Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
РОССИЙКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал
Российского государственного социального университета
Министерства
образования и науки РФ в г. Тольятти Самарской области
Кафедра: "СОЦИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ"
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По курсу "Инновационный
менеджмент"
На тему "Выбор
приоритетных направлений исследований и разработок"
Выполнила:
студентка
4-го курса
группы
МС-7/05
Кривякина
Т.С.
Проверил:
Безруков
Тольятти
2008
Содержание
Введение
Выбор приоритетных направлений
исследований и разработок
Методология формирования приоритетных
направлений инновационно -ориентированных исследований в области техники и
технологий на основе запросов ведущих предприятий
Заключение
Список литературы
Научно-техническая
политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический
прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально
новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на
рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции.
Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям
развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.
Инновации (нововведения)
представляют собой количественные и качественные изменения технической базы
производства и механизма управления предприятием, направленные на производство
новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов
оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов
управления. Это не только технический, но и экономический и социальный термин.
Новые знания не равнозначны инновации, они предшествуют ей, и только будучи
примененными на практике они превращаются в инновации. Предприятие, внедряющее
инновацию, всегда рискует. В случае успешного внедрения инновации оно получает
вознаграждение за риск в виде возросшей прибыли. По мере процесса
распространения инновации прибыли предприятия, первым внедрившего её, начинают
сокращаться.
Инновационный
менеджмент
- процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей
рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и
кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных
результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.
Сущность инновационного
менеджмента заключается: в составлении инновационных программ и проведении
единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой
продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении
инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся
инновационной деятельностью.
Главная
цель
инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции,
что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия
различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого
производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации,
управления и подготовка соответствующих специалистов.
Выбор приоритетных
направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной
научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок
реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и
распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в
технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных
исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ,
международного сотрудничества.
Конкретные приоритетные
направления развития науки и техники детализируются в перечне критических
технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное
значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических
технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг,
качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные
направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий
федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической
политике.
Финансирование работ,
выполняемых программ направлен на развитие исследований в области физики
высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза,
высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики.
Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств
будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов
биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы
предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и
здравоохранения; решение социальных проблем.
Действующие
государственные научно-технические программы представляются для утверждения в
Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм
в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе
нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе
федеральной целевой программы.
Особыми объектами науки
федерального значения является Государственный научный центр. Статус
государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ
научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим
уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные
кадры. Результаты их научных исследований получили международное признание.
Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение
организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее
организационно-правовой формы.
Государственные научные
центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении
материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций,
необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета;
импортных таможенных пошлин и др.
К началу 1996 г. в России было свыше 60 государственных научных центров. Одним из видов целевых программ,
утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая
программа.
Федеральная
научно-техническая программа содержит увязанный по
ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и
разработок, а также мероприятий по их осуществлению.
Целями
федеральных научно-технических программ являются: получение новых знаний в
области фундаментальной и прикладной науки; решение научно-технических проблем;
создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих
общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных
идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала
России.
При этом необходимо
соблюдение следующих условий:
·
существенная
значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование
нового технологического уклада;
·
принципиальная
новизна и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для
широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В качестве
государственного заказчика выступает Комитет по науке и технологиям РФ.
Руководство программой
осуществляет научный совет. Научный совет отвечает за выбор
научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность
мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует
конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
В настоящее время в
России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди
государственных научно-технических программ можно выделить: создание
высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса;
экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии,
металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и
транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и
техники осуществляется целевым назначением Комитетом по науке и технологиям РФ
из средств федерального бюджета.
Разработка
перечисленных направлений связана с осуществлением государственных
научно-технических программ, программ государственных научных центров,
важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных
программ и проектов.
Государственная
научно-техническая программа представляет собой
комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий,
обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем
развития науки и техники.
Программы отбираются
исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной
политики, международных обязательств.
Федеральные
научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний
период) в соответствии с федеральным законом "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской
Федерации".
Программы относятся к
федеральному уровню при наличии следующих условий:
·
соответствие
программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития
науки и техники и перечню критических технологий;
·
значимость
(существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта,
развития науки и техники;
·
невозможность
решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного
механизма и необходимость государственной поддержки;
·
принципиальная
новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
·
возможность
влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и
повышение эффективности производства;
·
достаточность
(полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения
поставленных задач;
·
реальность
решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров,
материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
Методология
формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований
в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий
Система
выбора приоритетных направлений инновационно -ориентированных научных программ
и проектов выполняла бы следующие задачи:
учитывала
запросы на постановку НИОКР большинства высокотехнологичных предприятий
различных отраслей и регионов и формировала многоуровневый характер
приоритетных направлений (муниципального, регионального, федерального и
отраслевого) и обеспечивала межрегиональные и межотраслевые связи при учете
запросов потребителей позволяла формировать и выполнять коллективные ПИОКР с
участием нескольких научно-исследовательских организаций в интересах
предприятий:
готовила
предложения по подготовке вузами специалистов для разработки выбранных
приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований и
последующей реализации результатов исследований на производстве и формировала
предложения для проведения коп-курсов направо выполнения ПИОКР за счет
финансирования на основе частно-государственного партнерства:
способствовала
образованию кластерных структур, стимулирующих сотрудничество науки, образования
и высокоэффективного производства.
Исходя
из поставленных задач, очевидно, что система и ее элементы должны охватывать
все регионы и большинство высокоэффективных предприятий, находиться в тесных
контактах с вузами, администрациями регионов и предприятиями, иметь
квалифицированный персонал для научно-технической экспертизы.
