Ирано-китайские отношения в международном аспекте
Реферат:
Ирано-китайские отношения
в международном аспекте
По оценке ЦРУ, в ближайшие 15 лет угроза
безопасности США будет исходить от Китая, Ирана, Ирака и Северной Кореи. Чтобы
оправдать трату миллиардов долларов на создание национальной программы
противоракетной обороны, главным врагом решено считать Китай, который к 2015 г.
будет иметь от 75 до 100 баллистических ракет. С 20 ракетами, утверждает ЦРУ,
еще можно справиться. Все же остальные могут достичь территории США.
В отчете ЦРУ, озаглавленном "Развитие
иностранного ядерного потенциала и угроза атаки межконтинентальными
баллистическими ракетами до 2015 года", указано, что ныне у КНР на
вооружении около 20 ракет типа "Дунфэн", способных достичь США.
Имеются и несколько ракет среднего радиуса действия, а также ядерная подводная
лодка, оснащенная такими же ракетами.
Кроме того, сейчас в Китае продолжаются
исследования по созданию трех новых ракетных систем, которые могут быть
поставлены на боевое дежурство в 2010 г. По данным ЦРУ, новые китайские ракеты
будут размещаться не в стартовых шахтах, а на мобильных платформах. Это во
много раз усложнит возможность их обнаружения и уничтожения.
В документе также указано, что к 2015 г. Северная
Корея и Иран создадут собственные ракеты дальнего радиуса действия. У Северной
Кореи уже есть ракета, способная достичь Калифорнии. Это двухступенчатая "Тэпходон-2".
Причем Пхеньян обладает одной-двумя ядерными боеголовками, которыми она может
снаряжаться.
Что же касается Ирака, то ему вполне по силам в
короткие сроки создать даже межконтинентальную ракету – "с помощью внешних
союзников и покровителей, которые в обход запрета ООН могут тайно снабжать
иракцев ядерными технологиями и оборудованием".
Однако Иран, полагает ЦРУ, куда более опасен для
США, нежели КНДР. Теоретически уже в 2005 г. иранцы испытают ракету дальнего
радиуса действия, а к 2010-му поставят ее на боевое дежурство.
По мнению американцев, во всех этих проектах
развития ядерных программ, в частности Тегерана, видна "рука" Пекина,
которая для США является более опасной, чем "рука" Москвы.
Китайское высшее военно-политическое руководство
старается использовать весь свой политический, экономический,
научно-технический и военный потенциал для проникновения, закрепления в странах
ближневосточного и центральноазиатского регионов, а также вытеснения из них
своих потенциальных противников, прежде всего США, Израиль, Турцию и Россию.
Одно из важных мест в этих планах отводится
Ирану, который, по мнению как китайских, так и американских и российских
аналитиков, является ключевой страной региона, могущей в ближайшие годы занять
место регионального лидера. В свою очередь и Тегеран не только живо откликается
на все китайские инициативы, но и сам активно способствует развитию
двухстороннего сотрудничества практически в любой области.
Посол Ирана в Китае Фаридун Вардинежад, выступая
перед китайскими учеными-иранистами, предложил начать воплощение идеи создания "международной
коалиции мира" с Азии. По его мнению, это можно сделать в рамках "диалога
цивилизаций", в рамках общения представителей двух древнейших культур,
иранской и китайской. Руководящую роль в этом деле должны взять на себя великие
цивилизации Ирана и Китая. По сообщению газеты "Иран", Фаридун
Вардинежад выступил 13 ноября 2002 г. в пекинском университете перед китайскими
учеными, изучающими культуру и историю Ирана. Он сказал, что воплощение в жизнь
идеи создания международной коалиции мира позволит воспрепятствовать
деятельности "мировых агрессоров", под которыми понимаются США и
Израиль.
В свою очередь и Китай имеет в Иране свои
интересы. К 2010 г. половину своих потребностей в нефти Китай будет удовлетворять
за счет импорта углеродных ресурсов. Годовые темпы роста потребления сырой
нефти в стране уже в течение десяти лет составляют 6% при менее чем
двухпроцентном росте внутреннего производства. В 2001 г. Китай (с 1993 г.
ставший нетто-импортером) ввозил 65 млн. тонн нефти – примерно треть от
потребляемых в стране 200 млн. тонн (около 15% – из Ирана через Казахстан). При
этом основные эксплуатируемые месторождения на севере Китая близки к истощению,
а разработка новых разведанных месторождений в населенном мусульманами
Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе страны тормозится из-за
целого ряда внутренних политических проблем.
