Миграция в современном мире
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет
Кафедра экономической теории
Реферат по дисциплине экономика
Тема: "Миграция в современном
мире"
Санкт-Петербург
2010 год
Введение
В настоящие время многие
люди все больше и больше хотят уехать за границу в поисках хорошей жизни. И все
чаще их выбор падает на наиболее развитые страны, такие как страны Западной
Европы, США, Канада и Австралия. Но что ждет их там? Какие условия адаптации?
Смогут ли они добиться ожидаемого успеха?
Целью данной работы
является показать, какие программы представлены развитыми странами для более
быстрой адаптации и интеграции мигрантов в их странах.
Задачей является более
глубоко рассмотреть вопрос миграционной политики. Выяснить какие проблемы
возникают при их разработке и воплощении их в реальность. Какие достоинства и
недостатки данной политики.
Предметом анализа
является сама интеграционная политика, ее программы, нововведения, работа над
ней, пути воплощения ее в реальность.
Объектом исследования, на
наш взгляд, является сами иммигранты. А именно какие условия предоставлены им
при переезде в новую, тем более развитую страну. Какова интеграционная политика
данного государства? Какие социальные льготы им предусмотрены, социальный
пакет, место проживание и так далее. Именно эти аспекты мы попытаемся
рассмотреть в данной работе.
1. Вопросы миграции в
развитых странах
"Интенсивная
миграция населения в развитые государства привела к быстрому росту численности
прибывших жителей. В 2005г. в этих странах проживало около 91 млн.
международных мигрантов – 10.3% их населения".
Конечно же, иммигранты
играют не малую роль в развитии принявших их стран. Но большое количество
иммигрантов, как обычно это происходит, образуют свои обособленные общины. В дальнейшем
это приводит к социальному отчуждению широких слоев мигрантов, не толерантное
отношение местного населения к их традициям, нормам и правилам, проявление
ксенофобии, расизма, межэтнических и межконфессиональной конфликтности.
Правительство развитых государств понимают, что в их миграционной политике
существует брешь, которую надо быстро и качественно удалить.
1.1 Основные подходы к
миграционной политике
В настоящее время
сложилось три модели интеграционной политики: политической ассимиляции, функциональной
и мультикультурной интеграции.
"Политическая
ассимиляция – это когда принимающим государствам следует обеспечивать
благоприятные условия для быстрого получения гражданства. При этом идентичность
новых граждан должна определяться национальным политическим порядком.
Функциональная интеграция
– это инкорпорация только в сферу занятости систему социального обеспечения.
Возможность политического участия в делах общества и получение нового
гражданства.
Мультикультурная
интеграция – это модель, которая основывается на признании наличия в обществе
различных этнорасовых групп и необходимости их управления их взаимоотношениями.
Основной акцент на равенстве пришлых и коренных жителей".
Но основным звеном
интеграционного процесса является сфера занятости. "В большинстве развитых
стран содействие интеграции пришлых жителей в сферу занятости осуществляется в
рамках общенациональных программ. Они адресованы всем слоям населения, занимающим
слабые позиции на рынке труда, без учета этнической принадлежности и
гражданства". Так же ЕС рассматривает вопросы по принятию мигрантов на
государственную службу и на упрощение процедуры признания дипломов о высшем
образовании и рабочих квалификаций у уроженцев третьих стран. Все больше
проводятся программы по самостоятельной занятости мигрантов из-за этого все
больше пришлого населения занимаются своим делом.
Так же основным аспектом
является адаптация системы образования. Итак, незнание языка страны проживания
ограничивает возможности пришлого населения по части трудоустройства. Из-за
этого проводятся специальные курсы для изучения местного языка иммигрантами.
Активные меры проводятся в сфере образования среди молодежи. Создаются
специальные классы для мигрантов, для облегчения обучения в другой стране. Предоставляются
места для обучения в высших учебных заведениях.
Жилищная политика
заключается в наделении каждого иммигранта жилищной площадью. Но обычно данное
место жительство находится в недорогом районе из-за чего постепенно появляются
"эмигрантские районы", т.е. они объединяются в обособленные общины,
что в свою очередь замедляет их полноценную интеграцию. Для этого принимающие
государства должны проводить программы по строительству недорогих домов не
только в отдаленных кварталах города, но и где-нибудь в районах, где живет
население со средним доходом. Или же наоборот строительство наиболее дорогих
домов в малообеспеченных кварталах.
