Японское экономическое чудо
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к Японии во
всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно
в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают
смешанные чувства: от удивления и восхищения до зависти и опасения.
Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне,
понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение жизни
одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в
первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях
промышленности и торговли, науки и техники?
Целью работы является
описание состояния экономики Японии во второй половине 20 века.
Основными задачами
данной работы являются выявление объективных причин японского экономического
чуда, преимуществ и недостатков японской модели экономического развития,
лежащей в основе гигантских сдвигов в её различных сферах – в промышленности, в
сельском хозяйстве, транспорте, кредитно- финансовой системе, торговле и т.п.
В основу положены
источники таких авторов, как В.В. Алексеев, Бок Зи Коу, Н.Л. Дружинин, В.Н.
Еремин, А.Е.Жуков, И.П. Лебедев, Осаму Нариаи и др., а также Интернет-ресурсы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Внутриполитическое
положение послевоенной Японии
2 Период
высоких темпов экономического роста (1960-1971)
3 Слабости
японской экономики
4 Результаты
«японского экономического чуда»
Заключение
Список
использованных источников
1 ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ
На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в
стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс
превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и
сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных
пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. Все это
усугублялось господством политической реакции, подчинивших своим агрессивным
целям народное хозяйство страны, а также беспощадной эксплуатацией бесправных
трудящихся масс монополистическими концернами – «дзайбацу», сросшимися с
военно-бюрократической правящей верхушкой. В 1940 году Япония заключила военный
союз с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а
также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну.
Военная экономика
Японии была лишена поставок сырья из заграницы, что, в свою очередь сделало
невозможным продолжение промышленного производства. Частые нападения с воздуха
были опустошительны для жилого фонда и средств производства страны, и к концу
войны экономика неожиданно лишилась спроса со стороны своего крупнейшего
потребителя - военной промышленности.
По данным обзора,
проведённого Советом по Экономической стабилизации в 1948 году, во время
воздушных налётов и других бедствий, связанных с войной (сюда не входит военное
преимущество, оружие, военные самолёты и суда), было потеряно имущество на 49,6
миллиардов иен, в соответствии с послевоенными ценами. Полный ущерб был нанесён
на 1,3 триллионов иен, если принять в расчёт официальные расценки конца 1947
года. Ущерб приравнивается к 20% внутреннего фонда Японии довоенного периода.
Вдобавок был нанесён такой косвенный ущерб, как амортизация имущества,
связанный с отсроченными ремонтными работами из-за войны, потери строений и
других средств из-за вынужденной передислокации и поиска оборудования, которое
принадлежало разным отраслям промышленности в мирное время, удаление
репарационных средств и потеря имущества за рубежом. В 1935 году, национальный
доход Японии составлял 14,5 миллиардов иен, из которых около 2,2 миллиардов иен
вкладывались в формирование капитала. В отношении цен в конце войны он дошёл до
6,5 миллиардов иен. Вышеупомянутая прямая потеря имущества была столь
колоссальной, что даже при экономических условиях, сложившихся в 1935 году. Их
возмещение заняло не менее 10 лет. Более того, если численность населения на
15% превосходила уровень 1935 года, то реальный национальный доход был на 40%
ниже. Поэтому, по оценкам положения, должно было пройти целое десятилетие
только для того. Чтобы вернуться к экономическому уровню 1935 года.
Промышленное
производство снизилось до уровня 1926-27 года. Только производство
электроэнергии, газа и угля не упало ниже уровня, необходимого для поддержки
минимального прожиточного уровня [6, с.30].
В первой половине 50-х
годов никто в Японии не помышлял о быстрых темпах экономического роста, первые
признаки которых появились лишь в середине десятилетия. Задачи были прозаичнее:
накормить страну. Обеспечить основные жизненные потребности общества. В таких
условиях японская правящая элита продемонстрировала трезвое понимание характера
взаимосвязи экономических и политических проблем, стоявших перед страной.
Именно в этот период
формируется система стратегических приоритетов, получивших название «доктрина
Ёсида» - концепция сосредоточения национальных ресурсов на решении, в первую
очередь, экономических задач при обеспечении внутренней стабильности обороны от
внешней угрозы за счёт тесного союза с США.
