Патологическая физиология
Реферат
на тему: «Патологическая физиология»
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (патофизиология, физиология больного организма)
— наука о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических
процессов.
Патологическая физиология рассматривает патологические процессы
как качественно новые (отличные от физиологических), специфические
биологические явления, в основе которых лежит одновременное сочетание явлений
нарушения физиологических функций и явлений компенсаторно-восстановительных.
Патологическая физиология распадается на общую и частную (специальную)
патологическую физиологию.
Вопросы, составляющие содержание общей патологической физиологии,
следующие.
1. Общая нозология — изучение болезней как биологических
закономерностей. В этом разделе изучается болезнь как реакция целостного
организма, сущность болезни, стадии течения болезни, исходы болезни
(выздоровление, смерть), классификация болезней и патологических процессов.
2. Общая этиология — изучение причин и условий возникновения
заболеваний. Устанавливается значение внешних физических факторов среды;
химических, биологических, психических воздействий, социальных условий как
патогенных факторов или являющихся прямыми причинами заболеваний или
благоприятствующими или неблагоприятствующими действию других этиологических
болезнетворных агентов. Разбираются вопросы взаимоотношений причин и условий в
возникновении патологического процесса.
3. Общий патогенез — изучение механизмов развития патологических
процессов, наиболее обширный раздел патологической физиологии, где исследуются
как роль этиологических факторов в патогенезе, так и роль самого животного
организма и человека, их наследственных и конституциональных свойств и значение
их в генезе заболеваний. Изучаются также реактивные потенции организма,
иммунологическая и ненммунологическая реактивность и специально исследуются
основные механизмы патогенеза: неврогенный, гуморальный, эндокринный и др.,
вопросы взаимоотношения общего и местного в патологическом процессе,
локализация поражений в тех или других тканях и системах организма, пути
распространения патологических процессов в организме.
4. Изучение типических патологических процессов — воспаления,
лихорадки, нарушений периферического кровообращения, обмена веществ, гипоксии,
бластоматозного роста и др.
5. Изучение механизмов адаптации, компенсации и восстановления
нарушенных функций.
6. Исследование механизмов ликвидации патологических процессов
путем воздействия тех или других лечебных мероприятий (экспериментальная
терапия).
7. Важной задачей патологической физиологии является разработка на
животных моделей патологических процессов.
В понятие частной патологической физиологии вкладывается изучение
общих закономерностей возникновения и течения расстройства функций различных
органов и систем организма, например сердца, печени и др., нервной, эндокринной
системы, системы крови, кровообращения, пищеварения, мочеотделения, дыхания и
др., а также изучение этиологии и патогенеза отдельных болезненных форм.
Частная патологическая физиология — очень широкий раздел, т. к. изучаются не
только общие закономерности, но частный патогенез и механизмы терапии
определенных нозологических форм, напр. экспериментальное изучение неврозов,
невроинфекций и т. д., гипертонической болезни, инфаркта миокарда, заболеваний
органов дыхания (пневмония), органов пищеварения (гастрит, гепатит),
заболеваний эндокринных желез, патофизиология лучевого повреждения и т. д.
В патофизиологических исследованиях пользуются рядом методических
приемов. Основной прием — патофизиологический эксперимент на животных, который,
в отличие от физиологического эксперимента, ставит задачу изучать на моделях
болезней и патологических процессов у животных механизмы развития
патологического процесса, формы нарушений физиологических функций, процессы
компенсации и адаптации, закономерности регуляции функций в условиях их
нарушений и восстановлений. Наряду с этим в патологической физиологии для
познания причин и механизмов развития патологических процессов широко применяют
эволюционный метод наблюдения над возникновением и течением патологических
процессов у разных видов животных, стоящих на различных ступенях эволюционного
развития, а также у особей различных возрастных групп, филоонтогенетический
анализ (метод сравнительно-патологический), творцом к-рого был великий русский
ученый И. И. Мечников. Патологическая физиология является наукой
экспериментальной, основной целью ее является служение клинике, и исследования
часто проводятся у постели больного. В клинических условиях используются
основной клинический метод наблюдения и всестороннее органолептическое и
инструментальное исследование больного человека. Патологическая физиология
широко использует также лабораторные исследовательские методики: химические,
биохимические, биофизические, физико-химические, бактериологические,
иммунологические, общебиологические и др. Патологическая физиология пользуется
и морфологическим методом—макро- и микроскопическим исследованием
биологического субстрата, находящегося в патологическом состоянии, но этот
метод является для патологической физиологии лишь вспомогательным.
