
|
Справочно: цена
конкурентов 2009
|
По годам реализации
проекта
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
-окно стандартное
повортоно-откидное 1290x1540
|
0.5
|
0.4
|
0.47
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
окно повортоно-откидное+фиксированное
1560x2620
|
0.6
|
0.5
|
0.55
|
0.6
|
0.6
|
0.6
|
4. Производственный план
Основной целью производственного плана является предоставление информации
по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер
по поддержанию и развитию производства. Производственный план призван ответить на
вопрос, как фирма намерена создавать свою продукцию или услуги, охарактеризовать
ее производственную деятельность. Таким образом роизводственный план призван доказать
эффективность и надежность организуемого производства.
Производственная идея ООО «АрсПласт» состоит в том, что предприятие
способно освоить в достаточно быстрые сроки выпуск готовой продукции и выйти на
рынок внутри республики.
Начать реализацию проекта планируется с первого января 2011 года. Программа
производства ООО «АрсПласт» разрабатывается сроком на 5 лет. Место реализации проекта
- г.Душанбе является областным центром, имеет выгодное место расположения, имеет
место большое количество квалифицированных кадров, уровень дохода на душу населения
достаточно высок в сравнении с другими городами республики, что положительно скажется
на спросе такого рода продукции. В отчётный период строительство новый площадей
или выкуп этих не планируется.
Вид выпускаемой продукции - окна с рамой из поливинилхлорида. Для организации
производства планируется, прежде всего, приобрести оборудование стоимостью 56 млн.
белорусских рублей. Оборудование подобрано одним из учредителей - профессиональным
технологом в области производство окон и дверей из образцов лучших фирм Германии
для наилучшего соотношения цены и качества.
Изначально предприятие планирует 50%-ю загрузку оборудования. Это сделано
для того, чтобы можно было откалибровать оборудование в режиме неполной загрузки,
а также не создать излишние запасы готовой продукции в то время, пока будет отвоёвываться
доля на рынке.
Предполагаемый рынок сбыта продукции ООО «АрсПласт» в течение прогнозируемого
периода - рынок РТ. Предприятие будет ориентироваться на отечественного потребителя,
климат Душанбинской и Согдийской областей.
Соответственно, программа выпуска и реализации продукции будет выглядеть
следующим образом:
Таблица 4.1 Программа производства и реализации продукции
Наименование
показателей
|
Ед. изм.
|
По годам
|
реализации проекта
|
|
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
6
|
1. Использование
|
|
|
|
|
|
100
|
производственных
мощностей,
|
%
|
50
|
75
|
100
|
100
|
|
ИПМ
|
|
|
|
|
|
|
2. Объём производства
в нат.выражении за период,
|
|
|
|
|
|
|
ОП:
|
|
|
|
|
|
|
- окно стандартное
1290х1540
|
шт
|
3 600
|
5 400
|
7 200
|
9 600
|
9 600
|
-окно повортоно
откидное
|
|
|
|
|
|
|
+фиксированное
1560х2620
|
шт
|
1 200
|
1 800
|
2 400
|
2 400
|
2 400
|
3. Объём производства
в стоим.выражении за период:
|
|
|
|
|
|
|
- окно стандартное
1290х1540
|
тыс.сом
|
1577
|
2544
|
3646
|
4862
|
4862
|
- окно повортоно
откидное
|
|
|
|
|
|
|
+фиксированное
|
тыс.сом
|
631
|
1017
|
1458
|
1458
|
1458
|
1560х2620
|
|
|
|
|
|
|
4. Выручка от
реализации, В
|
тыс.сом
|
2208
|
3562
|
5105
|
6321
|
6321
|
5.Удельный вес
|
|
|
|
|
|
|
реализованного
товара по рынкам сбыта:
|
|
|
|
|
|
|
- внутренний
рынок
|
%
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
- внешний рынок
|
%
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Расходы по калькуляционным статьям сырьё и материалы, топливо и энергия,
заработная плата производственных рабочих определены исходя из нормативов затрат
на единицу изделия в белорусских рублях и объемов производства в натуральном выражении.
В качестве калькуляционных единиц выступает 1 единица продукции(окно). Сырьё и материалы
будут, в основном, завозиться из-за рубежа.
