Рис.1. - Товарная
структура импорта Российской Федерации в январе-марте 2008-2009 гг. (в процентах)
Импорт машин,
оборудования и транспортных средств по стоимости сократился на 49,3 процента. С
начала кризиса данная товарная группа стала снижаться наиболее быстрыми темпами.
Импорт легковых и грузовых автомобилей снизился по стоимости на 65,3% и 80,2%, в
физическом выражении – на 66,7% и 76,1% соответственно.
Стоимостной объем
импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в I квартале 2009
г. по сравнению с I кварталом 2008 г. снизился на 18,5% за счет сокращения физических
объемов основных видов продовольствия. Наиболее значительно снизилась стоимость
импорта мяса свежего и мороженого, мяса птицы, молока и сливок сгущенных, масла
сливочного, злаков и подсолнечного масла, алкогольной и безалкогольной продукции.
Основными поставщиками
продовольственных товаров остаются страны дальнего зарубежья (86,2%). Однако на
страны СНГ приходится около 99% поставок молока и сливок сгущенных и масла подсолнечного;
около 85% сахара белого; более 76% шоколада.
Снизились стоимостные
показатели импорта текстиля, текстильных изделий и обуви на 10 процентов. Сократились
закупки обуви кожаной на 18,4 % и тканей хлопчатобумажных – на 28,1 процента.
Импорт продукции
химической промышленности снизился по стоимости на 30,1 процента.
2. Географическое
распределение внешней торговли
В географической
структуре крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский союз (ЕС),
на долю которого в I квартале 2009 г. приходилось 49,6% российского товарооборота
(в I квартале 2008 года – 53,7 процента). В I квартале текущего года товарооборот
со странами-членами ЕС снизился на 49,0%, в том числе экспорт – на 52,9%, импорт
– на 38,6 процента.
Рис. 1. - Структура
внешнеторгового оборота России по группам стран в I квартале 2009 г. (I квартал 2008 г.)
Удельный вес стран
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте
России вырос в I квартале 2009 года до 21,9% против 19,6% в I квартале 2008 г. Объемы
товарооборота снизились на 38,3%, в том числе экспорта - на 36,7%, импорта - на
39,6 процента.
Доля стран СНГ
в российском товарообороте сократилась с 14,5% в I квартале 2008 г. до 14,0% в I
квартале 2009 года. При этом доля стран ЕврАзЭС увеличилась с 8,2% до 9,0 процентов.
Положительное
сальдо внешнеторгового баланса в I квартале 2009 г. составило 23,4 млрд. долларов
США и сократилось на 56,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 58,6%
, со странами СНГ – на 44,2 процента.
В географической
структуре сальдо было положительным по всем группам стран, за исключением стран
АТЭС.
В I квартале 2009
г. отрицательное торговое сальдо сложилось с 23 странами (в I квартале 2008 г. -
с 20 странами), а их доля в общем товарообороте России увеличилась с 18,3% до 26,2
процента. Самый значительный вклад в формирование отрицательного сальдо России в
торговле внесли Китай (-1508 млн. долларов США), Германия (-1268 млн. долларов США),
Бразилия (-461 млн. долларов США).
Внешнеторговый
оборот России со странами дальнего зарубежья (по методологии платежного баланса)
в I квартале 2009 г. составил 77,7 млрд. долларов США и снизился на 43,4% относительно
I квартала 2008 года. При этом экспорт уменьшился на 47,9%, импорт – на 35,3 процента.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное, но сократилось на 63,5 процента.
Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме товарооборота России увеличилась с
85,6% до 85,9 процентов.
Лидирующие позиции
среди стран-членов Евросоюза в I квартале 2009 г. по-прежнему занимали Германия
Нидерланды и Италия, на долю которых приходилось 45,8% внешнеторгового оборота с
данной группой стран.
Наиболее важными
внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являлись Китай, США, Япония и Республика
Корея, на долю которых приходилось более 84,5% внешнеторгового оборота с данной
группой стран.
Диаграмма 1.
