Отношения Португалии и Азорских островов
Курсовая
работа
«ОТНОШЕНИЯ
ПОРТУГАЛИИ И АЗОРСКИХ ОСТРОВОВ»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I.
Азорские острова в рамках государственно-политического устройства Португалии
Глава II.
Взаимоотношения «центр-периферия» и перспективы развития Азорских островов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей работы
связана с изучением региональной политики Португалии на примере Азорских
островов.
Португалия – это
государство на западе Пиренейского (Иберийского) полуострова. Территория ее –
92 000 квадратных километров, а население порядка 10 700 000
человек. В состав Португалии, кроме ее континентальной части входят остров
Мадейра и Азорские острова, которые имеют особый статус в административном
делении Португалии (являются автономными областями). Азорские острова. В свою
очередь – это архипелаг в Атлантическом океане (из девяти островов и ряда рифов),
площадью в 2 346 квадратных километров и населением в 240 тысяч человек.
Значение Азорских
островов для Португалии достаточно велико. Во-первых, это один из немногих
осколков, некогда великой Португальской империи. Во-вторых, Азорские острова –
это стратегический пункт в Атлантическом океане, который позволяет Португалии,
проводить большую часть своей внешней торговли. Кроме того, Азорские острова –
это свободная экономическая зона, а также известный в Европе туристический
район. Взаимоотношения Португалии и Азорских островов регулируются конституцией
Португалии, а также рядом нормативных актов, а региональная политика Португалии
в отношении этого региона, в целом показательна для этой страны. Отсюда
вытекает актуальность нашей темы.
Цель
нашей работы – изучить основные сущность и основные тенденции региональной
политики Португальского государства по отношению к своей автономной области –
Азорским островам.
Задачи,
исходящие из указанной цели таковы:
- изучить место
Азорских островов в рамках государственно-политического устройства Португалии;
- проанализировать
основные тенденции взаимоотношений «центр-периферия» и понять перспективы
развития Азорских островов в рамках государственного устройства Португальской
республики.
Указанные цели и задачи
формирую структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения.
При написании настоящей
работы мы пользовались специальной литературой, таких авторов, как Карлос
Амарал, Ж. Сарайва, С. Кейроша, С. Венеаминова, Н. Кравцова и А. Абрамова, а
также некоторых других. Кроме того, мы пользовались текстом Португальской конституции
и материалами ряда интернет-сайтов.
Глава
I. Азорские острова в рамках государственно-политического устройства Португалии
В настоящей главе, мы
проанализируем роль и место Азорских островов в рамках государственно-политического
устройства Португалии. Для того, чтобы сделать это, представляется необходимым
ознакомится с общими принципами государственно-политического устройства
Португалии, а также изучить те факторы, в исторической ретроспективе, которые
способствовали оформлению этого устройства, а также ознакомится с
географическими особенностями Азорских островов, которое также является
значимым фактором для нашего изложения. Для этого обратимся к истории.
Итак, Азорские острова
вошли в состав Португалии в XV веке (точнее в 1439 году)[1].
До португальцев на Азорских островах еще в античные времена, были карфагенские
и норманнские поселения, а к периоду классического средневековья относят следы
пребывания здесь арабов и норманнов[2].
Португалия в XV-XVI веках являлась великой империей, которая, фактически делила
с другой великой империей того времени – Испанией большую часть известного
тогда мира. Значение Азорских островов для Португалии проявляется примерно в
этот же период – эти острова становятся центром торговли между Европой, Индией
и Америкой[3]. В
дальнейшем, с уменьшением роли Португалии в мировой политике, население Азорских
островов оказалось на периферии мирового развития и в основном занималось
земледелием, животноводством и рыболовством.
Португалия в XIX веке,
теряет свою богатейшую колонию – Бразилию (1826 год), и окончательно становится
периферией Европы, полуколонией Британии, сохраняя впрочем, свои «заморские
территории» в Африке и Азии[4].
В 1895 году Азорским
островам была предоставлена первая, достаточно ограниченная автономия (каждому
из трех групп островов в отдельности, что способствовало дефрагментации
Азорской национальной идентичности)[5].
