Промышленный переворот и новые подходы к управлению
Реферат
«Промышленный переворот и новые подходы к управлению»
Переход от ручного труда к использованию
машин в промышленности произошел в последней четверти XVIII столетия. В Англии были
изобретены ткацкий станок и прядильная машина. На первых текстильных фабриках
эти станки и машины приводились в движение при помощи силы падающей воды. С
изобретением паровой машины появилась возможность значительно расширить
территории размещения предприятий, а не только вблизи рек.
Паровые машины стали быстро распространяться как в Англии, так и в
странах Европы и США. Изготовление машины
—двигателя, передаточных устройств и самой рабочей части
—потребовали новых видов материалов, сырья и вызвали к жизни новые
отрасли промышленности. В английском законодательстве начала XIX в. имеются упоминания
таких видов производств, как доменные печи, железоделательные, медеплавильные,
литейные и машиностроительные заводы, металлические мастерские, фабрики по
изготовлению гуттаперчи, бумаги, стекла, табака, печатные и переплетные
мастерские и т.д.
Все это происходило и в России, но на фабриках и заводах Запада
применялся наемный труд, а в нашей стране вплоть до реформы 1861 г.
производство основывалось на крепостническом и полукрепостническом труде. В
этом и проявилась разница в подходах к управлению трудом наемных рабочих или
крепостных. Здесь и была причина различий в росте производительности труда и в
темпах развития промышленности.
Промышленный переворот создал необходимые условия для развития
тяжелой промышленности, но начался он с развития легкой промышленности,
производящей предметы личного потребления: ткани, обувь, одежду и предметы
быта. Крупные фабрики и заводы объединяли на одном предприятии тысячи рабочих, управление
которыми требовало новых подходов, иной организации, дальнейшего углубления
внутрипроизводственного разделения труда. В этот период происходили частые
военные столкновения: гражданская война в США, колониальные войны Англии,
франко-прусская война, русско-турецкие войны, наполеоновские войны и т.д.
Организация и управление войсками, несомненно, повлияли на характер управления
и в промышленности. Жестокие войны порождали и жестокие методы управления. Вот
один из примеров подхода к управлению — «Дисциплинарный кодекс», авторство
которого приписывают Р. Аркрайту (1732—1792) и его сподвижникам. Английский
предприниматель, цирюльник, изобретатель прядильной машины сумел осознать, что
для управления фабрикой с системой машин-автоматов необходимо заставить людей
отказаться от их прежних привычек ремесленников и рабочих мануфактуры
самостоятельно решать организацию своего труда и подчинить их действия строгому
ритму работы машин. Для этого потребовалась новая дисциплина труда. Управляющие
стали предъявлять к рабочим ряд требований:
ü работник должен быть на
фабрике, на своем рабочем месте, в 5.30 утра;
ü при опоздании на 10 минут
рабочего не пускали на фабрику до перерыва на завтрак, и он лишался 1/4 части
дневного заработка;
ü есть, пить, делать
перерывы можно было лишь с разрешения управляющего и по его распоряжению;
ü в последующем, было,
введено правило найма на работу и увольнения, по которому рабочий фактически не
мог в одно стороннем порядке расторгнуть договор о найме.
Умелое размещение машин и оборудования, координация работы,
введение строгой дисциплины принесли свои положительные результаты и позволили
значительно повысить производительность труда. Были заложены основы управления
крупными фабриками и заводами.
Продолжительный рабочий день, доходивший до 14 часов, тяжелые
условия труда, штрафы и другие притеснения побуждали рабочих к организованному
сопротивлению новым методам управления. Однако в этот период появляются и
другие идеи — более лояльного отношения к рабочим. Для своего времени эти идеи
были утопическими и смогли быть полезными для общества лишь через многие
десятки лет. Автором их был Р. Оуэн (1771—1858). Будучи предпринимателем и
управляющим крупным текстильным предприятием в Шотландии, он ввел сокращенный
рабочий день, организовал для детей рабочих ясли и образцовую школу, выдвинул
идею трудовой коммуны и другие нововведения. Но все это было обречено на
провал. Его начинания не выдержали натиска конкурентов. Сокращение рабочего дня
фабричным законодательством в Англии, а впоследствии и в других европейских
странах с 14 до 10-12 часов, борьба за 8-часовой рабочий день, конфликты на
этой почве между рабочими и управляющими привели к необходимости повышения
интенсивности труда.