Патологическая
физиология имеет очень тесную связь с рядом смежных отраслей медицинской науки.
С нормальной физиологией патологическая физиология сближает единство основного
методического приема — экспериментально-физиологический метод, но отличает основная
целевая задача — изучать механизмы нарушений и восстановлений физиологических
функций. Патологическая физиология имеет тесную связь с патологической
анатомией, так как их объединяет единство конечных целевых задач — изучение
закономерностей становления, развития и течения патологических процессов, но
методические приемы различные. Патологическая анатомия разрешает эту задачу
путем макро- и микроскопического исследования морфологического субстрата. Между
патологической физиологией и клиническими дисциплинами существует теснейшая
связь, т. к. клинические дисциплины ставят задачи перед патологической
физиологией и являются постоянными источниками для стимулирования
патофизиологических исследований. Патологическая физиология в широком плане
решает задачи, возникающие в клинике, с использованием конкретных клинических
фактов, а клиники в своей повседневной практической деятельности используют
данные патофизиологического эксперимента для правильного патогенетического,
клинического анализа и обоснованного терапевтического вмешательства, а также
проверяют на практике правильность теоретических концепций. Патологическая
физиология тесно связана с биологией; являясь отраслью естествознания, она
широко использует все достижения современной биологии, теорию эволюции
органического мира, данные цитофизиологии, учение о наследственности и др.
С гигиеной
патологическую физиологию сближает изучение факторов внешней среды как
причинных моментов патологических процессов. Патологическая физиология в своих
экспериментально-терапевтических исследованиях имеет тесную связь и с
фармакологией, особенно с тем разделом, в котором изучается действие
фармакологических веществ на патологические процессы (патологическая
фармакология). В изучении реактивности, особенно иммунологической,
патологическая физиология смыкается с микробиологией.
Наряду с термином «патологическая физиология» существует и ряд
других близких наименований, которые требуют объяснения. Часто применяется
термин «общая патология», который в русской медицинской дореволюционной
литературе широко употреблялся; он возник в 17 в., когда экспериментальный
метод в патологии еще не получил развития и введен в обиход Франциско в 1618 г. Классики патологической физиологии В. В. Пашутин, В. В. Подвысоцкпй и другие уже в 19 в.
наряду с термином «общая патология» употребляли и термины «патологическая
физиология» или «физиология больного организма».
Под понятием «частной патологии» подразумевается изучение
этиологии, патогенеза, диагностики и терапии отдельных нозологических форм;
частная патология внутренних заболеваний, хирургических, нервных, женских и др.
Термин «клиническая физиология» иногда используется так же, как
синоним понятия патологическая физиология, но правильнее все же его применять в
той части патологической физиологии, объектом которой является больной человек
и исследование проводится с широким применением функциональных методов
исследования биофизических, биохимических, физико-химических, иммунологических
и др. Экспериментальная патология — это часть патологической физиологии,
которая по преимуществу изучает патологические процессы, пользуясь
экспериментальным методом, хотя нередко термин «экспериментальная патология»
употребляется как синоним понятия «патологическая физиология». Термин
«функциональная патология», предложенный в 30-х гг. 20 в. немецким клиницистом
Бергманом для обозначения направления в клинике внутренних болезней, имеет
более частное значение. Он характеризует представление об организме как единой
психофизиологической целостности и понимание патологического процесса как
биологически специфического, при этом доминирующее значение в патогенезе
отводилось патологическим реактивным функциональным состояниям организма с
явной недооценкой значения внешних патогенных факторов.
Значение патологической физиологии для медицины. Патологическая
физиология, занимаясь исследованием сущности болезни, причинами, механизмами их
возникновения, на основе принципов диалектического материализма и конкретных
данных, получаемых в эксперименте и клинике, формулирует определения и
вскрывает содержание основных медицинских представлений — болезнь, нозология,
этиология, патогенез, взаимоотношения общего и местного и др. Патологическая
физиология охватывает представления о патологической наследственности, о
конституции, о реактивности, о взаимоотношении внешнего и внутреннего в
патологическом процессе и т. д. Правильные формулировки основных медицинских
представлений, даваемые патологической физиологией, имеют большое значение для
формирования мировоззрения советского врача.