Главными поставщиками сырой нефти в КНР стали
Оман, Йемен, Иран и Саудовская Аравия. Ближний Восток сегодня дает около 60%
импортируемой в Китай нефти, а к 2010 г. доля этого региона в китайском импорте
должна превысить 80%. Именно поэтому риск разрастания конфликта на Ближнем
Востоке заставляет Пекин разрабатывать антикризисные планы на случай резкого
роста цен и прекращения поставок. Реализация проекта создания стратегических
нефтяных резервов в КНР началась сразу после терактов в США 11 сентября 2001 г.
Ведь Китай располагает запасами нефти, дающими возможность автономно
существовать лишь несколько дней, а США, например, своими резервами обеспечены
на три месяца. Пекин намерен до 2010 г. сформировать запасы нефти в 15 млн.
тонн1, которые могли бы обеспечивать его потребность в течение
примерно трех месяцев. Кроме того, он будет стремиться диверсифицировать свои
закупки и внешние инвестиции в нефтяной сектор, уменьшая зависимость от
нестабильного и контролируемого американцами Ближнего Востока. Китайские
нефтяные фирмы значительно укрепили, например, свои позиции в Казахстане.
Правда, если до 11 сентября Пекин рассматривал казахстанский вариант как способ
обойти маршруты поставок нефти, контролируемые США (то есть как "стратегический"
вариант, например, на случай кризисной ситуации в отношениях с Тайванем), то
теперь американское присутствие в Центральной Азии оживляет старые опасения
Китая. Поэтому сейчас китайцы усиленно прорабатывают "иранский"
вариант, а в случае мирного разрешения иракского кризиса и полного снятия
экономической блокады с этой страны возможен и второй, дублирующий вариант – "иракский".
По сообщению информационного сайта "Ол Иран",
перевозки товаров из Китая через Иран в значительной мере могут улучшить
положение с транзитом в стране. Как сказал начальник управления транзитных
перевозок таможенной службы Ирана Мортаза Хензекиян, транзит может приносить
доходы, сопоставимые с доходами от экспорта, поэтому ему следует уделить
серьезное внимание. Высшее руководство страны считает транзит отраслью, которая
приносит доходы и позволяет создавать новые рабочие места. По словам Мортазы
Хензекияна, с точки зрения условий для осуществления транзита Иран находится в
более выгодном положении по сравнению с другими странами. Он сказал: "Через
нашу страну проходит путь, соединяющий Европу со странами Востока и недавно
получившими независимость государствами Центральной Азии. Кроме того, через
территорию Ирана будет проходить коридор "Север-Юг". Следует иметь в
виду, что еще один путь, по которому доставляются товары, проходит в Китай
через Афганистан. Недавно Китай присоединился к Таможенной конвенции о
международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR от 1975 г. Такое
положение отвечает интересам Ирана и самого Китая. Иранские транспортники могут
взять на себя перевозку китайских товаров в Европу. Высокопоставленный чиновник
отметил, что польза от перевозки транзитных товаров заключается в возможности
создавать рабочие места и получать прибыль. При этом определенная выгода может
быть получена и в таких отраслях, как судостроение, производство
железнодорожных рельсов, а также в сфере обслуживания (гостиницы, рестораны и
т.д.). По мнению Мортазы Хензекияна, заинтересованные структуры должны самым
серьезным образом заниматься координацией действий для расширения транзита,
который позволит значительно быстрее доставлять товары через территорию страны
покупателям.
Эти и другие вопросы решались на встрече иранских
и китайских руководителей в Пекине2. По приглашению председателя ПК
ВСНП Ли Пэна делегация Собрания исламского совета Ирана во главе с
председателем Мехди Кярруби с 9 по 14 декабря 2002 г. находилась в Китае с
официальным и дружественным визитом.
Заместитель министра почты, телеграфа и телефона
Ирана во время встречи в Гонконге с министром информационной промышленности
Китая3 подчеркнул необходимость еще большего развития сотрудничества
двух стран. На этой встрече стороны, выразив удовлетворение развитием
двусторонних связей в области политики, экономики и культуры, положительно
оценили состояние сотрудничества в сфере связи. Отметив многообразие
возможностей для сотрудничества, они заявили о готовности к еще большему
развитию и сближению в этой области. Заместитель министра Ирана на этой
встрече, отметив молодость иранских специалистов по информатике и специфику
местоположения Ирана в регионе, назвал эти факторы преимущественными для
развития регионального сотрудничества двух стран, а также призвал к
использованию его новых форм, особенно между частными секторами двух стран.
