Бланк письма
|
Общий бланк
|
Герб
(Эмблема организации)
Наименование организации – автора документа
Справочные данные об организации – авторе
Дата документа
Регистрационный номер документа
Ссылка на регистрационный номер и дату документа
|
Герб
(Эмблема организации)
Наименование организации
автора документа
Место для наименования вида документа (или вид документа)
Дата документа
Регистрационный номер документа
Место составления или издания документа
|
Изложенные
требования к бланкам документов являются едиными для страны и обязательны при
проектировании и изготовлении бланков. Не допускается
• размещение на бланке только сокращенного
наименования организации – автора документа, отсутствие сведений о
ведомственной принадлежности и организационно-правовой форме;
•
«украшение» бланка рисунками, которые можно принять за эмблему;
•
размещение на бланке справочных данных об авторе, его местонахождении, не
соответствующих данным государственной регистрации;
•
произвольного расположения реквизитов бланка, не соответствующих требованиям
государственного стандарта;
•
размещение дополнительных элементов в оформлении (лишние линии, штрихи,
вензеля, другие «художественные» украшения);
•
размещение реквизитов на бланках российских организаций по образцам бланков
зарубежных партнеров, что нарушает отечественные традиции оформления документов
и уместно только для совместных предприятий.
3. Порядок подготовки и оформления
распорядительных документов
Руководство
любой организации независимо от организационно-правовой формы характера и
содержания деятельности организации, ее компетенции, структуры и других
факторов наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную
деятельность и соответственно издавать распорядительные документы.
Основное
назначение распорядительных документов – регулирование и координация
деятельности, позволяющие органу управления обеспечивать реализацию поставленных
перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности.
Распорядительные документы содержат управленческие решения, обязательные для
выполнения.
Распорядительные
документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от
управляющего органа к управляемому, от руководителя организации к структурным
подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость
объектов по вертикали.
В состав распорядительных документов
входят:
1.
указы,
2.
распоряжения,
3.
постановления,
5.
решения,
6.
указания.
Подготовка
распорядительных документов складывается из следующих этапов:
•
изучение управленческого вопроса;
•
подготовка проекта распорядительного документа;
•
согласование документа;
•
подписание документа.
Выбор вида документа, предназначенного для документирования
распорядительной деятельности, определяется:
1. Уровнем органа управления или власти, компетенцией
должностного лица.
С точки зрения уровня органа управления или власти,
компетенцией должностного лица Президент Российской Федерации издает – указы, распоряжения;
Правительство Российской Федерации издает – постановления, распоряжения;
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации издают
нормативные правовые акты – постановления, приказы, распоряжения; руководители
учреждений, организаций и предприятий издают – приказы, распоряжения, указания.
2. Порядком принятия управленческого
решения.
С точки
зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все распорядительные
документы делятся на две группы:
•
документы, издаваемые в условиях коллегиальности;
•
документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.
В
условиях коллегиального принятия решений, как правило, издаются постановления, реже
– решения.
В
условиях единоличного принятия решений издаются приказы, распоряжения,
указания.
Решение
– распорядительный документ, издаваемый органами, действующими
на основе коллегиальных принципов управления (муниципальные органы
управления, ученые и методические советы, советы директоров, правления
кооперативов, общие собрания акционеров и др.).
Решения оформляются, как правило, на общих
бланках и включает следующие реквизиты:
·
наименование
организации;
·
наименование вида
документа (решение);
·
дата и регистрационный
номер;
·
место составления или
издания;
·
заголовок к тексту;
·
текст;
·
подпись.
Текст
решения состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Если решение
издается по инициативе данного органа управления, то в констатирующей части
указывают причины издания и цели, которые должны быть достигнуты при его
выполнении. Если решение издается на основании распорядительного документа
вышестоящего органа управления, то в констатирующей части дается ссылка на
него.
Распорядительная
часть решения начинается с названия органа, его принимающего, и слова РЕШИЛ,
которое пишется прописными буквами. Распорядительная часть, как правило,
состоит из нескольких пунктов, в каждом из которых указываются исполнитель
(организация, должностное лицо), предписываемое действие и срок исполнения. В
последнем пункте решения называют лицо, на которое возлагается контроль за
исполнением.
Юридическую
силу решение обретает после его подписания председателем и секретарем
коллегиального органа (или председателем и членами коллегиального органа), присвоения
документу номера (т.е. регистрации) и проставления даты. Датой решения является
дата проведения заседания коллегиального органа, на котором оно было принято.