Сырьё требуется предприятию постоянно. С целью минимизации расходов
по хранению сырья и связывания денежных средств, идеально было бы организовать гибкую
систему снабжения по принципу «just in time» Но, учитывая наши реалии,
а также то, что сырьё идёт из-за границы, мы решили делать небольшой запас сырья.
Расчёт потребности в сырьевых ресурсах приведён в таблице Приложения 1. Потребность
в тепло- и электроэнергии, а также затраты на них приведены в таблице Приложения
2.
Планирование расходов на оплату труда персонала приводится в таблице
Приложения 3. Переход на 4й год реализации на 2 смены работы позволил при тех же
временных рамках выпускать на 33% больше продукции. Следовательно, ускоряется время
обработки одного заказа, что даст некоторые дополнительные конкурентные преимущества.
Т.к ООО «АрсПласт» планирует покупать оборудование для производства
продукции, а не арендовать его, то ему необходимо рассчитать сумму амортизационных
отчислений. Форма амортизации - простая линейная. Величина амортизации по ОПФ и
их остаточная стоимость отражены в таблице 4.2.
Таблица 4.2. Расчет амортизационных отчислений, тыс. Сомони
Наименование
основных фондов
|
Норма
амортизации,
НА, %
|
Ед. изм.
|
По годам реализации
проекта
|
|
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
|
1.Первоначальная
стоимость основных средств, ПСВОА:
|
х
|
тыс. сом
|
|
|
|
|
|
|
пила по металлу
Франц Хэберле маш № 1422821289
|
х
|
тыс.сом
|
3.4
|
3.7
|
4
|
4
|
4
|
|
Двойная пила
для скосов Елуматек № 29986
|
х
|
тыс.сом
|
8
|
8.6
|
9.2
|
9.2
|
9.2
|
|
Фреза для выборки
Хаффнер тип АФ 361
|
х
|
тыс.сом
|
2.6
|
2.8
|
3
|
3
|
3
|
|
Водоубирающая
фреза фирмы Ротокс
|
х
|
тыс.сом
|
3.2
|
3.5
|
3.8
|
3.8
|
3.8
|
|
Двухголовочный
сварочный автомат Хассомат
тип НЛ 2002
|
х
|
тыс.сом
|
11
|
12
|
13
|
13
|
13
|
|
Копировальная
верхняя фреза со сверлом для ручек
|
х
|
тыс.сом
|
2.9
|
3.2
|
3.4
|
3.4
|
3.4
|
|
Одноголовочный
сварочный аппарат Урбан АКС 3610/СР
|
х
|
тыс.сом
|
12
|
13
|
14
|
14
|
14
|
|
Очистительный
станок для сварочных швов Урбан Тип СВ 400/С № 42647
|
х
|
тыс.сом
|
11
|
12
|
13
|
13
|
13
|
|
Пила для порезки
штапика Хаффнер
|
х
|
тыс.сом
|
5.9
|
6.1
|
6.8
|
6.8
|
6.8
|
|
Пресс для установки
стеклопакетов фирмы Федерхен № 29627
|
х
|
тыс.сом
|
7.2
|
7.7
|
8.3
|
8.3
|
8.3
|
|
Усорезный круглопильный
станок Грауле Тип 85 Н
|
х
|
тыс.сом
|
3.6
|
3.8
|
4.2
|
4.2
|
4.2
|
|
Компрессор ЗсЬпеШег
Ма§сЬ.-№\ 995309503 с устройством для холодной сушки воздуха Шнайдер 44016СД ОО
Ф
|
х
|
тыс. сом
|
6.4
|
7
|
7.4
|
7.4
|
7.4
|
|
Сверлильно-фрезерный
станок Вегома Тип 101/СК 6
|
х
|
тыс.сом
|
3.3
|
3.6
|
3.8
|
3.8
|
3.8
|
|
2.Амортизационные
отчисления, А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пила по металлу
Франц Хэберле маш № 1422821289
|
20
|
тыс. сом
|
0.7
|
0.74
|
0.8
|
0.8
|
0.8
|
|
Двойная пила
для скосов Елуматек № 29986
|
25
|
тыс.сом
|
2
|
2.2
|
2.3
|
2.3
|
2.3
|
|
Фреза для выборки
Хаффнер тип АФ 361
|
24
|
тыс.сом
|
0.6
|
0.7
|
0.7
|
0.7
|
0.7
|
|
Водоубирающая
фреза фирмы Ротокс
|
22
|
тыс. сом
|
0.7
|
0.8
|
0.8
|
0.8
|
0.8
|
|
Двухголовочный
сварочный автомат Хассомат тип НЛ 2002
|
15
|
тыс.сом
|
1.7
|
1.9
|
2
|
2
|
2
|
|
Копировальная
верхняя фреза со сверлом для ручек
