Внешнеторговые отношения России и Вьетнама
Введение
Социалистическая
Республика Вьетнам (СРВ) на протяжении последнего десятилетия проводит курс
обновления и добилась первых очень важных и вдохновляющих результатов.
Многие
предприниматели со всего мира проявляют всё больший интерес к процессу обновления
всех сторон общественно-экономической жизни вьетнамского народа. Современный
Вьетнам открыт для сотрудничества по множеству направлений со всеми странами.
Особая благодарность вьетнамского народа к России, его трудолюбие и
гостеприимство, уникальное расположение Вьетнама, его природные богатства и
высочайшие темпы экономического развития - всё это дает основание российским
предпринимателям считать Вьетнам одним из перспективнейших направлений
сотрудничества.
Сегодня Вьетнам
является одной из самый перспективных стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вьетнам - единственное в мире государство, не сломленное американской военной
машиной, сегодня показывает свою полную экономическую независимость и
конкурентоспособность. И теперь России есть чему учиться у Вьетнама, и
направлений для сотрудничества между РФ и СРВ имеется гораздо больше, чем
десяток лет назад.
Таким образом,
актуальность данной работы обусловлена важностью торгового сотрудничества
России и Вьетнама и неоднозначностью данных отношений.
Цель данной работы
- рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.
Для достижения
указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать основные
этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама; раскрыть
сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама; осветить основные проблемы
в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.
При выполнении
данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как
«Внешнеэкономическая деятельность» под редакцией Баринова В.А., Грачева Ю.Н.,
«Внешняя торговля России» под редакцией Булатова А.С. и др., статьи таких
журналов как «Внешнеэкономический бюллетень», а также интернет - ресурсы.
1. Основные этапы
торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама
Официальная история
российско-вьетнамских отношений насчитывает более полувека. За эти годы
двустороннее сотрудничество приобрело комплексный характер и охватило все
ключевые направления - политическое, торгово-экономическое, военно-техническое,
культурно-образовательное и научно-техническое. После распада СССР и глобальных
изменений в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе это сотрудничество пошло на
спад, а отношения пережили стадию кризиса и стагнации. Чтобы определить
основные причины возникших трудностей и оценить возможности их преодоления
необходимо остановиться на основных итогах почти полувекового
советско-вьетнамского сотрудничества.
С середины 1970-х
гг., когда Вьетнам объединился и приступил к послевоенному восстановлению своей
экономики, двусторонние отношения приобрели наиболее масштабный характер. Обе
страны выступали с общих позиций на международной арене, осуществляли тесное
политическое взаимодействие, ежегодно возрастали объемы советской экономической
помощи. СССР и страны-члены СЭВ в тот период были практически единственными
донорами СРВ. Из Советского Союза сюда поступали жизненно необходимые товары,
включая продовольствие, лекарства, машины и оборудование, нефтепродукты, сырье
и пр.
При содействии
советской стороны во Вьетнаме были заложены основы национального хозяйства
практически во всех его основных отраслях и сферах. Экономическая помощь
Советского Союза являлась одним из определяющих факторов, обусловивших
стабильную работу народного хозяйства Вьетнама в годы войн за национальную
независимость и суверенитет. В дальнейшем успехи вьетнамской экономики в 1990-е
гг. на пути перехода к регулируемым рыночным отношениям в немалой степени
определялись значительным экономическим потенциалом, созданным в СРВ при
советском содействии и помощи.
Всего за период
двустороннего сотрудничества был создан значительный производственный
потенциал: было восстановлено и построено более 310 различных объектов (из них
около 100 крупных, являющихся базовыми предприятиями в своей сфере) практически
во всех основных отраслях вьетнамской экономики (горнодобывающей,
машиностроительной, химической, пищевой промышленности, производстве
строительных материалов),осуществлялась реконструкция основных морских портов,
трансвьетнамской железной дороги и других транспортных объектов. При
техническом содействии Советского Союза была заложена надежная
топливно-энергетическая база: введен в действие целый ряд тепло- и
гидроэлектростанций общей мощностью около 4 тыс. МВт, в том числе крупнейшая в
Юго-Восточной Азии ГЭС Хоабинь (1920 МВт), что составляет сейчас около половины
всех действующих во Вьетнаме мощностей, сооружено около 6 тыс. км ЛЭП. Также в
рамках долгосрочных целевых программ были заложены новые и расширены
существовавшие плантации кофе, чая, гевеи, кокосовой пальмы (на площади около
120 тыс. га), созданы предприятия по производству плодоовощной продукции.
Построен ряд ирригационных объектов, обеспечивающих орошение и защиту до 400
тыс. га полей. На крупнейшем и самом успешном совместном предприятии
«Вьетсовпетро»в настоящее время ежегодно добывается более 13 млн. т нефти, что
составляет около 80% национальной добычи [2].
Ведущее место в
советско-вьетнамском экономическом сотрудничестве до 1991 г. занимала торговля.