- Основные торговые
партнеры России среди стран дальнего зарубежья в I квартале 2009 г. ( по данным таможенной статистики,
млн. долларов США)
В структуре экспорта
России в страны дальнего зарубежья в I квартале 2009 г. уменьшилась доля топливно-энергетических
товаров, увеличился удельный вес металлов и изделий из них, продукции химической
промышленности и каучука, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продовольственных
товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), машин, оборудования
и транспортных средств.
Снижение удельного
веса топливно-энергетических товаров связано со значительным падением контрактных
цен и физических объемов по основным товарам группы. Увеличение средних контрактных
цен на каменный уголь, кокс и количественный рост экспорта нефтепродуктов не компенсировали
снижения контрактных цен на нефть и нефтепродукты. В результате стоимость экспорта
товарной группы сократилась на 51,7 процента.
Стоимость экспорта
продукции химической промышленности и каучука сократилась на 35,8%, что было обусловлено
снижением стоимости экспорта удобрений на 20,8%, каучука - на 61%, аммиака – на
53,3%, метанола – на 87,8 процента.
Стоимостной объем
экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного)
вырос в 1,9 раза.
Экспорт металлов
и изделий из них сократился в стоимостном выражении на 43,3 процента. На сокращение
экспорта этой группы товаров повлияло снижение стоимости закупок странами дальнего
зарубежья полуфабрикатов из железа и нелегированной стали, алюминия необработанного,
никеля необработанного, чугуна и проката плоского из железа и нелегированной стали.
Экспорт древесины
и целлюлозно-бумажных изделий сократился на 42,8% за счет снижения физических объемов
и цен основных товаров этой группы – необработанных и обработанных лесоматериалов,
клееной фанеры, древесной целлюлозы.
Экспорт машин,
оборудования и транспортных средств сократился по стоимости на 23,4%. Экспорт легковых
автомобилей сократился в физическом выражении на 55,3%, грузовых – на 48,1% при
росте контрактных цен в 1,2 раза и в 1,4 раза соответственно.
В товарной структуре
импорта России из стран дальнего зарубежья в I квартале 2009 г. по сравнению с I
кварталом 2008 года сократился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств,
минеральных продуктов, увеличилась доля текстиля, текстильных изделий и обуви, продовольственных
товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), продукции химической
промышленности и каучука, металлов и изделий из них и древесины и целлюлозно-бумажных
изделий.
Стоимость импорта
машин, оборудования и транспортных средств снизилась на 48,3 процента. При этом
импорт легковых и грузовых автомобилей сократился по стоимости соответственно на
65% и 77,9% из-за снижения физических объемов на 66,2% и 75,2 процента.
Сокращение стоимости
импорта основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме
текстильного) на 17,5% произошло в значительной мере за счет снижения физических
объемов импорта мяса свежего и мороженого, мяса птицы свежего и мороженого, сыров
и творога, чая, алкогольной и безалкогольной продукции.
Стоимость импорта
продукции химической промышленности и каучука уменьшилась на 29,6%. Сокращение произошло
за счет снижения физических объемов ввоза медикаментов – на 8,7%, мыла и моющих
средств – на 25,6%, экстрактов дубильных или красильных – на 45,5 процента.
Внешнеторговый
оборот России со странами СНГ в I квартале 2009 г. (по методологии платежного баланса)
составил 13,6 млрд. долларов США, что ниже уровня I квартала 2008 г. на 44,8 процента.
Экспорт России в страны СНГ снизился на 44,6%, импорт – на 45,1%. Положительное
для России сальдо торгового баланса уменьшилось на 44,1 процента. Со всеми странами
СНГ, кроме Республики Молдова, сложился профицит торгового баланса. Рост торгового
сальдо наблюдался по Узбекистану – в 1,7 раза и по Туркмении – в 1,6 раза.
Основными торговыми
партнерами России среди стран СНГ в течение длительного времени продолжают оставаться
Белоруссия (в I квартале 2009 г. – 5,3% внешнеторгового оборота России), Украина
(3,9%) и Казахстан (2,8%). На их долю приходилось 85,6% торговли со странами СНГ.
Диаграмма 2.
- Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ в I квартале 2009 г. ( по данным таможенной статистики,
млн. долларов США)
В структуре экспорта
России в страны СНГ в I квартале 2009 г. снизились доли топливно-энергетических
товаров, машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности.