Кроме того, хозяева фабрик и заводов, управляющие и инженеры, мастера
и рабочие начали осознавать, что новая техника при хорошем владении ею может
показать лучший результат, более высокую производительность труда. Возник и еще
один вопрос, касающийся экономии на затраченном капитале, рациональном
расходовании материальных ресурсов и денежных средств.
По объективным причинам Россия тогда не являлась опасным
конкурентом для промышленности Запада. Ведущие европейские страны
интересовались в России главным образом дешевым сырьем. Лес, пушнина,1
уголь, деготь, зерно, хлопок, кожевенное сырье и другие ресурсы охотно
вывозились на западные рынки. Но передовые деятели в России, ученые и инженеры
понимали, что без развития отечественной промышленности и освобождения от
крепостничества страна будет обречена на вечную зависимость, останется сырьевым
придатком высокоразвитых государств. В 1861 г. было отменено крепостное право,
появился рынок наемной рабочей силы.
Научной и технической основой для промышленного переворота в нашей
стране явились многие открытия и изобретения российских ученых и практиков. Вот
несколько примеров, подтверждающих это положение.
Математик Н. И. Лобачевский создал учение о неэвклидовой
геометрии, в Академии наук в Петербурге М. В. Остроградский провел ряд работ в
области математической физики, аналитической механики и сформулировал принцип
наименьшего действия. В Московском университете П. Л. Чебышев нашел
элементарные связи между фундаментальными открытиями и прикладными,
практическими средствами применения их в естествознании и технике. Развитие
химии было тесно связано с потребностями хлопчатобумажной, кожевенной,
сахароварной и другими отраслями производства. М. Я. Каттары, Н. Н. Зинин, А.
М. Бутлеров, А. П. Бородин и ряд других ученых дали промышленности химические
технологии, открыли синтез анилина, что позволило начать производство
органических красок, фотоматериалов, лекарств и т.д.
В технической области уже нашли свое применение открытия и
изобретения на основе электричества. В. В. Петров установил физические и
химические действия гальванических пластин, В. С. Якоби сконструировал первый в
мире электродвигатель, инженер П. Л. Шиллинг применил электромагнитный
телеграф.
Горный инженер П. П. Аносов, инженер-металлург П. М. Обухов,
мастера В. Пятов, П. К. Фролов, отец и сын Е. А. Черепанов и М. Е. Черепанов,
инженер Д. И. Журавский и многие другие сделали возможным применение на
практике чугунно-рельсовых дорог, металлических мостовых конструкций, создали
рецепт изготовления «булатной» стали, начали работы по стальному литью и
прокату стали.
Становилось
все более ясным, что эти машины и механизмы могут обеспечить высокую
производительность только тогда, когда техническое управление ими будет
осуществляться квалифицированными, обученными и заинтересованными в результатах
своего труда рабочими. Повсеместная перестройка фабрик и заводов на основе
современной техники и технологии заставила управляющих и прежде всего инженеров
обратить внимание на вопросы организации производственных процессов и обучения
работников необходимым навыкам труда.
Одними из первых научных подходов в этом деле явились работы
ученых Московского высшего технического училища. В 60 — 70-х гг. XIX в. были проведены
исследования по созданию методики рационализации трудовых движений рабочих. Их
результаты получили высокую оценку на Всемирной выставке в Вене в 1873 г.
Работа получила «Медаль преуспеяния». Фабрично-заводская организация
производства постепенно формировала структуру управления, где начало
обозначаться внутрипроизводственное разделение труда между непосредственными
исполнителями и руководителями.
Так постепенно складывалась структура управления фабриками и
заводами. Сформировалось низшее звено управления, в которое вошли мастера
цехов, начальники и бригадиры производственных бригад, их помощники, наиболее
квалифицированные рабочие — «рабочая аристократия» — с более высокой оплатой.
На вершине управленческой структуры находились фабриканты — хозяева
предприятий, управляющие заводами и участками, инженеры. Назревала
необходимость создания еще одного звена управления — функциональных
управляющих, получившего позднее статус среднего звена управления.
Концентрация и централизация производства и капитала в конце XIX — начале XX в. привели к созданию
гигантских по числу работающих и объему выпускаемой продукции предприятий,
монополистических объединений, которые могли позволить себе проведение научных
опытов и экспериментов в сфере управления. Приток в производство необученной,
полуграмотной и неквалифицированной рабочей силы объективно поставил задачу
наиболее рационального ее использования. Во всех индустриально развитых странах
на фабриках и заводах, шахтах и рудниках все больше внимания уделялось
производственному обучению, поиску эффективных способов и приемов работы,
лучшей организации рабочих мест.