Приказ –
наиболее распространенный правовой акт, издаваемый
руководителем учреждения (организации, предприятия), действующим на основе
принципа единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих
перед данным учреждением.
Приказы
издаются и по административным вопросам, требующим правового решения.
Приказ
оформляется на бланке, где указаны название данного учреждения (организации,
предприятия), его вышестоящего органа, вид документа (приказ), место его
издания, предусмотрено место для проставления индекса документа, даты,
заголовка к тексту.
По
содержанию и способам оформления приказы делятся
·
на приказы по основной деятельности
·
по личному составу.
Последние используются для
документирования приема, перевода, увольнения и другого движения кадров.
Правила оформления приказов по личному составу существенно отличаются от оформления
приказов по основной деятельности.
Текст
приказа по основной деятельности состоит из двух частей: констатирующей и
распорядительной. Приказы могут издаваться как инициативные, так и во
исполнение распорядительных документов вышестоящих организаций, органов власти
и управления. В инициативных приказах в констатирующей части излагаются цели и
задачи предписываемых приказом управленческих действий, дается объяснение
необходимости издания приказа. В приказах, издаваемых во исполнение
распорядительных документов вышестоящих организаций, констатирующая часть
содержит название вида документа, автора, дату, номер и заголовок этого
документа. Если предписываемое действие не нуждается в разъяснении,
констатирующая часть может не составляться.
Распорядительная
часть приказа начинается со слов ПРИКАЗЫВАЮ (без кавычек), которое печатается
прописными буквами с новой строки (без абзаца). После слова ПРИКАЗЫВАЮ ставится
двоеточие. Текст приказа обычно делится на пункты, которые нумеруются арабскими
цифрами. Пункты приказа формулируют различные по характеру исполнения действия.
Каждый пункт распорядительной части начинается с указания исполнителя (им может
быть организация, структурное подразделение или отдельное должностное лицо).
Предписываемое действие формулируется в тексте приказа глаголом в
неопределенной форме (осуществить, обеспечить, подготовить, отгрузить и т.д.).
Срок исполнения приводится либо в каждом пункте приказа, либо выделяется в один
обобщенный пункт для всех предписываемых действий. В отдельном пункте приказа
называются лица, на которых возложен контроль за его исполнением: «Контроль за
исполнением приказа возложить на…». В случае, если издаваемый документ отменяет
ранее изданный приказ, в последнем пункте указывается: «Приказ от 00.00.0000 №00
считать утратившим силу (считать недействительным)». Если приказ отменяет
только один (или несколько) пунктов ранее изданного, то отменяются
соответствующие пункты.
В
управленческой практике принято согласовывать проект приказа с
заинтересованными структурными подразделениями и юрисконсультом, который,
визируя проект документа, проверяет его соответствие действующим нормативным,
законодательным и распорядительным актам.
Приказ
вступает в силу с момента его подписания и регистрации, которая проводится
отдельно от других документов. Регистрационные индексы присваиваются приказам в
пределах календарного года.
В ряде
случаев ответственному исполнителю для выполнения работы не требуется полный
текст приказа. В этом случае делается выписка из него. По составу реквизитов и оформлению
выписка практически не отличается от самого приказа. В выписке лишь уточняется
название документа: вместо слова ПРИКАЗ печатаются слова ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА.
Вместо полного текста печатается та часть приказа (пункт, пункты),
которая касается непосредственно конкретного исполнителя. Выписка из приказа
может быть оформлена (на ПК, пишущей машинке) на чистом листе бумаги формата А5
в угловом варианте расположения постоянных реквизитов флаговым способом. Часть
постоянных реквизитов при этом опускается. Выписка, например, заверяется
секретарем или инспектором отдела кадров и выдается ответственному исполнителю
под расписку.
Распоряжение
– распорядительный документ, издаваемый руководителем
коллегиального органа для единоначального решения оперативных вопросов.
Распоряжения
издают также заместители первого руководителя, главные специалисты,
руководители структурных подразделений по оперативным вопросам хозяйственной,
производственной, административной деятельности. Как правило, распоряжение
имеет ограниченный срок действия и распространяется на узкий круг исполнителей
(структурных подразделений).
По
составу реквизитов и их расположению распоряжение не отличается от приказа,
однако часто не содержит констатирующей части. В таком случае текст
распоряжения начинается непосредственно с пунктов, формулирующих
распорядительные действия. Если необходимость объяснения издания распоряжения
все-таки существует, то текст распорядительной части начинается со слова ПРЕДЛАГАЮ
или ОБЯЗЫВАЮ.
Указание
– правовой акт, издаваемый органом государственного управления
преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по
вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других
актов данного или вышестоящего органа управления.
