Вступление России в Всемирную торговою организацию
Преимущества
вступления России в ВТО
Преимущества,
предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую из
нее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения:
·
с точки зрения
предприятий как экспортеров товаров и услуг;
·
с точки зрения
предприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых для
производства товаров на экспорт.
Преимущества для
экспортеров товаров и услуг. Гарантия доступа
В
торговле товарами почти все импортные таможенные тарифы развитых стран и
значительная доля тарифов развивающихся стран и стран с переходной экономикой
связаны во избежание дальнейших повышений. Такое "замораживание"
гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения
тарифов, не будет нарушен внезапным их ростом или введением других ограничений
странами-импортерами. В торговле услугами обязательства не ограничивать доступ
иностранных услуг и их поставщиков на рынок "связываются" тем, что
они не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы
в национальном перечне обязательств.
Система
ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны
применять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях
(в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на
предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или
выданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогает
экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к
экспортерам на разных рынках.
Такой
гарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием
обязательств, дает возможность экспортным отраслям формировать инвестиционные и
производственные планы в условиях большей определенности.
Права
предприятий-экспортеров
Примером
прав, предоставляемых Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий,
является право предъявлять в ходе расследований в странах-импортерах свои
доказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных пошлин.
Когда власти импортирующих стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры не
могут обратиться к ним за разъяснениями напрямую. Они должны поставить этот
вопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность на
двусторонней основе решать его с правительством страны-импортера и, если
необходимо, обратиться к процедуре разрешения споров, установленной ВТО.
Преимущества для
импортеров сырья, других товаров и услуг
Предприятия
и организации импортируют сырье, товары и услуги не только для производства
товаров на экспорт. Основное правило, требующее выдавать разрешение на ввоз
импортируемых товаров без дальнейших ограничений после уплаты таможенных
пошлин, и гарантии того, что применяемые на границе меры внутреннего
регулирования соответствуют единым правилам соглашений, облегчают процесс
импорта. Они предоставляют экспортным отраслям индустрии определенную гарантию
продажи своих товаров без задержки и по приемлемым ценам. Для импортеров же
связывание таможенных тарифов, предусмотренных соглашениями, является
индикатором того, что их затраты на импорт не будут подвержены инфляции из-за
введения более высоких таможенных пошлин.
В
дополнение к указанным выгодам юридическая система ВТО закрепила определенные
права за предпринимателями. Эти права могут быть разделены на две категории. К
первой категории относятся те права, которые отечественные производители и
импортеры приобретают в отношении своих правительств. Ко второй категории
относятся права предприятий-экспортеров по защите своих интересов в случаях,
когда власти стран-импортеров намечают акции, направленные на сокращение объема
их экспорта.
Права импортеров
Ряд
соглашений требует, чтобы законодательства стран-членов ВТО обеспечивали
определенные права импортерам. Правительства обязаны некоторым из этих прав
придавать юридическую силу через свою правовую систему. В отношении других прав
правительствам просто надлежит прилагать максимум усилий с тем, чтобы
заинтересованные стороны могли получить от них полную выгоду. Придание
законодательной силы таким правам предусмотрено в частности Соглашением по
таможенной стоимости, обязывающим правительства законодательно подтверждать
право импортеров:
·
представлять
обоснование объявленной стоимости в случаях, когда таможенные власти выражают
сомнение в отношении правдивости и точности этой стоимости;
·
требовать от
таможенных властей предоставления им в письменном виде причины, по которым
объявленная стоимость не принимается, с тем, чтобы они имели возможность
обратиться к руководству более высокого уровня и опротестовать это решение.
К
правам, требующим от правительственных органов просто содействовать импортерам,
относятся права, вытекающие из Соглашения по лицензированию импорта,
предусматривающего выдачу лицензии на импорт в течение определенного периода
времени после получения заявления. В данном случае, если иное не предусмотрено национальным
законодательством, импортер имеет право только ожидать выдачи лицензии в
установленный срок.
Реализация
таких прав часто зависит от условий, которые должны выполнить отрасль либо
предприятие. Например, как отмечалось ранее, отрасль имеет право обратиться в
правительственный орган с просьбой ввести защитные меры, антидемпинговые или
компенсационные пошлины только в том случае, если может доказать расследующим
ситуацию инстанциям, что ее просьба затрагивает интересы производителей, на
долю которых приходится значительная часть товара, производимого в данной
отрасли. Изучающие ситуацию инстанции обязаны, в свою очередь, перед тем, как
приступить к расследованию, выяснить, соответствуют ли действительности факты,
содержащиеся в заявлении.
Процедура разрешения
споров
В
системе ВТО предусмотрен механизм по разрешению споров для случаев, когда одна
из стран считает, что другая не соблюдает установленные правила, и достичь
удовлетворительного разрешения конфликта через двухсторонние консультации не
удается. Спорные ситуации, рассматриваемые ВТО, как правило, основываются на
информации, предоставляемой производителями или их ассоциациями своим
правительствам по проблемам, с которыми они сталкиваются при маркетинге своих
товаров на внешних рынках. Несмотря на то, что во всем процессе разбирательства
конфликтной ситуации – двусторонних консультациях, в процессе изучения вопроса
группой экспертов по урегулированию спора и, позднее, Апелляционным органом –
участвуют именно представители правительства, они в процессе своей работы
опираются по всем вопросам на совет и поддержку соответствующей отрасли и
ассоциации, которые заинтересованы в разрешении конфликтной ситуации.
