Курсовая раморфофункциональное совершенствование детей дошкольного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА:
"МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Введение
дошкольник
развитие фактор урбанизация
Физиологическое
развитие человека – всегда являлось предметом пристального внимания, изучения
его эволюции, особенностей и факторов, влияющих на них – всегда очень
актуальны.
Нормальному
физиологическому развитию человека, в том числе и детей – посвящено много книг
и изданий отечественных и зарубежных авторов (Ткаченко Б.И. Покровский В.М,
Коротько Г.Ф, Федюкович Н.И идр.).
Тем не менее, всё новые и
новые авторы посвящают этому вопросу свои исследования, строят, подтверждают и
опровергают различные гипотезы об эволюции физиологического развития организма,
и факторов, на неё влияющих (Козлов А.И.,
Вершубская Г.Г., Задорожная Л.В., Година Е.З.,
Чирятьева Т.В. и др.)
В данной
работе нашей целью будет: ознакомление с разными авторами по вопросу
морфофункционального развития детей-дошкольников. Задачи же работы таковы:
·
Ознакомиться с литературой по вопросу,
·
Описать норму показателей морфофункциональных особенностей детей –
дошкольников в 1 части работы,
·
Варьирование этих показателей и нормативов в результате
воздействия различных факторов во 2-ой части,
·
Сделать выводы в заключении работы.
1.
Морфофункциональное (физическое)
развитие дошкольников
Под
физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и
функциональных признаков организма в их взаимосвязи.
Интенсивно
протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его
особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей
заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня,
характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического
развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность
обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и
секретов пищеварительных желез.
В связи с
этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем
их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие
показатели:
1.
Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у
детей до трех лет – окружность головы.
2.
Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и
др.
3. Развитие
мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата,
развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.
1.1 Длина
тела
Показатель
длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями
физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца
жизни ребенка (табл. 1). [5]
Таблица 1. Прибавка
длины и массы тела у детей первого года жизни
Возраст, мес
|
Прибавка длины тела за
1 мес, см
|
Прибавка длины тела за
истекший период, см
|
Прибавка массы тела за
1 мес, г
|
Прибавка массы тела за
истекший период, г
|
1
|
3
|
3
|
600
|
600
|
2
|
3
|
6
|
800
|
1400
|
3
|
2,5
|
8,5
|
800
|
2200
|
4
|
2,5
|
11
|
750
|
2950
|
5
|
2
|
13
|
700
|
3650
|
6
|
2
|
15
|
650
|
4300
|
7
|
2
|
17
|
600
|
4900
|
8
|
2
|
19
|
550
|
5450
|
9
|
1,5
|
500
|
5950
|
10
|
1,5
|
22
|
450
|
6400
|
11
|
1,5
|
23,5
|
400
|
6800
|
12
|
1,5
|
25
|
350
|
7150
|
При
правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1
до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11–12 см, за
третий год жизни – 8 см, за четвертый – 6 см. К четырем годам рост
ребенка достигает 100 см.
В
дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться
формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П – 4), где П – число лет, 6
– средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост
наблюдается в 5–7 лет и в период начала полового созревания.
1.2
Масса тела
Масса тела
– это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием
конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений;
он также зависит от экзогенных причин (питание, режим). [14]
Наиболее
интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в
пубертатном периоде.
Средняя
масса тела новорожденных мальчиков 3494 г., девочек – 3348 г. Масса тела
ребенка к 4–4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни
ребенок прибавляет 600 г., во второй и третий – по 800 г. [5]
Норму
прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц
жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г., или по
формуле: X = 800 – 50 х (П – 3), где X – ожидаемая ежемесячная прибавка массы
тела, П – число месяцев.
Темп
увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг
ежегодно.
Ожидаемую
массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела
ребенка в 1 год + 2 кг х (П – 1), где Р – ожидаемая масса, П – число
лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы
И.М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя
цифра числа лет.
1.3
Окружность головы и грудной клетки
При
рождении окружность головы у доношенных детей 33–37,5 см, она не должна
превышать окружность грудной клетки больше чем на 1–2 см. В первые
3–5 мес ежемесячная прибавка составляет 1–1,5 см, а затем
0,5–0,7 см в месяц. [5]
К году
окружность головы увеличивается на 10–12 см и достигает 46–48 см.
