Профессионально важные качества личности руководителя
Реферат
Тема: Профессионально важные качества личности
руководителя
Профессионально важные
качества личности руководителя — это
личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и
успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.
К началу 50-х годов
XX в. было проведено множество исследований, направленных на выявление
индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим
руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было
установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:
1.
интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы;
2.
осознание потребности к действию и существующие мотивы;
3.
уверенность в себе, высокая самооценка компетентности и уровня
притязаний.
В более поздних работах
в результате изучения успешных руководителей выделены
следующие профессионально важные свойства личности руководителя:
1.
практически-психологическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии,
готовность применить их в практике решения организаторских задач;
2.
психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми, «организаторское чутье»;
3.
общественная энергичность — способность личности заряжать своей энергией организуемых
людей;
4.
требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от
особенностей ситуации;
5.
критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной
деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.
Наконец, выделяются
такие свойства личности, как склонность
к организаторской деятельности, потребность в данной деятельности
и стеничность чувств при ее
выполнении. При этом отмечается, что все указанные свойства
иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется
эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской
деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий
тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности на членов
коллективов.
Очевидно, что
руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять
интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу
своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо
разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе
поведения коллектива. Однако специфика набора
профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его
профессиональной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как
искренность и терпимость, являющиеся профессионально важными для руководителя
предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру предприятия, а способность к
выполнению рутинной работы будет отличать руководителя в системе
бюрократического управления от руководителя коммерческого
предприятия.
Исходя из основных
задач управления, можно определить наиболее значимые черты и свойства успешного
руководителя. Профессионально важными из них для управленца являются:
1.
способность к стратегическому планированию,
гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования стратегии развития
организации, ее экономической политики, а следовательно, и методов управления
персоналом;
2.
способность полностью реализовывать возможности сотрудников с
помощью правильной расстановки кадров и справедливых санкций, учитывая
необходимость удовлетворения потребности в признании, поддерживать и
способствовать развитию и самореализации сотрудников;
3.
способность формировать коллектив и
психологическую атмосферу в нем, адекватную профессиональной ситуации;
4.
выработка организаторских и коммуникативных свойств в связи с
особенностями профессиональной деятельности. К ним относятся: уверенность в
себе, инициативность, воля и решительность, готовность выслушивать мнения
других, коммуникабельность и коммуникативная компетентность.
5.
Важное значение для успешного руководителя имеет стремление к
саморазвитию в контактах и общении и любознательность. Самосовершенствование и
творческий рост — залог успеха руководителя в организации и окружающем мире, в
которых непрерывно меняются как сами люди, так и условия их деятельности;
6.
развитие самообладания и самоконтроля. Члены коллектива
(подчиненные, коллеги) неодинаково воспринимают ситуацию, в которой они
оказываются и где по-разному удовлетворяются их потребности и ожидания.
Различия могут привести к противоречиям, несогласию между людьми, возникновению
конфликтной ситуации. В этом случае руководителю необходимы самообладание и
самоконтроль, т.к. согласно своей роли он находится обычно в центре конфликта.
Основным способом
поведения руководителя в процессе управленческой деятельности является
непрерывное воздействие на управляемый объект, коллектив или отдельную
личность. Эффективность этого воздействия во многом определяется уровнем
профессиональной компетентности руководителя и его
личностными особенностями. К разряду таких особенностей относится, прежде
всего, потребностно-мотивационная
система личности. Эта система личности
включает в себя три группы мотиваций: биологические, маргинальные, высшие
(социальные). Группа биологических
мотиваций является общей для человека и
животных; маргинальные
мотивации базируются на физиологических
процессах и механизмах и одновременно несут на себе отпечаток социальных
воздействий. Группа высших
социальных мотиваций связана с осознанной и
целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных
им самим или принятых извне определенных целей. В сфере управления
эффективность деятельности руководителя во многом обусловлена доминированием
высших социальных мотиваций: достижение цели (успеха), саморазвитие
(самореализация) и свобода.
Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать
препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться
поставленных перед собой целей, затрачивая на это энергию указанной
потребности. Успешное достижение поставленных перед собой целей приводит к
формированию высокой адекватной самооценки, которая воспринимается окружающими
как уверенность в себе. Переживание успеха, в т.ч. и профессионального,
обладает свойством эмоционального подкрепления, стимулирует человека к повторению
данного переживания и, в конечном счете, определяет трансформацию мотивации
достижения цели в мотивацию стремления к успеху.
Мотивация саморазвития обеспечивает самостоятельные и
относительно независимые поведение и деятельность, которые не всегда полностью
осознаются личностью, формируя то, что в психологии называется жизненным путем.
Мотивация самореализации может рассматриваться как определенный
вариант мотивации саморазвития, возникающий на основе существующих у личности
определенных способностей и направленный на их воплощения и развитие. Для
руководителя основополагающими будут коммуникативные, предпринимательские и
организаторские способности, определяющие развитие этой мотивации.
Мотивация свободы — потребность в принятии осознанных и
самостоятельных решений, а также в формировании независимого от социального
давления поведения. Это мотивация наиболее значима при принятии решений в
ситуациях, исход которых неизвестен, но чрезвычайно важен для человека. Определяющий
фактор свободного поведения — это разум, не замутненный предрассудками и
аффектами, лежащий в основе произвольности выбора и вариативности решений.
Своеобразие иерархии целей и задач свободного человека наиболее полно
проявляется в кризисных ситуациях, когда необходимо принимать ответственные и
безотлагательные решения, которые часто не совпадают с ожиданиями других людей.
Мотивация свободы может
определять профессиональную деятельность управленца, т.к. у этой категории лиц
существует определенный прогноз на профессиональное развитие и имеются
перспективные планы и задачи, преобладающие над текущими процессами
профадаптации.
Ради достижения дальних
целей и перспектив развития структура мотивационно-потребностной системы
человека может перестраиваться с помощью своеобразных внутренних мотивационных
регуляторов — свободы и воли — и за счет торможения активности на основе
текущих потребностей и задач. Таким образом, категория свободы связана с
категорией воли, которая тормозит импульсивные инстинктивные и животные по
существу формы поведения. Под волей понимается способность встраивания особого интеллектуального
плана между воздействием самой ситуации на человека и его ответным поведением,
что обеспечивает субъекту возможность осознания необходимости того или иного
действия, а также торможения импульсивных поведенческих актов,
детерминированных непосредственными желаниями.
Воля, волевые действия
и качества человека наряду с эмоциями и эмоциональными переживаниями составляют
эмоционально-волевую сферу личности. К основным волевым качествам,
обеспечивающим эффективность управленческой деятельности, можно отнести:
целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность и
настойчивость, энергичность и инициативность.
Целеустремленность — это способность человека подчинять
свои действия целям, которые необходимо достигнуть за счет мобилизации сил на
правильное определение путей, средств, способов и приемов своей деятельности.
Самообладание характерно для людей, которые
произвольно управляют своими мыслями и чувствами, действиями и поступками.
Личности, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.
Самостоятельность
рассматривается как способность человека не поддаваться влиянию различных сил,
могущих отвлечь его от достижения поставленной цели.
Решительность — волевое качество человека, благодаря
которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в
различных условиях жизни и деятельности, характеризующихся наличием
определенных противоречий.
Настойчивость является качеством личности, благодаря
которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и
сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности
на пути достижения достаточно отдаленных целей. Управленец, достигший заметных
успехов в своей деятельности, отличается четкой ориентацией в жизни,
решительностью, способностью переломить неблагоприятный ход событий, выйти из
ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в происходящее с ним.
А это обеспечивает внутренняя свобода человека.
Ответственность
выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку, лишь осознавая
возможность активного изменения ситуации и его цену, человек может предпринять
попытку такого изменения. Особой чертой ответственности являются возможность и
способность личности признавать свои ошибки и брать на себя вину в случае
неудач и неуспеха.
Современному обществу
необходимы нравственно надежные руководители, способные на
самосовершенствование, в т.ч. духовное. Нравственный руководитель осознает
необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом.
Поэтому одним из основных требований к личности управленца должно стать
требование его нравственной
устойчивости.