На долю СССР приходилось около 60 - 70% всего объема внешней торговли Вьетнама.
Огромное значение для СРВ имел импорт из Советского Союза. За счет этих
поставок Вьетнам покрывал свои потребности по нефтепродуктам на 80 - 90%, по
хлопку-волокну на 100%, по минеральным удобрениям - на 70%, по прокату черных
металлов - на 75%, из СССР завозилось большое количество машин, оборудования,
транспортных средств и запасных частей к ним. Вместе с тем следует отметить,
что взаимные поставки не были сбалансированными. На урегулирование торгового
дефицита СССР предоставлял значительные по объему государственные товарные
кредиты на льготных условиях. В то же время поставки из СРВ в СССР занимали
заметное место в общем объеме импорта таких товаров, как джут (20%),
натуральный каучук (16%), кофе (12%), хлопчатобумажная пряжа (15%), овощи и
фрукты (9%).
Значительным
достижением экономического и технического сотрудничества двух стран являлась
работа по формированию квалифицированных национальных кадров для Вьетнама. С
1951 г. в СССР началось обучение вьетнамских граждан, за прошедший период было
подготовлено около 200 тыс. квалифицированных специалистов и
инженерно-технических работников в области сельского хозяйства, строительства,
угольной промышленности, энергетики, строительства, мостостроения, транспорта, связи,
других отраслей экономики СРВ, а также ученых, врачей и преподавателей. Высшее
образование в СССР и России получили около 30 тыс. чел., в том числе было
подготовлено свыше 3 тыс. кандидатов и более 100 докторов наук. В СРВ при
участии советских специалистов была создана система
профессионально-технического обучения, около 83 тыс. вьетнамских граждан
получили рабочие специальности на предприятиях Советского Союза.
Однако на фоне всех
этих, безусловно, позитивных итогов советско-вьетнамского взаимодействия
прослеживается также и ряд существенных моментов, которые оказали негативное
влияние на вьетнамскую экономику в целом. Так как Советский Союз, по сути,
переносил во Вьетнам, причем без какой-либо адаптации к местным условиям, свою
собственную модель экономического развития, которая отличалась, в частности,
значительными структурными диспропорциями, нерациональным распределением и
низкой эффективностью использования инвестиционных ресурсов, то СРВ в итоге
переняла и все «типичные» для советского народного хозяйства «перекосы» и
проблемы развития. Так, попытки создать во Вьетнаме промышленность с упором на
группу А (производство средств производства) лишь в малой мере отвечали
реальным потребностям страны, которая очень нуждалась прежде всего в основных потребительских
товарах, а также в промышленной продукции для нужд сельского хозяйства. Оно, в
свою очередь - также по советской схеме - подверглось коллективизации, которая
была фактически чуждым для вьетнамских крестьян явлением, не способствовала
ключевым задачам самообеспечения продовольствием и борьбы с бедностью и в итоге
привела к серьезному кризису всей отрасли. В результате подобной
макроэкономической и инвестиционной политики, в ходе которой основной акцент
делался на развитии тяжелой промышленности в ущерб всем остальным отраслям
экономики, общая «отдача» от советской помощи была несопоставима с затраченными
средствами. Не отвечающая реальным условиям и потребностям Вьетнама общая
стратегия экономического развития в 1980-е гг., выработанная под определяющим
влиянием Советского Союза и финансировавшаяся главным образом за его счет,
завела страну по сути в тупик, результатом чего стал серьезнейший системный
экономический кризис конца 1980-х - начала 1990-х гг., который в значительной
степени усугубился фактическим «отрывом» Вьетнама от своего основного торгового
партнера и донора после распада СССР в 1991 г [2].
Последовавший за
этим период стал временем серьезных испытаний для обеих сторон. Очевидно, что с
начала 1990-х гг. российско-вьетнамские отношения приобрели новый характер и
содержание. Распад СССР, изменение политического строя в России, отказ Москвы
от идеологических основ партнерства, перемены во внешнеполитических приоритетах
и переход экономики обеих стран на рыночные рельсы развития привели к
свертыванию двустороннего сотрудничества по большинству направлений. В новых
условиях для эффективной реализации созданного потенциала требовалось создание
качественно нового механизма взаимодействия. Переходный этап, несмотря на свою
относительную краткость, был весьма непростым. Нелегко принимались решения на
первых заседаниях начавшей в 1992 г. свою работу двусторонней
Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому
сотрудничеству (МПК). В ходе встреч между российскими и вьетнамскими партнерами
со стороны последних можно было заметить искреннюю обиду на Россию за столь
резкое изменение отношения к Вьетнаму, оказавшемуся фактически «брошенным на
произвол судьбы» перед острыми экономическими и внешнеполитическими проблемами.
[1].