|
21
|
тыс. сом
|
0.6
|
0.7
|
0.7
|
0.7
|
0.7
|
|
Одноголовочный
сварочный аппарат Урбан АКС 3610/СР
|
15
|
тыс.сом
|
1.9
|
2
|
2
|
2
|
2.1
|
|
Очистительный
станок для сварочных швов Урбан Тип СВ 400/С № 42647
|
19
|
тыс.сом
|
2.2
|
2.3
|
2.5
|
2.5
|
2.5
|
|
Пила для порезки
штапика Хаффнер
|
21
|
тыс.сом
|
1.3
|
1.4
|
1.4
|
1.4
|
1.4
|
Пресс для установки
стеклопакетов фирмы Федерхен № 29627
|
20
|
тыс.сом
|
1.4
|
1.5
|
1.6
|
1.6
|
1.6
|
Усорезный круглопильный
станок Грауле Тип 85 Н
|
22
|
тыс.сом
|
0.7
|
0.8
|
0.9
|
0.9
|
0.9
|
Компрессор ЗсЬпеШег
Ма§сп.-№. 995309503 с устройством для холодной сушки воздуха Шнайдер 44016СД ОО
Ф
|
15
|
тыс.сом
|
0.9
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Сверлильно-фрезерный
станок Вегома Тип 101/СК 6
|
24
|
тыс.сом
|
0.8
|
0.9
|
0.9
|
0.9
|
3. Всего первоначальная
стоимость, ПСВОА
|
х
|
тыс.сом
|
82
|
88
|
94
|
94
|
94
|
4. Всего амортизационных
отчислений, А
|
х
|
тыс.сом
|
15
|
16
|
18
|
18
|
18
|
5. Накопительная
амортизация,
НакА
|
х
|
тыс.сом
|
15
|
32
|
50
|
68
|
86
|
6. Остаточная
стоимость основных средств, ОСВОА
|
х
|
тыс.сом
|
66
|
55
|
44
|
26
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассчитав эти данные, мы можем провести расчёт полных издержек на производство
продукции. Калькуляцию я привожу в таблице 4.3.
Таблица 4.3 Полные издержки на реализуемые услуги, тыс. сом.
Виды и статьи
затрат
|
По годам реализации
проекта
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5
|
1. ПЕРЕМЕННЫЕ
ИЗДЕРЖКИ
|
|
1.1 Сырьё, материалы,
покупные комплектующие
|
1406
|
2267
|
3250
|
3997
|
3779
|
1.2 Топливо
и энергия на технологические цели (переменная составляющая)
|
3.6
|
5.8
|
8.4
|
10
|
11
|
1.3 Расходы
на оплату труда (заработная плата рабочих основного производства)
|
21
|
38
|
81
|
113
|
113
|
1.4 Отчисления
от средств на оплату труда
|
9
|
16
|
34
|
48
|
48
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
1.4.1 единый
платеж
|
0.8
|
2
|
3
|
4
|
4
|
1.4.2 отчисления
в фонд социальной защиты
|
7.4
|
13
|
28
|
39
|
39
|
1.4.3 страхование
работников
|
0.8
|
1.5
|
3
|
5
|
5
|
2. ПОСТОЯННЫЕ
ИЗДЕРЖКИ
|
|
2.1 Аренда
|
22
|
24
|
25
|
25
|
25
|
2.2 Расходы
на оплату труда
|
23
|
31
|
45
|
63
|
63
|
2.2.1 вспомогательного
персонала
|
8
|
11
|
24
|
39
|
39
|
2.2.2 администрации
|
18
|
20
|
21
|
23
|
23
|
2.3 Отчисления
от средств на оплату труда
|
9
|
12
|
17
|
24
|
24
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
2.3.1 единый
платеж
|
0.9
|
1
|
1.8
|
2.4
|
2.4
|
2.3.2 отчисления
в фонд социальной защиты
|
8
|
11
|
16
|
22
|
22
|
2.3.3 страхование
работников
|
0.9
|
1.3
|
1.8
|
2.5
|
2.5
|
2.4 Топливо
и энергия (постоянная составляющая)
|
22
|
22
|
25
|
25
|
25
|
2.5 Услуги связи
|
3.2
|
5
|
6
|
6
|
6
|
2.6 Прочие расходы
|
26
|
28
|
30
|
30
|
30
|
2.7 Амортизация
|
16
|
17
|
18
|
18
|
18
|
3. ПОЛНЫЕ
ИЗДЕРЖКИ НА РЕАЛИЗУЕМЫЕ УСЛУГИ, СС
|
|
3.1 Переменные
издержки, ПерИ
|
1439
|
2327
|
3374
|
4171
|
4171
|
3.2 Постоянные
издержки, ПостИ
|
124
|
139
|
168
|
193
|
193
|
Итого издержек:
|
1564
|
2466
|
3543
|
4364
|
4364
|
5. Финансовый
план
Для успешного функционирования предприятия оно должно обладать достаточным
запасом денежных средств. Следовательно, в него надо инвестировать.