История. Патологическая физиология как самостоятельная
экспериментальная наука стала оформляться с середины 19 в., но истоки ее в виде
умозрительного учения о болезни можно проследить с древнейших времен.
На протяжении веков представления о болезни были чисто
метафизическими. В них боролись два направления: виталистическое,
рассматривающее болезнь как результат злой внешней силы, и
стихийно-материалистическое, склонное трактовать болезнь как естественное
явление. Попытка применить экспериментальный метод для изучения болезненных
процессов неоднократно делалась на протяжении веков, начиная с Галена, И. Ф.
Альбертини, Дж. Гунтера и др. Но экспериментальные методы того времени были
чрезвычайно грубы и примитивны, и полученные при их помощи данные об этиологии
и патогенезе не сыграли большой роли в становлении патологической физиологии
как науки.
В 17 и 18 вв. был выпущен ряд трактатов по вопросам патологии,
написанных Гаубием, Людвигом, Франком и другими учеными. Некоторые из этих
работ были переведены на русский язык. В целом патология как наука в 17 и 18
вв. была чисто умозрительной.
Ряд открытий в области естествознания и медицины в 16, 17 и 18 вв.
подготовили почву для создания экспериментальной физиологии и экспериментальной
патологии. Во Франции выдающуюся роль в создании патологической физиологии
(экспериментальной патологии) сыграли: Мажанди и его выдающийся ученик К. Бернар,
с именем которого связан ряд крупных открытий. К. Бернар был настойчивым и
последовательным пропагандистом применения экспериментального метода для
изучения патологических процессов. Его лекции по экспериментальной патологии,
читанные, охватывали большое количество вопросов патологической физиологии
(кровообращение, лихорадка, диабет, идиосинкразии), лекции, посвященные общим
вопросам патологии, о значении экспериментального метода в медицине, о роли
нервной системы и др. навсегда останутся в истории патологической физиологии
как яркий пример зарождения и применения экспериментального метода для изучения
патологических процессов. К. Бернар дал толчок к развитию патологической
физиологии не только во Франции, но, бесспорно, оказал влияние на развитие
патологической физиологии и в других странах. К. Бернар по праву может быть
назван в развитии патологии было возникновение учения Р. Вирхова о целлюлярной
патологии (1858). До его появления руководящей идеей в патологии была чисто
метафизическая теория гуморальной патологии Ро-китанского. Учение Р. Вирхова
полностью порывало со спекулятивными метафизическими концепциями и ставило
представление о сущности болезней на твердую научную материалистическую базу.
Появление учения Вирхова было исторически обусловлено, мысль связать проявления
болезни с изменениями в клетках организма, в материальном субстрате,—
прогрессивная для своего времени идея — быстро нашла широкое признание и стала
основной теоретической концепцией патологии 19 в. Она вдохновила патологов и
вызвала к жизни тысячи разнообразных исследований и способствовала
поступательному движению медицинской науки. Но передовые физиологи и
патофизиологи 19 в. (К. Бернар, И. М. Сеченов и др.), отдавая должное Р.
Вирхову как реформатору патологии, видели ограниченность «морфологического
направления». К. Бернар указывал, что на патологическую анатомию не надо
смотреть как на единственный ключ к болезненным явлениям. Рассматриваемая сама
по себе и изолированно, она не может открыть скрытые источники, и чисто
анатомические исследования, сколь бы кропотливыми они ни были, останутся всегда
недостаточными в этом отношении. Да и сам Р. Вирхов подчеркивал, что
патологическую физиологию, т. е. физиологию больного человека, «никогда нельзя
будет построить из патологической анатомии». Отсюда патофизиологи делали вывод
о необходимости «делать анатомию на живом», широко экспериментировать,
применять вивисекцию.
Из русских врачей, оставивших яркий след в истории патологии
России, следует назвать И. Е. Дядъковского и его ученика К. В. Лебедева. С их
деятельностью связано зарождение материалистических идей в отечественной
патологии.
Книга К. В. Лебедева «Общая антропопатология» (1835) является
оригинальным трудом, написанным в остро критическом стиле в отношении
разнообразных метафизических теорий болезни, имевших тогда широкое
распространение.