Безусловно, самым
сильным «ударом» для Вьетнама было резкое сокращение двустороннего
товарооборота. Как отмечалось выше, значительная доля вьетнамского импорта
поступала из СССР, причем на льготных условиях и, зачастую, в кредит. Внезапно
оказавшись без такого надежного «донора» как Советский Союз, СРВ пришлось в
кратчайшие сроки перестраивать географию своей внешней торговли, что было
весьма непросто и болезненно по понятным причинам, особенно при постоянном и
весьма значительном торговом дефиците. С 1991 года в торгово-экономическом
сотрудничестве Вьетнама и России начался переход на новые принципы
взаимодействия на основе практики и цен международной торговли. Российская
сторона в принципе перестала кредитовать свои товарные поставки во Вьетнам. Последний
кредит подобного рода на сумму 100 млн. долл. на льготных условиях был выделен
вьетнамской стороне в 1992 г. для оплаты затрат российских организаций по
оказанию содействия СРВ в строительстве ряда объектов. Эти изменения,
естественно, не могли не сказаться на объемах товарооборота. Он упал в
несколько раз. Также значительную роль в этом сыграли такие известные факторы,
как произошедший на российских предприятиях спад производства основных видов
продукции, ранее поставлявшейся во Вьетнам, вынужденные меры по таможенному
обложению экспорта из РФ в отношении целого ряда сырьевых товаров, в которых
были заинтересованы вьетнамские предприятия, реорганизация системы управления
внешнеэкономическими связями в России и другие причины.
Сказалось и
прекращение действия т.н. «идеологической составляющей» в сотрудничестве между
СССР и СРВ. Как уже отмечалось, без данного «стержня» в отношениях между двумя
странами произошел коллапс, и затем стоило немалых трудов удержать их от
фактически полного свертывания. Но также нельзя не признать, что нынешнее
состояние двусторонних связей, в принципе, гораздо более соответствует реалиям,
потребностям и возможностям сторон. После нескольких лет практически полного
застоя в двусторонних отношениях наметилось их определенное оживление во второй
половине 1990-х гг., выразившееся, прежде всего, в активизации визитов на
высшем уровне. Можно назвать несколько причин возобновившегося после некоторого
перерыва сближения двух наших государств. Во-первых, за прошедшие пятьдесят лет
была сформирована солидная, подкрепленная жизнеспособными проектами
экономическая основа российско-вьетнамского взаимодействия, а построенные при
советском и российском техническом содействии объекты продемонстрировали свою
необходимость, во многом стали базой для развития ключевых отраслей
промышленности и сельского хозяйства СРВ, позволив успешно решать задачи
социально-экономического развития.
Во-вторых, в
отличие от крупнейших держав, ведущих борьбу за укрепление своих позиций в
регионе и в самой СРВ, относительно России у вьетнамцев не существует
каких-либо синдромов или предубеждений, связанных с историческим прошлым или
подходом к решению международных и внутриполитических вопросов. [5].
В-третьих,
значительная прослойка вьетнамского общества, в т.ч. немалое число современных
вьетнамских руководителей различного ранга, включая и высшее руководство,
получила образование в СССР и России и испытывает глубокие симпатии к ней. В
силу особенностей национального характера вьетнамцам присуще глубокое уважение
к своим учителям и месту учебы, так что большая часть этих выпускников
советских и российских вузов испытывает ностальгические чувства по отношению к
России, искренне переживает в связи с происходящими в ней событиями.
В-четвертых,
сохраняется зависимость Вьетнама от поставок российского специмущества, а также
технического содействия в военно-технической сфере. Все это создает
благоприятную почву как для продолжения доверительного политического диалога,
так и для конструктивной работы по традиционным и новым направлениям
взаимодействия[8].
Завершением
условного периода «охлаждения» в российско-вьетнамских отношениях можно считать
1994 г., когда в ходе визита в Россию Премьер-министра Правительства СРВ Во Ван
Киета состоялось подписание Договора об основах дружественных отношений между
Россией и Вьетнамом, определяющего главные принципы двусторонних связей в новых
условиях. За этим последовал ответный визит в Ханой главы российского
правительства В.С. Черномырдина в 1997 г. (первый за последние три десятилетия).
С этого момента уже можно считать, что в двусторонних отношениях был преодолен
явный кризис, и стороны начали искать пути всестороннего сближения, причем на
качественно новой основе, которая должна предусматривала отношения на принципах
партнерства, а не по прежней схеме донор-рецепиент.
Затем политические
контакты на высшем уровне между нашими странами продолжали развиваться по
нарастающей. В 1998 г. во время официального визита в Россию Президента СРВ Чан
Дык Лыонга состоялась первая встреча президентов России и Вьетнама.
Руководители двух государств подписали Совместную декларацию, в которой
подтверждалось обоюдное стремление к активизации многоплановых двусторонних
связей, приданию им черт стратегического партнерства. В 2000 г. переговоры в
Москве между Премьер-министром Правительства СРВ Фан Ван Кхаем и Председателем
Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым позволили окончательно
поставить точку в решении одной из ключевых проблем - вопросе о погашении
задолженности Вьетнама перед Россией, что стало безусловным «прорывом» в
двусторонних отношениях. С этого времени между двумя странами формируются
отношения стратегического партнерства в новом тысячелетии.