Таким
образом, знание юридической системы ВТО деловым сообществом помогает
правительствам в вопросе полного использования механизма ВТО для наблюдения за
выполнением Соглашений и урегулирования разногласий и споров. Правительства
смогут предпринять необходимые меры для их разрешения в соответствующих
комитетах ВТО только в случаях, если предприятия-экспортеры поставят их в
известность о возникших перед ними проблемах в результате нарушения соглашений.
Более того, правительства могут возбудить процедуру по разрешению споров в ВТО
только в том случае, если "пострадавшая" отрасль индустрии подаст соответствующую
жалобу и представит всю требуемую информацию.
Ответственность
производителей и экспортеров не должна ограничиваться обращением в свои
правительственные организации с практическими проблемами, с которыми они
сталкиваются. Они сами либо их национальные ассоциации должны постоянно
интересоваться и тщательно следить за деятельностью ВТО. Важно отметить, что
переговоры не прекращаются и после достижения соглашений. Дальнейшие
переговоры, имеющие важные последствия для торговли, часто начинаются уже на
стадии исполнения Соглашения, в особенности в ходе периодических проверок,
проводимых с целью контроля хода исполнения Соглашений и выявления
необходимости внесения изменений. Поступающая со стороны делового сообщества
информация о возникающих реальных проблемах могла бы оказать правительствам
существенную помощь при внесении соответствующих изменений в Соглашения.
Другими
словами, система ВТО исходит из того, что правительственные чиновники являются
наемными работниками всего общества и призваны защищать на международной арене
исключительно его интересы, прямым выражением которых является то, что данное
общество может предложить на мировом рынке.
Закон
о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли товарами
Закон
"О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при
импорте товаров"
Кроме
того, в настоящее время ведется аналитическая работа в шести новых областях,
предпринятая ВТО с целью выяснения необходимости разработки для этих областей
мер регулирования. Позиция деловых кругов в отношении желательности либо
нежелательности введения такого регулирования представляется чрезвычайно важной
для правительств в процессе принятия решений о политических подходах, которые
они должны одобрить на этих переговорах.
Однако,
привилегия участия в нормотворчестве в рамках ВТО сохраняется исключительно за
странами-членами этой организации. Поэтому вновь вступающая страна, каковой на
сегодня является Россия, вынуждена придерживаться уже существующих норм, хотя
бы таковые и были для неё в определенной степени невыгодны, – это собственно и
есть плата за получение привилегии нормотворчества.
Другая сторона
вопроса
ВТО –
постоянно развивающаяся организация.
9-13
ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция.
В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров
– первый раунд в рамках ВТО. Он получил название "Раунд развития". В
программу переговоров включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и
дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения
торговых барьеров. Кроме того, в программу вошли и вопросы "встроенной
повестки". Особое место в программе переговоров заняли вопросы снижения
поддержки сельского хозяйства в развитых странах.
Пятая
Министерская конференция ВТО состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги торговых переговоров о
либерализации международной торговли, начатых еще в 2001 г. на саммите в Дохе (Катар), и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия
принципиальных противоречий между различными группами государств консенсуса
достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно.
Основные проблемы, с которыми столкнулись члены ВТО на конференции в Канкуне:
развивающиеся страны в качестве главного требования к США и Евросоюзу выдвинули
отказ от предоставления субсидий фермерам. В свою очередь, США и ЕС добивались
снижения таможенных пошлин и проведения масштабных реформ экономики и
законодательства развивающихся стран.
Шестая
Министерская конференция ВТО была проведена 13-18 декабря 2005 г. в г.Гонконг (Китай). Основной целью переговоров в Гонконге было принципиальное одобрение
договора по либерализации торговли между странами и составление детального
плана по его постепенному принятию до конца 2006 г.
Всех
поставленных задач достичь не удалось. Самым главным событием стало подписание
итоговой декларации, согласно которой с 2013 года будут отменены все экспортные
сельскохозяйственные субсидии. Экспортеры сельхозпродукции во главе с Бразилией
призывали ЕС выработать соглашение о сроках завершения субсидий в размере 2,7
млрд. евро, которые ЕС ежегодно выплачивает экспортерам из аграрного сектора.
Также члены ВТО призывали США отказаться от субсидий своим производителям
хлопка, которые получили порядка $4,2 миллиарда в 2004-2005 гг. Страны Западной
Африки заявляли, что такая практика губит их экономику. В итоговом документе
конкретный срок для отказа от субсидий для фермеров США так и не был
установлен.
Прийти
к компромиссу по двум другим ключевым вопросам Дохийского раунда - снижению
тарифов на промышленные товары и либерализации рынка услуг - не удалось.
Согласно тексту итоговой декларации, странам ВТО необходимо успеть согласовать
оставшиеся вопросы до 30 апреля 2006 г.
