Теория организации в системе наук
Министерство
образования и науки РФ
Негосударственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Открытый
юридический институт»
курсовая
работа
по дисциплине: Теория организации
на
тему: Теория организации в системе наук
Владивосток
2010
Введение
Каждый
человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Именно
в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работаю, преодолевают
недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В
рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет
организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело
с организациями.
Организация
– сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп,
стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и
свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У
организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно
развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют
ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они
погибают, когда оказываются неспособными выполнить свои задачи. Не понимая
сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни
эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их
деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких
принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открываются,
почему их участники действуют так, а не иначе, - ответы на эти вопросы призвана
дать тория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.
Трудно
переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования
организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена
социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению
организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность,
развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного
регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние
революционных изменений в технологической базе производства. Переход к
эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах,
стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и
услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и
мастерства управления.
Традиции
централизованной типизации всех структурных построений, жестокой формализации
внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих
звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем,
пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств,
породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности.
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем, что изучение теории организации призвано
качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию
протекающих в них процессов и в конечном счете – к их адаптации к условиям
рыночных отношений.
Предмет
определяет то, чем занимается данная наука, и то, какие явления объективной
действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности
протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки
характеризует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений
действительности в данной области знаний.
До
настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не
обоснованы. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую
организационную науку о законах функционирования и принципах формирования
целостных образований (систем) самой различной природы. При этом если словом «организация»
обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос - «какая»?, а если
«процесс», то «чего»?
Объектом
изучения теории организации является любой исследуемый объект, который может
быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с
окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы
организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления
отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с
уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации
объекта приложения этой науки.
Объектом
приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические
системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые,
строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты,
учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в
зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из
перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и
техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным
делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с
осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем
- это люди, предметы и средства труда.
Предметом
теории организации являются организационные отношения, то есть связи и
взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными
составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей
направленности.
На
уровне теории организаций социальных систем их главная особенность заключается
в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он
связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами
труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет
все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на
достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента
социальной системы - людей, средства и предметы труда. Чтобы организация
существовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими основными
элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в
пространстве и во времени.
Эти
связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в
социальных системах, то есть конкретные организационные отношения – предмет
организационной науки. Человек выступает активным элементом социальной системы,
рациональная организация трудового процесса предполагает рациональные связи в
элементарной системе, которые обеспечиваются целесообразной планировкой и
оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.
Элементарная
часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной
подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между
элементами подсистемы. Затем необходимо обеспечить устойчивые связи между
подсистемами и установить правила, определяющие порядок их взаимоотношений,
выраженных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь
устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность этих связей
внутренних и внешних и является предметом организационной науки.
Социальная
система обычно рассматривается с двух точек зрения:
· статики,
под которой следует понимать структуру связей между ее элементами и
подсистемами. Эта структура связей отображается организационной структурой
системы или ее частью;
· динамики,
под которой следует понимать деятельность, направленную на установление и
обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы,
обуславливающих ее нормальное функционирование. Эти связи отображают движение
материальных, энергетических и информационных потоков. Обе точки зрения
дополняют и обуславливают друг друга.
Таким
образом, физическим воплощением организационной деятельности является комплекс
целенаправленных действий организатора (или группы организаторов),
ориентированных на:
·
создание
новой организационной структуры системы;
·
совершенствование
существующей организационной структуры системы - реструктуризация системы
(перепланировка частей, упразднение действующих и создание новых технологий и
т.д.);
·
техническое
перевооружение системы (без изменения существующей структуры и т.д.);
·
расширение
действующей системы (на территории действующей организации);
·
эксплуатацию
имеющихся систем;
·
реализацию
рациональных форм и методов организации разнообразных процессов в пространстве
и во времени (информационных, производственных, финансовых и т.п.).
В
самой простой форме цикл организации социально-экономической системы включает
три основные фазы: 1. организационный анализ; 2. проектирование организации; 3.