Крайне важную роль
при этом сыграл первый за всю историю взаимоотношений официальный визит в Ханой
главы российского государства в марте 2001 г., который стал во Вьетнаме одним
из важнейших внешнеполитических событий года. В ходе визита состоялось
подписание совместной Декларации о стратегическом партнерстве, отразившей
обоюдную заинтересованность в наращивании многопланового взаимодействия и
выведении его на новый уровень в соответствии с накопленным опытом. Можно
сказать, что визит в Ханой Президента Российской Федерации В.В. Путина (28
февраля - 2 марта 2001 г.) открыл новую страницу в отношениях между Россией и
Вьетнамом. Главной его целью было определение стратегических направлений
российско-вьетнамского партнерства в XXI веке. На итоговой пресс-конференции в
Ханое В.В. Путин подчеркнул: «Мы обязаны поддерживать и развивать дальше наши
отношения в новых условиях в соответствии с новыми международными реалиями.
Выгода этого очевидна и для Вьетнама, и для России». [7].
С целью придать
дополнительный импульс и конкретизировать планы стратегического партнерства
стороны во время визита в СРВ в марте 2002 г. Председателя Правительства
Российской Федерации М.М. Касьянова провели обмен мнениями по вопросам
расширения взаимовыгодного сотрудничества в различных областях. Был затронут
также ряд региональных и международных проблем. Значительное место на
переговорах было отведено ходу реализации договоренностей, достигнутых во время
визита Президента Российской Федерации В.В. Путина во Вьетнам в марте 2001 г.
Особое внимание было обращено на торгово-экономические отношения, являющиеся
главным приоритетом двустороннего сотрудничества. Стороны обсудили
многочисленные «узкие места» в данной сфере, пытались найти взаимоприемлемые
пути решения имеющихся проблем.
Логическим итогом
встреч лидеров двух стран стал официальный визит в Россию Генерального секретаря
ЦК КПВ Нонг Дык Маня в октябре 2002 года, в ходе которого состоялась повторная
встреча лидеров двух стран. Нонг Дык Мань и В.В. Путин были единодушны
относительно конкретных направлений и мер по развитию сотрудничества в сферах
политики, экономики, культуры, науки и техники, образования и подготовки
кадров. Это нашло отражение в подписании сторонами ряда соответствующих
соглашений, в т.ч. совместного коммюнике. На уровне вице-премьеров правительств
были рассмотрены перспективы дальнейшего наращивания экономического и торгового
взаимодействия, прежде всего в нефтегазовой сфере, электроэнергетике, также
состоялся ряд межведомственных переговоров и встреч по партийной линии.
Таким образом, если
судить по динамике политических контактов в течение последних пяти лет, то
российско-вьетнамские отношения, миновав период спада, сейчас явно вышли на
стадию подъема. Однако основным вопросом здесь является то, насколько уровень
политического диалога соответствует конкретному наполнению двусторонних связей,
прежде всего их важнейшей - экономической - составляющей, а также насколько
эффективно он обеспечивает взаимовыгодность сотрудничества двух стран.
В целом же роль
России во Вьетнаме в последние годы, ее отношение к своему давнему союзнику в
Юго-Восточной Азии, так же как, впрочем, и ее восприятие в современном Вьетнаме
можно рассматривать с разных точек зрения. Если взглянуть на объем
российско-вьетнамского торгово-экономического сотрудничества (на РФ сейчас
приходится не более 2% внешней торговли Вьетнама, в списке иностранных
инвесторов Россия пока еще входит в первую десятку, но только благодаря
созданному в советское время СП «Вьетсовпетро») и сравнить его с советским
периодом, то уже станет ясно, насколько изменилась ситуация. Можно, конечно,
сожалеть о безвозвратно ушедшем «расцвете» двусторонних отношений, однако стоит
задаться вопросом - нужна ли была обеим странам такая во многом чрезмерная (для
Вьетнама прежде всего) ориентация и привязка к своему партнеру. Цели и мотивы
предоставляемой помощи СССР были хорошо понятны (создание и укрепление
«форпоста социализма» в ЮВА в ходе геополитического соперничества между
Советским Союзом и США), Вьетнам же был просто реципиентом этой помощи, на
характер которой он фактически не мог влиять сколько-нибудь существенным
образом. С начала 1990-х гг. после завершения длительного периода биполярного
мироустройства у России больше не осталось причин, как, впрочем, и возможностей
продолжать всестороннюю поддержку СРВ. Внешнеполитический вектор новой России
кардинальным образом изменился, отношения с другими государствами стали
строиться прежде всего на основе прагматизма и взаимной выгоды.