На первый взгляд, этот
союз был навязан Японии исходом Второй мировой войны. Проигравший должен был
следовать в русле победителя, нередко повинуясь диктатору. Однако нужно отдать должное
японской правящей элите- она сделала, в целом, правильные выводы из уроков
прошлого. Победа американцев в войне была воспринята как доказательство
эффективности их модели общественного устройства, способности обеспечить более
высокий уровень экономического и технического развития.
Политика ориентации США
в решающий момент была следствием осмысленного рационального выбора. Те, кто
определял стратегию страны, понимали, что опора на США, наиболее богатую и
развитую страну, может дать Японии преимущества в ликвидации последствий войны
[5, с. 552].
К 1952 – 1953 гг.в
основном завершилось восстановление экономики Японии. Она вновь стала
среднеразвитой индустриально-аграрной страной. Вместе с тем техническая база
японской индустрии была отсталой, 70% станочного парка имело возраст свыше 10
лет. Важным источником финансирования экономики еще оставалась американская
помощь. Слабым местом в национальной экономике пока оставалась внешняя
торговля.
2 ПЕРИОД ВЫСОКИХ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА (1960-1971)
Период высоких темпов
роста занимает особое место в экономическом развитии Японии. Успехи,
достигнутые ею в те годы, были столь впечатляющи, что мир заговорил о японском
«экономическом чуде». За 15 лет—с 1958 по 1973 гг.—валовой национальный продукт
Японии увеличился в 6,5 раз, а объем промышленного производства — более чем в
10 раз. Обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию и ФРГ, уже в конце 60-х
годов Япония заняла второе место в капиталистическом мире по объему
промышленного производства, а в начале 70-х годов — и по объему валового
национального продукта. Темпы роста японской экономики в тот период были самыми
высокими среди развитых капиталистических стран и составляли около 11 % в год
[5, с.579].
Экономические успехи
Японии были связаны главным образом с бурным развитием обрабатывающей
промышленности, обусловленным, прежде всего, огромными инвестициями в
расширение и обновление основного капитала. В период высоких темпов роста на
цели накопления расходовалось в среднем около 30% ВВП страны, а из этих средств
около 2/3 направлялось на развитие промышленности.
С завершением в 1957 г.
восстановительных процессов в промышленности стало очевидно, что дальнейшее ее
развитие невозможно без проведения коренной технической реконструкции. Со
второй половины 50-х годов в Японии начался интенсивный процесс обновления
основного капитала в старых отраслях (черной металлургии, нефтепереработке,
электромашиностроении, судостроении, в текстильной и пищевой промышленности,
химических производствах). Одновременно с этим шло бурное строительство
предприятий новых отраслей и производств, таких как радиоэлектроника,
нефтехимия, производство пластмасс, синтетического каучука, синтетических
волокон и т.д.
Как реконструкция
старых отраслей, так и создание новых в значительной степени основывались на
импорте иностранной техники и технологии. Так, за 1950—1971 гг. Япония
приобрела свыше 15 тыс. иностранных патентов и лицензий, из них более 60%
пришлось на долю США.
Реализация курса на
техническую реконструкцию и создание передовой отраслевой структуры привела к
тому, что основой экономического роста стал огромный и все более возрастающий
спрос предприятий на машины, оборудование, строительные материалы и прочие
инвестиционные товары. Это сопровождалось усилением концентрации инвестиций и
производства в отраслях тяжелой промышленности, обслуживавших рынок
инвестиционных товаров. При этом наиболее высокими темпами развивались машиностроительные
производства.
В результате к концу
60-х-началу 70-х годов облик японской промышленности коренным образом
изменился. Во-первых, в ее структуре значительно повысилась доля тяжелой
промышленности: с 51,7% до 67,8% за 1956—1973 гг. (в том числе доля отраслей машиностроительного комплекса с 17,9%
до 35,3%). Во- вторых, к концу 60-х годов Япония
создала практически универсальную отраслевую структуру промышленного производства,
в которой в той или ином объеме были представлены все виды современных
производств, включая новейшие. И, в-третьих, все старые отрасли японской
промышленности перешли на новые технологии производства и освоили выпуск
современной продукции. Так, в черной металлургии был сделан решительный поворот
от мартеновского способа выплавки стали и кислородно-конверторному; в
судостроении была внедрена новая технология строительства гигантских танкеров и
сухогрузов, в химической промышленности было установлено более эффективное
оборудование по выпуску аммиака, искусственных удобрений и т.д. [5, с.580].