В 1910 году Португалия
становится республикой. А в 1926 году к власти в Португалии приходит националистический
режим профессора А. Салазара и в истории страны начинается период так
называемого «нового государства»[6].
Одним из приоритетов
внешней политики этого режима – это сохранение португальской колониальной
империи[7], куда
помимо Азорских островов и Мадейры входили обширнейшие территории Анголы,
Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде, Кабинда, ряд островов (Кабо-Верде,
Сан-Томе и Принсипи, Кабинда), а также ряд стратегических пунктов в Азии – Гоа,
Диу, Доман, Макао и Восточный Тимор[8]. Причем,
территория и население колоний в несколько раз превышало население метрополии. Для
Азорских островов в этот период истории Португалии наступает период
последовательного ограничения их автономии, которую они приобрели в 1895 году.
Все это продолжалось до 1930-х гг., когда Парламент Португалии принял Закон, по
которому статус автономных районов Азорских островов был снижен до уровня
провинциальных районов континентального материка, теряя, таким образом,
специфику и специальный статус, то есть свою автономию[9].
Режим А. Салазара (и
его преемника М. Каэтану) жестоко пресекал любые попытки со стороны зависимых
территорий обрести независимость или расширенную автономию (войны в Анголе и
Мозамбике – тому подтверждение)[10]. В 1974
году режим «нового государства» в результате так называемой «революции гвоздик»
оказался свергнутым, а большая часть колониальной империи Португалии обретает
независимость. В 1976 году в стране была принята конституция, где из «заморских
территорий» Португалии в ее составе остались лишь Азорские острова, Мадейра, и
территория Макао (в 1999 году передана Китаю)[11]. По
Конституции 1976 года в Португалии была установлена следующая политическая
структура власти, которая существует до сих пор. Основные ее положения таковы[12]:
- Португалия, это
парламентская республика;
- Президент республики
избирается сроком на пять лет;
- Правительство
возглавляет премьер-министр (как правило, лидер победившей на выборах партии),
он же формирует состав своего кабинета из 14 министров;
- Правительство
Португалии – это представительство упомянутых 14 министерств;
- Парламент (Ассамблея
республики) избирается сроком на четыре года и состоит их 230 депутатов,
избираемых по партийным спискам.
Упомянутая Конституция
Португалии, также сформировала современное государственно-политическое
устройство этой страны, в рамках которого Азорские острова (наряду с Мадейрой)
получили особый статус автономной области (до 1976 года они были провинцией
Португальской республики, без каких-либо особых автономных прав[13]).
Итак, из Конституции
1976 года следует, что Португалия – это страна с унитарной формой
государственного устройства (ст. 6)[14]. Ее
территория разделена на 18 округов и 2 автономные области. В Основном законе
Португалии особо закреплено положение, в соответствии с которым
политико-административная автономия областей не должна ущемлять суверенитет
государства. Итак, Португалия разделена на 18 округов. Азоры и Мадейра имеют
статус автономных регионов (см. приложение № 1).
Таким образом, мы
увидели, что основа территориального деления Португалии – это округа. Округа
составляют более 99 % от территории страны, и в них проживает 95 % населения
республики. Статус автономных регионов имеют лишь две островные территории –
изучаемые нами Азорские острова и Мадейра. Определимся, почему Азорские острова
получили особый статус в государственно-политическом устройстве Португалии и в
чем его сущность.
Статья 225 конституции
Португалии поясняет нам, что «особый политико-административный режим Азорских
островов и Мадейры основывается на географических, экономических и социальных
характеристиках и на историческом стремлении островного населения к автономии»;
«Автономия областей имеет целью демократическое участие граждан в управлении,
экономико-социальном развитии, стимулировании и защите областных интересов, а
также укреплении национального единства и солидарности между всеми
португальцами», а также подчеркивает, что «Политико-административная областная
автономия не ущемляет полноту суверенитета государства и осуществляется в
рамках Конституции»[15].
Как мы видим,
Конституция прямо говорит, что особый режим Азорских островов связан со
стремлением населения к автономии. Из этого можно сделать вывод, что особый
режим – это вынужденная мера Португалии, вызванная рядом факторов. Разберем их
подробнее.