Наиболее
полно решению этих задач отвечают расположенные, но всех регионах.
Центры
трансфера технологий университетов (ЦТТ) и объединившая их Сеть трансфера
технологий высшей школы (СТТ BIII),
одной из основных задач которой является осуществление "обратной связи"
между потребностями рынка в наукоемкой продукции и формированием для вузов
инновационно-ориентированной тематики фундаментальных НИР и прикладных ПИОКР,
отвечающей требованиям и зaпpocaм
отраслей и регионов.
ЦТТ
университетов и их инновационные инфраструктуры имеют положительный опыт но
взаимодействию с предприятиями и региональными органами. Наиболее активно
работают университеты в Томске, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Н.
Новгороде, Воронеже, Владивостоке, Саратове, Волгограде.
Недостаточный
опыт новых ЦТТ может быть восполнен обменом опытом и различными учебными
курсами, в том числе с использованием дистанционного образования, организуемыми
как в системе высшей школы, так и вне ее.
Формирование
приоритетов инновационно-ориентированных исследований будет происходить снизу
вверх от отдельных предприятий через многоуровневые срезы (муниципальный,
региональный и федеральный).
Сбор
информации о запросах предприятий в решении научно-технических проблем, возможностях
финансирования выполняемых ИИОКР. потребностях в кадровом сопровождении,
осуществляется ЦТТ но единой форме и методике во всех регионах. Для каждого
уровня (муниципального, регионального, федерального) определяются наиболее
значимые и научно-исследовательские работы.
Для
выполнения такой объемной работы должны быть разработаны:
научно
методическое и информационное обеспечение анализа запросов на
инновационно-ориентированные исследования предприятий и научных организаций в
области техники и технологий на регинально-отраслевом уровне:
система
мониторинга запросов высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей
промышленности в необходимости выполнения ПИР и ОКР в перспективных
технологических областях:
методология
и механизмы учета контроля и использования результатов научно-технической
деятельности предприятий, вузов, проектных и научных организаций:
научно-методическое
обеспечение системы мониторинга и анализа развития кадрового потенциала,
необходимого для сопровождения инновационно-ориентированных исследований,
внедрения их результатов и освоения выпуска инновационной продукции на
предприятиях, в вузах, проектных и научных организациях на
регионально-отраслевом уровне:
методика
комплексной оценки результативности и эффективности профильной деятельности
научных организаций и организаций поддержки научно-инновационной деятельности,
в том числе относящихся к государственному сектору:
и
профессиональные требования работодателей для кадрового обеспечения
инновационно-ориентированных предприятий и научных организаций в перспективных
высокотехнологичных отраслях промышленности:
методология
формирования и прогнозные оценки приоритетных направлений
инновационно-ориентированных исследований в области техники и технологий на
основе запросов высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей
промышленности, разработанные с учетом передового мирового опыта:
Методология
формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований
в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий различных
форм собственности и отраслей должна учитывать деятельность организаций на
регионально-отраслевом уровне. Па первом этапе она должна быть апробирована в
не менее чем 6 регионах различных федеральных округов РФ.
Полученные
результаты должны способствовать активному развитию перспективных и
инновационных исследований в области техники и технологий, эффективному
применению полученных результатов в реальном секторе экономики, формированию
кластерных структур, объединяющих высокоэффективные предприятия, пауку и
образование, вовлечению молодой части трудоспособного населения в
высокотехнологичные области науки и производства, повышению отдачи от вложенных
в науку госбюджетных средств.
Научно-технический
прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из
главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы
обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска
продукции, отвечающей потребностям рынка. Выбор приоритетных направлений
исследований и разработок играет важную роль в государственной
научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок
реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и
распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в
технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных
исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ,
международного сотрудничества.
Действующие
государственные научно-технические программы представляются для утверждения в
Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня;
подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной
на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в
составе федеральной целевой программы.
Методология
формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований
в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий различных
форм собственности и отраслей должна учитывать деятельность организаций на
регионально-отраслевом уровне. Полученные результаты должны способствовать
активному развитию перспективных и инновационных исследований в области техники
и технологий, эффективному применению полученных результатов в реальном секторе
экономики, формированию кластерных структур, объединяющих высокоэффективные
предприятия, пауку и образование, вовлечению молодой части трудоспособного
населения в высокотехнологичные области науки и производства, повышению отдачи
от вложенных в науку госбюджетных средств.
1. Кирина
Л.В., Кузнецова С.А. "Стратегия инновационной деятельности предприятия"
Сб.научных трудов. "Формирование механизма управления предприятием в
условиях становления рынка". Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д.,
Новосибирск, 2000г.
2. Крицков
В.Ф., Ягудин С.Ю. "Особенности оценки эффективности создания и освоения
новой техники в шинной промышленности", М. ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 2001г.
3. "Коммерциализация
результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки
для России" / Под ред. В. В. Иванова. С. Клесовой. О. П. Лукши, П. В.
Сушкова. М.:ЦИПРЛН РАН, 2006.
4. В.
М. Кутузов, Л. В. Муравьев. II.
II. Потрохов. II.
Г. Рыжов. Л/. К). Шестопалов. Технология реализации
комплексных научно-образовательных проектов университетов с инновационными предприятиями.
СПб.: СПГЭТУ.-ЛЭТИ. 2006.
6. Г.
Г. Андреев. Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и
задачи.-Инновации. №7. 2006.
7. Инновационный
менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 2007 г. – 361 с.