Право
издания указаний принадлежит также руководителям организаций, учреждений и
предприятий при оформлении решения оперативных производственных и
административных вопросов.
Указание по оформлению не отличается от
приказа, имеет такой же формуляр как по составу, так и по расположению
реквизитов. Однако указание должно иметь конкретных адресатов (исполнителей), а
его распорядительная часть начинается со слова ПРЕДЛАГАЮ.
4. Порядок
подготовки и оформления информационно-справочных документов
Процесс
принятия управленческих решений основан на сборе и обработке информации о
фактическом состоянии дел в системе управления. Важнейшее место среди системы
организационно-распорядительных документов занимают информационно-справочные
документы.
Особенностью
этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления:
·
от работника к руководителю подразделения,
·
от руководителя подразделения к руководителю организации,
·
от подведомственной организации в вышестоящую.
Информационно-справочные
документы инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной
способ управленческого воздействия. С помощью этих документов доводятся до
сведения руководства информация о положении дел в организации, учреждении, на
предприятии. Они носят вспомогательный характер по отношению к
организационно-распорядительным документам, не являются обязательными к
исполнению в отличие от них. Информация, содержащаяся в них, может служить
основанием для издания распорядительных документов или может быть лишь принята
к сведению.
Информационно-справочными
являются подавляющее большинство документов, отправляемых из учреждений и фирм
и направляемых им.
К
информационно-справочным документам относятся:
·
протокол;
·
справка;
·
докладная и объяснительная записка;
·
предложение;
·
служебная записка;
·
сводка;
·
заключение, отзыв;
·
перечень и список
·
акт;
·
телеграмма и телефонограмма, факс;
·
письма.
Рассмотрим правила
подготовки и оформления некоторых из них.
Докладная записка-документ,
адресованный руководителю данного или вышестоящего учреждения и информирующий
его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, о выполненной
работе, содержащий выводы и предложения составителя.
В зависимости от адресата докладные
записки делятся на
1.
Внутренние.
2.
Внешние
Внешняя докладная записка, адресуемая в вышестоящие
инстанции, оформляется на общем бланке учреждения и подписывается руководством и
включает следующие реквизиты:
·
наименование организации;
·
наименование вида
документа;
·
дата и регистрационный
номер;
·
место составления или
издания;
·
адресат;
·
заголовок к тексту;
·
текст;
·
подпись.
Служебная записка – документ,
по назначению близкий докладной записке, но составляемый работником или
руководителем подразделения на имя руководителя или специалиста другого
подразделения.
Служебные записки составляются по вопросам
материально-технического, информационного, хозяйственного обеспечения и др.
Служебная записка оформляется на стандартном листе бумаги и
адресуется руководителю структурного подразделения или иному должностному лицу.
Обязательными реквизитами служебной записки являются:
·
наименование
организации;
·
наименование
структурного подразделения;
·
наименование вида
документа;
·
дата и регистрационный
номер;
·
место составления или
издания;
·
адресат;
·
заголовок к тексту;
·
текст;
·
подпись.
Текст служебной записки, как правило, состоит из двух частей
– обоснования (изложение причин составления) и предложения, просьбы, заявки и
т.п.
Служебная записка подписывается составителем или
руководителем подразделения.
Акт – документ, составленный
несколькими лицами для подтверждения установленного факта, события, действия.
Чаще всего акты составляются комиссиями как постоянно
действующими, так и назначаемыми распорядительным документом (обычно приказом).
В отдельных случаях акт может быть составлен одним
уполномоченным лицом или несколькими должностными лицами. Поводы для
составления акта могут быть различными, отсюда и большое количество разновидностей
актов:
·
акты ликвидации (учреждений, предприятий, организаций);
·
приема-передачи (при смене руководства, передаче дел,
материальных ценностей и т.д.);
·
дегустации;
·
приема объектов;
·
проведения испытаний;
·
уничтожения дел, испорченных товаров и т.п.;
·
списания;
·
инвентаризации;
·
ревизии;
·
расследования несчастных случаев, аварий и др.
Если нет
установленной нормативным документом формы акта, то независимо от разновидности
они составляются по единой схеме.
Акт оформляется на общем бланке. Дата и место составления,
проставляемые в бланке акта, должны соответствовать дате и месту актируемого
события.
Утверждение оформляется грифом в соответствии с
установленными требованиями.