В принципе, то же
самое произошло и во Вьетнаме, который был вынужден переориентировать основной
объем внешнеэкономических связей и внешнеполитические контакты на других
партнеров, прежде всего, на соседние страны региона. Однако, эта
«вынужденность», безусловно, стала позитивным фактором для развития страны,
т.к. СРВ преодолела свою во многом искусственную привязку к социалистическому
блоку и, соответственно, изоляцию от других стран и начала активно
интегрироваться в региональные связи. Тем не менее, Россия все-таки осталась
одним из «векторов» внешнеполитического курса Вьетнама, хотя теперь уже одним
из многих, причем далеко не таких значимых, как прежде. Конечно, ее в сфере
экономики, не говоря уже о сфере культуры и образования, существенно потеснили
конкуренты из Японии, стран АСЕАН, США и ЕС, Австралии, Южной Кореи и Китая.
Но, несмотря на значительное снижение масштабов сотрудничества с Россией,
вьетнамское руководство пока еще рассматривает это сотрудничество в качестве
одного из приоритетов своей внешнеполитической стратегии - прежде всего в силу
политических и ряда других обстоятельств. Вьетнам, безусловно, считает Россию
дружественным государством, своим давним партнером и традиционным союзником на
международной арене, т.к. наши страны придерживаются сходных позиций по
большинству ключевых проблем современности, и это положение, по-видимому,
сохранится и в будущем. Что же касается торгово-экономического сотрудничества,
то здесь существует немало сложных вопросов и проблем, касающихся нынешнего
уровня и дальнейших перспектив его развития. Хотя эта важнейшая сфера
двусторонних отношений в большей степени их и определяет, все же остается
надежда, что трудности носят временный, переходный характер. Наши страны
продолжат искать пути реализации имеющегося потенциала сотрудничества в тех
ключевых сферах, где пока еще остаются для этого благоприятные предпосылки
(нефтедобыча, военно-техническое сотрудничество, энергетика,
экспортно-импортные операции по отдельным товарным группам) [8].
2. Характеристика
состояния торгово-экономических отношений России и Вьетнама
С 1991 г. между
Вьетнамом и Россией было заключено около 30 межгосударственных документов,
большую часть из которых составляют межправительственные и межведомственные
соглашения. Во второй половине 90-х гг. министерствами иностранных дел двух
стран была проведена большая работа по совершенствованию договорно-правовой
базы российско-вьетнамского сотрудничества. Логическим завершением этого
процесса стало подписание в ходе визита Президента России во Вьетнам
Межправительственного протокола об инвентаризации договорно-правовой базы и
действии двусторонних договоров. В этом документе учтены все договора и
соглашения, заключенные между двумя государствами в период с 1955 по 1991 гг.
Первым же наиболее
важным и основополагающим документом в отношениях между Вьетнамом и новой
Россией стал Договор об основах дружественных отношений, который был подписан
во время визита в Москву в 1994 г. премьер-министра Правительства СРВ Во Ван
Киета. В 1997 г. в рамках ответного визита в СРВ Председателя Правительства
России стороны приняли Декларацию о содействии развитию торгово-экономического
и научно-технического сотрудничества.
Новые ориентиры
сотрудничества были зафиксированы в подписанной в 2001 г. президентами двух
стран Декларации о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и
Социалистической Республикой Вьетнам. В этом документе реально отражены
ключевые аспекты российско-вьетнамского взаимодействия на перспективу как в
двустороннем, так и многостороннем формате. В документе говорится: «Россия и
Вьетнам подтверждают решимость укреплять и развивать традиционную дружбу и
разностороннее сотрудничество в XXI веке в духе установившегося между двумя
странами стратегического партнерства». Ряд важнейших соглашений, касающихся
торгово-экономического сотрудничества наших стран, включает в себя прежде всего
межправительственное соглашение об урегулировании задолженности
Социалистической Республики Вьетнам перед Российской Федерацией по ранее
предоставленным кредитам от 13 сентября 2000 г., а также ряд документов,
касающихся сотрудничества в области нефтяной промышленности и энергетики.
Социалистическая
Республика Вьетнам является традиционным торговым партнером Российской
Федерации. По данным вьетнамской статистики, Россия (доля во внешнеторговом
обороте Вьетнама - 1,4%) является четвертым партнером СРВ среди европейских
стран после Германии (3,2%), Великобритании (2,1%) и Франции (2,0%). В
товарообороте Вьетнама с Европой доля России также составляет более 8%.
Основу российского
экспорта в 2007 г., по данным ГСУ СРВ, составляли металлы и металлоизделия
(около 56% валового экспорта); доля готовой продукции составила 12%. В
последние годы Россия прочно занимает лидирующие позиции среди экспортеров
проката черных металлов и автомобильной техники.
