История арабо-израильского экономического противостояния
Реферат
История арабо-израильского
экономического противостояния
Первоначальной целью арабского
экономического бойкота, провозглашенного Лигой арабских государств в декабре
1945 г. и вступившего в силу 1 января 1946 г., признавался «подрыв еврейского
сектора экономики путем саботирования торговых отношений с ним». В некоторых
источниках, посвященных исследованию данного вопроса, встречаются также
следующие определения задач бойкота: «предотвращение создания еврейского
государства на территории Палестины»; позднее – «экономический коллапс
государства Израиль в качестве доказательства его нежизнеспособности» и т.п. В
дальнейшем содержание бойкота приобрело более конкретные формы, включив в себя
запрет на пользование Суэцким каналом (вплоть до 1979 г.) судам,
принадлежащим Израилю либо перевозящим груз израильского происхождения;
внесение в «черный список» фирм, сотрудничающих с Израилем и т.п. В вышедшей в
1961 г. книге «Основные положения арабского бойкота» он подавался в качестве
защитной меры, принятой странами-членами Лиги арабских государств в целях
обеспечения экономической безопасности региона.В начале 70-х гг. одной из
основных задач бойкота было объявлено восстановление «статус-кво» на
оккупированных Израилем арабских территориях.
Сразу же
после вступления в силу резолюции ЛАГ о бойкоте Еврейское Агентство направило протест в Организацию Объединенных Наций, в котором
отмечалось, что действия Лиги арабских государств противоречат основным
принципам ООН и являются неправомерными. Несмотря на то, что арабский
экономический бойкот в отношении Израиля не был одобрен Генеральной Ассамблеей,
тем не менее в феврале 1946 г. ЛАГ приступила к формированию специального
Комитета по бойкоту со штаб-квартирой в Каире. В задачи комитета входила
разработка мер по обеспечению выполнения положений Резолюции 1945 г., среди
которых, в частности, было введение строгих ограничений на импорт продукции
еврейского сектора Палестины и на экспорт товаров, необходимых для развития
израильской промышленности. Происхождение товаров планировалось контролировать
путем внедрения системы сертификации и импортных лицензий.
Вскоре
отдельными арабскими государствами была выработана закрепленная
законодательством процедура, запрещающая ввоз израильской продукции, и
определен порядок санкций, применимых к нарушителям положений о бойкоте. Так, в
Сирии они могли быть подвержены (в зависимости от степени «неподчинения» и др.)
различным видам наказаний, начиная от штрафа с последующим внесением в «черный
список» и заканчивая тюремным заключением. В Ливане, к примеру, возможный срок
заключения составлял 15 лет при первичном нарушении Положения о бойкоте, а при
повторном мог быть увеличен вплоть до пожизненного.
Основными
формами бойкота Израиля являлся отказ от прямого сотрудничества с ним (так
называемый «первостепенный» бойкот) стран-членов Лиги арабских государств,
призывавших и другие страны присоединиться к бойкоту («второстепенный» бойкот).
Помимо этого, ЛАГ наложила запрет на инвестиции в израильскую экономику и
всячески пыталась создать как можно больше препятствий на пути импорта Израилем
сырья из стран региона. В «черный список» организации вносились, в том числе, и
западные компании, сотрудничающие с Израилем.
К середине
50-х гг. арабский экономический бойкот превратился в отлаженный механизм. В
1954 г. ЛАГ был одобрен Закон об экономическом бойкоте Израиля, в котором были
уточнены некоторые положения резолюции 1945 г., касающиеся содержания
бойкота. Помимо запрета на непосредственные торговые контакты с Израилем,
благодаря чему, по мнению представителей стран-членов Лиги, он, лишившись
ближайших рынков сбыта местной продукции и закупки сырья, будет вынужден
осуществлять торговлю на менее выгодных для него условиях. В этих же целях, а
также в целях «урезания» сотрудничества Израиля и его торговых партнеров
правительствам арабских государств предписывалось отказывать иностранным
фирмам, торгующим с Израилем или имеющим там представительства своих компаний,
в установлении и поддержании деловых связей; а администрациям морских и
аэропортов было отдано распоряжение о недопущении пребывания иностранных
морских и воздушных судов, следовавших через Израиль, на территории
стран-членов ЛАГ.
Как известно,
Израилю все же удавалось несколько ослабить действие арабского экономического
бойкота в отношении него путем налаживания торговли через третьи страны, а
именно – через Кипр, Грецию и Турцию. Не отказывали в поддержке и страны Запада
– в первую очередь, США, Великобритания, Франция, страны Бенилюкса и др., в
разное время принявшие антибойкотное законодательство.