внедрение организации.
На
практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой
методологический подход к определению сущности организационных процессов
позволяет:
·
во-первых,
четко обозначить области организационной деятельности в социально-экономических
системах - это установление и обеспечение целесообразных связей в сфере
деятельности организации;
·
во-вторых,
дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и
обеспечение относительно полной структуры целесообразных связей,
обуславливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.
Из
одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их расположения и связей
можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и
разным уровнем эффективности.
Наука
о теории организаций должна охватывать: проектирование и развитие социально-экономических
систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание
систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом
организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных
позиций они могут рассматриваться как свойства системы:
·
организация
как состояние, мера упорядоченности системы;
·
управление
как изменение уровня ее организованности.
В
центре проектирования и развития организации стоит человек.
Организационная
модель новой (или усовершенствованной) системы должна включать, таким образом,
подсистемы и элементы структуры, обеспечивающие:
·
осуществление
установленной для системы цели;
·
бесперебойную
деятельность системы и составляющих ее частей;
·
минимальный
уровень эксплуатационных расходов;
·
оптимизацию
условий труда и т.д.;
·
максимальный
эффект.
Инструментом
теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.
Под
методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению
определенной цели, способ достижения какой-либо цели. Задача теории организации
состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта,
состоящего из множества факторов. Перейдем к конкретным методам изучения теории
организации на уровне социальных систем.
Конкретными
методами изучения теории организации являются:
· эмпирический
метод - наблюдение, восприятие и сбор информации;
· системный
подход в организации, представляющий собой логический образ мышления, согласно
которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя
из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех
подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности.
При этом эта система рассматривается как часть более крупной системы, а общая
цель системы согласуется с целями этой крупной системы;
· синергетический
метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и
моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических,
социальных, экологических и других естественных и искусственных систем;
· методы
математического моделирования - метод линейного программирования, теория
очередей и др.
Существуют
различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для
обозначения деятельности по упорядочиванию всех элементов определенного объекта
во времени. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих
других случаях организация рассматривается как объект, обладающих упорядоченной
внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические,
технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация
как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов
(свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением.
Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация
– это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно
такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут
быть предметом изучения только одной науки – теории организации. Они должны
рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.
Разумеется,
такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть
понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его
на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно
статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный
на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека,
систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к
труду и к достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в
организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические
ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение
которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединят свои
усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее
эффективности.
Таблица
1 - Система наук об организации
Научные дисциплины
|
Изучаемые аспекты
|
Теория организации
|
- Сущность, типы
- Цели, миссия, среда
- Структура, коммуникации
- Механизм
функционирования
- Адаптация,
проектирование
- Динамика
организации
|
Теория управления
|
- Субъекты и объекты
управления
- Стимулирование и
мотивация
- Принятие и
реализация решений
- Руководство
- Линейное и
функциональное управление
|
Психология
|
- Обучение и
тренировка
- Мотивация
- Личность,
восприятие
- Удовлетворение
работой
- Оценка действий
- Отношение к труду
- Форма поведения
|
Социология
|
- Групповая динамика
- Нормы, роли
- Статус, власть
- Конфликты
- Бюрократия
- Организационная
культура
- Социализация
|
Социальная психология
|
- Изменение поведения
- Изменение позиции
- Групповые процессы
|
Антропология
|
- Сравнительные
ценности
- Сравнительные нормы
- Сравнительные
позиции
- Этнические особенности
|
Экономическая наука
|
- Регулирование
- Рыночные отношения
- Эффективность
- Экономическая
стратегия
|
Юридические науки
|
- Законодательная
регламентация
- Правила и нормативы
- Ответственность,
санкции
|
Информатика
|
- Информационные
потоки
- Обоснование решений
- Информационные
технологии
- Телекоммуникации
|
Определяющая
роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей
принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и
науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается
неоднозначно. В одних работах теория организации рассматривается как составная
часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как
целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может
рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде
работ по теории управления формулируются основные категории, закономерности,
принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое
разграничение, к какому ответвлению общей теории – к организации или управлению
– относится тот или иной постулат.