Окружность головы ребенка в возрасте 1–3 лет увеличивается на 1 см в год.
С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она
равна 50–51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5–6 см.
Окружность
грудной клетки у новорожденных 33 – 35 см. Ежемесячная прибавка на первом
году жизни составляет в среднем 1,5–2 см. К году окружность грудной клетки
увеличивается на 15–20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя
снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем
увеличивается на 3 см, а в школьном – на 1–2 см в год. Переднезадний
размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного
размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер
начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к
конфигурации взрослого, т.е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития
ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы. [5]
Индекс
Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – длина
тела у детей до 1 года равняется 25–20 см, а в 2–3 года – 20 см, в
6–7 лет – 15–10 см.
Индекс
Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на
13,5–10 см, в 2–3 года – на 9–6 см, в 6–7 лет – на 4–2 см, в
8–10 лет – больше на 1 см или меньше на 3 см.
Индивидуальную
оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических
показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для
данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и
климатогеогра-фических условий проживания.
Такие
нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны
(1977–1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов
математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых
нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана
сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например,
позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития
возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста
с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии
помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического
развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых
профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах.
Разработаны
и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории
страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания
(город, сельская местность) [12].
В основу
построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная
устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста.
Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической
принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от
паспортного возраста (табл. 2) [5]
Параметры
оценки физического развития детей в возрасте 1–11 лет
Длина тела, см
|
Масса тела, кг (М ± а)
|
Окружность грудной клетки,
см (М ± а))
|
мальчики
|
девочки
|
75
|
9,2–11,5
|
46,9–51,1
|
45,8–50,0
|
80
|
10,0–12,2
|
47,9–52,0
|
46,7–51,0
|
85
|
10,7–13,1
|
48,8–53,0
|
47,7–51,9
|
90
|
12,1–14,4
|
49,7–54,2
|
48,6–52,9
|
Длина тела, см
|
Масса тела, кг (М ± о)
|
Окружность грудной клетки,
см (М ± ст)
|
девочки
|
|
95
|
13,3–15,8
|
50,6–55,2
|
49,5–53,9
|
100
|
14,3–17,1
|
50,6–55,1
|
105
|
15,8–18,6
|
53,0–57,8
|
51,8–56,7
|
ПО
|
17,2–20,1
|
54,5–59,0
|
52,8–58,1
|
115
|
18,8–21,7
|
55,7–60,6
|
54,1–59,6
|
120
|
20,5–24,2
|
57,3–62,4
|
55,4–61,1
|
125
|
22,4–26,8
|
58,9–64,3
|
56,8–62,9
|
130
|
24,6–29,8
|
60,4–66,4
|
58,5–65,1
|
135
|
26,9–32,8
|
62,4–68,7
|
60,4–67,4
|
140
|
29,4–36,3
|
64,2–71,0
|
62,4–70,1
|
145
|
32,4–40,2
|
66,8–73,5
|
64,1–72,4
|
Таким образом, мы можем предположить, что морфофункциональное
развитие детей, и, в том числе – дошкольников, проходит стандартные этапы. Тем
не менее, все дети разные, и это зависит от многих факторов.
2.
Физическое развитие детей России
Рассмотрим, какие факторы могут обуславливать различия в развитии
дошкольников на примере анализа и сравнения разных групп российских детей,
сформированных по принципам влияния на их физиологические особенности:
·
климатических факторов,
·
урбанизации,
·
социальных факторов.
Россия – страна многонациональная, ее население относится к
различным расовым группам и проживает в существенно различающихся
климатических, экологических и социальных условиях. Подобное разнообразие не
может не влиять на физическое развитие детей различных регионов. Действительно,
данные антропологии и возрастной физиологии свидетельствуют, что в нормальных
условиях, вне болезни, ростовой процесс каждого индивидуума является продуктом
взаимодействия таких факторов, как:
·
биологические особенности вида Homo sapiens;
·
наследственность (генетический контроль);
·
природная среда;
·
социальное, экономическое и культурное окружение. [15]
Взаимное
влияние всех этих факторов приводит к тому, что развитие каждого ребенка
протекает по особому, индивидуальному «сценарию». Средовое окружение оказывает
различное воздействие на те или иные характеристики человека. Некоторые факторы
могут мало влиять на рост тела в длину, но тормозить нарастание массы, и т.д.
