Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений
Оглавление
Введение
Глава 1. Гигиена студента
1.1 Личная гигиена студентов
1.2 Гигиена спортивной одежды и обуви
Глава 2. Гигиенические основы физических упражнений
2.1 Гигиенические принципы организации занятий физическими
упражнениями
2.2 Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему
и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы
В определении стратегии и тактики реализации задач
оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что
успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в
том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и
интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и
остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно
дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно
беречься, правильно думать.
Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду
и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен
заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть
это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои
потребности и знания в практической деятельности в процессе
самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным
содержанием уроков физической культуры и гигиены.
Охрана и укрепление здоровья людей - важнейшая государственная
задача. Профилактическое направление является в здравоохранении основополагающим.
Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение
высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение различных
причин заболеваний, повышение защитных сил организма, улучшение условий труда и
быта, отдыха населения, охрану окружающей среды. Она осуществляется путем
комплексных программ, включающих различные социально-экономические,
медико-санитарные и общественные мероприятия по охране здоровья людей.
Медико-санитарные мероприятия по охране здоровья населения
осуществляются в соответствии с положениями профилактической медицины, в основе
которой лежит гигиена.
Гигиена (от греч hygieinos - здоровый) - область медицины,
изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая
меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования,
сохранения здоровья и продления жизни.
Цель исследования - рассмотреть гигиену студентов и
гигиенические основы физических упражнений.
Задачи исследования:
Изучить особенности личной гигиены студентов.
Определить гигиенические принципы организации занятий
физическими упражнениями.
Проанализировать гигиенические требования к структуре,
содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического
воспитания.
Предмет исследования - личная гигиена студентов.
Теоретической основой данной работы послужили работы
таких авторов, как: Сальников А.Н., Виленский М.Я., Горшков А.Г. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим; уход
за телом и полостью рта; отказ от вредных привычек. Выполнение требований
личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, т.к пренебрежение
ими может привести к распространению заболеваний в коллективе[1].
Уход за телом включает в себя гигиенические мероприятия по
уходу за кожей, руками, ногами и др.
Уход за кожей. Кожные покровы выполняют многообразные
физиологические функции: защиту внутренней среды организма, выделение продуктов
обмена и распада, теплорегуляцию, поэтому здоровье человека, его
работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом зависят
от состояния кожи тела. Основа ухода за кожей - регулярное мытье горячей водой
с мылом и мочалкой не реже одного раза в 4-5 дней (душ, ванна, баня). После
этого обязательно меняется нательное белье. Наиболее загрязняемые участки тела
(лицо, шея и др.) необходимо мыть с мылом каждый день утром и вечером.
При занятиях физическими упражнениями кожа загрязняется
больше, чем обычно, поэтому после тренировки следует обязательно принимать
теплый душ. Он не только хорошо очищает кожу, но и оказывает благоприятное
действие на нервную и сердечно-сосудистую системы, повышает обмен веществ и улучшает
восстановительные процессы. После душа необходимо хорошо растереть тело
полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп.
Улучшить функции кожи и укрепить здоровье поможет баня. В
настоящее время наибольшей популярностью в нашей стране пользуются паровая (русская)
баня и суховоздушная (финская) - сауна. Каков же механизм действия бани? Рассмотрим
его на примере русской бани. Заложенные в печи камни нагреваются до 700 0. От
них исходит сильный жар, температура воздуха 40-60 0С, относительная влажность
80-100%. Кожа нагревается и передает тепло всему организму. Усиливается обмен веществ,
ЦНС, чтобы избежать перегрева организма, более интенсивно выводит излишки тепла
с потом. С потом выходят также токсичные вещества, и баня является своего рода
ускорителем их вывода. Настоящая русская баня немыслима без холодной воды. После
банного жара - в бассейн или под душ.
На разумном сочетании таких раздражителей, как жар и холод,
и построен широкий спектр физиологического воздействия бани. Жар бани мягко
снимает с верхнего слоя кожи отжившие, омертвевшие клетки (роговой слой), что
активизирует восстановление кожного покрова, который за сутки в среднем меняет
свою двадцатую часть. Установлено также, что продолжительность родов у тех, кто
посещал баню, в среднем сократилась втрое, что обусловлено увеличением
эластичности связок, снижением нервного и мышечного напряжения[2].