Управление
предприятиями требовало научного подхода, новых взглядов и свежих идей в
области повышения производительности труда и его интенсивности. Повысить
интенсивность труда в условиях сложившейся системы управления, жесткой
дисциплины и крайне высокой степени напряженности и тяжести труда не удавалось
из-за резких протестов рабочих, стачек и забастовок, перераставших в
политические выступления. Пересмотр норм выработки в сторону увеличения и
снижения расценок немедленно вел к возмущению рабочих. Выход из этого положения
был найден, но не в России, Англии или в странах Европы. Новый подход к
управлению впервые в мире сформировался в США, когда-то воспринявших
организацию и управление производством у английской промышленности.
Основателем научного менеджмента стал Фредерик Уинслоу Тейлор
(1856—1915). Начав трудовую деятельность простым рабочим, он прошел сложный
путь в иерархии управления и дорос до должности главного инженера американской
сталелитейной компании. Путем практических опытов и экспериментов на
предприятиях ему удалось решить ряд важнейших вопросов управления, связанных с
повышением производительности и интенсивности труда. В 1911 г. он опубликовал
по итогам своей практической работы книгу «Принципы научного управления», с
выходом которой, как подчеркивают американские исследователи менеджмента,
произошел первый взрыв интереса к научному управлению. К этому же времени
относятся работы американских ученых и практиков Лилии и Френка Гилбертов,
Генри Гантта и др. Рационализация труда и управления требовала технических
средств измерения и контроля. Был изобретен метод хронометрирования движений
рабочего во время выполнения трудовых операций, применена кинокамера и другие
приборы, позволившие наблюдать и анализировать ход работы и отыскивать самые
лучшие и рациональные приемы и способы труда. Шел поиск наиболее рациональных
методов управления, возможностей материального вознаграждения за более
интенсивный и производительный труд. Научный подход к управлению производством
охватил несколько основных, наиболее важных проблем, направленных на
рационализацию применения капитала и труда.
Во-первых, технические усовершенствования и нормирование труда, в
ходе которых шла разработка оптимальных способов выполнения заданной работы
(урока); изучение затрат как времени на отдельные трудовые операции, так и
усилий рабочих; выработка наиболее рациональных движений. На основе разработанных
норм и нормативов устанавливались стандарты, следование которым было
обязательным.
Во-вторых, производственное обучение рабочих и распространение
передовых приемов и методов работы среди всех рабочих; определение и отбор
работников по их способностям выполнять ту или иную работу. В соответствии с
этими результатами устанавливалась двойная шкала оплаты рабочей силы: для
выполнивших и перевыполнивших норму выработки _ более высокий заработок, для
недовыполнивших — значительно ниже.
В-третьих, обоснование необходимости выделения управленческого
труда в самостоятельный вид трудовой деятельности; признание его отдельной
специальностью и формирование на производстве специалистов — управляющих
функциональными подразделениями предприятий, т.е. функциональных менеджеров.
Это приближало управляющих непосредственно к исполнителям, позволяло лучше и
результативнее осуществлять контроль и требовало налаживания дружественных
отношений между рабочими и менеджерами.
Такой подход к управлению значительно отличался от старой системы,
при которой мастера и рабочие самостоятельно определяли объемы своей работы, а
заработки находились в зависимости от произвольных взглядов мастеров на
качество, сроки и объемы работ. Новый, научный подход к управлению стал
предметом серьезного и глубокого изучения, а затем и применения не только в
США, но и в странах Западной Европы и России.
В нашей стране в 1908 г. начали выходить сборники переводов
иностранных изданий по менеджменту («Административно-техническая библиотека»),
инициаторами которых были пропагандисты идей Ф. У. Тейлора горный инженер Л. Левенстерн
и преподаватель Артиллерийской академии А. Пайкин. В Петербургском
политехническом институте инженером И. Семеновым был прочитан курс лекций
«Организация заводского хозяйства», где также пропагандировались тейлоровские
идеи.
Гражданская война не дала возможности заниматься научными проблемами
управления, в стране был введен военный коммунизм и военные методы управления.
Продолжились научные работы в области управления у нас только в начале 20-х
гг., в период нэпа.
Список
литературы
1.
Абчук
В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. – СПб., 1999
2.
Албастова
Л.Н. Технология Эффективного менеджмента. – М., 2000
3.
Бойделл
Т. Как улучшить управление организацией. – М., 2001
4.
Бреддик
У. Менеджмент в организации. – М, 1999.
5.
Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.,
2002