Россия и ЕС: тенденции экономического сотрудничества
Воронежский
Государственный Университет
III
Студенческая учебная конференция для первокурсников
Сообщение на
тему: «Россия и ЕС: современные тенденции экономических отношений»
Выполнила: студентка
1-го курса
Факультета
международных отношений
Щурова Наталья
Науч. руководитель:
Ломсадзе Д. Г.
Воронеж
2010
Россия и ЕС: тенденции
экономических отношений
Создание общего
европейского пространства.
На саммите в
Санкт-Петербурге в мае 2003года ЕС и Россия договорились укрепить
сотрудничество с тем, чтобы в перспективе создать четыре общих пространства ЕС
\ Россия:
1.
Общее
экономическое пространство (направлено на то, чтобы сделать экономики ЕС и
России более совместимыми для обеспечения роста инвестиций и торговли. Конечная
цель – интегрированный рынок между ЕС и Россией. Энергетическое сотрудничество
в области охраны окружающей среды входят в рамки общеэкономического
пространства вместе с развитием общеевропейских транспортных сетей, энергетикой
и телекоммуникациями.)
2.
Общее
пространство свободы, безопасности и правосудия.
3.
Общее
пространство внешней безопасности
4.
Общее
пространство для научных исследований и образования, включая культурное
сотрудничество.
В. В. Путин о ОЕЭП:
«По словам
Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России
являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого
рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая
приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке
высокотехнологичных товаров.
Чтобы
изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих
экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»
Понятие
«общее европейское экономическое пространство» может пониматься и как
конкретное состояние, и как процесс. В первом случае ОЕЭП является еще одной
формой интеграционного объединения, хотя и не имеющей очевидного прямого
соответствия в устоявшейся терминологии (зона свободной торговли, таможенный
союз, общий рынок и т.д.). Во втором случае под ОЕЭП понимают саму ситуацию,
когда ЕС и РФ предпринимают меры по сближению друг с другом возможны два
варианта сближения: назовем их условно – закрытый и открытый. В первом случае
предполагается создание преференциальной системы отношений. Во втором –
разработка комплекса мер, применимых для сближения вообще, не только с
европейскими странами.
1)
снятие препятствий для перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала со стороны
России;
2) снятие
соответствующих препятствий со стороны ЕС.
ОЕЭП
- пространство выбора и принятия решений. Поэтому «общее пространство» не
должно порождать образ единообразия данного пространства: важна не однородность,
а «протяженность» пространства деятельности «общее европейское экономическое
пространство» является конечным состоянием, когда политические барьеры в
отношениях друг с другом граждан и бизнеса России и ЕС не превосходят тех, что
приняты для граждан одного государства. То есть речь идет о национальном
режиме. Однако это не подразумевает членства России в ЕС.
К
процессу сближения России и ЕС необходимо подходить скорее не как к единому
двустороннему процессу, а как к двум односторонним процессам.
С
одной стороны, это исключительно внутренний процесс реализации и развития
правительственной программы реформ, частью которой является улучшение условий
для предпринимательства (не только европейского) и развитие внешнеэкономических
связей (не только с Европейским Союзом).
С
другой стороны, важной задачей является снятие ограничений для торговли и
инвестиций со стороны Европейского Союза.
в
задачу сближения не входит полномасштабное заимствование европейского
законодательства. Европейская экономическая политика важна для России прежде
всего не как источник готовых норм, а как характеристика действия конкурента в
деле привлечения капитала.
Заключение
Говоря
о едином пространстве, включающем Россию и ЕС, мы говорим не о «выборе
пространства» – сближении экономических политик партнеров на основе тех или
иных принципов, определении конечного однородного облика пространства, а о
«пространстве выбора», то есть возможностях деятельности для российских и
европейских граждан. Основой такого увеличения является последовательная
либерализация экономики на основе реализации «четырех свобод».