Минусы
Спикер
Госдумы указал и на то, что, помимо очевидных преимуществ, вступление в ВТО
может обернуться некоторыми негативными последствиями для отдельных отраслей
российской экономики. В первую очередь, считает он, такие последствия могут
наступить для агропромышленного комплекса. "Сегодня на селе преобладают
тревожные тенденции. Если в других сферах наш производитель сможет
конкурировать с зарубежным даже на условиях ВТО, то в сельском хозяйстве,
учитывая, что импортная продукция значительно субсидируется, мы на это вряд ли
способны", - сказал глава Госдумы. По его словам, правительству нужно еще
раз оценить последствия вступления в ВТО для российского агропрома, "чтобы
потом не делать вид, что проблемы стали неожиданностью".
"Он отметил, что
трудности, с которыми сталкивалась российская сторона на переговорах по
вступлению в ВТО, обусловлены в первую очередь тем, что Россия стремится
действовать, исходя из национальных интересов. Тем не менее, считает Грызлов,
приходится признать, что ряд требований и претензий к России ее партнеров по
переговорам являются вполне обоснованными. В частности, указал спикер Госдумы,
речь идет о вопросах борьбы с контрафактной продукцией, эффективной защиты прав
интеллектуальной собственности./РБК, 31 марта /
Рейтинг интереса:
·
РОССИЯ - СТАБИЛЬНАЯ И ПРЕДСКАЗУЕМАЯ СТРАНА
·
КАК БЫТЬ 2 ДЕКАБРЯ? ОТВЕТ ВЛАДИМИРА РЫЖКОВА
·
У ИНФЛЯЦИИ МОНЕТАРНЫЙ ХАРАКТЕР
·
МАТВИЕНКО: ДИАЛОГ С ГОРОДОМ
·
ПРЕОДОЛЕТЬ АПАТИЮ ПРОСТО: НУЖНО ПОНЯТЬ, ЧТО ОТ КАЖДОГО
ГОЛОСА ВСЕ ЗАВИСИТ
·
NO PASARAN. ПУТИН ЗАЯВИЛ, ЧТО ОЛИГАРХИ СНОВА СТРЕМЯТСЯ
ЗАПОЛУЧИТЬ ВЛАСТЬ В РФ
·
ОСОБЕННОСТЬ НЫНЕШНИХ ВЫБОРОВ - ПОЛОВИНА ПОЛИТИКОВ НЕ
ДОПУЩЕНЫ ДО НИХ
·
ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТОВ СБЕРБАНКА СТАНЕТ КРЕДИТОВАНИЕ
МАЛОГО БИЗНЕСА
ЖУКОВ ОЖИДАЕТ ПОЗИТИВНОГО ЭФФЕКТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РФ ОТ
ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ
Надежды на реформы
Членство в ВТО должно
привести к дальнейшим реформам в Китае.
В соответствии с
правилами ВТО, все ограничения, существующие на рынке капиталов, должны быть
сняты; кроме того, доступ на китайский рынок импортным товарам и компаниям
должен быть облегчен.
Предстоит реформирование
целых отраслей промышленности, которые пока находятся под государственным
контролем, а это может привести к резкому росту безработицы.
Китай уже согласился
снять существовавшие со времен централизованного планирования ограничения на
передвижение своих граждан. Это, в частности, касается правил въезда и выезда
из страны, а также порядка выдачи загранпаспортов.
Иностранным компаниям
будет предоставлено право организовывать совместные предприятия даже в таких
областях, как мобильная связь, страхование и банковское дело.
Однако прием Китая в ВТО
также означает, что продолжится приток иностранного капитала в страну, что
должно обеспечить экономический рост и сделать Китай еще более
конкурентоспособным на мировом рынке.
В частности, Китай уже
практически сравнялся с Японией и даже обгоняет ее как крупнейший экспортер
своих товаров в США.
Надежды потребителей
Кроме того, китайские
потребители могут рассчитывать на то, что вскоре за свою пока еще не свободно
конвертируемую валюту они смогут приобретать иностранные товары.
Официальное членство
Китая в ВТО стало главной темой местных газет, которые на первых страницах
пишут о надеждах простых китайцев на то, что это предоставит им новые
возможности - от покупки дешевых импортных автомобилей до просмотра голливудских
фильмов.
На конференции ВТО в
Катаре, где было принято решение о вступлении Китая во Всемирную торговую
организацию, Пекин заявил, что новый раунд переговоров о принципах всемирной
торговли может закончиться успехом только в том случае, если будет рассмотрен
вопрос о пропасти, разделяющей богатые и бедные страны.
Китай заявил, что все
страны должны получать выгоду от процессов глобализации.
Таким образом, Китай
может стать важным игроком на переговорах о принципах всемирной торговли.
Однако многие азиатские
страны рассматривают вступление Китая в ВТО в качестве потенциальной угрозы для
своего положения на рынках экспорта.
Это приобретает еще
больший вес в свете глобального замедления экономического роста и значительного
спада в уровне продаж компонентов для компьютерной индустрии, которыми известны
многие страны Юго-Восточной Азии.