Особенности инновационной политики на предприятиях
Реферат на
тему
Разработка и
внедрение организационно-управленческих инноваций на российских предприятиях
Выполнил студент гр. 06БЭ4
Трошин А.В.
Введение
Инновации осуществляются
в самых различных областях: производстве, науке, культуре, образовании;
экономических, правовых, социальных отношениях и других сферах деятельности
человека. В первой части статьи приводятся доказательства обоснованности
применения данного термина, во второй - авторы делятся личным опытом внедрения
инноваций в управление рационализацией предприятия.
Хотя иностранный термин
"инновация" появился в русском языке не так давно, он уже широко
применяется во всех сферах человеческой деятельности. Это наглядно
демонстрируют различные толковые словари. Так, в социологическом словаре
"инновация" (от лат. "innovatio", англ. и нем.
"innovation" - введение чего-либо нового) - это процесс изменения,
связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей)
материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. В
толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина "инновация" (от фр.
"innovation") - обновление, перемена. В современном экономическом
словаре "инновации" - нововведения в области техники, технологии,
организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и
передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и
сферах деятельности. В психологическом словаре "инновацией"
называется результат творческой деятельности, направленной на разработку,
создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых
организационных решений и т. д., которые удовлетворяют потребности человека и
общества и вместе с тем вызывают социальные и другие изменения. Различают
социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические
инновации. П. Друкер в работе "Эффективное управление. Экономические
задачи и оптимальные решения" приводит следующее определение инновации:
"инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего,
с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике
данного бизнеса. Сущность инновации скорее концептуального характера, чем технического
или научного". В проекте закона "Об инновационной деятельности и
государственной инновационной политике в Российской Федерации" и в
Отраслевой целевой программе (ОЦП) "Инновация" дано фактически одно
определение инновации (нововведению) как "конечному результату
инновационной деятельности, получившему воплощение (в ОЦП - реализацию) в виде
нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -
продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса,
используемого в практической деятельности (инновация - процесс)". Актуальность
темы исследования обусловлена направленностью исследования на решение одной из
важнейших экономических проблем - обеспечение конкурентоспособности
отечественных предприятий на основе критического восприятия современных
представлений об использовании новых организационных форм управления
конкурентоспособностью на основе инноваций[1]. Проведение
многомасштабной государственной политики перестройки экономики все более
наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями
переходного периода. Поэтому для достижения поставленной цели производства
объективно неизбежен выбор приоритетных, преимущественно неинвестиционных
направлений реформирования экономики предприятий.
Инновационная деятельность
предприятия
Последнее десятилетие в рыночную
систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. Одной из
важнейших задач становится повышение инновативности предприятий, а именно: их
способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска
новой или усовершенствования существующей продукции, внедрение новых технологий
производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствование системы внутрифирменного
управления и использование новейших маркетинговых стратегий. Как результат,
формирование и развитие инновационного потенциала становится неотъемлемой
частью стратегии современных предприятий.
При анализе инновационного потенциала
предприятия необходимо учитывать сложность и специфику инновационного цикла
предприятия.
Ключевым принципом формирования
такой структуры является построение на предприятии целостной системы
комплексов, охватывающей весь цикл осуществления инновационной деятельности,
начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и
реализации созданной на данной основе современной наукоемкой продукции.
Как системный объект такая структура
должна обладать собственным внутренним строением и входить составной частью в
некую большую по отношению к ней систему (предприятие).
Указанная система представляет собой
совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга комплексов и
соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для
эффективного осуществления в сфере науки и техники, будет иметь собственное
внутреннее строение.
Инновационные процессы реализуются в
рамках соответствующим образом выбранной инновационной стратегии, которая
является одной из приоритетных, определяющих развитие всех областей
производственной деятельности предприятия. Для обеспечения ускоренного развития
инновационного потенциала предприятий необходима соответствующая
организационно-экономическая система, структура научно-технической и инновационной
деятельности предприятия. Она должна быть направлена на достижение конкретной
цели, иметь требующиеся для этого механизмы, формироваться и действовать на
основе определенных принципов. Конечной целью формирования структуры должно
быть не просто создание конкретным хозяйствующим субъектом условий для более
эффективного ведения им научно-технической и инновационной деятельности, а
также преодоление спада производства предприятия, его структурную перестройку и
изменение номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее
конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков,
создание новых рабочих мест, развитие нового инновационного потенциала.