В товарной
структуре российского импорта из Вьетнама в 2007 г. основная доля приходится на
продовольственные товары - 43,1% (рис, овощи и фрукты, чай, кофе, перец, супы,
соусы, масло растительное и др.) и изделия легкой промышленности - 27% (готовая
одежда, обувь). В 2006-2007 гг. значительно выросли поставки натурального
каучука (в 2,5 раза), морепродуктов (в 2,9 раза), кофе (в 1,6 раза), пищевого
масла (в 1,7 раза).
Товарооборот России
с Вьетнамом в 1-м квартале текущего года по сравнению с аналогичными
показателями 2007 г вырос на 37,1% - до 139,3 млн долл. США. Доля Вьетнама в
общем объеме российского товарооборота составила 0,3 %.
Таблица 1.
Российско-вьетнамская торговля в 2007 году, млн. долларов США
|
2006
г. (12 мес.)
|
2007
г. (12 мес.)
|
2007/2006
(%)
|
ТОВАРООБОРОТ
|
1
019,83
|
868,98
|
85,21
|
ЭКСПОРТ
РОССИИ ВО ВЬЕТНАМ, всего, в том числе:
|
768,01
|
455,77
|
59,34
|
-
машины и оборудование
|
90,71
|
39,29
|
43,31
|
-
металлопрокат
|
413,16
|
154,50
|
37,39
|
-
удобрения
|
42,84
|
53,40
|
124,65
|
-
автомобили
|
13,90
|
7,08
|
50,90
|
-
комплектующие к автотехнике
|
12,51
|
2,91
|
23,27
|
130,00
|
128,79
|
99,07
|
-
пшеница
|
|
3,67
|
|
ИМПОРТ
РОССИИ ИЗ ВЬЕТНАМА, всего, в том числе:
|
251,82
|
413,21
|
164,09
|
-
текстиль, одежда
|
47,91
|
62,44
|
130,33
|
-
обувь
|
7,66
|
18,79
|
245,22
|
-
каучук
|
26,95
|
41,86
|
155,29
|
-
рис
|
15,11
|
17,36
|
114,87
|
-
чай
|
9,78
|
10,14
|
103,74
|
-
кофе
|
1,26
|
12,67
|
1
008,21
|
-
морепродукты
|
33,32
|
128,75
|
386,43
|
-
овощи, фрукты
|
17,83
|
22,07
|
123,81
|
-
орехи кешью
|
12,33
|
18,14
|
147,15
|
-
перец черный
|
7,87
|
8,13
|
103,24
|
-
лапша быстрого приготовления
|
22,13
|
25,27
|
114,16
|
3. Инвестиционное
сотрудничество России и Вьетнама
Во Вьетнаме
зарегистрировано 43 инвестиционных проекта с российским участием с объемом
капитала 230 млн. долл. США. Сферами приложения российских инвестиций в рамках
этих предприятий являются перерабатывающая промышленность, транспорт, добыча и
переработка морепродуктов, сельское хозяйство и др.
Крупнейшим и
наиболее эффективным объектом инвестиционного сотрудничества является
совместное предприятие «Вьетсовпетро» по проведению геологической разведки и
добыче нефти и газа на шельфе юга СРВ, созданное в 1981 году. Открыто 7
месторождений нефти и газа, из которых наиболее крупными являются месторождения
«Белый Тигр», «Дракон». Общий объем добычи нефти в 1986-2003 гг. составил 127
млн. тонн. Предприятие обеспечивает 74% национальной добычи нефти и более 50%
валютных поступлений Вьетнама. В соответствии с Межправительственным
соглашением о торгово-экономических связях между Россией и СРВ (15 августа 1991
г.) была создана Российско-Вьетнамская межправительственная комиссия по
торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Председатель российской
части Комиссии - Министр промышленности и энергетики Российской Федерации -
В.Б. Христенко (заместитель - Д.И. Сухопаров). Председатель вьетнамской части
Комиссии - вице-премьер Правительства СРВ Ву Кхоан (заместитель: Ле Зань Винь -
заместитель Министра торговли Социалистической Республики Вьетнам).
За истекший период
проведено 9 заседаний Комиссии (июль 1992 г., май 1993 г., апрель 1994 г. -
Ханой, май 1995 г. - Москва, сентябрь 1997 г. - Ханой, март 1999 г. - Ханой,
декабрь 2000 г. - Москва, январь и декабрь 2002 г. - Ханой).
В рамках комиссии
действуют рабочие группы:
- по сотрудничеству в области энергетики, угольной промышленности и
машиностроения (в январе 2004 г. в Ханое состоялось 4-е заседание подгруппы по
экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области угольной
промышленности);
- по сотрудничеству
в области агропромышленного комплекса (в июле 2002 г. состоялось 4-е заседание
рабочей группы в г. Москве);
- по
межрегиональному сотрудничеству (в октябре 2001 г. состоялось 4-е заседание в
г. Ханое);
- по банковскому
сотрудничеству (в марте 2004 г. состоялось 3 заседание в г. Хошимине);
- по
сотрудничеству в области химической и фармацевтической промышленности (1
заседание проведено в декабре 2002 г. в Ханое).
