Понятие и классификация дизартрии
Предмет
«Физиология»
Тема «Понятие и классификация дизартрии»
Содержание
Введение
1. Общее представление о дизартрии
2. Классификация форм дизартрии
2.1 Бульбарная дизартрия
2.2 Корковая дизартрия
2.3 Псевдобульбарная дизартрия
2.4 Стертая форма дизартрии
3. Основные направления лечения и
коррекционной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Голос человека — явление
сложное, во многом еще не разгаданное. Он связан не только с работой
определенных мышц, участвующих в артикуляции (деятельности речевых органов,
связанной с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих
слоги, слова), но и со всем психофизическим аппаратом человека.
Наша речь — это
деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании всего
головного мозга и других отделов нервной системы. Нормальная деятельность
нервных речевых зон, расположенных в коре головного мозга, обеспечивает
управление речевой системой, правильный подбор слов и восприятие обращенной к
нам речи.
Клинический
опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к
качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные
области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи.
Дизартрия
относится к группе сенсомоторных расстройств, затрагивающих артикуляторный
уровень речеобразования. При дизартрии расстройства произношения звуков
вызваны, прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.
1. Общее
представление о дизартрии
Дизартрия — нарушение произношения вследствие
недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений
заднелобных и подкорковых отделов мозга.[9].
Термин
"дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys -
частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает
дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола,
ответственных за артикуляцию.
Черепно-мозговые нервы
нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу
спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью
из того же вертебробазилярного бассейна.
Продолговатый мозг
ствола, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах
гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов,
ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок
адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с
артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения,
которые не под силу ослабленным мышцам.
Основные проявления дизартрии:
Ø
расстройство артикуляции звуков
Ø
нарушение голосообразования
Ø
изменение темпа и ритма речи
Ø
изменение интонации.[8]
Названные нарушения
проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от
локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от
тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и
фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной
звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может
привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.
Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией
показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных,
психических и речевых нарушений
2. Классификация форм дизартрии
Классификация клинических
форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга.
Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими
дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в
различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются
коррекции.
Формы
дизартрии:
·
Дизартрия бульбарная — дизартрия, обусловленная
периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции,
вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их
ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.
·
Дизартрия корковая — обусловленная поражением отделов
коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в
артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении
правильной структуры слова.[10]
·
Дизартрия мозжечковая — дизартрия, обусловленная
поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой,
скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.
·
Дизартрия
экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых
узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко
нарушена просодика, интанационно-мелодическая структура речи, её темп.
·
Дизартрия
паркинсоническая — вид
экстрапирамидной дизартрия, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся
замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует
лечения основного заболевания.[2]
·
Дизартрия
псевдобульбарная — дизартрия,
обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным,
блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения
двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.
·
Дизартрия
экстрапирамидная — дизартрия, обусловленная поражением стриапаллидарной
системы.
·
Дизартрия стертая
форма — нарушение
произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые
выделена чешским врачом М.Зееманом;. часто бывает единственным симптомом,
свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной дизартрия.
·
Дизартрия
холодовая — симптом при
миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции
при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения
основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о
скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.
Рассмотрим
более подробно некоторые из форм дизартрии.
2.1
Бульбарная дизартрия
Характерным является
паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с
подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено
жевание. Недостаточная
подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям
голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие
звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого
воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный)
оттенок.[8]
У детей с описываемой
формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус
мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной
многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая,
замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.
2.2
Корковая дизартрия
Представляет большие
трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная
моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере
звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как,
прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов.
У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной
позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в
речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудны сочетания
согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие
заикание.[4]
Однако, в отличие от
детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается
нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию
следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную
позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции обращает
на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в
изолированном произнесений, но с трудом автоматизируются в речи. [8]
2.3
Псевдобульбарная дизартрия
Наиболее часто встречающаяся
форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием
перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде
органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей,
интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез,
обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к
ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим
проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он
близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения
звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно
выше.[3]
Степень нарушения речевой
или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени
псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
1. Легкая степень
псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений
моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в
медленных, недостаточно точных" движениях языка, губ. Расстройство жевания
и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких
детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь
несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще
страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие
звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения
мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части
спинки языка к твердому нёбу.
Итак, основным дефектом у
детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является
нарушение фонетической стороны речи.
2. Дети со средней
степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них
характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может
надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны.
Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать
в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного
движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет
назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и
глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является
тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная,
смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка
артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Выдыхаемая
ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими.
Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате
речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько
непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним
развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает
для ребенка опыт речевого общения.
Дети с подобным
нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее
благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах
для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется
индивидуальный подход.