Таким образом, изучение проблемы
развития инновационной деятельности на предприятиях показал, что для оценки
общего состояния и уровня развития научно-технической и инновационной
деятельности целесообразно использование интеграционного понятия –
инновационный потенциал предприятия, который характеризуется количеством
подразделений, выполняющих научные исследования и разработки, численностью
научных работников, участвующих в таких разработках, объемом научно-технических
работ, количеством конструкторских разработок и т.д. Во-вторых, для
стимулирования инноваций в сфере производства, а также для развития
инновационного потенциала целесообразно образование системы структурных
комплексов: информационного обеспечения, экспертизы, научно-технических и
инновационных программ, финансово-экономического обеспечения научно-технической
и инновационной деятельности предприятий и др. Предложенная система позволит
определять внутренние возможности и преимущества инновационной деятельности,
оценить потенциал развития организации в целях повышения эффективности ее
коммерческой деятельности. Среди менеджмента российских предприятий еще не
сложилось понимание важности этих процессов для обеспечения
конкурентоспособности и повышения степени устойчивости предприятий на
национальном и глобальном рынках.[2]
20 июля Правительством
Санкт-Петербурга было принято постановление «Об основах инновационной политики
в Санкт-Петербурге на 2008-2011гг.».
Главной целью принятия
этого документа является повышение конкурентоспособности экономики
Санкт-Петербурга, создание механизма поддержки инновационной деятельности на
всех стадиях жизненного цикла инноваций.
Сегодня в
Санкт-Петербурге уже имеется ряд элементов инновационной инфраструктуры – в
городе работает 11 инновационно-технологических центров, создана и активно
формируется особая зона технико-внедренческого типа, начал работу Фонд
содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической
сферы, в апреле прошлого года открыт первый городской бизнес-инкубатор.
В то же время существует
ряд проблем для развития инноваций. На сегодняшний день отсутствует системный
подход при оказании государственной поддержке предприятиям и организациям
инновационной сферы вне зависимости от их ведомственной или отраслевой
принадлежности. Еще слаба связь науки и образования с промышленностью. Для
преодоления разрыва инновационного цикла требуется целенаправленная
государственная поддержка. С этой целью необходим единый координационный центр
развития инновационной деятельности.
В настоящее время ведется
активная работа по подготовке комплексной программы мероприятий. Документ будет
содержать полный перечень проектов и мероприятий по развитию инновационной
деятельности города, источники, сроки и объемы финансирования, будут определены
ответственные органы государственной власти, целевые показатели развития инновационной
деятельности.