Шестидневная
война 1967 г. несколько ослабила влияние арабского бойкота, поскольку Израиль
смог воспользоваться рынкамиоккупированных территорий Западного берега р.
Иордан и Сектора Газы – как в качестве рынка сбыта израильских товаров, так и в
качестве источника трудовых ресурсов и производственных площадей для выпуска израильской
продукции, предназначавшейся для дальнейшего вывоза в страны Персидского
залива. Помимо этого, в результате вступления в силу «политики открытых мостов»
между Восточным и Западным берегом р. Иордан Израиль получил возможность
импортировать некоторые виды сырья (в частности, кожу и зерновые) по ценам,
более выгодным, нежели на мировых рынках.
Нефтяной
кризис 1973 г. привел к быстрому накоплению валютных средств на счетах арабских
государств-экспортеров нефти, следовательно, к расширению торговли с западными
странами и росту числа инвестиционных проектов. В этот же период усиливается
т.н. «второстепенный» бойкот Израиля. В феврале 1975 г. Лига арабских
государств одобрила резолюцию об ужесточении мер по реализации бойкота. Был
опубликован очередной «черный список», на этот раз включавший в себя 14
всемирно известных банков Великобритании, США, Бельгии, Франции, Германии,
Швейцарии и Канады, и введен запрет финансовым учреждениям арабских государств
на осуществление операций с ними6. К концу 70-х гг. в «черном
списке» ЛАГ находилось порядка 2 тыс. западноевропейских компаний.
При этом
следует заметить, что даже в «период расцвета» политики арабского бойкота
Израиля далеко не все члены ЛАГ в полной мере выполняли предписания Лиги. До
конца 70-х гг. Алжир, Марокко, Мавритания, Сомали, Судан и Тунис осуществляли в
отношении Израиля лишь «первостепенный» бойкот, в то время как Ирак, Иордания,
Йемен, Катар, Кувейт, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская
Аравия и Сирия соблюдали его на всех уровнях – по крайней мере, официально.
Иордания, как уже было сказано, с 1967 г. вела торговлю с Израилем в
соответствии с политикой «открытых мостов», а после 1975 г. к ней присоединился
и Ливан. Что касается прочих исламских стран (либо тех, где имеется влиятельное
исламское меньшинство), арабский экономический бойкот поддерживали Бангладеш,
Индия, Мали, Пакистан и Уганда.
Подписание в
сентябре 1978 г. Кэмп-Дэвидских соглашений между Израилем и Египтом и
последующее заключение мирного договора в марте 1979 г. повлекло за собой отказ
египетской стороны от дальнейшего участия в арабском экономическом бойкоте
Израиля, официально закрепленный правительством Египта в феврале 1980 г.
В ответ на
действия последнего на саммите арабских государств, проходившем в марте 1979 г.
в Багдаде, было предложено применить экономические санкции в отношении теперь
уже бывшего участника арабского бойкота и внести в «черный список» египетские
компании, ведущие торговлю с Израилем. Решение саммита было претворено в жизнь
и осуществлялось вплоть до вторичного принятия Египта в члены Лиги арабских
государств в 1988 г.
Ввод
израильских войск на территорию Ливана в 1982 г. придал новый импульс
политике бойкота, поскольку многие западные державы включились в него уже без
какого-либо давления со стороны арабских государств, а лишь только в знак
протеста против агрессивных действий Израиля. В результате к 1987 г. 48 стран,
22 из которых являлись членами ЛАГ, так или иначе участвовали в экономическом
бойкотировании Израиля. Среди присоединившихся к санкциям оказались Афганистан,
Албания, Бразилия, Китай, Куба, Вьетнам, Тайвань и другие, а также страны
Восточноевропейского блока.
Палестинское
восстание 1987 г. еще более усугубило противостояние Израиля и арабских
государств. На встрече представителей стран-членов ЛАГ в июле 1989 г. в Дамаске
вновь обсуждались вопросы ограничения торговли Израиля с арабскими
государствами через третьи страны. С началом массовой иммиграции в Израиль в
конце 80-х – начале 90-х гг. граждан из СССР Лигой было принято решение о
применении санкций в отношении организаций и компаний, оказывающих содействие
новым репатриантам, включая транспортные фирмы, а также предприятия-поставщики
строительных материалов для будущих поселений иммигрантов.
Разразившийся
в начале 90-х гг. кризис в Персидском заливе оказал значительное влияние на
американо-арабские и арабо-израильские отношения.
Соединенные
Штаты потребовали от арабских государств отмены бойкота Израиля, что, однако,
не помешало странам-членам ЛАГ во время очередной встречи весной 1991 г. в
Дамаске принять решение о расширении «черного списка» компаний, сотрудничающих
с Израилем, еще на 110 пунктов.