Вырос удельный вес продовольственных товаров, древесины и целлюлозно-бумажных изделий,
металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и обуви.
Стоимость экспорта
топливно-энергетических товаров в I квартале 2009 г. снизилась на 49,8 процента.
Снижение физических объемов поставок наблюдалось по углю – на 58,2%, коксу – на
56,6%, газу - на 47,1% и нефти – на 2,1%, а увеличение – по электроэнергии - на
16,7% и по нефтепродуктам – на 4,2 процента. Падение цен отмечено по нефти - на
51,0%, нефтепродуктам - на 52,9% (в среднем), коксу – на 11,5% и электроэнергии
– на 4,2%, рост - на уголь – на 24,1 процента.
Вследствие снижения
спроса в странах СНГ стоимостной объем российского экспорта машин, оборудования
и транспортных средств уменьшился на 56,8 процента. Физические объемы поставок легковых
и грузовых автомобилей снизились соответственно на 61,6% и на 69,6 процента.
Стоимость продукции
химической промышленности и каучука сократилась по сравнению с I кварталом 2008
года на 46,9%. Уменьшение спроса вызвало снижение поставок удобрений азотных – на
39,4%, синтетического каучука – на 43,6 процента. Средние контрактные цены на азотные
удобрения и синтетический каучук снизились соответственно на 28,6% и 39,5 процента.
Экспорт древесины
и целлюлозно-бумажных изделий снизился по стоимости на 33,8% за счет количественного
уменьшения поставок по всем основным товарам, а также снижения цен.
Снижение стоимостного
объема экспорта металлов и изделий из них на 36,6% произошло вследствие сокращения
физических объемов полуфабрикатов из нелегированной стали, проката плоского из нелегированной
стали, чугуна, меди, алюминия. Снижение цен было максимальным по никелю на 63,3%,
меди – на 55,5%, алюминию – на 35,8%, ферросплавам – на 37,9 процента.
В результате уменьшения
спроса и средних цен по большинству товарных позиций импорт машин, оборудования
и транспортных средств снизился в стоимостном выражении на 59,1 процентов. Физический
объем закупок легковых автомобилей снизился в 3,6 раза, грузовых – в 6,4 раза.
Снижение стоимости
импорта металлов и изделий из них на 55,6% связано в основном с уменьшением физических
объемов большинства товаров. Наиболее значительно снизился в натуральном выражении
экспорт черных металлов - на 52,5% и труб - на 58,5 процентов.
Импорт продовольственных
товаров сократился на 24,6 процента. Изменения произошли за счет сокращения физического
объёма импорта и цен на масло подсолнечное и зерновые культуры и снижения цен на
мясо свежее и мороженое, мясо птицы свежее и мороженое, молоко и сливки сгущенные,
масло сливочное и сахар белый.
Снижение стоимости
импорта топливно-энергетических товаров составило 35,7 процента. Снизились стоимостные
объемы импорта угля, нефти; выросли - газа природного и нефтепродуктов.
Цены и физические
объёмы поставок по большинству видов продукции химической промышленности были значительно
ниже уровня I квартала 2008 года, в итоге стоимость импорта по группе снизилась
на 35,1 процентов. Ввоз натурального и синтетического каучука почти прекратился,
импорт медикаментов по объему снизился на 17,3% при росте средней цены на 15,8 процента.
На снижение стоимости
импорта текстиля, текстильных изделий и обуви на 34,6% повлияло сокращение стоимостных
объёмов импорта одежды на 21,8%, обуви кожаной - на 30,7% и хлопчатобумажных тканей
- на 33,6 процента. Значительно снизился физических объём закупок хлопкового волокна
на 51 процент.
3. Россия
в международных экономических организациях и форумах
В начале 90-х
годов с целью привлечения внешних ресурсов в условиях дефицита бюджета Россия стала
сотрудничать с ведущими международными кредитно-финансовыми институтами. Так, с
1990 г. Россия, являющаяся правопреемницей СССР, вместе с 40 другими странами (США,
Япония, страны ЕС и др.), участвует в капитале и деятельности Европейского банка
реконструкции и развития (ЕБРР). Задачей банка является содействие производственным
капиталовложениям, осуществлению структурных реформ в экономике. В соответствии
с одобренной правительством РФ в октябре 2001 г. программой сотрудничества с ЕБРР
намечено дальнейшее привлечение его ресурсов на льготных условиях и в проектах с
более высоким риском. В процессе осуществления данной программы объем новых инвестиций
банка возрастет до 1 млрд. евро в год, а доля России в его инвестиционном портфеле
повысится до 30%.