Инвестиционные издержки определяются как сумма основного капитала (капитальные
затраты) и чистого оборотного капитала. При этом основной капитал представляет собой
ресурсы, требуемые для сооружения и оснащения предприятия, а чистый оборотный капитал
соответствует ресурсам, необходимым для полной или частичной его эксплуатации.
При планировании инвестиционных издержек отдельно рассчитываем
потребность в
первоначальном оборотном капитале, учитывая изменения, которые могут возникнуть
во время эксплуатации предприятия.
После расчёта потребности в чистом оборотном капитале, который представляет
собой разности текущих активов и пассивов, подсчитаем общие инвестиционные затраты
по организации производства. Соответственно, определяемся и с источниками финансирования.
Хотя эти рассчитанные данные и не приводятся, они будут использованы для сводного
расчёта, который представлен в таблице 5.1.
Таблица 5.1 Сводный расчёт
Вид долговых
обязательств
|
По годам реализации
проекта
|
Всего обязательств
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
|
1. Задолженность
по кредиту на начало периода
|
0,00
|
25
|
18
|
12
|
6
|
х
|
2. Сумма получаемого
кредита
|
32
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
32
|
3. Итого сумма
основного долга (сумма строк 1 и 2)
|
31
|
25
|
18
|
12
|
6.2
|
х
|
4. начислено
процентов
|
4.3
|
3.5
|
2.6
|
1.7
|
0.6
|
х
|
5. Погашение
основного долга
|
6.2
|
6.2
|
6.2
|
6.2
|
6.2
|
х
|
6. Погашение
процентов
|
4.3
|
3.5
|
2.6
|
1.7
|
0.8
|
х
|
7. Итого погашение
основного долга ипроцентов (сумма строк 5 и 6)
|
10.7
|
9.8
|
8.9
|
8
|
7
|
х
|
8. Задолженность
по кредиту на конец периода (разность строк 3 и 7)
|
25
|
18
|
12
|
6.2
|
0,00
|
х
|
Так как кредит будет выплачен, предприятие сможет на шестой год полностью
оперировать своими доходами, а также взять новый крупный долгосрочный кредит для
дальнейшего развития.
Теперь нам нужно рассчитать чистую прибыль, сведя в таблицу 5.2. предыдущие
данные и налоги, которые требуется уплатить.
Таблица 5.2. Расчет чистой прибыли от реализации продукции, Сом.