Имеется
также большое число работ, выделяющих проблемы организации в относительно
самостоятельную область знаний. Исходная позиция их авторов состоит в том, что
«организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» - зачем и как
воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения
управления. Такая позиция позволяет, на мой взгляд, глубже и всесторонне
исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов,
выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности отдельных
элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии
жизненного цикла субъектов хозяйствования. Разумеется, и при таком подходе
сохраняются объективно существующая связь и взаимовлияние организации и
управления в рамках единого процесса целенаправленной деятельности.
Интересы
комплексного решения проблем организаций требуют учета того, что в состав их
элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы,
определяющие социально-экономическую структуру организации (индивидуумы с их
способностями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности,
подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные
отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие
производственно-техническую структуру организации (орудия труда, материальные
ресурсы, технологические правила).
Основополагающая
задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и
группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения,
на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение
необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и
данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, политологии,
экономики, менеджмента, социологии, социальной психологии, антропологии) для
решения этих задач.
Вклад
психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и
прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения
поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие
рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно
тех психологических исследований, которые непосредственно связаны с поведением
человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки,
выявления нужд и разработке мотивационных методов, степени удовлетворенности
работой, психологических аспектах процессов принятия решения, оценке поступков
и позиций людей, природе хозяйственной предприимчивости.
Исследования
в области социологии расширяют методологические основы теории организации за
счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают
в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение
группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными
становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой
динамики, процессов социализации организационной структуры, бюрократии,
коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением
природы социальных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между
малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации
большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой
деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ
факторов социальной значимости человеческой деятельности, места и росли
человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной
активности деятельности человека, исследование его социальных возможностей,
ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации.
На
вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как
индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а
не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина – социальная
психология. При изучении межличностного поведения главным ориентиром является
то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются
барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют
исследования. Посвященные оценке и анализу изменения позиций, форм коммуникаций
и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.
Вклад
антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди
прочих проблем изучает функцию культуры общества, т.е. своеобразный механизм
отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым
определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого
лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения
людей, проявляющихся в деятельности организаций. В теории организации
исключительно важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на
формирование приоритетов людей и их поведение в организациях.
Связь
теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью
формировать цели и стратегию организаций как основу для их построения,
обеспечения внутренних и внешних взаимодействия. Исследования отношений
собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и
микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем
эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют
непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем
сторонам их эффективной деятельности.
Особую
значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей
право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной
деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории
организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское,
трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к административному праву,
регулирующему общественные отношения, возникающие в процессе организации
государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной
деятельности. Особо хочу выделить корпоративное право – совокупность
юридических норм, регулирующих правой статус, порядок создания и деятельности
хозяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельности
исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых собственником или
администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные
внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в
соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую
регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для
эффективного функционирования организаций.
Важную
роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все
процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности,
а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы,
способы и средства реализации информационных процессов в этих системах.
Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать
способности системы управления по обработке и передаче необходимой информации,
добиться требуемой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих
решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой
информации, как руководителям, так и исполнителями. Развитие современных
информационных систем осуществляется высокими темпами за счет широкого
внедрения новых информационных технологий, развития компьютерных сетей и
телекоммуникаций.
Менеджмент
рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса
управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий,
построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда;
организации производства; экономические законы развития, в том числе
пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных
отношений характеру производительных сил.
Политология
рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней
и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом
как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия
перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем
посредством кибернетики, теории управления. Теория управления изучает следующие
проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений
управления, организационная структура управления, линейные и функциональные
связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса
управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований
в области теории управления способствовало выделению теории организации как
самостоятельной новой науки. Она призвана, интегрировано подходить к ключевым
процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их
коммуникациях.