Тем не менее
мирный процесс на Ближнем Востоке вступил в очередную фазу, что позволило
Израилю при посредничестве Соединенных Штатов добиться некоторого ослабления
действия арабского экономического бойкота. В июле 1991 г. Совет сотрудничества
государств Персидского залива принял решение о разрешении поставок Израилю
нефтепродуктов. Власти Кувейта заявили о прекращении в отношении Израиля
действия «второстепенного» бойкота, по крайней мере, в сфере сотрудничества с
американскими компаниями. В ходе встречи представителей США и Саудовской Аравии
было высказано намерение последней отказаться от бойкотирования израильской
продукции при условии прекращения строительства новых поселений на палестинских
территориях. Похожие заявления поступили от представителей Объединенных
Арабских Эмиратов и Омана.
В феврале
1993 г. шесть государств Персидского залива – Бахрейн, Катар, Кувейт,
Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия – пришли к соглашению о
значительном сокращении числа западных компаний, прежде внесенных в «черный
список». При этом, согласно информации Департамента внешней торговли США,
Кувейт и Саудовская Аравия, несмотря на сделанные ранее заявления, продолжали
вести политику «второстепенного» бойкота. Так, до 50% ограничений на
осуществление экспортно-импортных операций с Израилем и странами,
сотрудничающими с ним, исходило от указанных двух государств, правительства которых
вместе с прочими членами Лиги арабских государств заявляли, что действие
арабского экономического бойкота может быть приостановлено только в случае
соблюдения гражданских прав палестинцев. И лишь после подписания в сентябре
1993 г. израильско-палестинской Декларации о принципах сотрудничества
вышеупомянутые шесть государств Персидского залива подтвердили свое решение о
прекращении «косвенного» бойкотирования Израиля.
27 октября
1994 г. Иордания и Израиль подписали мирный договор, предусматривающий установление
и поддержание полновесных экономических и политических отношений между двумя
странами. Год спустя иорданский парламент большинством голосов (из 80 его
членов 51 проголосовал «за», 21 – «против», 8 не голосовали вообще) отменил
действие законодательства о бойкотировании Израиля. В дальнейшем примеру
Иордании последовал Оман, в январе 1996 г. отменивший действие
«первостепенного» бойкота; годом позже – Катар. Таким образом, к концу 90-х гг.
14 арабских государств (включая, кроме уже упомянутых, Марокко, Мавританию и
др.) встали на путь установления полноценных экономических отношений с
Израилем. Среди стран, продолжавших вести рестрикционную политику в отношении
последнего, оставались Сирия, Ливан, Ирак, Судан и Ливия.
Так,
израильские товары успешно экспортировались на рынки арабских государств через
Кипр, Турцию и Грецию; после 1967 г. – через Иорданию; после 1975 г. – через
Ливан, а после подписания в 1979 г. мирного договора с Египтом и отмены в 1980
г. «первостепенного» бойкота Израиля – через территорию Египта. По данным «TimeMagazine», в 1968 г. объем
экспорта израильской продукции через Иорданию составлял 10,4 млн. долл., в 1971
г. – 20 млн. долл., а десятилетие спустя – уже 75,2 млн. долл. Значительная
часть вывозимойтаким образом продукции поставлялась затем в Ливан и страны
Персидского залива, что дало повод Сирии заявить об отказе закупать товарыу
Иордании, мотивируя это тем, что они на самом деле произведены в Израиле, либо
с использованием израильских комплектующих.
С 1975 г.
Израиль открыл для себя новый канал сбыта собственной продукции в Сирию и
другие арабские страны – через Южный Ливан. К началу 80-х гг. объем транзитной
торговли в данном направлении составлял порядка 100 млн. долл. ежегодно.
Годовые показатели взаимной торговли Израиля и Египта (без учета поставок
нефти) после подписания ими мирного договора составляли 2 млн. долл. по
официальным каналам и 18 млн. долл. – по неучтенным.
По некоторым
данным, ежегодно от 5 до 10% израильского экспорта (в сумме порядка 10 млрд.
долл.), представлявшего собой, в основном, поставки продовольствия, текстиля,
сельскохозяйственной техники и медикаментов, направлялось в арабские
государства. От 10 до 20% поставок сельскохозяйственной техники (главным
образом ирригационного оборудования) поступало в Иорданию, Саудовскую Аравию и
другие арабские государства.
Ежегодный
масштаб торговли Израиля со странами Персидского залива оценивался в начале
80-х гг. в 500 млн. долл.
К началу 90-х
гг. экспорт Израиля в арабские страны достиг, по разным оценкам, 0,5 млрд.