Текст акта делится на три части:
1. Введение
Текст введения во всех актах формализован. В нем указывается
основание для составления акта (распорядительный документ, нормативный
документ, договор и т.п.), перечисляются лица, составляющие акт (могут быть
указаны и присутствующие при этом лица). Начинается эта часть акта словом «Основание»,
которое печатается через 2–3 интервала после заголовка, с абзаца. После слова «Основание»
ставятся две точки и указывается наименование распорядительного документа в
именительном падеже, его дата, номер и заголовок.
С новой строки прямо от полей с прописной буквы пишется
слово «Составлен» и далее перечисляются фамилии с инициалами составителей акта
или состав комиссии.
Фамилии членов комиссии и присутствующих располагаются по
алфавиту. В название должности входит и название учреждения.
2. Констатирующая часть.
Констатирующая часть начинается с абзаца. В ней излагаются
цели, задачи и существо работы, проделанной составителями акта, установленные
факты, результаты. Констатирующая часть может быть оформлена таблицей.
3.
Выводы.
В заключительной части акта делаются выводы или даются
рекомендации. Эта часть текста не обязательна. Акт может заканчиваться и
констатацией фактов.
Количество экземпляров акта определяется наличием
заинтересованных в этом документе сторон или нормативными документами, регламентирующими
его составление. В этом случае после текста перед подписями указывают
количество составленных экземпляров акта и их местонахождение. Эта часть акта
также не обязательна.
Завершают текст акта подписи. Акт подписывают председатель и
все составители. При подписании должности перед фамилиями не указываются.
Если кто-либо из составителей не согласен с актом, он
подписывает его с оговоркой о своем несогласии. Его особое мнение оформляется
на отдельном листе и прилагается к акту.
Служебные письма – обобщенное
название большой группы управленческих документов, которые служат средством
общения с учреждениями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомления о
чем-нибудь.
Служебные письма применяются для решения многочисленных
оперативных вопросов, возникающих в управленческой деятельности, отсюда
вытекает разнообразие содержания писем: запросы, уведомления, приглашения,
претензии, изменения, уточнения, задания, сообщения, разъяснения, напоминания,
подтверждения, рекомендации, предложения, замечания, просьбы, требования и т.п.
Так как служебные письма выступают связующим звеном между
предприятиями, учреждениями и организациями, они занимают до 80% входящей и
исходящей документации учреждения. Поэтому, стремясь к сокращению
документооборота, прежде всего следует обратить внимание на обоснованность
составления этой группы документов. Письмо должно составляться только в тех
случаях, когда невозможно решение вопроса при устном общении (снятие вопроса по
телефону или в личном разговоре).
Текст служебного письма должен быть простым, т.е. освещать
один вопрос. Это не только упростит технические операции по обработке письма в
учреждении-получателе (прежде всего регистрацию, контроль, формирование в
дела), но и ускорит исполнение документа, так как при наличии в письме
нескольких вопросов снимается копия или устанавливается очередность исполнения
вопросов. Поэтому если с одним адресатом надо решить несколько вопросов, по
каждому следует составить отдельный документ. Несколько вопросов излагаются в
одном письме только в случае их взаимосвязанности.
Текст письма, как правило, состоит из двух частей.
·
В первой части излагаются мотивы, побудившие составить
документ, здесь же могут быть сделаны ссылки на решения вышестоящих органов,
явившиеся основанием составления письма.
·
Во второй части излагается основная часть документа, ради
которой он составлялся: выводы, просьбы, предложения, замечания и т.п.
Главная цель служебного письма – побудить к действию,
убедить, показать, разъяснить. Это достигается ясностью, четкостью и краткостью
текста. Слова должны точно отражать смысл. Многословие мешает выделить суть
документа.
Приводимые факты должны быть объективны, обязательно
проверены, цифровые данные – точны. Тон письма должен быть нейтральным.
Письма оформляются на специальном бланке для писем.
Составитель документа кроме текста должен сформулировать заголовок письма (для
формата А4), отвечающий на вопрос «о чем», указать адресат, должность, фамилию
и инициалы подписывающего, свою фамилию, имя, отчество и номер телефона (реквизит
«отметка об исполнителе»), проверить наличие приложений (если они есть).
Если письмо направляется более чем в 4 адреса, его
составитель обязан представить список на рассылку.
Письма, отправляемые из учреждения, делятся на две группы
-
инициативные
-
ответные.
Инициативные письма – это
письма, требующие ответа.
Большая категория таких писем выражает просьбу (предложение,
запрос) к адресату в решении каких-либо вопросов. Это самая распространенная
разновидность писем, тематика которых не ограничена. Однако их характер
предполагает вариантность положительного или отрицательного решения
поставленного вопроса.