В 1992 г. Россия
стала полноправным членом Международного валютного фонда (МВФ) и Международного
банка реконструкции и развития (МБРР), входящего в группу Всемирного банка.
Россия получила кредиты от МВФ и МБРР (по ставке ниже рыночной) для поддержания
курса рубля, регулирования денежно-кредитной сферы, поддержки программы рыночных
преобразований.
В 1991 г. Россия
стала членом Совета таможенного сотрудничества, преобразованного в 1996 г.
во Всемирную таможенную организацию. Данная организация занимается совершенствованием
и унификацией таможенных систем путем сближения национальных законодательств и либерализации
таможенных процедур на основе международных конвенций, а также координацией деятельности
таможенных органов. Это позволяет сокращать расходы участников внешнеэкономической
деятельности, ускорять товарооборот и др. После 1996 г. Россия присоединилась к
ряду конвенций Всемирной таможенной организации, в том числе в 1998 г. к Гармонизированной
системе описания и кодирования товаров; РФ также осуществляет реформирование таможенных
служб в соответствии с этими документами.
В 1993 г. Россия
вступила в Международную финансовую корпорацию (МФК), также входящую в группу
Всемирного банка. МФК - юридически самостоятельная организация, пользующаяся административными
и другими службами МБРР; корпорация оказывает финансовое и техническое содействие
развитию частного сектора. Торгово-промышленная палата РФ в январе 1993 г. стала
членом глобального объединения предпринимателей - Международной торговой палаты
(МТП). МТП на основе обобщения мировой практики занимается совершенствованием правил
поведения на мировом рынке для непосредственных участников внешнеэкономических операций.
В декабре 1995
г. Россия вместе с 23 странами Запада, бывшими членами КОКОМ (органа по ограничению
экспорта вооружения, новых видов оборудования и технологии в страны СЭВ) и некоторыми
странами Восточной Европы, вошла в число учредителей новой организации - Механизм
Вассенаар (назван по одноименному пригороду г. Гаага). Эта организация создана
для совместного контроля над экспортом вооружений и продукции двойного применения
- военного и гражданского - в страны, угрожающие международной стабильности.
В 1996 г. Центральный
банк России вступил в Банк международных расчетов (БМР), организацию, созданную
в 1930 г. и находящуюся в Швейцарии, занимающуюся упорядочением мировой финансовой
системы. Важнейшей задачей БМР является координация сотрудничества более 30 центральных
банков, преимущественно развитых стран, и обеспечение благоприятных условий для
транснациональных финансовых операций.
Будучи заинтересованной
во внешних заимствованиях на государственном и частном уровнях, Россия в 1997 г.
вступила в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Эти неформальные международные
организации специализируются на урегулировании отношений между должниками и кредиторами
путем скоординированных действий кредиторов по отсрочке и реструктуризации задолженности.
Участие в Лондонском
клубе кредиторов повышает престиж России на мировом финансовом рынке в качестве
надежного финансового партнера, способствует получению кредитов на выгодных коммерческих
условиях отечественными предпринимателями и содействует привлечению иностранных
инвестиций в экономику РФ.
В ноябре 1998
г. Россия была принята в межправительственный форум - "Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество" (АТЭС). Цель АТЭС - содействие устойчивому
развитию хозяйства 21 страны-участницы (включая США, КНР, Японию и др.).
В 2002 г. Россия
была принята в группу "Эгмонт", являющуюся организацией типа Интерпол
в области финансовых отношений. Около 60 стран - членов этой организации осуществляют
обмен информацией о сомнительных финансовых операциях и способах легализации преступных
доходов и совместно противодействуют их трансграничному перемещению.