В конце 60-х—начале
70-х годов технический уровень японской промышленности был уже одним из самых
высоких в мире. Доля машин и оборудования в возрасте до 3 лет в начале 70-х
годов составляла почти половину стоимости основных фондов, а в целом ряде
ведущих отраслей по мощности и производительности оборудования Японии удалось
обойти не только европейские страны, но и США (прежде всего в черной металлургии,
нефтехимии, судостроении).
Коренным образом
изменились место и роль Японии в мировом производстве. К концу 60-х годов она
стала крупнейшим в мире производителем многих важных видов продукции тяжелой промышленности,
выйдя по объему производства судов, кино- и фотоаппаратуры, химических волокон
на первое место в мире, а по выплавке стали, производству электрооборудования,
электрон ной техники, автомобилей, швейных машин и т.д. — на второе после США,
опередив Великобританию и ФРГ.
Опираясь на свою все
более возрастающую промышленную мощь, Япония постепенно превращалась в одного
из крупнейших в мире экспортеров промышленной продукции. Объем японского
экспорта в 1957—1973 гг. увеличился почти в 10 раз, при резком изменении его
внутренней структуры. Вывоз текстиля, на долю которого еще в конце 50-х годов
приходилось 20—25% стоимости экспорта, отошел на второй план, уступив место
широкому кругу изделий тяжелой промышленности, таких как сталь, суда, автомобили,
радиоприемники, оптические приборы, электрооборудование, швейные машины,
фотоаппараты, телевизоры и т.д. В 1973 г. на текстильную продукцию приходилось
всего лишь 9% стоимости экспорта, на долю машин и оборудования—55%, металлов и
металлоизделий —8,5%, химических продуктов — около 6%. Причем, если прежде
японская ниша на мировых рынках была заполнена в основном товарами,
относительно невысокого качества и невысокой степени сложности, то к концу 60-х
годов Япония уже имела репутацию поставщика высококачественной, технически сложной
продукции.
Будучи лишена
сколько-нибудь значимых запасов основных видов природных ресурсов, Япония для
поддержания быстрого развития промышленности вынуждена была из года в год
увеличивать ввоз сырья и топлива. Пользуясь тем, что цены на эти товары на
мировых рынках долгое время были стабильными и даже понижались, Япония
предпочитала ввозить необработанное сырье, организуя полный цикл его
переработки на собственной территории. За 1957—1973 гг. объем импорта
увеличился почти в 7 раз, при этом в конце периода на сырье приходилось около
трети его стоимости, а на минеральное топливо — около 22% (в т.ч. 16% — на
нефть). По-прежнему, довольно высокую долю в импорте—свыше 15% —занимали
продовольственные товары. Хотя еще с конца 50-х годов Япония была в состоянии
удовлетворять потребности населения в основном продукте питания — рисе — за
счет внутреннего производства, рост уровня жизни населения требовал расширения
ввоза различных видов продовольствия (прежде всего продукции животноводства и
фруктов) [2, с.56].
Что же касается машин и
оборудования, то зависимость Японии от их поставок из западных стран
существенно снизилась (за исключением небольшой группы наиболее сложной
наукоемкой техники, которую она сама пока не могла производить), а доля этих
товаров в импорте в начале 70-х годов составляла менее 10%.
Натиск японских товаров
на мировые рынки был столь мощным, что, несмотря на многократное возрастание
объемов импорта, со второй половины 60-х годов торговый баланс Японии начал
почти постоянно сводиться с положительным сальдо, что позволило ей накопить
значительные золотовалютные резервы и приступить к активному экспорту капитала.
Всего за 1951—1970 гг. японские инвестиции за рубежом составили около 2,7 млрд.
долл., из них 1,88 млрд. долл., или около 70%, были инвестированы во второй
половине 60-х годов.
Обрабатывающая
промышленность в тот период, безусловно, выступила в роли локомотива
экономического роста страны. Что же касается других сфер экономики, то судьба
их сложилась по-разному.