К середине 70-х годов
XX века на Азорских островах ширилось сепаратистское движение, а
континентальная Португалия, уже лишившись к этому времени своих основных
колоний, была поставлена перед угрозой еще большего ослабления[16].
Для Португалии, с потерей Азорских островов, наступала реальная возможность
превратиться в небольшое континентальное государство на Иберийском полуострове,
причем это было бы государство, лишенное своего традиционного мореходного
наследия, которое исторически гарантировало его интересы, союзничество и
покровительство господствующих мировых морских держав – вначале Англии, а затем
Соединенных Штатов[17].
Опасения по отношению к
азорскому сепаратизму были обусловлены также тем фактом, что именно в это время
они основывались на фактах азорской политической жизни, а также на фактах заинтересованности
и помощи главных международных игроков азорским сепаратистским движениям. Как
мы помним, еще с XVI века Азорские острова становятся стратегическим районом
для развития торговли между Америкой, Индией и Европой. В веке XX, Азорские
острова представляли собой интерес в качестве места для возможных военных баз
США, или СССР (который действовал в регионе с помощью португальской
коммунистической партии[18]).
Эта заинтересованность
была далее конкретизирована посредством присутствия на Азорах представителей
различных американских учреждений, оказывавших помощь и обучение. Западная
поддержка также осуществлялась через множество контактов, которые
поддерживались на самом высоком уровне как в Вашингтоне, так и в различных
европейских столицах с главными азорскими политическими деятелями того времени.
Кульминацией этих процессов была ситуация, в которой лидеру одного из азорских
сепаратистских движений, по его собственным словам, «предлагали президентство
на Азорах, в том случае, если бы он захотел стать символом азорской
независимости»[19]. Такая
независимость была бы достигнута благодаря США и в интересах США. В этой
ситуации правительство Португалии было просто вынуждено предоставить Азорским
островам довольно широкую автономию.
Подробнее рассмотрим
принципы этой автономии.
В статьях 227-234
конституции Португалии описываются основы особого политико-административного
режима на Азорских островах и Мадейре. Итак, автономные области Португалии:
являются территориальными юридическими лицами и обладают следующими
полномочиями[20]:
- законодательствовать
с соблюдением основополагающих принципов, закрепленных в общих законах
Республики, по вопросам, представляющим особый интерес для областей, которые не
входят в собственную компетенцию органов государственной власти;
- законодательствовать
на основе уполномочения Ассамблеей Республики по вопросам, представляющим
особый интерес для областей, которые не входят в собственную компетенцию
органов государственной власти;
- развивать, имея в
виду специфику интересов областей, законы об основах по вопросам, не отнесенным
к компетенции Ассамблеи Республики;
- осуществлять
законодательную инициативу посредством внесения в Ассамблею Республики
законопредложений и соответствующих предложениям поправок;
- осуществлять
собственную исполнительную власть;
- управлять и
распоряжаться своим имуществом и совершать действия и сделки, в которых они
заинтересованы;
- осуществлять
собственные полномочия в налоговой сфере, а также приспосабливать национальную
фискальную систему к региональной специфике;
- распоряжаться,
доходами от налогов, собранных или введенных в областях, а также частью
налоговых доходов государства;
- создавать и
упразднять местные самоуправляющиеся единицы, а также изменять соответствующую
территорию, согласно закону;
- осуществлять
полномочия по опеке в отношении местных самоуправляющихся единиц;
- повышать категорию
населенного пункта до поселка или города;
- осуществлять надзор
за службами, публичными институтами и государственными и национализированными
предприятиями, которые развертывают свою деятельность исключительно или в
основном в регионе, и в других случаях, когда это объясняется наличием
областного интереса;
- одобрять областной
план социально-экономического развития, областной бюджет и отчет области и
участвовать в разработке национальных планов;
- участвовать в
определении и проведении фискальной, денежной, финансовой и валютной политики с
тем, чтобы обеспечить контроль на областном уровне за средствами платежа,
находящимися в обращении, и финансированием капиталовложений, необходимых для
социально-экономического развития областей;
- участвовать в
определении политики, касающейся территориальных вод, исключительной
экономической зоны и континентального шельфа;
участвовать в
переговорах о заключении международных договоров и соглашений, которые их
непосредственно касаются, как и в получении выгод, проистекающих из этого;
- устанавливать
отношения сотрудничества с другими иностранными региональными образованиями и
участвовать в организациях, нацеленных на содействие межрегиональному диалогу и
сотрудничеству в соответствии с направлениями, которые определены компетентными
в вопросах внешней политики органами государственной власти;
- высказываться по
своей инициативе или по совету органов государственной власти относительно
касающихся их вопросов, находящихся в ведении органов государственной власти, а
также по проблемам их особого интереса при определении позиции португальского
государства в процессе европейского строительства;
- участвовать в
процессе европейского строительства посредством представительства в
соответствующих региональных институтах и в делегациях, включенных в процесс
принятия решений на уровне сообществ, когда затрагиваются вопросы их особого
интереса.