Среди приоритетов
инновационной политики можно выделить некоторые наиболее важные направления, из
них основными являются: подготовка кадров, развитие инновационной
инфраструктуры, разработка и реализация кластерной политики, подготовка
нормативных актов и оказание господдержки субъектам инновационной деятельности,
содействие экспорту инновационной продукции, привлечение и сопровождение
отечественных и иностранных инвестиций. Говоря об использовании инноваций относительно
промышленной сферы, следует отметить, что реализация региональной
промышленности и инновационной политики на современном этапе требует
первоочередного создания благоприятных условий для развития
высокотехнологических, инновационно-активных и конкурентоспособных отраслей
промышленного комплекса. Только такой подход позволяет обеспечить динамичное
развитие промышленности региона в условиях глобализации мировой экономики,
жесткой рыночной конкуренции, которая значительно возрастает в условиях
вступления Российской федерации во Всемирную торговую организацию. На
сегодняшний день в городе представлены следующие высокотехнологические отрасли
промышленности: приборостроение (включая авиационную, электронную, радиопромышленность);
промышленность средств вычислительной техники и программного обеспечения; химико-фармацевтическая
промышленность; промышленность медицинской техники. В городе имеются и
формируются такие промышленные кластеры, как; автомобилестроение, судостроение
и энергомашиностроение.[3]
В Основах инновационной
политики в Санкт-Петербурге используются следующие понятия:
- инновации – конечный
результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или
усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности;
- инновационная
деятельность – процесс, включающий проведение анализа и формирование прогноза
научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных
условий рыночного потребления; развитие инфраструктуры инновационной системы;
проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных,
юридических или иных услуг по вводу инновационной продукции на рынок;
вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;
выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию
производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами
продукции (товаров, работ, услуг), создание и применение новых или модернизацию
существующих способов (технологий) ее производства, распространения и
использования, применение структурных, финансово-экономических, кадровых,
информационных и иных инноваций при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ,
услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой
экономии;
- субъект инновационной
деятельности – организация любой организационно-правовой формы и формы собственности,
осуществляющая инновационную деятельность;
- инновационная
инфраструктура – совокупность субъектов инновационной деятельности
(научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения,
инновационно-технологические центры и другие специализированные организации);
- технологический парк –
организация, имеющая тесные связи с высшими учебными заведениями и научными
центрами, промышленными предприятиями, региональными органами власти и
управления, органами местного самоуправления и осуществляющая на основе
объектов недвижимости формирование материально-технической,
социально-культурной, финансовой и иной базы для эффективного становления и
развития инновационных предприятий, размещенных на его территории;
- инновационная система
Санкт-Петербурга – совокупность взаимодействующих на единых целевых принципах
субъектов инновационной деятельности исполнительных органов государственной
власти Санкт-Петербурга, участвующих в реализации единой государственной
политики Санкт-Петербурга в сфере инновационной деятельности;
- инновационная продукция
– результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги),
предназначенные для реализации;
- кластерная политика
Санкт-Петербурга - политика Санкт-Петербурга по объединению предприятий и
организации, научных учреждений, которые своей целью имеют выпуск родственных
продуктов или услуг;
- парк информационных
технологий – специализированный в области информационных технологий комплекс
офисных и производственных зданий, включающий в себя другие элементы
инновационной инфраструктуры.
Основные принципы,
цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге
Инновационная политика в
Санкт-Петербурге основывается на следующих принципах:
1.
комплексность –
при разработке, реализации и корректировке инновационной политики в Санкт–Петербурге
должна учитываться совокупность всех экономических, социальных,
технологических, производственных, ресурсных, правовых, экологических, инвестиционных
и иных факторов, характеризующих социально-экономическое развитие
Санкт-Петербурга, и охватывать весь жизненный цикл инноваций;
системности – разработка,
реализация и корректировка инновационной политики в Санкт–Петербурге должна
осуществляться во взаимодействии со всеми исполнительными органами
государственной власти Санкт-Петербурга, субъектами инновационной деятельности;
адресности - разработка,
реализация и корректировка инновационной политики в Санкт–Петербурге должна
осуществляться в отношении конкретных субъектов инновационной деятельности;
этапности - разработка,
реализация и корректировка инновационной политики в Санкт–Петербурге должна
осуществляться поэтапно в соответствии с приоритетными направлениями;
открытости –
исполнительные органы государственной власти рассматривают предложение и
взаимодействуют с субъектами инновационной деятельности в целях формирования,
реализация и корректировка инновационной политики в Санкт – Петербурге.
2.
Целями инновационной
политики в Санкт–Петербурге являются:
- развитие инновационной
системы Санкт-Петербурга;
- рост объемов реализации
инновационной продукции;
- концентрация и
диверсификация субъектов инновационной деятельности;
- формирование механизма
инновационного развития Санкт-Петербурга;
- развитие и
позиционирование Санкт-Петербурга как международного центра инноваций.