Иранский представитель предложил создать рабочий комитет по сотрудничеству в
области информатики в рамках совместной комиссии по экономическому
сотрудничеству двух стран, что было поддержано китайской стороной.
Предусмотрено, что специалисты изучат возможность реализации этого предложения
в самое ближайшее время. Китайский министр информационной промышленности,
подчеркнув важность двустороннего сотрудничества в рамках всемирного союза
связи, охарактеризовал возможности и потенциал своей страны в сфере информации
и информационных технологий и заявил о готовности сотрудничать и обмениваться
опытом с Ираном. Иран вступил в члены Международного союза связи через тридцать
лет после его основания.
Новый посол Китая в Иране на встрече с министром
иностранных дел Ирана Камалем Харрази4 дал положительную оценку
уровню развития двусторонних отношений. Он заявил, что сотрудничество между
Тегераном и Пекином на международной арене будет способствовать укреплению мира
и стабильности во всем мире. Камаль Харрази подчеркнул важность двусторонних
отношений и заявил, что Исламская Республика Иран придает большое значение
укреплению своих связей с Китаем как с одним из влиятельных и успешно
развивающихся государств. Отметив, что Иран занимает особое место в регионе и
располагает значительными возможностями в области торговых отношений и добычи
природных ресурсов, Камаль Харрази выразил надежду на то, что китайские
компании будут активнее вкладывать свои капиталы в иранскую экономику. Он также
подчеркнул, что обе страны, представляющие собой восточный и западный полюса
Азии, должны развивать между собой двустороннее экономическое сотрудничество,
что позволит им сыграть важную роль в деле установления стабильности и
безопасности в регионе и во всем мире, а также противостоять экспансии США и их
союзников.
Высшее военно-политическое руководство Ирана,
уделяя особое внимание вопросам поддержания национальных вооруженных сил на
должном уровне, рассматривает военно-техническое сотрудничество с Китайской
Народной Республикой как одно из приоритетных направлений. Ход программ
модернизации иранских вооруженных сил позволяет сделать вывод о том, что
достигнутый уровень развития технологий национального производства вооружения и
военной техники (ВВТ) не позволяет официальному Тегерану полностью отказаться
от использования внешних программ создания современных видов вооружений.
В этой связи иранское военное командование, рассмотрев
и оценив все источники получения как готовых образцов ВВТ, так и технологий их
производства, активно ищет пути развития военно-технического сотрудничества
(ВТС) с ведущими в этой области странами. По мнению иранцев, к их числу,
сотрудничающих с Ираном в области ВТС, относится и Китай.
Иранское руководство рассматривает Китай в
качестве одного из ведущих партнеров по военному и военно-техническому
сотрудничеству. Объем поставок китайского вооружения и военной техники в Иран
за период с 1997 по 2002 гг. составил, по предварительным оценкам, около 5
млрд. долл. США. Особенностью ирано-китайского ВТС также является то, что Пекин
не только поставляет готовые образцы вооружения, но передает Ирану ряд
технологий, оказывает содействие в создании его военно-промышленного комплекса,
способного выпускать тактические и оперативно-тактические ракеты,
артиллерийские системы, боевые корабли и катера.
Значительным прорывом в области военно-технического
сотрудничества стал визит председателя КНР Цзянь Цземиня в Тегеран в апреле
2002 г. В ходе визита был обсужден широкий спектр вопросов в области
гражданского сотрудничества, а именно о поставках иранской нефти и газа,
строительстве гидроэлектростанций, автодорог, расширении сети железных дорог,
метрополитена в Тегеране, строительстве международного аэропорта и пяти
нефтяных танкеров. Кроме того, состоялось подписание контракта на совместное
производство систем оптико-волоконной связи и в области ирано-китайского
военно-технического сотрудничества.
Иранскую сторону наряду с планами поставок
китайской военной техники интересовало и обслуживание поставленных из КНР
самолетов и вертолетов, ракетных катеров для иранских ВМС, а также лицензионное
производство компонентов и узлов к ракетной технике, созданной на базе
китайских баллистических ракет средней дальности. Как представляется, данный
визит свидетельствует об углублении ВТС между двумя странами, а также
возобновлении сотрудничества в атомной энергетике (разработка урановых
месторождений, ядерные исследования, подготовка иранских специалистов в
китайских ВУЗах), замороженного в 1999 г. под давлением США.
