ООН в России
ООН в
России
Организация
Объединённых Наций была создана 24 октября 1945 года. Союз Советских
Социалистических Республик был одной из стран-основателей организации и ее
членом с момента учреждения ООН.
Первым из
учреждений ООН на территории Российской Федерации начал работать Информационный
центр ООН, открывшийся в Москве в 1948 году. Большинство учреждений ООН, ныне
действующих в стране, открыли здесь свои представительства в начале 1990-х
годов.
В настоящее
время более 15 структур ООН оказывают содействие Правительству населению
Российской Федерации в решение следующих основных задач социально-экономического
развития страны:
Основные
направления деятельности ООН в Российской Федерации
Демография
Демографическая
ситуация в Российской Федерации по прежнему вызывает беспокойство и может иметь
негативные последствия для будущего страны. Ожидаемая продолжительностью жизни
при рождении у мужчин составляет лишь 58 лет (по данным 2006 года), а
численность населения согласно прогнозам будет продолжать сокращаться, несмотря
на продолжающийся экономический рост. Неблагоприятная демографическая ситуация
является, главным образом, результатом:
высокого
уровня смертности в трудоспособных возрастах, вследствие, прежде всего,
нездорового образа жизни и неинфекционных заболеваний, растущей
распространенности ВИЧ и самой высокой в Европе смертности от туберкулеза;
низкого
уровня рождаемости (общий показатель рождаемости в 2006 году составил 1,34),
который является частью долгосрочной тенденции, характерной для большинства
промышленно-развитых стран, и усиленный переходными процессами.
Кроме того,
миграция остается вызовом для социальной политики и оказывает существенное, но
пока еще недостаточно изученное, влияние на основные демографические тенденции.
Кривая
продолжительности жизни России на протяжении прошлого столетия показывает, что
воздействие соответствующих политических мер и инвестиций в здоровье и
безопасность населения, или их недостаток, часто имело воздействие,
сопоставимое с последствиями серьёзных катастроф или войн. Следовательно,
чрезвычайно важно понять, что бездействие в отношении ключевых отрицательных
факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России, сегодня может иметь
огромные последствия для будущих поколений. Важно, что демографические проблемы
России являются или прямым следствием или имеют прямую связь с проблемами,
обозначенными в Целях Развития Тысячелетия, и, в конечном счете, влияют на
конкурентоспособность и устойчивость экономики страны и общества.
Важность и
приоритетность проблем народонаселения в национальной программе развития
подтверждено принятой в октябре 2007 года Концепцией демографического развития
Российской Федерации.
Учитывая это,
Агентства ООН в Российской Федерации определили стратегическую поддержку
национальным усилий по предотвращению демографический кризиса как один из
ключевых приоритетов для совместных действий.
Здоровье
населения
В конце 2005
года Президент объявил о проведении национальных приоритетных проектов в
следующих областях: образование, здравоохранение, строительство жилья, сельское
хозяйство. Национальный проект «Здоровье» призван улучшить состояние здоровья
населения, повысить доступность и качество медицинской помощи, укрепить
первичное звено медицинской помощи, способствовать профилактике и пропаганде
здорового образа жизни, сделать доступной высокотехнологичную медицинскую
помощь. Основные направления деятельности в рамках проекта: обучение и
последипломное образование врачей первичного звена, увеличение заработной платы
участковых врачей и врачей скорой помощи, укрепление материального оснащения
поликлиник, дополнительные программы иммунизации, диспансеризация работающего
населения, внедрение новых методов скрининга новорожденных, программы для
беременных женщин, предупреждение и лечение инфекции, вызванной ВИЧ, создание
центров высокотехнологичной медицинской помощи. Планируется, что в 2007 г.
расходы на проект «Здоровье» составят 87,7 милиарда рублей из федерального
бюджета.
В Российской
Федерации наблюдается наиболее быстро растущая эпидемия ВИЧ в мире. Число
официально зарегистрированных ВИЧ-положительных лиц на 1 октября 2007 составило
396 524, что соответствует распространенности 262 случая на 100 000 населения.