Таким
образом, теория организации – одна из серии управленческих наук, основой
которой служит теория управления (рис. 1).
Рис.
1 - Место теории организации в системе управленческих наук
Теория организации,
обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на
законодательно-правовую базу. Связь теории организации с другими науками
наглядно показана на рис. 2.
Рис. 2 - Связь теории
организации с другими науками
Развитие каждой науки
характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний.
Дифференциация – это поиск своей ниши (своего предмета и объекта исследования)
для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении
исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или
иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации,
обсуждают перспективность трех путей ее развития:
·
создания
общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте,
экономике, социологии и других, относительно разработанных науках научных
воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;
·
выделения
своей локальной области исследования части организации и развития ее;
·
формирования
трехступенной схемы развития (рис. 3).
Рис.
3 - Схема развития теории организации
Определенной трудностью
для развития теории организации является проблема количественного измерения
организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют
качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой,
маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким
научным потенциалом.
Из числа эффективных
методов исследования в теории организации могут использоваться дедукция и
индукция. Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к
частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или
предсказываются единичные и групповые события. Индукция предусматривает
исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный
материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые
происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам
большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений
между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная
теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка,
различие, поляризация, столкновение и антагонизм. Каждый метод опирается на
комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять
следующим требованиям:
·
осмысленность
введенных терминов, категорий и понятий;
·
непротиворечивость
дефиниций одного и того же предмета или явления;
·
возможность
обобщения на другие классы событий;
·
наличие
ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и
т.д.);
·
возможность
объяснения происходящих событий и их прогнозирования.
Развитие теории
организации включает три конкретных этапа, которые в свою очередь могут быть
поделены на соответствующие подэтапы:
1.
Сбор
и обработка информации:
·
сбор
фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений,
легенд и мифов о существовании или функционировании организаций (как явления),
особенностях организации (как процесса);
·
систематизация
информации и составление типологии, например, по времени, по эффективности, по
характеру организационных отношений, по сфере деятельности.
2.
Создание
теорий и методик:
·
создание
понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов,
синонимы;
·
привлечение
научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных
проблем, например теории управления, разработки управленческих решений,
кибернетики Виннера, функционально-стоимостного анализа;
·
нахождение
зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование
законов и закономерностей, например нормы управляемости персоналом в
зависимости от характера деятельности, закон развития, закон самосохранения,
закон синергии.
3.
Апробация
теорий и методик:
·
практическое
апробирование разработанных теорий и методик;
обобщение теоретических
разработок и практических результатов применения отдельных положений теории
организации, накопление статистических данных.
Перечисленные этапы
выполняются циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке
знания в области теории организации.
Изучение организаций
стало главной задачей исследований, проводимых представителями различных
научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самостоятельную научную
область - теорию организации -область относительно молодую и не имеющую
устоявшихся канонических форм, систему научных знаний, обобщающую
организационный опыт и отражающую сущность организационных отношений, их
внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Теория
организации тесно связана с естественными и общественными науками, которые
служат для нее источником организационного опыта.
Особое значение имеет связь теории организации с
социальными науками, позволяющая прогнозировать развитие общественных
отношений. Определяя фундаментальные законы развития организации, она дает
новый понятийный аппарат, однозначно устанавливает цели и задачи развития
организации, органично соединяет различные направления современных теорий
управления. В последнее время распространяется дисциплина «теория организаций»,
объектом которой выступают социальные организации (предприятия), а предметом -
закономерности их функционирования, основной задачей которой является изучение
влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование
организации, и на происходящие в них изменения, на обеспечение необходимых
результатов. При этом теория организации использует достижения ряда смежных
наук.
Бесспорный вывод данной
работы заключается в том, что теория организаций - лишь часть метатеории,
которую представляет собой теория организации, но она позволяет детально
исследовать сущность организации как субъекта общества, упорядочить ее
деятельность, опираясь на знания законов, закономерностей, принципов,
рассматриваемых в рамках теории организации.