долл. – 1 млрд. долл., или 5–10% всего израильского экспорта. По данным МИД
Катара, в 1996 г. Израиль вывез в страны Персидского залива через Кипр
продукции на сумму 2 млрд. долл.
Немаловажным
фактором роста числа поставок израильской продукции арабским странам являлось
то, что, будучи привлекательной по соотношению цена-качество,
сельскохозяйственная и промышленная продукция Израиля могла быть доставлена в
достаточно сжатые сроки и по сравнительно низкой стоимости. В то же время
экспорт арабских стран в Израиль оставался незначительным. Единственным
исключением из этого правила являлись поставки египетской нефти в 1979–1989
гг., оценивавшиеся в 3,9 млрд. долл.
Таким
образом, нельзя однозначно утверждать, что арабский экономический бойкот нанес
существенный ущерб израильской экономике. Более того, некоторые исследователи
данного феномена считают, что в какой-то степени введение санкций в отношении
Израиля пошло тому на пользу, если учесть, что ввиду сложностей экспорта
национальной продукции в соседние страны и в государства ЛАГ и узости
внутреннего рынка Израиль был вынужден искать возможности сбыта своей продукции
главным образом в странах Западной Европы и Северной Америки. Это, с одной
стороны, вело к удорожанию израильских товаров и отрицательно сказывалось на
его конкурентоспособности, но с другой – ориентация на насыщенные западные
рынки заставляла постепенно повышать требования к внутренним стандартам
производства, в результате чего страна могла только выиграть. Арабские же
государства, поддерживающие политику бойкота в отношении Израиля, понесли более
значимые потери как из-за «утраты» перспективного торгового партнера, так и в
связи с сокращением контактов с компаниями западных стран из-за их отказа
присоединиться к осуществлению санкций в отношении Израиля.
Тем не менее
с начала 1950-х гг. различными экспертами предпринимались попытки подсчитать
возможный ущерб от воздействия арабского бойкота на экономику страны. По
информации Федерации торгово-промышленных палат Израиля, за весь срок действия
бойкота страна лишилась потенциальных доходов в размере 45 млрд. долл. Согласно
западным исследованиям, ежегодные потери Израиля от арабского экономического
бойкота составляли от 25–30 до 40 млн. долл.
В середине
70-х гг. министерство иностранных дел Израиля представило собственные расчеты
экономических потерь от действия арабского бойкота. В соответствии с
опубликованными данными при условии снятия бойкота в 60–70-е гг. Израиль мог бы
направлять до 20% своего экспорта в арабские страны, что позитивно сказалось бы
на развитии экономик обеих сторон24.
По оценке
министерства финансов, при отсутствии бойкота в отношении Израиля ежегодные
показатели экспорта в течение 50–90-х гг. могли быть на 10% выше существующих
цифр; при этом экспорт в абсолютном выражении мог приблизиться за эти годы к
показателю внешнего долга страны, равного на конец 1992 г. 24 млрд. долл.
Статистика,
предоставляемая арабской стороной, также свидетельствует о значительных
экономических потерях Израиля в связи с действием бойкота. По сообщению Лиги
арабских государств, они составили порядка 100 млрд. долл., что сопоставимо с
суммой в 107 млрд. долл., безвозмездно выделенной стране Соединенными Штатами в
течение полувека существования Государства Израиль.
Политическая
ситуация на Ближнем Востоке, в последнее время по-прежнему оставляющая желать
лучшего, не позволяет сделать оптимистический прогноз на будущие
взаимоотношения государств региона. С момента нового обострения конфликта между
Израилем и Палестиной со стороны отдельных арабских государств вновь зазвучали
призывы к бойкоту Израиля. На последнем саммите стран-членов Лиги арабских государств,
проходившем в марте 2002 г. в Бейруте, представители ЛАГ вновь потребовали от
Израиля признать независимость Палестинского государства. Выразив поддержку
Палестинской национальной автономии, участники саммита (среди которых, надо
отметить, не наблюдалось единства в вопросах урегулирования нынешнего
конфликта), тем не менее, постарались не идти на открытую конфронтацию с
Израилем, что внушает определенную надежду на возобладание здравого смысла в
будущих политических и экономических отношениях ближневосточных государств.
арабский экономический
бойкот израиль
Список источников и литературы
1.
Новгородова
М. Взаимная торговля Израиля, Палестины и Иордании: прошлое, настоящее, будущее
// Ближний Восток и современность. Вып. 9. – М., 2000.
2.
Арабо-израильский
конфликт в современном измерении. – М., 2009.
3.
Политика
Западноеевропейских стран и США на Ближнем Востоке. – М., 2010
4.
Doxey M. Economic Sanctions and International Enforcement. – L.,
1971;