Обилие дешевого и
качественного сырья на мировых рынках предопределило начало фактического
сворачивания собственной добывающей промышленности. В 1957—1970 гг. объем
производства в добывающих отраслях увеличился лишь на 11 %, а их доля в общем
объеме промышленного производства сократилась с 5,1 до 2,1 %. В конце 60-х
годов в добывающей промышленности было занято лишь около 500 тыс. чел., или
примерно 1 % общего числа занятых в промышленности. Решающее значение для такой
динамики имело сворачивание производства в крупнейшей подотрасли — угледобыче.
Максимальный уровень добычи угля — 54,5 млн. т — был достигнут в 1961 г., затем
она начала довольно быстро снижаться и в начале 70-х годов составляла всего
лишь около 33 млн. т. При этом зависимость Японии от импорта угля за эти годы
увеличилась с 36 до 56%.
Добыча всех прочих
видов сырья и топлива осуществлялась в крайне незначительных (часто
символических) объемах.
Довольно быстро в
период высоких темпов роста развивался транспорт: в1960—1973 гг. объем грузо- и
пассажироперевозок почти утроился. Значительное развитие получил автомобильный
транспорт—в начале 70-х годов на него приходилась почти половина перевозок
пассажиров и около 40% перевозок грузов. Морской транспорт перевозил свыше 40%
внутренних грузов и весь объем внешних грузов, а на железнодорожный транспорт
падало около 20% грузо- и около половины пассажироперевозок.
Протяженность железных
дорог Японии с середины 30-х годов практически не увеличивалась и в начале 70-х
годов составляла около 27 тыс.км (из них 21,3 тыс. км приходилось на
государственные железные дороги), но в 60-е годы в этой отрасли был осуществлен
ряд важных технических нововведений. Один за другим начали вводиться в строй
участки высокоскоростной железнодорожной магистрали «Синкансэн», которая должна
была соединить все основные города Японии. Средняя скорость движения поездов по
этой магистрали составляла более 160 км/час. В конце 60-х годов было также
начато строительство железнодорожного туннеля между островами Хонсю и Хоккайдо
(общей длиной 36,4 км и длиной подводной части 22 км), а несколько позже —
строительство двух крупнейших железнодорожных мостов, которые должны были
соединить район Осака -Кобэ с о-вом Сикоку. Наконец, во второй половине 60-х
годов был осуществлен полный переход на тепловую и электрическую тягу, а
паровозы продолжали выпускаться только для экспорта.
К началу 70-х годов
Япония превратилась в одну из крупнейших автомобильных держав мира. В 1971 г. в
стране насчитывалось уже более 12 млн. автомобилей (в т.ч. свыше 5 млн. легковых),
и по этому показателю она занимала 2-е (после США) место в мире. 60-е годы
стали периодом интенсивного автодорожного строительства. В частности, в 1969 г.
была введена в эксплуатацию высокоскоростная автомагистраль Токио—Нагоя—Кобэ
протяженностью 536 км. Строительство дорог поглощало огромные деньги, и чтобы
облегчить напряженную ситуацию с его финансированием, в 1968 г. был принят
закон, по которому при покупке нового автомобиля каждый покупатель должен был
уплачивать налог в размере 3% от его стоимости на цели дорожного строительства.
Хотя по протяженности автомобильных дорог Япония к началу 70-х годов заняла 3-е
место в мире (после США и Франции), по состоянию дорожной сети она все еще
значительно отставала от многих передовых стран: так, из 150 тыс. км дорог лишь
около 45% имели твердое покрытие.
Период высоких темпов
роста стал решающим в развитии морского флота Японии. Лишь к концу 50-х годов
ей удалось восстановить максимальный предвоенный уровень тоннажа морского флота
(6,1 млн. т), понесшего в результате войны колоссальный урон. Однако в
последующие годы пополнение флота происходило столь быстрыми темпами, что уже в
1971 г. по общему его тоннажу — свыше 30 млн. т — Япония заняла второе место в
мире. По техническому уровню японский флот был одним из самых передовых в мире:
в его составе были гигантские танкеры, мощные сухогрузы, суда-контейнеровозы
[1, с. 86].
Важные изменения
произошли в этот период и в японской деревне. Примерно с середины 50-х годов
начался довольно быстрый отток сельского населения в города. В 1955—1973 гг.
деревню покинули более 11,5 млн. чел., и к 1973 г. численность сельского
населения сократилась до 24,7 млн. чел. (23% от общей численности населения). Общее число крестьянских хозяйств также уменьшилось примерно на
900 тыс. и составило к 1973 г. около 5160 тыс. Хотя сокращение числа хозяйств
происходило преимущественно за счет категории мелких и мельчайших (с наделами
до 1 га), последние по-прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в
1973 г. их насчитывалось более 3,5 млн., или две трети общего числа дворов.