3. Основными задачами для
достижения вышеуказанных целей являются:
- подготовка и
переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности;
- развитие инновационной
инфраструктуры Санкт-Петербурга;
- совершенствование
законодательства, стимулирующего развитие инновационной деятельности;
- совершенствование
финансового обеспечения инновационной деятельности;
- содействие развитию
системы информационной поддержки инновационной деятельности;
- формирование эффективных
механизмов координации и регулирования инновационной деятельности;
- развитие сотрудничества
и взаимовыгодных связей с российскими, зарубежными и международными
организациями инновационной и научной сфер;
- формирование и
реализация приоритетных направлений.
4. Инновационная политика
в Санкт-Петербурге предполагает определение:
- субъектов инновационной
деятельности для целей применения мер государственной поддержки;
- форм реализации мер государственной
поддержки инновационной деятельности в Санкт-Петербурге;
- результатов (целевых
показателей) развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге.[4]
вступлением Российской федерации на
инновационный путь развития широкое распространение получают федеральные,
региональные и местные программы для поддержки инновационной деятельности
предприятий. В то же время отсутствие четкого определения инновационной
деятельности и данных об инновационных предприятиях делает реализацию этих
программ и проектов затруднительным. для их успешной реализации целесообразно
создание банка данных об инновационных предприятиях.
По нашему мнению, в каждой отрасли
прерогатива принятия решений по включению претендентов в такой перечень должна
принадлежать Отраслевому центру инновационного развития.
Основные направления деятельности
центра:
~ оказание помощи субъектам
инновационной деятельности в разработке инновационных проектов, бизнес-планов,
проведении маркетинговых исследований;
~ анализ и обобщение данных об
инновационном потенциале строительной отрасли Республики Дагестан, формирование
единого информационного пространства субъектов инновационной деятельности;
~ создание
и поддержка отраслевого информационного банка данных спроса и предложений по
инноватике;
~ взаимодействие
с другими центрами инновационного развития республики;
~ выявление
нужд и потребностей потенциальных потребителей наукоемкого бизнеса;
~ анализ
причин, сдерживающих развитие предпринимательства в сфере науки и
препятствующих успешной передаче технологий из науки в производство;
~ содействие
привлечению финансовых ресурсов отечественных и иностранных инвесторов для
реализации инновационных программ и проектов;
~ участие в разработке прогнозов
научно-технического и инновационного развития отрасли;
~ участие
в организации и функционировании инновационных и венчурных фондов, координация
деятельности по привлечению внебюджетных и бюджетных источников для их
формирования;
~ содействие
подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере
научно-инновационного предпринимательства;
~ обеспечение
взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в
развитии инновационной деятельности в строительной отрасли.
По моему
мнению, инновационными следует считать те предприятия, которые осуществляют
внедрение технологических и продуктовых новшеств в виде новых продуктов,
технологий либо приобретенных на основе покупки патента или лицензии и
обеспечивающие их широкое распространение для получения значительного коммерческого
результата.
Инновации
определяются не только изобретениями, техническими решениями, но и социальными
изменениями. Таким образом инновационно-активными следует считать и те
предприятия, которые занимаются реинжинирингом, вводя прогрессивные системы работы
с персоналом, новые технологии продвижения товаров на рынок и т. п. при этом
социальные инновации по полезному эффекту могут быть вполне соимеримы с
технологическими инновациями. Инновационная активность может носить эндогенный
характер, направленный на совершенствование процессов внутри компании
(социальные и управленческие инновации) или быть экзогенной, ориентированной на
конечных потребителей производимой продукции (продуктовые, процессные
инновации).[5]
Список
использованной литературы
1. Мардас А. Н. //Инновации// 2007,
№7, стр. 101-102
2. Матвиенко В. И.//Инновации// 2007,
№9, стр.4
3. Фивейский С. А. //Инновации//
2007, №9, стр.3
4. Курышова В. Г. //Инновации// 2007,
№5, стр. 82
5. Интернет ресурсы. Беляева Ирина, Штенников Василий «Инновации
рационализации».
[2] Курышова В. Г.
//Инновации// 2007, №5, стр. 82
[3] Фивейский С. А.
//Инновации// 2007, №9, стр.3
[4] Матвиенко В.
И.//Инновации// 2007, №9, стр.4
[5] Мардас А. Н.
//Инновации// 2007, №7, стр. 101-102