Как правило, иммигранты
больше подвержены риску заболеть или получить травму из-за тяжелой работы и
плохих рабочих условий (обычно именно мигранты работают на самых грязных,
дешево оплачиваемых работах). Поэтому "важнейший элемент государственной
политики в области здравоохранения – проведение мероприятий, содействующих
получению мигрантами основных медицинских услуг. Так же привлекается мед
персонал из этнических меньшинств
Всем легально проживающим
иммигрантам предоставляется доступ к системе социального обеспечения. Размеры
зависят от стажа работы в данной стране и выплат в ее систему социального
страхования, а также статуса мигранта. Наиболее острым вопросом в этой области
является пенсионное обеспечение, на сохранение которого не могут рассчитывать
иммигранты из развивающихся государств".
1.2 Основные
недостатки миграционной политики
миграция
политика мультикультурный интеграция
Данный раздел я бы точнее
назвала основные неточности и промахи в интеграционной политике. Во-первых, в
зависимости от правового статуса деление мигрантов на четыре группы, что уже
изначально их дискриминирует, хотя бы на том же рынке труда или же в
политических правах. А сроки получения гражданства довольно муторны и долги.
Например "минимальные сроки проживания в стране на получение гражданства в
Канаде 3года, в Германии сокращен с 15 до 8 лет, в США, Франции 5 лет".
Недостатки
антидискриминационной политики в том, что не до конца созданы те институты,
которые бы точно отслеживали отношения между пришлым и местным населением. На
данный момент "только в Британское законодательство по расовым вопросам
считается наиболее развитым и инновационным в ЕС".
Политическая интеграция,
а именно предоставление полных политических прав так же имеет свои бреши.
Понятно, что только после получения гражданства мигранты имеют политические
права, с этим никто не спорит, но после того как они получили гражданство у них
так и не появляются полные политические права. Не все из них могут избираться в
органы государственной власти, а как считают местные политики только, малая
часть может работать в органах власти страны.
Самый острый, на мой
взгляд, вопрос – сфера занятости. Да, иммигрантам выделяют рабочие места, да их
устраивают на работы, но на какие. Они работают либо в самых опасных местах,
либо на той работе, где никогда не будет работать местное население, также их
обычно устраивают на местах с плохой экологией и гигиеной труда. Таким образом,
иммигрантов в основном берут на низко квалифицированную работу, только из-за
того, что их диплом о высшем образовании не принимается в новой стране, что,
по-моему, должно учитываться.
Основная проблема
жилищной политики – скопление мигрантов в одном районе, что в дальнейшем
приводит в объединение их в общины, из-за чего очень сильно затормаживается
процесс интеграции. И появляется неприязнь и боязнь со стороны местного
населения. "Одним из вариантов современной стратегии в этой области
является обновление жилого фонда и его распределение между разными социальными
группами".
Социальным обеспечением
должен наделяться каждый иммигрант. Но более остро вопрос обстоит с пенсией,
так как она ограничивается для лиц с ограниченными социальными правами, ищущих
убежище, жен иммигрантов, временных работников и нелегальных иммигрантов.
В плане системы
здравоохранения, на мой взгляд, программы продуманы и работают довольно таки
хорошо. Но возникает только один вопрос, какого качества им предоставляется
медицинское обслуживание. «Власти Нидерландов и Германии планируют направлять
дополнительные средства на медицинские нужды в районы концентрации иммигрантов,
например, в качестве надбавок к зарплате медперсоналу".