Как мы видим, список
этот очень широк, и предусматривает почти исключительное ведение со стороны
автономных областей своей внутренней политики, а также некоторые полномочия в
области политики внешней.
Политическое устройство
Азорских островов как автономной области представлено Областным правительством
и областной законодательной ассамблей (ст. 231)[21].
Эти органы являются выборными и могут быть распущены только Президентом
Португалии. Председатель областного правительства назначается Министром
Республики (который представляет на Азорах Португалию) с учетом итогов выборов.
Министр республики, утверждает законодательные акты принятые органами власти
Азорских островов, а также имеет в ряде случаев право вето (когда законы
автономной области являются неконституционными).
Азорские острова имеют
свою столицу (точнее три столицы – по одной в каждой из трех групп островов),
гимн и флаг.
Таким образом, подведем
основные итоги настоящей части нашего изложения.
- Азорские острова
вошли в состав Португалии в XV веке (точнее в 1439 году). В XVI веке эти острова
становятся центром торговли между Европой, Индией и Америкой и соответственно,
очень значимым регионом для колониальной империи Португалии;
- в 1976 году
Конституция Португалии, сформировала современное государственно-политическое
устройство этой страны, в рамках которого Азорские острова (наряду с Мадейрой)
получили особый статус автономной области (до 1976 года они были провинцией
Португальской республики, без каких-либо особых автономных прав);
- Конституция
Португалии прямо говорит, что особый режим Азорских островов связан со
стремлением населения этих островов к автономии. Из этого можно сделать вывод,
что «особый режим» – это вынужденная мера Португалии, вызванная рядом
геополитических факторов. Фактически, если бы Португалия не предоставила Азорским
островам автономии в 1976 году, то сейчас это было бы независимое государство;
- список полномочий
автономных областей Португалии очень широк, и предусматривает почти
исключительное ведение со стороны автономных областей своей внутренней
политики, а также некоторые полномочия в области политики внешней;
- политическое
устройство Азорских островов как автономной области представлено Областным
правительством и областной законодательной ассамблей (ст. 231). Эти органы
являются выборными и могут быть распущены только Президентом Португалии.
Председатель областного правительства назначается Министром Республики с учетом
итогов выборов. Министр республики, утверждает законодательные акты принятые
органами власти Азорских островов, а также имеет в ряде случаев право вето.
В предыдущей главе, мы
ознакомились с историческими предпосылками Азорской автономии, изучили
особенности положения этих островов в рамках государственно-политического
устройства современной Португалии. В настоящей части нашего изложения, мы
рассмотрим, насколько положения Конституции Португалии выполняются в отношении
ее автономных областей, а также изучим возможные политические перспективы,
которые открываются для этого региона сегодня.
В целом, мы можно
увидеть, что Правительство Португалии серьезно относится к своей автономной
области Азорские острова. В первую очередь это выражается в том, что
закрепленные в конституции Португалии положения, как правило, исполняются на
практике. Азорские острова в настоящее время – регион с высоким уровнем
самостоятельности. Правительством автономной области решаются основные вопросы,
связанные с внутренним развитием островов, в соответствии со статутом 1980 года[22].