Виды поступлений
и издержек
|
По годам реализации
проекта
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1. Выручка от
реализации
|
2208
|
3562
|
5105
|
6321
|
6321
|
2. Налоги и
отчисления из выручки:
|
392
|
632
|
906
|
1121
|
1121
|
2.1 НДС
|
336
|
543
|
778
|
964
|
964
|
2.2 Отчисления
в республиканские фонды и в местные целевые фонды, ОМЦФ, ОРФП
|
55
|
88
|
127
|
157
|
157
|
3. Переменные
издержки, ПерИ
|
1439
|
2327
|
3374
|
4171
|
4171
|
4. Переменная
прибыль (стр.1 - стр.2 - стр.3)
|
377
|
602
|
825
|
1028
|
1028
|
5. Постоянные
издержки, ПостИ
|
124
|
139
|
168
|
193
|
193
|
6. Прибыль от
реализации продукции (стр.4 -стр.5)
|
252
|
462
|
656
|
834
|
834
|
7. Прочие доходы
(расходы)
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
8. Прибыль балансовая
(стр.6 +/- стр.7)
|
252
|
462
|
656
|
834
|
834
|
9. Льготируемая
прибыль
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
10. Налог на
недвижимость
|
0.6
|
0.5
|
0.4
|
0.2
|
0.08
|
11. Налогооблагаемая
прибыль (стр.8 - стр.9 -стр.10)
|
252
|
462
|
655
|
834
|
834
|
12. Налоги из
прибыли - всего
|
68
|
125
|
177
|
834
|
12.1 Налог на
прибыль
|
60
|
110
|
157
|
200
|
225
|
12.2 Местные
налоги
|
7.6
|
14
|
19
|
25
|
25
|
13. Чистая прибыль
(стр.8 - стр.10 - стр.12)
|
184
|
337
|
478
|
608
|
609
|
14. Использование
чистой прибыли
|
18
|
23
|
28
|
32
|
31
|
14.1 Погашение
задолженности по кредитам
|
11
|
10
|
9
|
8
|
7
|
14.2 Отчисления
в резервный фонд
|
7.4
|
13
|
19
|
24
|
24
|
15. Прибыль
в распоряжении предприятия (стр.13 - стр.14)
|
166
|
314
|
450
|
576
|
576
|
Для удобства анализа приведём таблицу 5.3, где сведены налоги, уплачиваемые
ООО.
Таблица 5.3. Расчет
величины обязательных отчислений, Сом.
Виды поступлений
и издержек
|
По годам реализации
проекта
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1.Налоги, выплачиваемые
из выручки
|
392
|
632
|
906
|
1121
|
1121
|
2.Налоги, выплачиваемые
из прибыли
|
68
|
125
|
177
|
225
|
225
|
3.Налоги, включаемые
в себестоимость
|
18
|
28
|
52
|
73
|
73
|
4.Всего обязательных
отчислений, Нал
|
479
|
786
|
1136
|
1421
|
1421
|
Показатели эффективности
проекта:
Теперь оценим эффективность проекта. Для этого, учитывая издержки финансирования,
рассчитаем чистые потоки денежных средств и чистый дисконтированный доход.
Коэффициент дисконтирования вычисляем по формуле:
К = 1/(1+Д)*1
где Д - годовая ставка дисконтирования (норма дисконта) - 14% I - номер
года реализации проекта
Таблица 5.4.
Расчёт чистого дисконтированного дохода
Виды поступлений
и издержек
|
Расчетные данные
по годам реализации проекта
|
|
Всего по проекту
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Номер периода
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
х
|
2. Приток капитала
|
199
|
354
|
496
|
627
|
627
|
2304
|
3. Отток капитала
|
82
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
82
|
4. Чистый поток
|
116
|
354
|
496
|
627
|
627
|
2222
|
5. ЧИСТЫЙ ПОТОК(с
нар.
итогом)
|
116
|
471
|
967
|
1594
|
2222
|
х
|
6. Коэффициент
дисконтирования
|
1
|
0.001
|
0.01
|
0.01
|
0.008
|
х
|
7.Дисконтированный
приток
|
199
|
310
|
382
|
423
|
371
|
1687
|
8.Дисконтированный
отток
|
82
|
0
|
0
|
0
|
0
|
82
|
9. Чистый дисконтированный
доход
|
282
|
310
|
382
|
423
|
371
|
1770
|
10. Чистый дисконтированный
доход(с нар. итогом)
|
282
|
593
|
975
|
1398
|
1770
|
х
|
Чистый дисконтированный доход показывает абсолютную величину прибыли,
приведенной к началу реализации проекта и должен иметь положительное значение, иначе
инвестиционный проект нельзя рассматривать как эффективный. Чистый дисконтированный
доход характеризует интегральный эффект от реализации проекта и определяется как
величина. Полученная дисконтированием (при постоянной ставке процента отдельно от
каждого года) разницы между всеми годовыми оттоками реальных денег, накапливаемых
в течении горизонта расчета проекта.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности: индекс рентабельности,
уровень безубыточности, коэффициент покрытия задолженности, рентабельности продаж
и реализуемой продукции сводим в таблицу 5.5.