2. Особенности
миграционной политики (на примере Финляндии)
В качестве примера
достаточно хорошей миграционной политики я хочу привести, небольшое
скандинавское государство – Финляндия. Эта страна достаточно неплохо справилась
с проблемой миграции в 90е годы прошлого века и начала 20 в. В тот период после
распада СССР хлынул поток миграции из бывших советских республик, а именно из
Эстонии, Латвии, Литвы и др. А второй поток хлынул после вступления ее в ЕС
Но в данной стране
столкнулись с вопросом не быстрой интеграции мигрантов, а с легальной и
нелегальной миграцией. «В настоящее время больше всего иностранцев, нелегально
находящихся на территории Финляндии, проживают в крупных городах страны. Многие
из них работают в сфере обслуживания, на стойках, либо занимаются незаконной
увеселительной деятельностью. Некоторые подолгу проживают нелегально. Часть
нелегалов сразу же делает запрос на получение убежища». Из-за большого притока
нелегалов в Финляндии резко возрос уровень организованной преступности, а
безработица приняла устрашающий характер. Разработка и решение проблемы были
незамедлительно подготовлены, а именно специальная программа по предотвращению
увеличения преступности и роста безработицы "удержание населения в
сельской местности, сокращение числа самоубийств и преступлений связанных с
физическим насилием или угрозой насилия, борьба с чрезмерным употреблением
алкоголя особенно среди молодежи….по поводу безработицы: расширение возможности
обучения или получения квалификаций для всех категорий безработных, введение
системы «комбинированной помощи», предусматривающей дополнительной выплаты для
обустройства своего нового рабочего места, налаживание связи с международными
службами трудоустройства, разрешение дополнительного заработка на дому для
семей с детьми". Также финское правительство столкнулось с проблемой
демографического кризиса. В связи с этим нехватку рабочих рук решили восполнить
за счет законных мигрантов. Поэтому законным мигрантам разрешили свободно
менять работодателя, но только в том случае если это затрагивало отрасли, где
был очень высок уровень безработицы. "Важно отметить, что по данным МОТ
Швеция и Финляндия являются самыми благоприятными странами для наемных
работников. Здесь выше защита от незаконного увольнения и трудовая
безопасность". Но на все предложенные меры и положительные результаты,
финское правительство до сих пор считает, что существующие системы привлечения
рабочей силы не действуют в высшей степени. И продолжают свою миграционную
политику.
Заключение
В настоящее время
интеграционная политика большим спектром мер, которые направлены на вовлечение
иммигрантов в различные сферы жизни общества и активизацию их взаимодействия с
другими группами населения. В некоторых странах осуществляется более или менее
продуманная и последовательная политика интеграции иммигрантов, которая
включает в себя общенациональные программы. Но, к сожалению, многие аспекты не
приносят ожидаемого успеха.
Учитывая свои неудачи и
основываясь на накопленном опыте, развитые страны пересматривают, так, скажем,
смотрят на свою политику с другой стороны. Итак, в ее современном развитии
просматривается некоторые тенденции. "Во-первых, усиливается акцент на
решение социально-экономических проблем, на противодействие социальному
исключению иммигрантскому накоплению дезинтегрирующего и конфликтного
потенциала. Улучшение материального и социального положения, ослабление
тенденции к подчеркиванию своей самобытности. Во-вторых, усиление борьбы с
дискриминацией, либерализация правил получения гражданства. В-третьих,
принудительная ресоциализация на языковой, культурной и ценностной основе
призвана преодолеть пассивное отношение некоторых категорий мигрантов к
интеграции и дающие сопротивление ей. В-четвертых, более сбалансированный и
компромиссный вариант управления культурным плюрализмом отвечающего интересам
принимающего общества и одновременно учитывающего в той или иной мере
потребности иммигрантов. "Развитие данных тенденций должно помочь
мигрантам быстро и прочно интегрироваться, включиться в жизнь общества,
сформировать в нем свои отношения, которые бы способствовали эффективному и
нормальному развитию.
Список используемой
литературы
1. Л.Б. Качурина "Иммиграционная
политика Германии: успешный и неуспешный опыт" // Мировая экономика и
международные отношения, 2008, №7, с. 50-60.
2. Я.Р. Стрельцова "Иммигранты во
Франции и в России: общее и развития" // Мировая экономика и международные
отношения, 2008, №7, с. 40-49.
3. Н.А. Сорокина "Современные
реалии миграционной политики Финляндии" // Мировая экономика и
международные отношения, 2008, №2, с. 70-75.
4. Т.Н. Тимашова "Канада в
контексте международной миграции"// Мировая экономика и международные
отношения, 2008, №1, с. 104-112.
5. И.П. Цапенко "Развитые страны:
интеграционная политика в отношении иммигрантов" // Мировая экономика и
международные отношения, 2008, №3, с. 59-69.