При техническом
содействии бывшего СССР во Вьетнаме построено около 300 предприятий в различных
отраслях народного хозяйства (горнодобывающая и химическая промышленность,
промышленность строительных материалов, транспорт, пищевая промышленность и
т.д.). Введены в строй крупные мощности в электроэнергетике (крупнейшая в Азии
ГЭС «Хоабинь», ГЭС «Чиан», «Яли» (720 Мвт), ТЭС «Фалай», «Уонгби» и др.) В
рамках долгосрочных целевых программ созданы крупные плантации по выращиванию
кофе, чая, гевеи, кокосовой пальмы.
В настоящее время осуществляется техническое обслуживание ГЭС «Яли», контракт
на поставку оборудования для ГЭС «Кандон» (2х36 Мвт) (ФГУП «ВО
«Технопромэкспорт»).
В соответствии с
подписанным в марте 2002 г. Межправсоглашением о предоставлении правительству
Вьетнама кредита для финансирования содействия в строительстве
гидроэлектростанций начаты работы по ГЭС «Сесан-3» и «Плейкронг» (ЗАО
«Энергомашэкспорт-Силовые Машины»).
Российские
организации являются лидерами в тендере по модернизации ТЭС «Уонгби» [3].
4. Проблемы в развитии
торгово-экономических отношений России и Вьетнама и пути их решения
Стоит отметить, что
за последние 5 лет все-таки наметился постепенный рост двустороннего
товарооборота, главным образом за счет наращивания экспорта из России. Лидерами
двух стран признано, что в сфере торговли имеется потенциал ее увеличения до 1
млрд. долл. ежегодно. Экономики наших стран, в принципе, могут успешно
дополнять друг друга: на вьетнамском рынке хорошо известна и пользуется
авторитетом продукция российской черной и цветной металлургии и химической
промышленности, минеральные удобрения, стройматериалы, отдельные виды машин,
оборудования и транспортных средств. В свою очередь, Россия заинтересована в
традиционных товарах вьетнамского экспорта (продукция тропического сельского
хозяйства, легкой промышленности и т.п.). Большим резервом в плане наращивания
торговых обменов остаются прямые связи российских регионов с провинциями СРВ.
Определенный опыт в этом отношении накоплен краями и областями Дальнего
Востока, комплексная программа сотрудничества разрабатывается в Татарстане.
Среди основных причин, сдерживающих торговые связи, вьетнамские и российские
предприниматели называют определенные неудобства и недостаточную эффективность
действующей системы взаиморасчетов, ограниченные финансовые возможности
(нехватка оборотных средств) партнеров при значительных сложностях с
кредитованием сделок с обеих сторон, высокие таможенные и налоговые барьеры и
дороговизну транспортных перевозок, трудности с сертификацией товаров при их
таможенном оформлении и др. Обоснованно звучат и претензии к качеству товаров.
Недостаточное внимание уделяется взаимному изучению рынка, продвижению и
рекламе товаров. Вьетнамские бизнесмены могли убедиться в том, что без этого
практически невозможно наращивать экспорт на российский рынок, который
отличается высокой конкуренцией, причем прежде всего по тем группам товаров,
которые являются традиционными экспортными позициями СРВ (в частности, одежда и
обувь, многие продукты питания и сельхозсырье). Цены на вьетнамские товары
зачастую оказываются неконкурентоспособными по сравнению, например, с
аналогичной продукцией из Китая и других стран. К этому добавляется и
определенная доля взаимного недоверия: с обеих сторон бывали случаи
недобросовестности и неорганизованности в ведении деловых отношений, часто
недопустимо низок профессиональный уровень партнеров. Иногда сделки заключаются
бизнесменами, не знакомыми с местными условиями и законодательством, и
фатальные ошибки оказываются изначально заложенными в контракты. К сожалению, в
ближайшее время влияние всех этих негативных факторов вряд ли возможно
существенным образом уменьшить, поэтому весь комплекс нерешенных вопросов,
связанных с наращиванием товарооборота, по-прежнему остается[3].
Одним из важнейших
моментов в развитии двусторонних торгово-экономических отношений стало начало с
1991 года выплаты Вьетнамом своей государственной задолженности Российской
Федерации как правопреемнице СССР. В течение 90-х гг. в счет задолженности
поставлялось товаров на сумму от нескольких десятков до сотни миллионов
долларов США ежегодно. Однако эффективный механизм долговых поставок (прежде
всего, с российской стороны) так и не был выработан, зачастую ежегодные квоты
осваивались со значительным опозданием и не полностью. К сожалению, серьезным
стимулом для развития российско-вьетнамской торговли поставки товаров в счет
долга так и не стали, к тому же определение общей суммы долга продолжало
оставаться предметом разногласий между сторонами.