На практике исследователи обычно сталкиваются со следующими вариантами
(основными типами) роста:
o
общий ускоренный рост всех тотальных размеров;
o
средняя скорость роста;
o
общий замедленный рост всех тотальных размеров;
o
ускоренный рост длины тела при замедленном росте массы;
o
замедленный рост длины тела при среднем / ускоренном росте
массы[15]
Важно иметь
в виду, что на продолжении всего периода роста человека свое действие оказывает
генетический контроль. Согласно результатам посемейных исследований), рост
человека и отдельные продольные размеры (например, длина конечности, бедра или
предплечья) находятся под более выраженным генетическим контролем по сравнению
с поперечными и обхватными размерами, а также жировой тканью. [6]
2.1 Влияние
климатических факторов на процессы роста и развития
Основные
антропологические характеристики (длина и масса тела, тип телосложения)
представляют собой адаптивные признаки, существенно различающиеся у населения
различныхклимато-географических областей [11].
В
специфических экологических условиях отбором поддерживаются те генные
комплексы, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретной среды
[9]
Влияние
климатических факторов на размеры тела ребенка отчетливо проявляется уже в
первые дни после рождения. Длина и масса тела младенцев в первые месяцы жизни
находятся под воздействием стабилизирующего отбора [6].
Из графика
(Рис. 1) видно, что отклонения в массе тела при рождении от средних
значений существенно увеличивают риск развития заболеваний в течение первого
месяца жизни ребенка. [5].
Рисунок 1. Заболеваемость новорожденных
в зависимости от массы тела при рождении
Повышенная
заболеваемость и смертность среди детей, отклоняющихся от средних
характеристик, способствуют сохранению наиболее адаптированных к условиям
окружающей среды генных комплексов. Эта адаптивная норма передается из
поколения в поколение. Таким образом контролируется изменчивость целого
комплекса взаимно связанных признаков.
Рассмотрим
это на примере физического развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста, относящихся к различным группам коренного и старожильческого
населения Севера России.
Согласно
данным Т.В. Чирятьевой [16], дети хантов в возрасте 3–7
лет достоверно отстают в длине тела от русских детей, проживающих в тех же
населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа. Такое
отставание сохраняется и в дальнейшем.
Исследования
физического развития детей ненцев и саамов школьного возраста показывают, что
по средним значениям длины и массы тела они также отстают от представителей
соответствующих возрастно-половых групп населения Центральной России. На
Рис. 2 приведены средние значения длины тела мальчиков ненцев. Видно, что
отставание сохраняется на протяжении всего периода роста детей.
Рисунок 2. Длина тела мальчиков ненцев в
сравнении с общероссийскими нормативами
На первый
взгляд, такое отставание может свидетельствовать о том, что дети находятся под
воздействием неблагоприятных факторов среды (социальных, климатических и т.п.).
Что
касается темпов роста детей арктических популяций, то по сравнению с
обитателями умеренной климатической зоны они запаздывают примерно на год. Это
подтверждается данными исследований детей ненцев и саами, речь идет о длине,
массе, и о др. физиологических характеристиках.
2.2
Изменчивость под влиянием урбанизации
В
современном мире действует также мощный фактор искусственного происхождения,
вынуждающий различные группы Homo sapiens «пускать в ход» свои
приспособительные способности. Речь идет о созданной человеком среде обитания:
городе, мегаполисе, городской агломерации. [15]
Специфика
физического развития, обусловленная урбанизацией, проявляется уже на ранних
этапах жизни человека. Примером могут служить различия антропометрических
характеристик новорожденных коми-пермяков из городских и сельских семей. Масса
тела при рождении у горожан больше, чем у жителей села: у девочек различия
составляют примерно 0,5%, у мальчиков достигают 3 процентов. Средние показатели
общего состояния ребенка в первые минуты жизни (оцененные в баллах шкалы Апгар)
также выше у новорожденных детей из городских семей (Табл.) [7].