Зарождение в России П. ф. связано с деятельностью выдающегося
отечественного физиолога А. Филомафитского, который с 1835 по 1849 г. возглавлял кафедру «физиологии и общей патологии» в Московском университете. А. Филомафитский
впервые в России стал широко применять экспериментальный метод для изучения
патогенеза заболеваний. Он настойчиво работал в области переливания крови,
экспериментально изучал действие наркотических веществ (совместно с Н. И.
Пироговым). С деятельностью А. Филомафиттия патологической физиологии в России.
С 1869 г. в русских университетах была утверждена самостоятельная кафедра
«Общей патологии».
Большую роль
в развитии патологической физиологии в России сыграли А. И. Полунин и М. М. Руднев.
Хотя они и были патологоанатомами, но каждый из них читал курс общей патологии,
первый в Московском университете, а второй в Медико-хирургической академии в
Петербурге. Их научная, преподавательская и литературная деятельность
способствовала распространению идей экспериментальной патологии в России.
В отличие от Германии, уже со второй половины 19 в. патологическая
физиология в России развивается как экспериментальная наука. И этим она обязана,
в первую очередь, деятельности В. В. Пагиутина, который первоначально в Казани
(1874), а потом в Петербурге, в Медико-хирургической академии (1879) создал
кафедры общей патологии с чисто экспериментальным направлением. В. В. Пашутиным
была создана первая научная школа патофизиологов в России, из которой вышел
целый ряд ученых-патофизиологов 19 — начала 20 в.: П. М. Алъбицкий, А. В.
Репрев, Е. А. Карташевский, П. П. Авроров, Н. В. Веселкин, С. Д. Кастюрин, СМ.
Лукьянов, Н. Г. Ушинский и др.
Основные научные направления, в которых работала школа В. В.
Пашутина, в которых рядом исследователей были сделаны открытия, имеющие
значение и в наст, время: проблема голодания, проблема обмена веществ,
газообмена, кислородного голодания. В школе Пашутина были разработаны
методические приемы, которые позволили выполнить ряд глубоких исследований по
этим проблемам (методика прямой калориметрии, определение газообмена у животных
и др.). Выпущенный В. В. Пашутиным курс «Общей и экспериментальной патологии»
(патологической физиологии), объединяющий огромный фактический материал,
полученный В. В. Пашутиным и его учениками, имел большое значение в развитии патологической
физиологии. Независимо от возникновения в Петербурге школы Пашутина в Москве
возникла московская школа патофизиологов, созданная А. Б. Фохтом.
Основные проблемы этой школы: патология сердечно-сосудистой
системы, экспериментальная эмболия коронарных сосудов, эмболия легочной
артерии, отек, водянка и др. Из московской школы патофизиологов вышел ряд
профессоров, позднее возглавивших кафедры патологической физиологии в России:
В. Линдеман (Киев), Г, П. Сахаров (Москва), А. И. Тальянцев (Москва), Ф. А. Андреев
(Минск) и др.
Большую роль в истории отечественной патологической физиологии
сыграл В. В. Подвысоцкий. Его исследования касались проблем регенерации
железистой ткани, бластоматозного роста, действия холода и др.
Выдающаяся роль в истории патологической физиологии принадлежит
великому русскому ученому И.И. Мечникову, который был основоположником
эволюционной патологии и разрабатывал основные вопросы патологической
физиологии: воспаления, иммунитета, защитных сил организма, вопросы
геронтологии и др. Созданное им учение о фагоцитозе и иммунитете до наст,
времени не потеряло своего огромного значения, являясь основой наших знаний в
этой области.
Для развития отечественной патологической физиологии имела большое
значение деятельность отца русской физиологии И. М. Сеченова — создателя монистической
материалистической идеи единства физиологических и психических функций в
организме. Открытые им факты центрального торможения используются в патологической
физиологии для анализа патологических состояний, а высказанная идея о значении
тонких молекулярных изменений для патологии (1860) как бы предвосхитила
основную идею современной патологии. Учениками И. М. Сеченова были В. В.
Пашутин и Н. Г. Ушинский.
В 19 в. техника экспериментирования была еще примитивной, чаще
всего применялся острый опыт, выбор объектов для экспериментирования был также
ограничен.