Корейский конфликт и его влияние на Россию
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Массовых
Коммуникаций
Эссе
Корейский
конфликт и его влияние на Россию
Выполнила:
студентка группы 336-СО
Зигарева Мария
Владивосток
2010
История вопроса
Истоки нынешней
напряженности на Корейском полуострове были заложены в 1945 году, когда
завершилась Вторая мировая война.
Вплоть до 1945 года
Корея являлась колонией Японии, ее генерал-губернаторством. Разгром войсками
Красной Армии Квантунской армии Японии привел к освобождению Северной Кореи в
августе 1945 года. По соглашению между союзниками по антигитлеровской коалиции
в Корее были определены 2 временные зоны для приема капитуляции японской армии:
советская - к северу от 38-й параллели и американская - югу от нее.
В мае 1948 года в Южной
Корее проведены парламентские выборы и 15 августа 1948 года провозглашена
Республика Корея.
В ответ на Севере
проведены выборы в Верховное народное собрание Кореи и 9 сентября 1948 года
провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).
Военно-политические противоречия между государствами с различным
социально-политическим строем привели в
Конфликт начался 25
июня 1950 года. В боевых действиях на стороне Республики Кореи принимали
участие контингенты ВС США и 15 других стран, действовавших под флагом
многонациональных сил ООН, на стороне КНДР - контингенты ВС Китая и СССР. К
весне 1953 года стало очевидно, что цена победы для любой из сторон будет
слишком высока. 27 июля 1953 года в Пханмунджоме было заключено Соглашение о
прекращении огня. По Соглашению о перемирии Северную и Южную Корею разделяет
военно-демаркационная линия, по обе стороны которой проходит демилитаризованная
зона общей шириной 4 километра.
Корейский полуостров
формально до сих пор находится в состоянии войны, поскольку Корейская война
закончилась подписанием перемирия, а не мирного договора. Его подписали
командующие войсками КНДР и Китая ‑
с одной стороны, и США под флагом ООН - с другой.
Характерной
особенностью развития политического диалога, отношений Севера и Юга остается их
нестабильность, подверженность подъемам и резким спадам. При этом межкорейское
экономическое сотрудничество в последние годы развивалось достаточно устойчиво.
Приграничные инциденты
между двумя Кореями возникают постоянно.
В 2010 году КНДР и
Южная Корея уже дважды - в январе и августе - обменялись артиллерийскими
залпами в районе северной разграничительной линии в Желтом море, которая
является предметом пограничного спора между Сеулом и Пхеньяном.
Южнокорейские военные
заявляли о серьезной провокации со стороны КНДР и потребовали прекратить все
действия подобного характера.
В конце октября 2010
года военнослужащие КНДР и Республики Корея обменялись выстрелами из
автоматических винтовок в демилитаризованной зоне (ДМЗ). В связи с ситуацией в
ДМЗ была повышена боеготовность южнокорейских войск.
Межкорейские отношения
также значительно осложнил инцидент с корветом "Чхонан". Судно
затонуло 26 марта 2010 года в Желтом море в районе контролируемого Сеулом
острова Пэннендо (Baengnyeong) недалеко от границы с КНДР в результате сильного
взрыва, причина которого не установлена. Прежде чем затонуть, корабль,
осуществлявший плановое патрулирование района, раскололся надвое. На борту
находились 104 человека, погибли 46 моряков.
В Сеуле в уничтожении
корабля обвинили Пхеньян, хотя КНДР считает результаты расследования
фальсификацией.
23 ноября 2010 года
произошел очередной вооруженный инцидент. Северная Корея обстреляла остров
Ёнпхендо в районе демилитаризованной зоны в ответ на южнокорейские военные
учения. Южная Корея открыла ответный артиллерийский огонь. В район инцидента
вылетели истребители F-16 ВВС Южной Кореи, передал Рейтер.
Участие России в
обострении корейского конфликта
В свете последних
событий глава МИДа Сергей Лавров не исключил, что очередное обострение отношений
приведет к полномасштабной войне, при этом заявив, что необходимо не допустить
обострения ситуации на Корейском полуострове.. Ситуацию на Корейском
полуострове также обсудили в Госдуме. Депутаты выразили мнение, что для
разрешения конфликта необходимо привлекать Совет Безопасности ООН.