Таким образом, очевидны
достаточно жесткие требования к личности управленца и руководителя, которым не всегда соответствуют личные качества работающих.
Частичное соответствие личностных свойств руководителя перечисленным
требованиям определяет степень успешности профессиональной деятельности
управленца.
Большинство
специалистов, изучающих эффективность системы управления, соглашаются с тем,
что личность руководителя — прежде всего, личность лидера, т.к. неспособность
проявить в определенных ситуациях лидерские возможности однозначно приводит к
снижению авторитета и эффективности профессиональной деятельности.
Существуют три основные концепции
происхождения лидерских качеств руководителя. Согласно первой — харизматической —
человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми. Вторая
концепция — теории черт — настаивает на том, что личность сама приобретает необходимый
набор качеств лидера: высокий интеллект, обширные знания, здравый смысл,
инициативность, твердую уверенность в себе, целеустремленность и
ответственность в сочетании со свободой и самоопределением. Сторонники этой
теории считают, что достаточно выявить все эти качества, а затем необходимо
организовать воспитание истинного лидера. Две названные
«крайние» концепции были объединены в «синтетическую» теорию, согласно
которой эффективность руководства определяется не столько личными качествами
руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным,
сформированным на основе необходимых индивидуальных свойств, и отражает
накопленный жизненный опыт.
В обобщенном портрете
успешного руководителя выделяется ряд параметров, по которым можно установить
взаимосвязь личностных свойств с эффективностью управленческой деятельности:
это биографические характеристики (возраст, пол, образование, социальное
происхождение), способности и специфические личностные черты. Зарубежные
ученые, исследуя возрастные
особенности руководителей, выявили много интересного. Так,
средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, в
американских же компаниях — 59 лет; оптимальный возраст вступления в должность
менеджера — от 30 до 50 лет и более. Эти возрастные
показатели свидетельствуют о том, что преуспевающими менеджерами становятся
лица, обладающие достаточным опытом и мудростью, но при этом имеющие
определенную жизненную перспективу.
Важным показателем
признается качественное
образование руководителей. По данным японских исследователей,
типичный японский менеджер имеет университетский диплом, а иногда и два. Многие
российские менеджеры также имеют и гуманитарное, и экономическое образование.
Высшее образование обеспечивает не только высокий уровень профессиональной и
научной подготовки специалиста, но и общей культуры руководителя, а также его
осведомленности во многих вопросах, не имеющих непосредственного отношения к
конкретному производству.
Интеллект как способность решать сложные и
абстрактные проблемы должен быть выше среднего, но необязательно на самом
высоком уровне.
Специфические способности
личности руководителя — это специальные
знания, умения, компетентность, информированность, которые чаще проявляются у
него в конкретной профессиональной деятельности. Успешный руководитель должен
уметь творчески использовать эти знания в различных, часто неповторимых
ситуациях, постоянно возникающих в процессе работы. В основе такого умения
лежат организаторские
способности.
Черты личности — это последний блок характеристик
профессионально успешного руководителя. Из множества личностных качеств, черт
личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными
являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость;
креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность;
надежность; независимость; общительность. Все эти качества объединяет нечто
общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать.
1.
стрессоустойчивость, проявляющуюся в адекватном реагировании
руководителя на неожиданно возникающую непредвиденную (стрессорную) ситуацию,
требующую усиления активности и перестройки поведения в целях адаптации к
изменившимся условиям, или для изменения ситуации в согласии с целями и
задачами управления;
2.
способность доминировать, которая рассматривается как умение
руководителя влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с
задачами управления;
3.
стремление к победе как особое качество, которое базируется на
мотивации достижения цели (достижения успеха);
4.
уверенность в себе — дополнительное качество, основанное на
высокой адекватной самооценке.
Стремление к победе,
уверенность в себе — две взаимосвязанные характеристики, т.к. успешное
достижение человеком поставленных перед собой целей, или достижение субъективно
значимых целей, приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая
и воспринимается окружающими как уверенность в себе;
5.
креативность — способность к творческому решению задач, которая
рассматривается не только как характеристика интеллекта руководителя, но и как
желание и способность поощрять творчество своих подчиненных;
6.