Письма-ответы – по своему содержанию носят зависимый
характер от инициативных писем, так как тема их текста уже задана и остается
изложить характер решения поставленного в инициативном письме вопроса: принятие
или отказ от предложения, выполнения просьбы. Ответ всегда должен быть изложен
в конкретной и четкой форме: все ли просьбы могут быть удовлетворены, в какой
мере, в какие сроки. Если письмо содержит отказ, он должен быть хорошо
аргументирован. Если письмо является ответом, составитель указывает дату и
номер инициативного документа, на который он отвечает. Этот реквизит
переносится в бланк из инициативного письма при окончательном оформлении письма-ответа.
Сопроводительное письмо – часто
составляемый документ, который информирует адресата о направлении к нему
прилагаемых к письму документов.
Начинаются письма этой разновидности словами: «Посылаем», «Направляем»,
«Возвращаем», «Прилагаем» и т.п., далее указываются заголовки и поисковые
признаки (дата и номер) направляемого документа. Обычно текст сопроводительного
письма очень короток, умещается на формате А5 и не имеет самостоятельного
заголовка.
Письма-приглашения
предлагают адресату принять участие в каком-либо проводимом мероприятии.
Они могут адресоваться как конкретным лицам, так и
учреждениям. Часто эти письма начинаются словами:
«Приглашаем Вас» или «Просим Вас принять
участие».
В них раскрывается характер проводимого мероприятия,
указываются сроки проведения и условия участия в нем.
Информационное
письмо – сообщает адресату о каком-либо факте или мероприятии.
Наиболее часто с помощью информационных писем пропагандируют
деятельность организаций, выпускаемую продукцию, издаваемую литературу.
Рекламное
письмо – разновидность информационного письма, направляется
конкретному адресату и содержит подробное описание рекламируемых услуг или
товаров.
Письмо-извещение по своему
стилю близко к письмам-приглашениям и информационным письмам. Составляется для
конкретного адресата и чаще всего является ответом на запрос.
Начинается словами: «Извещаем», «Сообщаем», «Ставим Вас в известность» и т.п.,
далее излагаются какие-либо факты.
Письмо-подтверждение – содержит
сообщение о получении какого-либо отправления (письма, телеграммы, перевода,
бандероли, товаров, ценностей и т.п.), о том, что ранее составленный документ
остается в силе (например, договор, инструкция и т.п.). Письмо может
подтверждать какой-либо факт, действие, телефонный разговор. Начинается эта
разновидность письма словами, образованными от глагола «подтверждать».
Письмо-напоминание – содержит
указание на приближение или истечение срока исполнения какого-либо обязательства
или проведения мероприятия. Такое письмо может быть особенно лаконичным и
содержать одну заключительную часть.
Эта разновидность писем, как правило, начинается словом «Напоминаем».
Гарантийное письмо – документ,
обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств.
В нем адресату обычно гарантируется оплата или
предоставление чего-либо (места работы, проведения исследований и т.п.). Эти
письма имеют повышенную правовую функцию, поэтому изложение текста должно быть
предельно четким и ясным.
Гарантийные письма обычно имеют две
подписи (руководителя и бухгалтера), на них проставляется печать.
Протокол – документ, который фиксирует ход обсуждения вопросов и
принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях, других формах работы
коллегиальных органов.
Протокол может фиксировать решение
об утверждении какого-либо документа (он прилагается к протоколу). При
проведении выборов указываются результаты голосования по каждой кандидатуре.
Секретарь редактирует текст,
знакомит каждого выступавшего с записью его выступления и получает подпись.
Список
литературы
1. ГОСТ Р
6.30–2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной документации: Требования к оформлению
документов М., 2003.
2. Басаков М.И. Делопроизводство
и корреспонденция в вопросах и ответах: Учебное пособие для студентов
экономических вузов и колледжей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д:
Изд-во «Феникс», 2000.-320 с. (Серия «Учебники и учебное пособие»)
3. Басаков М.И. Кадровое
делопроизводство. Учебно-методическое пособие // Серия «Учебники и учебные
пособия». – Ростовн/Д: изд-во «Феникс», 2002.-352 с.
4. Стенюков М.В
Справочник по делопроизводству. – М.: ПРИОР, 2001.-192 с.
5. Делопроизводство:
Учебник для вузов / Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Г.Ю. Максимович, Л.В. Санкина;
под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. – М.: МЦФЭР, 2004.-544 с.
6. Делопроизводство:
Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов. –
2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др.; Под ред.
И.К. Корнеева, В.А. Кудряева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 -456 с.