Таблица 5.5. Показатели финансово-хозяйственной деятельности
|
Наименование
показателя
|
Обозначение
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Рек. Знач
|
1
|
Индекс рентабельности
|
ИР
|
2,4084694
|
|
|
|
|
>1
|
2
|
Уровень безубыточности
|
УБ
|
32,93
|
23,18
|
20,46
|
18,79
|
18,79
|
<50%
|
3
|
Коэффициент
покрытия задолженности
|
Кпз
|
18,70
|
36,14
|
55,68
|
77,99
|
87,58
|
>1,3
|
4
|
Рентабельность
продаж
|
Кп
|
0,0833155
|
0,09471148
|
0,09373667
|
0,0963405
|
0,0963614
|
|
5
|
Рентабельность
реализуемой продукции
|
Крп
|
0,1176715
|
0,13675576
|
0,135074
|
0,1395346
|
0,1395649
|
|
В следующей таблице представлены показатели эффективности проекта.
Таблица 5.6. Показатели эффективности проекта
Показатели
|
В целом по проекту
|
По годам реализации
проекта
|
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Показатели эффективности
проекта
|
1.Простой срок
окупаемости
|
1
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
2.Чистый дисконтированный
доход
|
1770
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.Внутренняя
норма доходности
|
0.8
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
4.Индекс доходности
|
20
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
5.Уровень безубыточности
|
Х
|
32,9
|
23,2
|
20,5
|
18,8
|
18,8
|
6.Коэффициент
покрытия задолженности
|
Х
|
18,70
|
36,14
|
55,68
|
77,99
|
87,58
|
Финансовые
показатели
|
7.Рентабельность
|
|
|
|
|
|
|
7.1.продаж
|
Х
|
0,083
|
0,095
|
0,094
|
0,096
|
0,096
|
7.2.продукции
|
Х
|
0,118
|
0,137
|
0,135
|
0,140
|
0,140
|
Как видно, в целом реализация проекта по производству окон из ПВХ экономически
целесообразно и предприятие в будущем способно своевременно погашать свои обязательства
перед кредиторами за счет средств, находящихся в его распоряжении.
Проект окупится уже в первый же год. Рентабельность продукции и продаж
даёт очень неплохие шансы после истечения срока реализации проекта обновить производство
за собственный счёт.
Как видно, на эффективность проекта сильно зависит от цены. Руководство
должно отслеживать все изменения цен и соответствующим образом использовать информацию
об этих изменениях для увеличения эффективности работы предприятия.
Заключение
Итак, в ходе интересной и увлекательной работы над
данным проектом, мною были рассмотрены теоретические и практические вопросы, посвящённые
составлению бизнес-плана производственного предприятия «АрсПласт».
Производство окон в условиях продолжающегося роста объёмов строительства
даёт хорошие шансы на стабильный, увеличивающийся доход в будущем периоде.
После анализа всех пунктов данной курсовой работы, я сделал вывод,
что предприятие вполне конкурентоспособно на рынке как Таджикистана, так и России,
оно выпускает современную и востребованную продукцию.
Бизнес-план является одним из важнейших инструментов планирования предпринимательской
деятельности. При грамотном его составлении и использовании он даёт не только конкретные
указания к действию, но и позволяет существенно экономить средства, выявляя способы
экономить собственные средства.
Конкретно по данному проекту хочу отметить целесообразность использования
кредита для организации производства.
Данный бизнес-план разработан с целью обоснования своевременности и
полноты возврата кредитных средств и платежей по кредиту за счет накопления чистой
прибыли предприятия от реализации своих услуг. Для подтверждения этих слов были
приведены экономические и финансовые расчеты такие как: анализ рынка сбыта, расчет
стоимости оборудования, себестоимости реализации услуг, анализ безубыточности.
В рамках финансовой части бизнес-плана был составлен прогнозный баланс
на 2010-2015 гг. и проанализированы некоторые финансовые коэффициенты предприятия
за этот период. В течение срока реализации проекта будет получен ЧДД в размере 2768
тысяча сомони. План даёт основу для принятия рациональных решений, позволяет оформит
и анализировать интуитивные предложения.