Нередки случаи, когда у беременных начинается варикозное расширение
вен. Благодаря тренировке сосудов жаром и холодом риск такого расстройства у
тех, кто дружит с баней, гораздо меньше. Издавна баней пользуются, чтобы
похудеть.
В сауне температура воздуха 70-110 0С, а относительная влажность
очень низкая - 5-15%. Всем ли баня пойдет на пользу? Современная медицина считает,
что баня противопоказана в острой стадии всех болезней, при обострении хронических
заболеваний, когда повышается температура. Нельзя пользоваться баней при воспалительных
заболеваниях сердца, неуместна эта процедура и после инфаркта миокарда, при
воспалительных заболеваниях коронарных сосудов, сердечных заболеваниях с
признаками тахикардии (резкое учащение сердечных сокращений) и всех формах
гипертонии, сопровождающихся сердечной или почечной недостаточностью. Не следует
забираться на банный полок и при острых лихорадочных заболеваниях, малокровии, явно
выраженном склерозе сосудов, травме головного мозга, туберкулезе легких,
эпилепсии. Нельзя париться при болезни Боткина, язвенной болезни со склонностью
к кровотечению, обширных воспалительных процессах на коже, заболеваниях глаз и
ушей. В каждом отдельном случае рекомендуется проконсультироваться с врачом.
В гигиенических целях баню рекомендуется посещать 1-2 раза в
неделю. В бане следует придерживаться следующих правил. До входа в парильню принимается
теплый душ, затем обтирают тело досуха. После этого заходят в парильню, где сначала
4-6 мин находятся внизу, а затем, прогревшись, поднимаются на верхнюю полку и
находятся на ней в зависимости от самочувствия (примерно 5-8 мин).
В русской бане рекомендуется париться с веником. Веник (лучше
березовый или дубовый) нужно предварительно распарить в горячей воде. Париться
желательно с помощью товарища в положении лежа на животе. Движения веником выполняют
от стоп к ягодицам и затем по спине к верхним конечностям, а от них книзу по
боковым поверхностям тела.
После 3-4 таких серий производят постегивания и поглаживания
тела веником. Кроме того, выполняют похлестывания и припаривания. Перед
похлестыванием веник поднимают вверх и нагревают в верхних слоях воздуха, а
затем 3-4 раза похлестывают им по телу. После этого, еще раз подняв и нагрев веник,
на короткое время прижимают его к телу. Такие припаривания начинают со спины и
последовательно выполняют на пояснице, ягодицах, боковых поверхностях бедер,
исключая подколенную область.
Перед выходом из парильни следует около 5 мин побыть внизу,
после этого принимают душ (температура воды зависит от закалки парильщика,
вплоть до максимально холодной).
После бани необходим кратковременный отдых. Количество заходов
в парильню (не более 2-3 раз) и длительность пребывания в ней зависят от индивидуальных
особенностей и самочувствия. Начинающим рекомендуется делать один заход продолжительностью
5-7 мин. Следует помнить, что баня предъявляет большие требования к организму,
и поэтому не следует ею злоупотреблять.
При пользовании баней рекомендуется также строго выполнять
следующие общегигиенические требования: не посещать баню непосредственно после
обильного приема пищи, незадолго до сна, при сильном утомлении, не принимать до
и после бани спиртных напитков.
Уход за руками требует особого внимания, т.к находящиеся на
них патогенные микробы, а иногда и яйца гельминтов могут переноситься на
продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%) скапливается под
ногтями. После посещения туалета, выполнения различных работ и перед едой следует
обязательно мыть руки с мылом.
Уход за ногами должен осуществляться систематически. Это особенно
необходимо при их повышенной потливости, способствующей появлению потертостей,
местных воспалительных процессов и мозолей. Поэтому необходимо ежедневно на ночь
мыть ноги с мылом, часто менять носки.
При появлении сухих мозолей их следует своевременно удалять
с помощью мозольного пластыря или мозольной жидкости. В целях профилактики
грибковых заболеваний следует пользоваться только своими вещами, в раздевалках
и душевых нужно пользоваться индивидуальными шлепанцами. После мытья ног в общественном
месте следует досуха вытирать стопы и межпальцевые промежутки.
Одежда и обувь, специально предназначенные для занятий
физическими упражнениями, должны обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности
организма в различных метеорологических условиях и соответствовать правилам
гигиены.