Португальское
государство представлено на Азорских островах Министром Республики, назначаемым
и освобождаемым от должности Президентом Республики по предложению
Правительства (ст. 230)[23].
Министр республики, является своего рода «английской королевой» в том плане,
что роль его в жизни Азорских островов ограничивается в основном
представительскими функциями, хотя в ряде случае он и имеет право вето (когда
законодательные акты Азорских островов являются неконституционными). Отметим,
что этим правом Министры республики на Азорских островах пользовались с 1976
года, только два раза[24].
Кроме того, Азорские
острова имеют относительную свободу в ряде внешнеполитических вопросов (в том
случае если они непосредственным образом касаются интересов Азоров). Азорские
острова, фактически самостоятельно интегрируются в Европейский Союз, членом
которого является Португалия. Евросоюзом даже выработана отдельная программа
развития Азорских островов и Мадейры (POSEIMA). За Республиканским
правительством фактически оставлены лишь вопросы, связанные с обороной островов[25].
В то же время, нельзя
утверждать, что Португалия никак не вмешивается в жизнь Азорских островов – это
не так. Показательны действия республиканского правительства во время
ликвидации последствия урагана (шторм Грейс), который обрушился на Азоры в 2009
году. Португалия ввела на Азорских островах режим чрезвычайного положения,
ввела на территорию национальную гвардию и, совместно с правительством автономии,
занималось ликвидацией последствий стихийного бедствия[26].
Что показательно – никаких вопросов о разграничении полномочий в этот период не
возникло.
Фактически,
взаимоотношения «центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют
собой один из лучших примеров для реализации широкой автономии региона. На
Азорах, в настоящее время, практически полностью отсутствуют сепаратистские
тенденции, а население островов, во многом гордится, что они живут именно в
рамках государства Португалия[27]. Связано
это с продуманной административно-политической политикой республиканских
властей, а также в ряде льгот и преференций, которые получают жители Азорских
островов (в качестве примера приведем факт создания на Азорских островах
свободной экономической зоны)[28].
Обратимся к перспективам
Азорских островов в рамках современной Португалии. Итак, Азорские острова
сегодня – это один из самых динамично развивающихся регионов Португалии.
Архипелаг разделен на 19 муниципалитетов, а те в свою очередь на приходы. Общее
количество приходов на островах – 156. Азорские острова имеют свой Парламент и
Правительство. Местная власть распределена между островами. Экономической и
политической столицей архипелага является остров Сан-Мигель[29].
Основу развития региона
составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на Азорских
островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта Мария»,
которая занимает около 1 000 квадратных километров. На территории СЭЗ
разрешены все виды промышленной, коммерческой и финансовой деятельности.
Территория свободной экономической зоны на Азорских островах, обслуживается в
плане транспортного обеспечения глубоководным морским портом и аэропортом
международного класса. Информационное обеспечение предприятий, заинтересованных
в реализации проектов и функционирующих в СЭЗ, осуществляется через ZOFRAM
(Общество развития СЭЗ "Санта Мария")[30].
Нормативное обеспечение
деятельности предприятий, зарегистрированных в СЭЗ "Санта Мария",
включает ряд льгот[31]:
- упрощение всех
таможенных формальностей;
- свободный ввоз и
вывоз товаров;
- освобождение от
пошлин реэкспортируемых товаров (переработанных и непереработанных);
- временное
освобождение от права собственности на потребительские товары, ввезенные из ЕС,
с момента их ввоза до момента вывоза из СЭЗ;
- освобождение от
пошлин доходов акционерных обществ;
- освобождение от
пошлин находящихся в СЭЗ предприятий;
- освобождение от
пошлин доходов от передачи патентов, товарных знаков, производственных
процессов и т. д.;
- свободное перемещение
капитала иностранных предприятий;
- субсидии на
профессиональное обучение (до 100% для граждан Азорских островов);
- субсидии на аренду
(до 50% затрат на срок до 5 лет);
- субсидии на
строительство (до 50% затрат при строительстве производственных предприятии);
субсидии на приобретение
оборудования (до 50% затрат для производственных предприятий).