Важным событием,
способствующим включению России в систему мирового хозяйства и ее участию в деятельности
международных экономических организаций, является распространение на нее в 1991
г. приглашения на ежегодные Совещания глав государств и правительств ведущих развитых
стран ("встречи в верхах"). Однако до 1997 г. Россия участвовала лишь
в обсуждении политических вопросов, а затем была признана полноправным членом таких
совещаний и "семерка" превратилась в "восьмерку". Однако некоторые
вопросы оценки состояния мировой экономики и особенно ее международных финансовых
аспектов по-прежнему рассматриваются без участия России. Ее неучастие в обсуждении
этих вопросов отражает реальности экономического положения страны (ослабленные позиции
на мировом рынке, большая внешняя задолженность и др.).
Процесс расширения
участия России в международных экономических организациях продолжается. Ведутся
переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО)
и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которых
Россия уже 7 - 8 лет является наблюдателем, а также к специализированной Организации
по борьбе с незаконными валютными операциями.
Большое значение
присоединения России к ВТО связано с тем, что эта организация установила для стран-членов
общие обязательные правила в широком спектре внешнеэкономических отношений: в торговле
товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в области трансграничного
движения капитала, связанного с торговлей, а также рабочей силы при поставках услуг
и др. Членами ВТО на конец 2002 г. были 144 страны, на которые приходится более
95% мировой торговли, преобладающая часть экспорта и импорта капитала, объектов
интеллектуальной собственности.
Целью ВТО является
обеспечение справедливой конкуренции на мировом рынке путем устранения искажающих
ее необоснованных мер национальной внутри- и внешнеэкономической политики. Важнейшими
средствами достижения этой цели являются обязательства стран-членов по соблюдению
комплекса основополагающих принципов взаимоотношений: наибольшего благоприятствования,
национального режима, гласности в части регулирования обмена, использования для
регулирования торговли, как правило, таможенных тарифов при постепенном их снижении
и уменьшения влияния других видов ограничений, а также система разрешения конфликтов
в случае нарушения установленных правил.
Переговоры России
о присоединении к ВТО ведутся с момента ее создания (1995 г.). Предметом переговоров
является согласование уровня таможенных пошлин, режима доступа на внутренний рынок
для иностранных поставщиков услуг, масштаба финансовой поддержки (субсидирования)
сельского хозяйства и гармонизация (сближение) национального законодательства, регулирующего
внешнеэкономические связи в соответствии с правилами ВТО, а также длительность переходного
периода (предполагается 5 - 7 лет), в течение которого Россия будет выполнять принятые
обязательства. Эти обязательства должны способствовать развитию конкуренции на внутреннем
рынке, противодействующей тенденции к повышению цен, сохранить тарифную защиту российских
предпринимателей (средний уровень пошлин составит около 13%), содействовать улучшению
структуры рынка, а также создать правовую базу для борьбы с бюрократизацией.
Права, приобретаемые
Россией после присоединения к ВТО, обеспечат ей следующие выгоды: улучшатся условия
торговли со странами, которые не предоставляют российским предпринимателям режим
наибольшего благоприятствования и национальный режим; должны прекратиться акты дискриминации
российских экспортеров вследствие вхождения страны в международное правовое пространство
в области регулирования торгово-экономических отношений; правительство сможет использовать
механизм ВТО для более эффективной защиты интересов отечественных экспортеров в
случае необоснованного применения против них мер по ограничению импорта РФ и оказывать
влияние на дальнейшее формирование и совершенствование действующих правил международных
торгово-экономических отношений, руководствуясь национальными интересами.
Сближение России
с ОЭСР началось в 1994 г. подписанием Декларации о сотрудничестве. России был предоставлен
статус наблюдателя.
В настоящее время
ОЭСР объединяет 30 развитых стран, высокопоставленные представители которых в неофициальной
обстановке проводят взаимные консультации, обмениваются опытом регулирования национальных
хозяйств и социальной сферы, а при необходимости согласовывают и координируют экономическую
политику.
Кроме того, ОЭСР
имеет квалифицированных специалистов и считается "мозговым центром" стран
Запада. Ее исследовательские структуры ежегодно проводят общеэкономические и отраслевые
исследования, результаты которых используются для принятия стратегических решений
в рамках ОЭСР и других международных организаций.