Гигиенические требования к спортивной одежде. Она должна
поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма во время занятий
физическими упражнениями, быть легкой, удобной, не стеснять движений,
соответствовать по росту и полноте, защищать от травм и механических повреждений.
Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, ее гигиенические свойства,
а также гигиенические свойства тканей, из которых она изготавливается (воздухопроницаемость,
паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гидроскопичность, гибкость,
сминаемость и др.) [3].
Теплозащитные свойства одежды зависят прежде всего от
теплопроводности тканей, которые, в свою очередь, зависят от пористости,
структуры ткани, вида волокон и их переплетения. Большой пористостью обладают
меха, шерсть и фланель. Хорошими теплозащитными свойствами обладают изделия из
лавсана, нитрона, поливинилхлоридных волокон.
Воздухопроницаемость обеспечивает поддержание теплового
баланса с окружающей средой и удаление из пододежного пространства углекислоты,
влаги и кожных выделений. При недостаточной вентиляции ухудшаются самочувствие
и работоспособность. Хорошей воздухопроницаемостью обладают пористые и толстые
шерстяные, суконные, трикотажные ткани. Неплохо пропускают воздух изделия из
лавсана и хлорина.
Низкой воздухопроницаемостью обладают изделия из плотных
хлопчатобумажных и льняных тканей, капрона и других синтетических волокон. Ткани,
покрытые различными водоупорными материалами, а также прорезиненная одежда пор не
имеют и, следовательно, полностью исключают воздухообмен. Такая одежда хорошо защищает
от ветра и дождя и должна использоваться лишь в подобных случаях.
Паропроницаемость - способность пропускать водяные пары как
изнутри, так и снаружи. Она зависит от толщины и пористости материала и должна
обеспечивать сохранение нормального теплообмена и выделение газообразных
продуктов жизнедеятельности.
Испаряемость - способность отдавать влагу путем испарения. Шерсть
теряет воду медленнее, чем хлопчатобумажная ткань, поэтому и меньше охлаждает
тело. Это свойство особенно важно учитывать при спортивных нагрузках в условиях
высокой температуры воздуха.
Водоемкость - способность материала задерживать влагу. При
намокании одежды увеличивается ее теплопроводность. Теплопроводность смоченных
шерстяных тканей возрастает в 1,6-2,2 раза, а хлопчатобумажных в 3-4 раза,
поэтому одежда после дождя или пропитывания потом сильнее охлаждает тело.
Намокшая ткань становится менее воздухопроницаемой. Плотное
белье почти совсем не пропускает воздуха, а у трикотажа воздухопроницаемость
уменьшается всего на 30%.
Гигроскопичность - свойство тканей адсорбировать на своей
поверхности пары из окружающего воздуха, поглощать пот и влагу. Это особенно
важно для обеспечения нормального теплообмена. Высокая гигроскопичность
материалов позволяет поглощать испаряющийся пот с поверхности кожи во время выполнения
физических упражнений, одновременно сохраняя на достаточном уровне теплозащитные
свойства. Самой высокой гигроскопичностью обладают шерстяные ткани. Хорошую гигроскопичность
имеют и трикотажные изделия из натуральных волокон. Большинство синтетических
тканей (капрон, нейлон и др.) негигроскопичны[4].
Гибкость тканей зависит от переплетения и плотности.
Трикотаж обладает наибольшей гибкостью, так как нити полотна
нефиксированы и подвижны относительно друг друга. Для спортивных изделий
необходим как можно более мягкий и гибкий материал.
В настоящее время в спортивной одежде широко используются
ткани из искусственных волокон и синтетических материалов. Синтетические ткани
относительно дешевы и обладают рядом ценных свойств: легкостью, прочностью, стойкостью
к различным воздействиям. Основными недостатками большинства из них являются
низкие гигроскопичность, способность электризоваться и др.
Одежда занимающегося обычно состоит из майки и трусов, а
также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий в
зимнее время применяется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными
свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с
брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные
виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для
защиты от ветра, дождя, снега и т.п. Негигиенично пользоваться спортивной
одеждой в повседневной жизни.
Это непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность.