3. Тяжелая степень
псевдобульбарной дизартрии - анартрия - характеризуется глубоким поражением
мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего
анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык
неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены
акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные
нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также
могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где
благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма
и программой по общеобразовательным предметам.[1]
2.4
Стертая форма дизартрии
Легкие (стертые) формы
дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств,
перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение
пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди
таких неблагоприятных факторов можно отметить: токсикоз беременности,
хроническую гипоксию плода, острые и хронические заболевания матери в период
беременности, минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных
ситуациях матери и плода, легкую асфиксию, родовые травмы, острые инфекционные
заболевания детей в младенческом возрасте.[11]
Раннее речевое развитие у
значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно
замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3
годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной,
понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам фонетическая сторона речи
у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.
Общая моторная сфера
детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными,
недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение
объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке
возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса.
Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии
остаются неловкими и непродуктивными.
У детей со стертой формой
дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые
проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и
переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение,
недостаточной координации.[12]
3.
Основные направления лечения и коррекционной работы
Данные особенности
речевого развития детей с дизартрией показывают, что они нуждаются в
систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов
звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя
речи, исправление нарушений письма и чтения. Такие коррекционные задачи
решаются в специальной школе для детей с нарушениями речи, где ребенок получает
образование в объеме девятилетней общеобразовательной школы.
Дети дошкольного возраста
с дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по
формированию фонетического и лексико-грамматического строя речи. Проводятся
такие занятия в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями
речи. [5]
Логопедическая работа с
детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных
формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете
личностных особенностей детей. Особое внимание уделяется состоянию речевого
развития детей в сфере лексики и грамматического строя, а также особенностям
коммуникативной функции речи. У детей школьного возраста учитывается состояние
письменной речи.
Положительные результаты
логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:
Ø
взаимосвязанного
формирования всех компонентов речи;
Ø
системного
подхода к анализу речевого дефекта;
Ø
регуляции
психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и
обобщающей функций речи.[2]
В процессе
систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляются
постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие
артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению
подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе,
преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие
фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и
коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения
навыками устной и письменной речи.
Дети дошкольного возраста
с дизартрией, не имеющие грубых отклонений в развитии опорно-двигательного
аппарата, владеющие навыками самообслуживания и имеющие нормальный слух и
полноценный интеллект, обучаются в специальных детских садах для детей с
нарушениями речи. В школьном возрасте дети с тяжелой степенью дизартрии
обучаются в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где
получают образование в объеме девятилетней школы с одновременной коррекцией
речевого дефекта. Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения
опорно-двигательного аппарата, в стране имеются специализированные детские сады
и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим
мероприятиям.
Лечение
дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором
сочетаются разные виды терапевтического воздействия:
ü Лекарственные средства.
ü Физиотерапия, лечебная физкультура,
иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов
артикуляции.
ü Общее поддерживающее и закаливающее
лечение для укрепления организма.
ü Лечение сопутствующих заболеваний.
ü Логопедическая работа по развитию и
исправлению речи.[8]
Во всех видах лечения
ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего
это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего
делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые
результаты.
Логопедическое
воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно
включает:
·
массаж органов
артикуляции;
·
артикуляционную
гимнастику;
·
исправление
произношения звуков речи;
·
исправление речевого
дыхания и голоса;
·
работу над
выразительностью речи.
Логопедическая работа при
дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических занятий со
специалистами и выполнения домашних упражнений с родителями.
Заключение
Дизартрия -
нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов,
обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть
недостаточной иннервацией.
Существуют несколько форм
дизартрии: бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, стертая,
псевдобульбарная.
В
педагогической практике наиболее часто встречается псевдобульбарная форма
дизартрии, которая возникает при двустороннем поражении двигательных
корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов
ствола.
При дизартрии
требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая
коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое
значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи
логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль
отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя,
фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией испытывают в
школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно
обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского
сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.
Список
литературы
1.
Беккер К.П.,
Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
2.
Винарская Е.Н. и
Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых
поражений мозга, Ташкент, 1973.
3.
Гуровец Г.В.,
Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии //
Вопросы логопедии. М., 1982. с. 75.
4.
Ковшиков В.А.
Понятие экспрессивной алалии и ее дифференциальная диагностика // Детская речь:
норма и патология. Самара, 1996. С. 52-62.
5.
Лопатина Л.В.,
Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.
6.
Лурия А.Р.
Основные проблемы нейролингвистики, с. 104, М., 1975.
7.
Мастюкова Е.М. и
Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом, с. 135, М., 1985.
8.
Понятийно-терминологический
словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 1997. — 400с.
9.
Психологический
словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.:
Педагогика, 1983. — 448с.
10.
Правдина О.В. Логопедия.
М., 1973.
11.
Соботович Е.Ф.,
Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики //
Дефектология. М., 1974, №4.
12.
Энциклопедический
словарь медицинских терминов: В 3-х томах/Гл. ред. Б.В. Петровский. — М.: Сов.
энциклопедия. — Т. 1, 1982. — С. 350