эмоциональная уравновешенность, проявляющаяся в способности
руководителя поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся
условиях;
7.
предприимчивость, надежность и независимость, определяющие
возможность менеджера формировать свои представления по профессионально важным
проблемам и способность достигать успеха вместе со своими подчиненными.
Остановимся на них
более подробно.
Доминантность (влияние).
Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но,
вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса. Во-первых,
для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные
полномочия, то есть на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные
действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем,
они используют не более 65% своих возможностей и иногда выполняют свои
обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе. Так что
влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного
характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным. Во-вторых,
неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит
внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя
доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.
Уверенность в себе. Что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде
всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит,
защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе
руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает
мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе, благодаря его стилю
руководства. Вместе с тем следует отметить два важных обстоятельства.
Во-первых, существует
разница между уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко
уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что человек, уверенный
в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах
и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. Короче, у него есть
реальные, а не мнимые основания для уверенности. Во-вторых, известно, что
подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а
значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать
себя спокойно и уверенно. И, наконец, есть еще одна сторона управленческой
деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это
контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и
неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.
Эмоциональная
уравновешенность и стрессоустойчивость. Это
родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно,
могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается
целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области
психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.
Во-первых, на
необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже
положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе.
Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со
всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных
симпатий и антипатий. Во-вторых, руководитель — это такой же человек, как и все
другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т.д. Постоянное
подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может
обернуться неприятными последствиями — неврозами, психическими заболеваниями и
т.д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства
эмоционально-психологической разгрузки.
Креативность. Это способность человека к творческому решению задач, очень важная
черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности.
Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться
с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в
деятельности подчиненных и поддерживать их.
Стремление к
достижениям и предприимчивость. Без этих
качеств невозможно представить себе успешного руководителя. В стремлении
человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей —
потребность в самореализации, в достижении целей. Исследования показывают, что
обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают
ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы.
Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед
собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени
предсказуем и просчитан. В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда
заинтересованы в наличии обратной связи — информации о том, насколько успешно
они справляются с заданием.
Ответственность и
надежность. В современном менеджменте эти качества
личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого
руководителя. Репутация стоит дороже денег, и если она потеряна, то — навсегда.
Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства
должны быть выполнены.
Общительность
(коммуникабельность). Нет особой необходимости
доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Ограничимся лишь
следующими основными положениями.
1. Без общительности,
коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение
строить отношения с людьми.
2. Коммуникабельность —
качество не врожденное, его можно развивать. Развитие коммуникативных навыков —
важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития личности руководителя.
Итак, мы рассмотрели
основные характеристики, имеющие отношение к личности руководителя. Осталось
сказать, что человек не рождается с набором перечисленных выше стилей руководства,
а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и
социально-исторических условий его жизни. Формированию нужных качеств могут
способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы
обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание
самосовершенствоваться и понимание, что необходимо ежедневно «строить»,
развивать свою личность, личность руководителя.
Выводы. Профессионально важные качества личности управленца — это
личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и
успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.
Перечисленные
личностные черты, естественно, не исчерпывают всего богатства характеристик
руководителя, вместе с тем, каждый успешный руководитель, менеджер обладают
определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально
важных личностных качеств, обладающую определенной спецификой в каждой
конкретной области управления.
Литература
1.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.
Учебное пособие для вузов / В.А.Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
2.
Климов Е.И. Индивидуальный стиль деятельности. Психология
индивидуальных различий. / Е.И.Климов; Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.
Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.74-77.
3.
Колесников
А.Н. Психология делового преуспевания / А.Н.Колесников, Ия.Алехина,
Е.А.Алехина, М.И.Горбачев. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 304 с.
4.
Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента. Учебный курс / Г.Г.Лигинчук. – М.: МЭИМП, 2008. – 547 с.
5.
Основы
управления специальным образованием: Учеб. Пособие / под ред Д.С.Шилова. - М.:
Академия, 2001. – 336 с.
6.
Шепель
В.М. Человеческая компетентность менеджера: Управленческая антропология /
В.М.Шепель. – М.: Экономика, 2000. – 432 с.