Произошло значительное
сокращение масштабов аренды земли. К началу 70- х годов в деревне почти не
осталось безземельных крестьян-арендаторов, а число хозяйств, прибегающих к
аренде, сократилось примерно до 1 млн. (в 1950 г. их насчитывалось более 2
млн.).
Общий объем
сельскохозяйственного производства вырос за рассматриваемый период в 1,5 раза. В
60-е годы в деревне относительно широкое распространение получила сельскохозяйственная
техника (мини-тракторы, комбайны), но большинство сельскохозяйственных операции
по-прежнему производилось вручную или с использованием тягловой силы. В целом
по уровню механизации сельскохозяйственного производства Япония в эти годы сильно
уступала западным странам.
В то же время по потреблению
химических удобрений к концу 60-х годов она вышла на одно из первых мест в
мире. Благодаря интенсивному использованию удобрений, ядохимикатов, а также
улучшению агротехнических методов производства японским крестьянам удалось
значительно повысить урожайность, и в конце 60-х годов
по средней урожайности риса, батата, лука и т.д. Япония занимала одно из первых
мест в мире.
Улучшилось и
материальное положение крестьян. Средний совокупный доход крестьянской семьи в
1957—1973 гг. вырос почти в 7 раз, но при этом доля в нем от сельского
хозяйства сократилась с 56,6% в 1957 г. до 32,1% в 1973 г., а удельный вес
побочных доходов соответственно возрос с 43,4% до 67,9%. К началу 70-х годов
лишь 15% хозяйств обходились доходами, полученными от занятия сельским
хозяйством, а 85%в той или иной мере прибегали к побочным заработкам (от работы
по найму до открытия собственного дела) [5, с.584].
В целом облик японской
деревни сильно изменился. В быт крестьян вошли холодильники, пылесосы,
стиральные машины, не говоря уже о телевизорах и радиоприемниках; многие семьи
смогли приобрести даже автомобили. В конце 60-х годов между городом и деревней
уже не наблюдалось такого резкого контраста, какой существовал перед войной и
даже в конце 50-х годов.
В развитии промышленности,
сельского хозяйства и других сфер японской экономики в тот период исключительно
важную роль продолжало играть государство. Хотя размеры государственного
сектора значительно уменьшились, правительству принадлежала ведущая роль в
определении стратегии экономического развития.
В период высоких темпов
роста в Японии значительное развитие получило государственное программирование.
Наиболее известным из подготовленных в эти годы планов стал «План удвоения
национального дохода», предусматривавший достижение этой цели за 1961—1970 гг.
и ликвидацию экономического и технологического разрыва между Японией и ведущими
западными странами. Хотя правительственные планы и программы носили индикативный характер, для частного бизнеса они служили важным
ориентиром, так как обозначали сферы и отрасли, которые будут пользоваться
вниманием и поддержкой правительства. Кроме того, государство использовало
широкий набор кредитно-финансовых рычагов для поощрения частного сектора к
развитию в заданных направлениях, а когда этого оказывалось недостаточно,
прибегало и к принуждению с использованием административных методов.
В 60-е годы предметом
первоочередной заботы правительства были черная металлургия, нефтепереработка,
нефтехимия, а также ряд машиностроительных производств.
3 СЛАБОСТИ
ЯПОНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Несмотря на явные
успехи, японская экономка имеет и свои слабости. Речь идет, прежде всего, о
продукции трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части
сборки, и высокотехнологичном производстве. Другие же отрасли и секторы
хозяйства Японии и по уровню производительности труда, и по техническому уровню
производства, как правило, существенно отстают от США и стран Западной Европы.
В первую очередь это относится к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной,
цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной
отрасли промышленности. То же можно сказать и относительно большинства отраслей
сферы услуг.