В наибольшей степени поражены молодые люди в возрасте 18 – 24 лет. В настоящее
время эпидемия ВИЧ в Российской Федерации сконцентрирована в среде потребителей
инъекционных наркотиков и лиц, практикующих незащищенный секс. Доля
ВИЧ-позитивных женщин возрастает, так же как и число случаев ВИЧ среди
беременных.
Число
зарегистрированных случаев туберкулеза удвоилось с 34,2 в 1990 г. до 90,4
в 2000 г. на 100000 населения. Данный показатель стабилизировался на 83,8
в 2005. Уровень смертности от туберкулеза также значительно возрос, достигнув
22 случаев на 100 000 в 2002 и остается высоким. Доля туберкулеза с МЛУ
возбудителя среди новых случаев заболевания среди населения возросла с 8,1% в 2004 г.
до 9,5% в 2005 г. Ситуация по заболеваемости туберкулезом в пенитециарном
секторе улучшается в последние годы.
Россия не
подписала Рамочную Конвенцию по борьбе против табака к июню 2004, но планирует
это сделать. Законодательное регулирование в отношении факторов риса (табак,
алкоголь, ДТП, нерациональное питание) все еще недостаточно, чтобы разрешить
данные проблемы. Государственная Дума приняла меры по ограничению рекламы
табака и алкоголя и некоторые ограничения по продаже алкоголя. Но употребление
табака и алкогольных напитков остается высоким. Доля курящих мужчин составляет
60% и не снижается. Среди женщин курят 25–30% и число курящих женщин
возрастает. Алкоголь и сигареты даже для лиц с низкими доходами остаются весьма
дешевыми.
Правительство
создало Комиссию по безопасности дорожного движения, в которую входят
представители различных департаментов, частного и неправительственного сектора.
На первом заседании в апреле 2006 был представлен Доклад по безопасности
дорожного движения, разработанный совместно Европейской Комиссией Министров транспорта,
ВОЗ и Всемирным Банком. МВД является ответственным исполнителем Государственной
программы безопасности дорожного движения, к исполнению которой в будущем будут
привлечены многие регионы.
Основная
причина ухудшения здоровья людей – кризис системы здравоохранения, которая
по-прежнему строится, главным образом, на стационарных формах лечения, а не на
амбулаторных и профилактических методах и пропаганде здорового образа жизни.
Кроме того, значительно сократились объемы государственного финансирования, а
неформальные сборы с пациентов в учреждениях здравоохранения сужают доступ к
медицинским услугам малообеспеченных слоев населения.
Согласно
Всемирному докладу по образованию 2006, публикуемому ежегодно Институтом
статистики ЮНЕСКО уровень грамотности в России составляет 99%. Это связано,
главным образом, с тем, что, благодаря усилиям российского правительства, в
стране сохраняется всеобщее начальное образование. Однако в связи с
экономическими и социальными проблемами в последние десятилетие процент охвата
населения средним образованием уменьшился.
По данным на
2006 год в России действуют более 60 тысяч школ, в которых учится около 20 млн.
учеников, т.е. начальным и средним образованием охвачено около 98% детей и
подростков школьного возраста. При этом в среднем на одного учителя приходится
около 17 учеников. Традиционно в России весьма популярным является получение
высшего образования. В более чем 1000 учреждений высшего образования
(университетах, академиях, институтах) обучается более 8,5 млн. студентов.
С 2006 года в
стране реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», направленный
на модернизацию системы образования. В рамках проекта государство стимулирует
внедрение инновационных программ, поощряет лучших учителей и талантливую
молодежь, содействует распространению наиболее ярких образцов качественного
образования. Проект также способствует укреплению материально-технической базы
образовательных учреждений, в том числе через широкое внедрение
информационно-коммуникационных технологий, внедрению новых управленческих
методик и механизмов финансирования.
Программы
ЮНЕСКО, осуществляемые в стране в тесном сотрудничестве с государственными
органами и направленные на совершенствование технологий и содержания
образования, а также повышение качества образовательных услуг, способствуют
достижению стратегических целей, стоящих перед системой образования в России.