Принцип непрерывности и преемственности должен соблюдаться
на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте,
когда происходят бурный рост и физическое развитие организма. В этот период
отмечается повышенная чувствительность растущего организма как к недостатку двигательной
активности, так и к ее избыточности. Если ребенок не выполнил необходимый объем
двигательной активности, в последующие годы восполнить этот недостаток трудно и
даже невозможно. В развитии человека, физическом и умственном, есть определенные
критические (сенситивные) периоды, в которые соответствующая функция развивается
особенно быстро[5].
Интересные данные получены в последнее время в наблюдениях
за детьми 4-5-месячного возраста, которых обучают плаванию. Оказывается, в
грудном и раннем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным потенциалом
физического развития, который прежде практически не использовался, так как
возможности применения физических упражнений в этом возрасте очень ограничены. Плавание
оказалось для этого возраста самым эффективным средством физического
воспитания, стимулирующим развитие мышечной (не нагружаются слаборазвитые скелет
и позвоночник), сердечной, легочной и нервной систем. Кроме того, плавание
оказывает закаливающее и гигиеническое действие на кожу. Дети, занимающиеся
плаванием с грудного возраста, к 7-8 годам лучше физически развиты.
Таким образом, физическое воспитание должно быть непрерывным
и строиться только на основе учета сенситивных периодов отдельных функций
организма ребенка. С гигиенической точки зрения особенно важно, чтобы в эти
периоды ребенок не испытывал недостатка в движениях, в которых развиваются быстрота,
выносливость, сила. Физическое воспитание школьников, их занятия физическими
упражнениями должны быть не только непрерывными, но и постоянными. Отсутствие целенаправленной
двигательной активности даже в относительно короткий период времени оказывает
отрицательное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность
человека: замедляется и даже нарушается возрастное развитие двигательных
качеств, теряются ранее сформированные двигательные навыки и умения.
Принцип комплексности. Под комплексностью понимается одновременное
применение в процессе физического воспитания различных средств физической
культуры, направленных на развитие основных двигательных качеств. Каждое из
средств оказывает специфическое влияние на организм и здоровье человека.
Принцип адекватности. Это такое планирование, организация,
применение таких средств и методов физического воспитания школьников разных
поло-возрастных групп, которые бы соответствовали их возрастным функциональным
возможностям и индивидуальным способностям. Под функциональными возможностями
той или иной систем организма понимается диапазон между исходной величиной
функции в состоянии покоя и максимально возможной ее величиной во время работы
с предельными нагрузками. Каждому возрастному этапу свойствен определенный уровень
биологической потребности в двигательной активности. Границы двигательной
активности для каждого человека устанавливаются в соответствии с его возрастными,
половыми функциональными особенностями и возможностями, состоянием здоровья,
условиями жизни[6].
Для детей и подростков физические упражнения служат важным
элементом воспитания и подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое
воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на деятельности
с большим калорическим и механическим эффектом. Оно состоит из многократных и
целесообразных повторений тех или иных физических упражнений и процедур, в
результате которых в организме происходят изменения, ведущие к повышению его
функциональных возможностей. Под функциональными возможностями организма
понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и
максимальной ее величиной во время работы с предельными нагрузками. Каждому
этапу возрастного развития свойствен определенный уровень двигательной
активности. Границы для каждого индивида устанавливаются в соответствии с
возрастом, полом, состоянием здоровья, условиями жизни и функциональными
особенностями.