Кроме обычных видов
предпринимательской, коммерческой и финансовой деятельности, в Свободной
экономической зоне Азорских островов, разрешена финансовая деятельность оффшорных
компаний. Эти компании, будучи дочерними отделениями национальных и иностранных
финансовых корпораций, могут осуществлять операции с нерезидентами Португалии[32].
На их деятельность распространяются финансовые льготы СЭЗ, заключающиеся в
практически полном отсутствии налогов на прибыль и снятии контроля за обменными
операциями[33].
Предприятия,
зарегистрированные и осуществляющие все виды деятельности в СЭЗ "Санта
Мария", имеют возможность распространить свою деятельность на всю
территорию Азорских островов, если они являются рентабельными и если при этом
выполняются следующие условия[34]:
- деятельность
осуществляется в приоритетном секторе экономики;
- деятельность
ориентирована на внешние рынки региона Азорских островов;
- нет случаев
конкуренции с другими предприятиями Азорских островов, которые не пользуются
льготами СЭЗ.
Азорские острова, как
уже подчеркивалось, в сущности, обладают очень широкой автономией во внутренних
делах, и в настоящее время нет никаких оснований считать, что население Азоров,
каким-то образом недовольно своим местом в политической структуре
Португальского государства. Еще меньше оснований считать, что население Азоров
в каком-то обозримом будущем потребует себе государственной независимости.
Таким образом, подведем
основные выводы по настоящей главе нашей работы:
- правительство
Португалии серьезно относится к своей автономной области Азорские острова. В
первую очередь это выражается в том, что закрепленные в конституции Португалии
положения, как правило, исполняются на практике. Азорские острова в настоящее
время – регион с высоким уровнем автономии;
- правительством
Азорских островов, решаются основные вопросы, связанные с внутренним развитием
островов, кроме того Азоры имеют относительную свободу в ряде
внешнеполитических вопросов (в том случае если они непосредственным образом
касаются интересов Азоров). Так, Азорские острова, фактически самостоятельно
интегрируются в Европейский Союз;
- фактически,
взаимоотношения «центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют
собой один из лучших примеров для реализации широкой автономии региона. На
Азорах, в настоящее время, практически полностью отсутствуют сепаратистские
тенденции, а население островов, во многом гордится, что они живут именно в
рамках государства Португалия. Связано это с продуманной
административно-политической политикой республиканских властей, а также в ряде
льгот и преференций, которые получают жители Азорских островов;
- основу развития
региона составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на
Азорских островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта
Мария», которая способствует экономическому развитию рассматриваемой автономной
области Португалии;
- Азорские острова,
обладают очень широкой автономией, и в настоящее время нет никаких оснований
считать, что население Азоров, каким-то образом недовольно своим местом в
политической структуре Португальского государства. Еще меньше оснований
считать, что население Азоров в каком-то обозримом будущем потребует себе
государственной независимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в соответствии
с поставленными целями и задачами, подведем основные итоги нашей работы.
Азорские острова вошли
в состав Португалии в XV веке (точнее в 1439 году). В XVI веке эти острова
становятся центром торговли между Европой, Индией и Америкой и соответственно,
очень значимым регионом для колониальной империи Португалии.
В 1976 году,
Конституция Португалии, сформировала современное государственно-политическое
устройство этой страны, в рамках которого Азорские острова (наряду с Мадейрой)
получили особый статус автономной области (до 1976 года они были провинцией
Португальской республики, без каких-либо особых автономных прав).
Конституция Португалии
прямо говорит, что особый режим Азорских островов связан со стремлением
населения этих островов к автономии. Из этого можно сделать вывод, что «особый
режим» – это вынужденная мера Португалии, вызванная рядом геополитических
факторов. Фактически, если бы Португалия не предоставила Азорским островам
автономии в 1976 году, то сейчас это было бы независимое государство.
Список полномочий
автономных областей Португалии очень широк, и предусматривает почти
исключительное ведение со стороны автономных областей своей внутренней
политики, а также некоторые полномочия в области политики внешней. Политическое
устройство Азорских островов как автономной области представлено Областным
правительством и областной законодательной ассамблей (ст. 231). Эти органы
являются выборными и могут быть распущены только Президентом Португалии.