По состоянию на 1
января 2006 г. задолженность Вьетнама России по государственным кредитам СССР
составляла около 11 млрд. пер. рублей/долларов США (из расчета 1 переводной
рубль = 1 доллару США). В сентябре 2000 года в ходе визита в Россию
Премьер-министра Правительства СРВ Фан Ван Кхая был подписан пакет документов
по урегулированию проблемы задолженности Вьетнама перед Россией, включивший
межправительственное соглашение и межбанковский протокол (подписан в январе
2001 г.) о порядке погашения задолженности. В соответствии с достигнутой
договоренностью около 85% всей суммы задолженности Вьетнама (по основному долгу
и начисленным процентам), выраженной в долларах США, было списано, погашение
оставшейся части должно быть произведено в течение 23 лет. На сумму, подлежащую
погашению (около 1,7 млрд. долл. США), начиная с 1 января 2005 года,
начисляются проценты по минимальной рыночной ставке (5% годовых). Порядок
погашения предусматривает перевод наличными 10% суммы, подлежащей погашению, на
счет Внешэкономбанка России, 90% задолженности погашается поставками товаров,
предоставлением услуг, передачей прав собственности. Экспортно-импортные
операции должны производиться на основании контрактов уполномоченными
вьетнамскими и российскими организациями, определяемыми министерствами финансов
двух стран. К сожалению, согласованная схема погашения задолженности долго не
могла вступить в силу по причине того, что российская сторона не могла
определить своих участников торговых операций, хотя операторы с вьетнамской
стороны были готовы сразу приступить к исполнению достигнутых договоренностей.
Однако товары, закупленные во Вьетнаме, были затем реэкспортированы в третьи
страны, в связи с чем эта операция никак не способствовала наращиванию
двустороннего товарооборота. В настоящее время уполномоченными ведомствами и организациями
наших стран ведется работа по оптимизации процесса погашения задолженности
товарными поставками, однако в этой сфере по-прежнему остается немало
нерешенных вопросов.
Заключение
Наиболее успешные
направления экономического сотрудничества - добыча нефти, строительство
энергетических мощностей, резинотехническая промышленность, добыча и
переработка морепродуктов, экспортно-импортные операции. Российская корпорация
"ТВЭЛ" поставляет на небольшой вьетнамский исследовательский ядерный
реактор в г.Далате низкообогащенное топливо ВВР-М2 в соответствии с
трехсторонним протоколом между Вьетнамом, Россией и США.
Вьетнам, в свою очередь, инвестирует свои проекты на территории России. В России
работают около 300 вьетнамских компаний. Основная сфера их деятельности -
торговля, пищевая промышленность, производство строительных материалов.
Важную роль в
создании необходимых политических, юридических и иных условий для развития
экономических отношений играет Российско-Вьетнамская межправительственная
комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
По итогам 2006 г.
объем двусторонней торговли составил 653,5 млн. долл., что на 28,4 проц. меньше
по сравнению с 2005 г. Сальдо в пользу России составило $42 млн. Сокращение
произошло за счет спада российского экспорта автомобилей, машинно-технической
продукции, металлопроката и ГСМ. Поставки минеральных удобрений увеличились на
25%. Объем вьетнамского экспорта в Россию увеличился на 64%.
В 2007 г. тенденция продолжилась. По данным российского торгпредства во
Вьетнаме, за 8 месяцев 2007 года поставки российской продукции во Вьетнам
снизились на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то же
время поставки Вьетнама в Россию за этот период увеличились на 10,6%.
Таким образом, в
настоящее время перспективы роста и диверсификации двустороннего
торгово-экономического сотрудничества определяются такими факторами, как
отсутствие зависимости торговли от поставок углеводородного сырья, реализацией
во Вьетнаме политики импортозамещения и сохранением ориентации Вьетнама на
российское оборудование в некоторых базовых отраслях тяжелой промышленности.
Список
использованных источников
1. Бабин Э.П., Исаченко Т.М.Внешнеэкономическая
политика. Учебник. - М., 2007. - 435 с.
2. Баринов В.А. Внешнеэкономическая
деятельность: Учебник. - М., 2006.- 541 с.
3. Булатов А.С. Внешняя торговля России:
тенденции и перспективы развития.- М.:Экономистъ, 2007.- 423 с.
4. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая
деятельность. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 544с.
5. Данилин А.В. Методологические аспекты внешней
торговли. // Внешнеэкономический бюллетень.2006. №7.
6. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В.
Внешнеэкономическая деятельность. 6 - е изд. М., 2007. - 534 с.
7. Ливенцева Н.Н. Международная экономическая
интеграция. - М., 2006.- 328с.
8. Покровская В.В.- Организация и регулирование
внешнеэкономической деятельности: учебник. - М.. 2005.- 512 с.
9. Ростовский Ю. М. , Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая
деятельность.- М., 2005.- 419 с.
10. Основы внешнеэкономических знаний/ Отв. ред.
Фаминский ИП. М., 2006. - 423 с.
11.www.quehuong.narod.ru
<http://quehuong.narod.ru>