Для физиолого-гигиенической оценки влияния физических нагрузок
на организм школьников в процессе физического воспитания используются различные
классификации. Критериями такого воздействия служат ЧСС, предельное время физической
работы, потребление кислорода и т.д. При этом можно пользоваться следующей
классификацией нагрузок, включающей пять зон:
1) зона низкой интенсивности. Работа в этой зоне может выполняться
в течение длительного времени, поскольку все физиологические функции организма
не испытывают напряжения (ЧСС не превышает 100-120 уд/мин) - ходьба, прогулки
на велосипеде, лыжах, плавание в свободном режиме;
2) зона умеренной интенсивности (примерно 50% от максимальной
нагрузки) Работа в этой зоне не способствует развитию общей выносливости, так
как деятельность мышц, других органов и тканей обеспечивается преимущественно
за счет кислорода (ЧСС - 130-60 уд/мин) Работа в этой зоне способствует установлению
взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также двигательного
аппарата. Предельное время работы детей 7-8 лет в этой зоне составляет в
среднем 15-16 мин, к 13 - 14 годам оно увеличивается примерно в два раза у
девочек и в четыре раза у мальчиков,
3) зона большой интенсивности (около 70% от максимальной
нагрузки). Работа в этой зоне (даже в течение 10 мин) вызывает наибольшее
напряжение физиологических функций в организме школьников. Несмотря на то что
предельное время выполнения нагрузки в этой зоне не превышает у школьников в
среднем 10 мин, функции дыхания и другие показатели могут достигать при этом
наибольших значений. Другие физиологические процессы, обеспечивающие доставку
кислорода к мышцам, например ударный выброс крови из сердца, не усиливаются по
сравнению с нагрузкой 50%. Работоспособность у многих девочек 13 - 14 лет
оказывается даже ниже, чем у 11-12-летних. Это обусловлено сложными перестройками
в их организме к концу периода полового созревания, а также снижением
двигательной активности. Такие нагрузки следует сочетать с нагрузками умеренной
интенсивности для развития скоростной и общей выносливости. Регулярное
выполнение циклических упражнений, во время которых ЧСС достигает 150-170
уд/мин, способствуют развитию аэробных и анаэробных возможностей организма и
соответственно различных сторон выносливости. Средствами развития общей и
скоростной выносливости в зоне большой интенсивности могут быть ускоренный
длительный бег, бег на лыжах;
4) зона субмаксимальной, или высокой, интенсивности (примерно
80% от максимальной нагрузки) соответствует режиму выполнения упражнений (бег
на короткие дистанции, скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.),
при котором работа мышц, сердца и других органов обеспечивается в основном
анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения
циклических нагрузок в этой зоне составляет у школьников 11-12 лет в среднем 50
с, а у более старших - 1 мин и более. Время выполнения физических упражнений
высокой интенсивности (например, прыжков со скакалкой), направленных на
развитие скорости и скоростно-силовых качеств, не должно превышать для 11-12-летних
15 с, для более старших - 20-25 с В упражнениях с однократным поднятием груза
его величина не должна превышать для школьников 9-10 лет 50%, 12 - 13-летних - 70%
и 14-15-летних - 90% веса тела. Продолжительность таких однократных упражнений
- 10-20 с;
5) зона максимальной интенсивности (100%) Соответствует
выполнению физических упражнений в максимальным темпе и с предельным усилием. Предельное
время выполнения циклических нагрузок как у школьников, так и у взрослых
составляет в среднем 10 с. [7]
Выпускнику вуза кроме личностных и профессиональных качеств
необходимо иметь крепкое здоровье и физическую подготовленность. Главную роль в
решении этой задачи играет формирование у студентов здорового образа жизни.
Одним из важнейших разделов медицины является гигиена и
санитария. Двуединая наука, которая изучает влияние условий жизни, учебы и
труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных
условий для существования человека, сохранения его здоровья и продления жизни. Гигиена
происходит от греческого hydienos, что означает "содействующий здоровью",
"приносящий здоровье" и слово "санитария", от латинского
sanitas, т.е. здоровье. Термины эти не равнозначны: гигиена дает знания о
здоровье; санитария же занимается практической реализацией требований гигиены,
соблюдением необходимых правил.
Убедительным свидетельством эффективности союза медицины и
физической культуры является создание научной и учебной дисциплины - гигиены
физической культуры и спорта, которая изучает влияние различных факторов
внешней среды на занимающихся, с включением основных элементов и средств
воздействия личной гигиены, закаливания, питания, режима труда и отдыха,
использования естественных сил природы.
Знание правил и требований личной гигиены обязательно для
каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию
кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды
организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др.
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное
слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и
дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой,
решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель
обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно
адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время
обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная
активность.
1.
Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2.
Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического
воспитания и спорта. - М.: Академия, 2005.
4.
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. - М.: Гардарики, 2010.
5.
Сальников А.Н. Физическая культура. Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2009.
[1]
Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 83.
[2]
Сальников А.Н. Физическая культура. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009. – с.
120.
[3]
Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 97.
[4]
Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и
спорта. – М.: Академия, 2005. – с. 87.
[5]
Сальников А.Н. Физическая культура. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009. – с.
58.
[6]
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни
студента. – М.: Гардарики, 2007. – с. 69.
[7] Ильинич
В.И. Физическая культура студента и жизнь. – М.: Гардарики, 2010. – с. 79.