Таблица. Антропометрические
характеристики городских и сельских новорожденных коми-пермяков
Пол
|
Социальная группа
|
Масса тела (в граммах)
|
Баллы по Апгар (10-я
минута)
|
Мальчики
|
Горожане
|
3448
|
8,69
|
Жители села
|
3351
|
8,64
|
Девочки
|
Горожанки
|
3291
|
8,78
|
Жительницы села
|
3277
|
8,51
|
Приведенные
показатели представляют интерес по двум причинам. Во-первых, они
позволяют проследить различия между городским и сельским населением, которые
формируются уже к моменту рождения. Во-вторых, данные, полученные при
исследовании населения Коми-пермяцкого АО, дают возможность увидеть самые
первые этапы влияния урбанизации на биологические характеристики человека.
Административный центр Коми-пермяцкого АО, г. Кудымкар с численностью
населения около 35 тысяч человек, представляет собой типичный центр
сельскохозяйственного региона. Образно говоря, это очаг, в пределах которого
только начинают действовать специфические для процесса урбанизации социальные,
демографические, генетические и биологические процессы. [7].
Тем не
менее, характеристики городских и сельских коми-пермяков школьного возраста
также различаются. Длина тела школьников-горожан несколько больше, чем у их
сельских сверстников. Средняя масса тела 7–9-летних мальчиков в
среднем на 1,6 кг превосходит массу тела жителей сел, расположенных в
пределах 10 км от города. Городские девочки этого возраста тяжелее своих
сельских сверстниц в среднем на 0,6 кг [14].
Рисунок 3. Длина тела городских и
сельских девочек-буряток
в сравнении с общероссийскими нормативами
Несмотря на
большие, чем у жителей села, средние значения тотальных размеров,
городские коми-пермяки и буряты сохраняют свое этноантропологическое
своеобразие: их показатели заметно отличаются от общероссийских нормативов
длины и массы тела. Например, как видно на Рис. 4, средняя длина тела
буряток г. Улан-Удэ остается практически на уровне
значений 25-го перцентиля общероссийских нормативов. [9]
В целом
различия в физическом развитии между городскими и сельскими детьми России
проявляются так же, как и у детей сел и промышленных центров стран Восточной
Европы. Влияние урбанизации проявляется в том, что живущие в городах дети
становятся крупнее своих сельских сверстников, раньше взрослеют. Чаще всего для
горожан характерен не только больший рост, но и более выраженное развитие
жировой ткани. [8]
2.3 Влияние
социальных факторов на рост и развитие
Среди
жителей города преобладают представители сравнительно «контрастных» типов
телосложения: относительно вытянутые и худощавые (эктоморфные) и, наоборот,
коренастые и тучные (эндоморфные), тогда как жители села заметно более схожи
друг с другом по типу телосложения, приближаясь к мезоморфному (мускульному)
или нейтральному (сбалансированному) соматотипу. Другими словами,
внутригрупповое разнообразие антропометрических признаков в городской популяции
выше, чем в сельской [7].
Возможно,
это связано с более высокой социальной дифференциацией городского населения по
сравнению с сельским.
Принадлежность
человека к той или иной социальной (экономической) группе определяет уровень
доходов, доступность и качество пищи и медицинской помощи, род занятий, тип
поведения и т.п. При выраженной социальной стратификации общества представители
разных групп не только обитают в существенно различающейся среде, но и по-разному реагируют
на воздействие одних и тех же физических и экологических факторов.
В
современном обществе внутрипопуляционные различия в длине тела между
представителями разных социально-экономических групп варьируют от очень малых
по абсолютным значениям (например, в Швеции и Норвегии), до огромных,
достигающих 12 см в таких странах, как Нигерия, Индия, Гватемала [15].
В нашей
стране систематического изучения медико-биологических характеристик
представителей различных социально-экономических групп до конца 1970 годов не
проводилось. Согласно данным1980-х годов, московские школьницы,
сгруппированные в соответствии с образованием и профессиональным статусом
родителей, практически не отличались друг от друга по показателям физического
развития (Година, Задорожная, 1990). В последние годы различия стали нарастать.
Об этом говорят результаты исследований сотрудников группы Е.З. Годиной
(Институт антропологии МГУ). Так, согласно данным Л.В. Задорожной (1998),
в семьях родителей со средним образованием дети заметно крупнее своих
сверстников из семей с низшим (родители со школьным образованием) и высшим
образовательным статусом (в последнем случае различия малы). [7].
Интересно,
что организмы мальчиков и девочек по-разному реагируют на влияние
социальных факторов (Година, 2001). Московские девочки из семей, в которых отцы
имеют только школьное образование, выше ростом и имеют большую массу тела по
сравнению с выходцами из семей с более высоким образовательным уровнем.