Председатель областного правительства назначается Министром Республики с учетом
итогов выборов. Министр республики, утверждает законодательные акты принятые
органами власти Азорских островов, а также имеет в ряде случаев право вето.
Правительство
Португалии серьезно относится к своей автономной области Азорские острова. В
первую очередь это выражается в том, что закрепленные в конституции Португалии
положения, как правило, исполняются на практике. Азорские острова в настоящее
время – регион с высоким уровнем автономии. Так, правительством Азорских
островов, решаются основные вопросы, связанные с внутренним развитием островов,
кроме того Азоры имеют относительную свободу в ряде внешнеполитических вопросов
(в том случае если они непосредственным образом касаются интересов Азоров).
Азорские острова, фактически самостоятельно интегрируются в Европейский Союз.
Взаимоотношения
«центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют собой один из
лучших примеров для реализации широкой автономии региона. Связано это с
продуманной административно-политической политикой республиканских властей, а
также в ряде льгот и преференций, которые получают жители Азорских островов.
Основу развития региона
составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на Азорских
островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта Мария»,
которая способствует экономическому развитию рассматриваемой автономной области
Португалии;
Таким образом, сделаем
общий вывод работы. Азорские острова, обладают очень широкой автономией, и в
настоящее время нет никаких оснований считать, что население Азоров, каким-то
образом недовольно своим местом в политической структуре Португальского
государства. Еще меньше оснований считать, что население Азоров в каком-то
обозримом будущем потребует себе государственной независимости.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абрамов
А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – 120 с.
2.
Варламов
В.В. Свободные экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. –
С. 24-36.
3.
Варьяш
О. Португалия: дороги истории. – М.: Гардарика, 2005. – 206 с.
4.
Вениаминов
С.А. Португальская колониальная империя. XV – XX века. – М.: Сервис+, 2003. 87
с.
5.
Епатко
А. Неизвестная Португалия // Санкт-Петербургские ведомости. – 2009. - № 11. С.
8-12.
6.
Карлос
Эдуардо Пачеко Амарал. Корни автономии и идентичности общества Азорских
островов // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия:
Политология. – 2006. – № 8 – С. 103–118.
7.
Конституция
Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции
государств Европы. М.: НОРМА, 2001. – 678 с.
8.
Коршунов
Ю. Россия, какой она могла быть. История приобретений и потерь заморских
территорий. - М.: Эксмо, 2007. – 230 с.
9.
Кривцов
Н. Португалия. – М.: Вече, 2008. – 336 с.
10.
Мамедов
В.К. Португалия. Особенности национального бизнеса // Директор-Инфо. – 2002. -
№ 2. – С. 36-44.
11.
Павлова
Е.Б. Португалия и интеграционные проекты в современном мире: политические
аспекты. – СПб.: Питер, 2001. – 150 с.
12.
Португалия,
Азорские острова, Мадейра. М.: ABBY-PRESS, 2008. – 120 с.
13.
Сарайва
Ж.Э. История Португалии. – М.: Мир, 2007. – 270 с.
14.
Санди
Гедеш ди Кейрош. Португалия: путеводитель по истории и этикету. М.: АСТ, 2008.
– 160 с.
15.
Материалы
сайта #"#_ftn35" name="_ftnref35" title="">[35]
Округа
|
Автономные
области
|
|
Название,
столица
|
Территория,
население
|
Название,
столица
|
Территория,
население
|
Название,
столица
|
Территория,
население
|
|
Авейру
(г. Авейру)
|
2 808
кв.км.; 732 867 ч.
|
Каштелу-Бранку
(г. Каштелу Бранку)
|
Азорские
острова (несколько столиц – Понта-Делгада, Ангра-ду-Ароимжу, Орта)
|
2 346
кв. км.; 243 018 ч.
|
|
Бежа
(г. Бежа)
|
10 225
кв.км.; 154 325 ч.
|
Лейрия
(г. Лейрия)
|
3 517
кв. км.; 477 967 ч.