По китайским оценкам, в настоящее время в Иране
организовали и активно совершенствуют свой бизнес свыше 1200 китайских компаний
и фирм, часть из которых занято в ирано-китайском военно-техническом
сотрудничестве. К числу наиболее крупных предприятий, работающих на
военно-промышленный комплекс КНР и присутствующих в Иране, можно отнести:
иран китай военный
промышленный
– NORINKO (Китайская Северная индустриальная
корпорация);
– CATIC (Китайская национальная компания по
экспорту и импорту авиационной техники);
– CEIEC (Китайская национальная компания по
экспорту и импорту электроники);
– CXSDC (Китайская компания "Новая эра");
– CSTC (Китайская судостроительная торговая
компания);
– CPMIEC (Китайская экспортно-импортная компания
точного машиностроения).
Спектр военно-технического сотрудничества с
Ираном довольно широк. К числу основных контрактов в области ВВТ, заключенных
между Ираном и Китаем, можно отнести соглашения о поставке боевых и
транспортных самолетов, ракет класса "корабль" – "корабль"
и "поверхность" – "поверхность", артиллерийских систем
различного назначения, средних боевых танков и боевых бронированных машин.
Несмотря на отрицание официальным Пекином фонда
сотрудничества двух стран в области ракетных вооружений, имеются свидетельства,
подтверждающие проведение совместных работ по созданию ракетных комплексов на
основе китайских технологий.
В соответствии с долгосрочными контрактами на
судоремонтных верфях в городах Бендер-Аббас и Бушир строятся эсминцы, фрегаты,
корветы и малые ракетные катера для ВМС ИРИ. В частности, данные катера были
созданы путем технологического копирования китайского аналога, что
свидетельствует о том, что китайская сторона просто закрывает глаза на
нарушение Тегераном международных договоров и конвенций об авторском и
патентном праве.
К числу тактических и оперативно-тактических
ракет, разработанных в Иране при участии китайских и северо-корейских
специалистов, относятся ракетные системы типа "НАЗЕАТ" класса "поверхность-поверхность".
Так, в июле 2001 г. иранцы совместно с КНР разработали новую систему наведения
для "НАЗЕАТ-10". Модернизированная ракета получила собственное наименование
– "ФАТЕХ-110". Применив полученные технологии ввода данных по
коррекции траектории полета боеголовки на конечном участке, удалось провести
начальный этап испытаний ракеты. В сентябре 2002 г. состоялся запуск
модернизированной ракеты "ФАТЕХ-110", которая имеет уже увеличенную
дальность полета.
В ходе работ по программе модернизации ракет "Шехаб"
(по натовской классификации "Скад") Тегеран проявляет
заинтересованность к китайским технологиям твердотопливных ракет типа "Дунфэн".
Основные цели, преследуемые иранцами в НИОКР в военно-техническом
сотрудничестве с Китаем, заключаются в следующем:
– получение технологий производства ракетных
двигателей на новых видах топлива;
– увеличение дальности пуска;
– повышение ударной мощности боеголовки по цели;
– использование принципа отделения боеголовки на
конечной траектории полета;
– доступ к разработкам Исследовательского
института телеметрии (г. Пекин) по усовершенствованию управления ракетой за
счет интеграции бортового вычислительного комплекса с системой спутниковой
навигации GPS.
Новым направлением военно-технического сотрудничества
двух стран стало создание совместных предприятий. В частности, ирано-китайское
совместное предприятие "Дурсандж" ("DOURSANJ") является
официальным дилером компаний FOIF, BOIF, HICA, HUA, DADI, SIWEI (КНР).
Сотрудничество осуществляется в области разработки и производства оборудования
как гражданского, так и военного назначения. К примеру, эхолоты и глубиномеры
используются как в рыболовном, так и военно-морском флоте. Используя компанию "Дурсандж"
в качестве основного канала получения технологий, иранское руководство
заключило при ее посредничестве соглашения с рядом высших учебных заведений
КНР. Соглашениями предусматривается подготовка иранских национальных кадров в
данных учебных заведениях по различным направлениям для последующей работы на
промышленных и научных объектах Ирана. Активность ирано-китайского
сотрудничества в данной области во многом ограничена техническими возможностями
компаний и фирм КНР по предоставлению современных технологий и материалов. В
этой связи иранцы все больше внимания обращают на развитие сотрудничества с
государствами Европы, что вызывает некоторое раздражение китайских
руководителей.
Список источников и литературы
1)
Алиев
В. Современное состояние Иранской внешней политики. – М., 2007
2)
РИА
ТЭК, 12.11.2002.
3)
ИРНА,
03.12.2002.
4)
ИСНА,
25.11.2002.
Размещено на