Для наблюдателей здесь
очевидно, что Москва заняла нейтральную позицию, возможно, в ожидании
информации или, чтобы не принять политическую позицию, которая бы не
соответствовала позиции других стран - и, таким образом, избежать трений в
отношениях с другими странами. А может быть, и для того чтобы посовещаться со
странами шестисторонней комиссии.
Москва всегда
подчеркивала важность дипломатического диалога в отношениях с Северной Кореей. И
хотя отношения Москвы с Пхеньяном и не были партнерскими, мы не можем сказать,
что они были плохими.
Возвращаясь к
сегодняшним событиям, Россия призывает не допустить обострения военной ситуации
на Корейском полуострове, который граничит с восточной Россией. И Москва не
хочет войны у своих границ.
В данный момент Москва
подчеркивает необходимость дипломатического диалога. И, конечно, проводит
максимальную координацию с остальными странами шестисторонней комиссии. Россия
попытается сделать все, чтобы не допустить военной эскалации у своих восточных
границ.
Влияние конфликта на
Россию
Полномасштабный военный
конфликт на Корейском полуострове может затронуть Россию. Такое мнение в
высказал заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН
кандидат исторических наук Александр Воронцов. Он прокомментировал последний
вооруженный конфликт в районе острова Тэ-Енпхендо.
«С этим инцидентом
нужно еще разобраться, так же как и в случае с судном «Чхонан», — каждая
сторона обвиняет другую. Насколько достоверны выводы расследования, нужно еще
разбираться», — сказал он.
Эксперт отметил, что, в
случае перерастания боевых столкновений в полномасштабный военный конфликт
«Россию это неизбежно коснется». «Это угроза и гуманитарной, и экологической
катастрофы, поток беженцев. На юге Корейского полуострова 20 ядерных объектов,
которые могут быть разрушены обычными вооружениями», — пояснил Александр
Воронцов.
Вместе с тем, по его
словам, в отличие от советско-северокорейского договора, заключенного в 1961
году, российско-северокорейское соглашение «О добрососедстве, дружбе и
сотрудничестве» вообще «не имеет военной составляющей», даже «в случае
неспровоцированной агрессии в отношении этой страны».
Теоретически Китай в
этой ситуации «может поддержать Пхеньян, он не отказывался от договора о поддержке
КНДР, в том числе и военной», подчеркивает эксперт. Правда, официальный Пекин,
так же как и Москва, явно не заинтересован в начале войны на Корейском
полуострове, потому что, как полагает Александр Воронцов, «тот же поток
беженцев и гуманитарная катастрофа густонаселенному Китаю не нужны». Так что
соседи Северной Кореи, в том числе и Россия, наверняка будут «использовать все
возможности, чтобы остановить конфликт, свести его в переговорное русло»,
уверен эксперт.
Желательный исход
сложившейся ситуации
С концептуальной точки
зрения для России наиболее желательным было бы национальное примирение и мирное
сосуществование двух корейских государств на пути к объединению Кореи на
протяжении длительного исторического периода. Появление в перспективе единой
Кореи, стремящейся поддерживать с Россией отношения дружбы, добрососедства и
сотрудничества, в принципе не противоречит глубинным российским интересам (в
особенности по сравнению с другими сопредельными государствами). Вместе с тем в
обозримой перспективе объединение Кореи маловероятно.
Список литературы:
1.
Статья
«Эксперт: Военный конфликт на Корейском полуострове может затронуть Россию» -
информационное агентство Росбалт, МОСКВА, 23 ноября 2010;
2.
«Москва
призывает не допустить обострения конфликта в Корее», ИНОтв, 23 ноября 2010;
3.
«Легко
заблудиться в двух Кореях» Ксения Фокина, Известия, 26 ноября 2010;
4.
«Корейский
полуостров: вызовы и возможности для России» Георгий Толорая, журнал «Стратегия
России» №11, ноябрь 2010;
5.
«Шаги
новой геополитики» Алексей Митрофанов, Москва, 2008.