Казалось бы, следует оценить физическое развитие этих девочек как лучшее.
Однако более высокие показатели достигаются за счет развития прежде всего
жировой ткани: у этих девочек повышены развитие жировой клетчатки и обхватные
размеры, тогда как по развитию костной ткани они не отличаются от сверстниц из
других групп. Таким образом, это мнимое улучшение (как тут не вспомнить ставшее
широко известным выражение: «ожирение – болезнь бедных»). [7].
Размеры
семьи также влияют на физическое развитие детей обоего пола. Самые малые
размеры тела среди московских мальчиков и девочек имеют выходцы из многодетных
семей (более 3 детей). (Година, 2004). [15].
Заключение
Изучив
литературу по морфофункциональному, или физиологическому развитию дошкольников,
мы ответили на поставленные вопросы и задачи: проследили и описали нормальное
развитие дошкольника, а также его особенности под влиянием климатических
условий, влияния урбанизации и социально-экономических факторов на территории
России. И сделали следующие выводы:
1.
Россия – страна с разнообразным в антропологическом отношении
населением. Поэтому оценивать физическое развитие детей разных регионов следует
с учетом региональных антропологических особенностей населения.
2.
Влияние урбанизации проявляется на всех этапах развития ребенка.
На городских детей больше воздействуют антропогенные, на сельских –
природные факторы среды.
3.
В неблагоприятных социально-экономических условиях изменчивость
медико-биологических характеристик детей возрастает. Различия биологических
характеристик представителей разных социальных групп тем больше, чем ниже общее
экономическое развитие региона.
4.
Начинают складываться различия в физическом развитии детей России
в зависимости от социального статуса их семей. Можно предположить, что в
ближайшие годы эта тенденция будет нарастать.
Список литературы
1. Алексеева Т.И. Адаптация
человека в различных экологических нишах Земли: Биологические аспекты.
М., Изд-во МНЭПУ, 1998
2. Алтухов Ю.П., Курбатова О.Л. Проблема адаптивной нормы в популяциях человека. Генетика,
1990
3. Анатомо-физиологические особенности развития детей от 0 месяцев до
16–17 лет http://razvlekon.h1.ru/anatomo-fiziologicheskie % 20osobennosti %
20detej.htm
4. Бутовская М.Л. Тайны
пола: Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино, Век-2, 2004
5. Година Е.З. Динамика
процессов роста и развития у человека: Пространственно-временные аспекты.
Автореф. дисс. … доктора биол. н. М., 2001
6. Година Е.З., Задорожная Л.В. Влияние некоторых факторов окружающей среды на формирование
особенностей соматического развития детей и подростков (по материалам
обследования московских девочек школьного возраста). Вопр. антропол., 1990
7. Задорожная Л.В. Влияние
социально-экономических факторов на морфофункциональные характеристики детей и
подростков. Автореф. дисс. … канд. биол. н. М., 1998
8. Козлов А.И. Биологические
основы экологии человека. ИЛ АрктАн-С, 2004 http://press.arctan.org
9. Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Медицинская антропология коренного населения Севера России.
М., Изд-во МНЭПУ, 1999
10. Курбатова О.Л., Ботвиньев О.К., Алтухов Ю.П. Адаптивная норма и стабилизирующий отбор по
антропометрическим признакам при рождении. Генетика, 1991
11. Лапицкая Е.М. Особенности
физического развития школьников различных конституциональных типов, проживающих
в Кольском Заполярье. Новые исследования (альманах). М., Вердана, 2002
12. Ткаченко Б.И. Нормальная физиология человека М.: Литерра 2005
13. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология
человека М.: Феникс 2003
14. Физиология человека /ред. В.М. Покровского,
Г.Ф. Коротько, М.: 2007
15. Физическое развитие детей России: география, урбанизация,
социальные условия. Лекция, прочитанная 6 апреля 2005 на VIII Всероссийской
школе-семинаре по возрастной физиологии и культуре здоровья «Школа и здоровье»/ А.И. Козлов – зав. лабораторией
физиолого-гигиенических исследований в образовании Института возрастной
физиологии РАО; http://www.sprinter.ru/books/1768587.html
16. Чирятьева Т.В. Сборник
нормативов физического развития детей дошкольного возраста Тюменской области.
Тюмень, 1990