Заключение
1. В
январе—апреле 2009 г. внешнеторговый оборот России упал на 45% по отношению к
2008 году. В январе-мае 2009 года он составил $158,6 млрд. Сальдо
внешнеторгового баланса за первые пять месяцев 2009 года упало, но осталось
положительным — $26,4 млрд против $64,7 млрд в январе—апреле 2008 года, что
более чем в два раза меньше показателей прошлого года. Объем импорта сократился
меньше, чем объем экспортной деятельности России.
2. Экспорт
снизился на 47,7% и составил $77,8 млрд. В том числе экспорт сырой нефти —
$24,2 млрд, природного газа – $10,4млрд, металлов и изделий из них – $9,9 млрд.
Однако падение поступлений от экспорта связано прежде всего с падением цен на
основные экспортные товары (энергоносители, металлы), а не с физическим
сокращением объемов. Индекс средних цен экспорта в мае составил 57,5%, тогда
как индекс его физического объема составил 97%. Основным продуктом экспорта в
страны дальнего зарубежья остаются топливно-энергетические товары, удельный вес
которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 68,2% (в январе-мае
2008 года — 73,1%). При этом поставки каменного угля и нефтепродуктов в
абсолютном выражении несколько выросли, а поставки газа упали на 50%.
3. Импорт
России в январе-мае 2009 года составил $58,4 млрд и по сравнению с январем-маем
2008 года снизился на 42,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья — $51
млрд. (снижение на 41,2%), из стран СНГ — $7,4 млрд. (снижение на 49%).
Снижение импорта связано с падением физических объемов импортных поставок,
тогда как средние цены ввезенных товаров практически не изменились. В апреле
2009 года по сравнению с апрелем 2008 года индекс физического объема импорта
сократился до 52,7%, тогда как индекс средних цен импортных товаров снизился
весьма незначительно и составил 96,9%. В товарной структуре импорта из стран
дальнего зарубежья первое место занимает импорт машин и оборудования. На него в
январе-мае 2009 года приходилось 44,8%. Доля импорта продовольственных товаров
и сырья для их производства составила 18,3%.
4. Основным
экономическим партнером России остается Европейский союз. На долю ЕС в
январе-мае 2009 года приходилось 49,8% российского товарооборота (в январе-мае
2008 года — 53,4%). На страны СНГ соответственно приходилось 14,7% (в
январе-мае 2008 года — 15,0%), на страны ЕврАзЭС — 9,2% (8,4%), на страны АТЭС
— 21,0% (19,4%).
Основными
странами, с которыми Россия вела торговлю в 2009 году, стали: Китай,
товарооборот с которым составил $13,3 млрд. (61,6% к январю-маю 2008 года),
Германия — $13,2 млрд. (45,8%), Нидерланды — $12,5 млрд. (51,2%), Италия —
$10,9 млрд. (53,1%), Турция — $70 млрд. (51,0%).
5. В связи с
переходом России на рыночные основы хозяйствования вопросы регулирования и
развития международного сотрудничества России с международными организациями
выдвинулись в число приоритетных направлений ее внешнеэкономической политики.
Россия до настоящего времени не занимает подобающего ей места на мировом рынке
и в системе международных экономических организаций. Несмотря на большую
работу, проделанную законодательными и исполнительными органами власти на всех
уровнях по организации и укреплению внешнеэкономических связей, еще остается
много проблем, касающихся адекватного использования экономического потенциала
страны во внешнеэкономической деятельности.
Используемая
литература
1.
Андрианов
В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 1998.- 296 с.
2.
Бурмистров
В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учебное пособие/ Под
ред. Проф. В.Н. Бурмистрова. - М.: Юристъ, 2001. - 384 с.
3.
Внешняя
торговля России на рубеже веков/ С.И. Долгов, А.И. Бельчук и др., Под общ. ред.
С.И. Долгова. - М.: Экономика, 2001. - 445 с.
http://www.esp-izdat.ru/
- Информационный экономический портал «Экономика современного предприятия»
http://www.rusimpex.ru/ -
"Россия-экспорт-импорт" - сайт о внешней торговле
http://www.gks.ru/ -
Федеральная служба государственной статистики
http://www.cbr.ru/ -
Центральный банк Российской Федерации