Помимо сказанного для
Японии характерны так называемые врожденные слабости: прежде всего определенные
перекосы в структуре экономики, сравнительная угроза внутреннего рынка,
развитие которого хронически отстает от роста производства. В результате
усиливается зависимость страны от внешнего рынка, что еще больше усугубляется
из-за отсутствия собственной сырьевой и энергетической базы, недостаточного
развития сельского хозяйств и растущего импорта продовольствия. Отрицательное
влияние на японскую экономику оказывает неразвитость жилого фонда и социальной
инфраструктуры, слабая социальная поддержка со стороны государства в области
пенсий, пособий, здравоохранения, продолжительный рабочий день.
В связи с
некомплексностю структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка
Японии отличается невысокими показателями социального благополучия. Сложился
низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию,
наблюдается, высокий уровень преступности, особенно детской.
Не решается жилищная
проблема. Жилая площадь в расчете на одного человека крайне мала. Качество
самих строений и внутренней планировки, а также оборудование японских жилищ
существенно уступают уровню, типичному для США и стран Западной Европы.
По сравнению с другими
развитыми странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск и высокая
интенсивность труда.
Таким образом, японская
экономика обладает как сильными, так и слабыми сторонами. Тем не мене, ранее
отсталая страна сумела за короткий исторический срок занять одно из ведущих
мест в мире по экономической мощи [1, с.130].
4 РЕЗУЛЬТАТЫ «ЯПОНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА»
С 1950 г. по 1970 г.
среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%. К
1990 г. промышленное производство Японии выросло, по сравнению с уровнем 1938
(или 1952) г., в 21, 1 раза[ 3, c.182].
Бок Зи Коу приводит
данные об объемах национального дохода ведущих экономических держав уже в 1978
году [2, с.315].
Таблица 1
|
Япония
|
Великобритания
|
Франция
|
ФРГ
|
Италия
|
Территория
|
19,5
|
19,9
|
27,4
|
31,2
|
Доля национального
дохода
|
52,5
|
53,0
|
50,3
|
50,7
|
53,0
|
А.Н.Изотов публикует
информацию о темпах экономического роста наиболее развитых капиталистических
стран в период 1973-1983 года[4, с.196];
Таблица 2
Страна
|
Среднегодовые
темпы роста ВНП (в %)
|
Япония
|
3,7
|
США
|
1,9
|
Великобритания
|
0,8
|
Франция
|
2,2
|
ФРГ
|
1,7
|
Италия
|
1,2
|
Канада
|
2,6
|
На общем фоне весьма
вялого экономического развития других капиталистических стран даже относительно
скромные цифры японского роста, наблюдавшиеся в 80-е годы, выглядят весьма
внушительно (см. табл. 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Японское экономическое
чудо — исторический феномен рекордного
роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые
высокие темпы роста среди развитых капиталистических стран того времени. Одна
из причин «чуда» — низкие налоги (армии не существовало, и
на её содержание государственные средства не тратились) и интенсивное освоение японской наукой
новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.
Стремительные темпы
роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановиться
после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи,
последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ и уступая лишь США.
Отличительными чертами
японской экономики в период «экономического чуда» были:
объединение
производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, и банков в тесно
связанные группы называемые кэйрэцу;
взаимовыгодные
отношения предпринимателей с правительством;
гарантия пожизненной
занятости в больших корпорациях;
активное профсоюзное
движение [7].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алексеев,
В.В. Экономика Японии/ В.В. Алексеев.- 2-е изд., исправленное.- Москва: МГИМО –
Университет, 2006. – 241 с.
2.Бок, З.К.
Экономика Японии. Какая она? / Бок Зи Коу.- М.: Экономика, 2002. – 349 с.
3. Волгин, Н.А. Японский опыт: Решения экономических и
социально-трудовых проблем. - М.: Экономика, 1998. - 255 с.
3.
Дружинин, Н.Л. Япония. Экономическое чудо/ Н.Л.Дружинин.- СПб.: Питер: Лидер,
2003. – 265с.
4. Изотов, А.Н. Япония: концепция выхода в лидеры. – М.: Экономика,
1991г. – 113 с.
5. История
Японии/ Рос. Акад. Наук, Ин-т востоковедения и др. Т.». 1868- 1998/ [В.Н.
Еремин, А.Е, Жуков, И.П. Лебедева и др.]. – 703 с.
6. Осаму,
Н. Современная японская экономика = The modern Japanese economy/ Осаму Нариаи.- Баку: Элм ве хаят, 2003. – 146 с. – (Из серии «О
Японии»).
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Японское_экономическое_чудо