|
|
Брага
(г. Брага)
|
2 637
кв.км.; 859 918 ч.
|
Лиссабон
(г. Лиссабон, столица Португалии)
|
2 761
кв. км.; 2 224 426 ч.
|
|
Браганса
(г. Браганса)
|
6 608
кв.км.; 148 808 ч.
|
Порталлегре
(г. Порталлегре)
|
6 065
кв. км.: 119 543 ч.
|
|
Мадейра
(г. Фуншал)
|
783
кв. км.; 265 000 ч.
|
|
Визеу
(г. Визеу)
|
5 007
кв.км.; 394 848 ч.
|
Порту
(г. Порту)
|
2 385
кв. км.; 1 817 986 ч.
|
|
|
|
|
Виана-ду-Каштелу
(г. Виана-ду-Каштелу)
|
2 255
кв.км.; 252 002 ч.
|
Сантарен
(г. Сантарен)
|
6 647
кв. км.; 465 599 ч.
|
|
Вила-реал
(г. Вила-Реал)
|
4 328
кв.км.; 218 935 ч.
|
Сетубал
(г. Сетубал)
|
5 064
кв. км.; 845 548 ч.
|
|
Гуарда
(г. Гуарда)
|
5 518
кв.км.; 173 831 ч.
|
Фару
(г. Фару)
|
4 960
кв. км.; 421 528 ч.
|
|
Коимбра
(г. Коимбра)
|
3 947
кв.км.; 436 056 ч.
|
Эвора
(г. Эвора)
|
7 393
кв. км.; 170 535 ч.
|
|
Источник: Материалы
сайта ru.wicipedia.org.
[1]
Варьяш О. Португалия: дороги истории. – М.: Гардарика, 2005. С.
25.
[2] Абрамов А.М. Азорские острова. –
М.; Весь мир, 2006. С. 6.
[3] Там же, стр. 9.
[4] Сарайва Ж.Э. История Португалии.
– М.: Мир, 2007. – С. 115.
[5] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал.
Корни автономии и идентичности общества Азорских островов // Вестник
Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 –
С. 104.
[6] Санди Гедеш ди Кейрош.
Португалия: путеводитель по истории и этикету. М.: АСТ, 2008. – С. 120.
[7] Сарайва Ж.Э. История Португалии.
– М.: Мир, 2007. С. 118.
[8] Португалия, Азорские острова,
Мадейра. М.: ABBY-PRESS, 2008. С. 14.
[9] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал.
Указ соч. С. 107.
[10] Сарайва Ж.Э. Указ соч. С. 156.
[11] Вениаминов С.А.
Португальская колониальная империя. XV – XX века. – М.: Сервис+, 2003. С. 80.
[12] Приводится по: Кривцов Н.
Португалия. – М.: Вече, 2008. С. 303.
[13] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал.
Указ соч. С. 109.
[14] Конституция
Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции
государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 560.
[15] Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года
// Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 598.
[16] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал.
Указ соч. С. 113.
[17] Там же, стр. 114.
[18] Коршунов Ю. Россия, какой она могла быть. История приобретений и потерь
заморских территорий. - М.: Эксмо, 2007. – 230 с.
[19] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал.
Указ соч. С. 115.
[20] Конституция
Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции
государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 605-609.
[21] Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года
// Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 610-611.
[22] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал.
Указ соч. С. 115
[23] Конституция
Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции
государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 612.
[24] Абрамов А.М.
Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – 112 с.
[25] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал.
Указ соч. С. 118.
[26] Материалы сайта
#"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал.
Указ соч. С. 118.
[28]
Павлова Е.Б. Португалия и
интеграционные проекты в современном мире: политические аспекты. – СПб.: Питер,
2001. – С. 108.
[29] Абрамов А.М.
Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – С. 19.
[30] Варламов В.В. Свободные
экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. – С. 26.
[31] Там же, стр. 27-30.
[32] Мамедов В.К. Португалия. Особенности
национального бизнеса // Директор-Инфо. – 2002. - № 2. – С. 40.
[33] Варламов В.В. Свободные
экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. – С. 29.
[35] Данные приводятся на 2008 год.