Совместная деятельность России и ее международных партнеров в области
образования, таким образом, способствует достижению как целей программы
Образование для Всех, так и Целей развития тысячелетия.
Окружающая
среда
В результате
политической и экономической стабилизации последних лет Российская экономика
претерпевает устойчивый рост, что неминуемо сказывается на возрастающей нагрузке
на природные ресурсы и энергоносители. Российская экономика остается в числе
наиболее энергоемких в мире. Показатель истинных сбережений России значительно
уступает средним значениям в мире и в Европе и сохраняет отрицательную
динамику. Прогнозы объемов выбросов и сбросов основных загрязняющих веществ
показывают, что загрязненность воздуха в городах по-прежнему останется
серьезной проблемой. В тоже время негативные тенденции наблюдаются и в
долгосрочных прогнозных оценках загрязнения водного бассейна и качества
питьевой воды. Деградация земель и нарушение экосистем несут угрозу
безопасности и богатству будущих поколений. Кроме того, изменение климата
влечет появление новых угроз для здоровья населения и экономики, в особенности
в регионах российской Арктики и на юге России.
В 2002 году
были приняты Экологическая Доктрина Российской Федерации и Федеральный Закон об
охране окружающей среды. Эти документы являются свидетельством приверженности
государства задачам охраны окружающей среды. Энергетическая безопасность и
продовольственная безопасность широко признанные приоритеты России. Кроме того,
Россия является участником международных договоров и конвенций в области охраны
окружающей среды. Чтобы полностью реализовать свой огромный потенциал в области
энергоэффективности и снижения уровня загрязнения окружающей среды, России
необходимо снять экономические, структурные и институциональные барьеры,
которые сегодня отпугивают потенциальных инвесторов в этой сфере. Принимая во
внимание стоящие перед Россией задачи развития, существует неотложная
необходимость интеграции принципов экологически устойчивого развития в
политические, экономические и социальные приоритеты современной России.
Экономическое
развитие
Масштабы
распространения бедности резко возросли в период перехода к рынку. Наиболее
уязвимыми группами населения являются дети в возрасте 7–15 лет и женщины. Две
основные причины бедности – резкий экономический спад и сильная дифференциация
доходов в переходный период. Разрыв в доходах был отчасти обусловлен переходом
от государственной зарплаты к доходам от предпринимательской деятельности,
которые, как правило, распределяются более неравномерно. Доходы в форме
заработной платы снизились в результате сокращения рабочих мест и сокращения
уровня оплаты. труда в государственном секторе. Безработица членов семьи
является еще одной существенной причиной бедности.
Несмотря на
большие масштабы, бедность в России имеет в значительной степени временный
характер. Около 55 процентов бедных самостоятельно покидают эту категорию в
течение года. Из этого следует, что с экономическим ростом появится реальная
возможность в кратчайшие сроки сократить уровень бедности. Это подтверждается
данными независимых исследований о сокращении в России уровня бедности за
последние три года, обусловленные значительным экономическим ростом. Программы
социальной помощи и борьбы с бедностью должны быть нацелены, прежде всего, на
длительных бедных.
Несмотря на
то, что в России существуют обширные системы социальной помощи, включая пособия
по нетрудоспособности и безработице, пенсии, пособия семьям и детям, эти
социальные трансферты не смогли сдержать рост бедности. Произошло это по трем
причинам. Во-первых, ресурсы, направляемые на борьбу с бедностью, относительно
невелики, поскольку с падением уровня заработной платы сократились
соответственно и объемы обязательных взносов, выплачиваемых в систему
страхования социальных рисков, идущие на социальные выплаты (пенсии и пособия
по безработице). Во-вторых, многие программы социальных трансфертов, унаследованные
с советских времен (дотируемые цены на продовольственные товары, квартплату и
коммунальные услуги, гарантированное трудоустройство), не соответствуют
условиям рыночной экономики. В третьих, система льгот отдельным категориям
граждан не гарантирует, что их получат именно бедные – не все в этих категориях
являются бедными.
Для
координации работы ООН по этим и другим ключевым вопросам учреждениями системы
ООН в Российской Федерации было создано несколько Тематических или Рабочих
групп.