Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предприятия
Взаимодействие службы маркетинга с другими
подразделениями предприятия
Служба
(отдел) маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия
и подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия.
Служба
(отдел) маркетинга возглавляется заместителем генерального директора предприятия
по маркетингу (по коммерческим вопросам), начальником службы (отдела)
маркетинга или директором по маркетингу.
Структуру
и штаты службы (отдела) маркетинга утверждает генеральный директор предприятия,
исходя из условий и особенностей закупок, производства, сбыта и других работ,
возложенных на службу (отдел).
Взаимодействие
службы маркетинга с другими подразделениями предприятия:
1.
Взаимодействие
с отделом главного конструктора (главного инженера)
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
перечень основных изменений, внесенных в конструкцию выпускаемых товаров;
-
утвержденные технические задания;
-
комплект технической документации по авторскому надзору;
-
чертежи на узлы и детали машин;
-
деталировки для оценки соблюдения принципа модульности конструкции изделия;
-
инструкции по эксплуатации, обслуживанию и агрегатированию производимой техники;
-
карты испытаний;
-
отчеты по надежности техники и нормальной эксплуатации;
-
руководящий материал по сбору и переработке информации о надежности и долговечности
техники;
-
техническую документацию по ремонту и эксплуатации техники;
-
сведения о снятии с производства устаревших машин;
-
технические условия и данные на вновь разрабатываемые изделия на согласование;
-
технические характеристики, описания преимуществ, результаты испытаний и другие
данные по вновь разрабатываемым изделиям, необходимые для их рекламно-информационного
продвижения на рынок;
-
чертежи (эскизы) тары или упаковки;
-
комплект нормативно-технической документации, необходимой для предпродажного,
гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
информацию и отчеты по уровню надежности изделий о выявленных дефектах и отказах;
-
анализ и предложения по рекламациям и отказам техники в условиях нормальной
эксплуатации;
-
справки и перечни по авторскому надзору;
-
технические предложения по совершенствованию или изменению конструкции выпускаемой
техники, использованию новых и улучшенных материалов;
-
предложения и рекомендации по созданию и производству новых образцов техники;
-
предложения по расширению возможного диапазона применения товаров (услуг) на
основе анализа требований и пожеланий покупателей (заказчиков);
-
предложения по созданию модификаций продукции применительно к определенным сегментам
рынка;
-
рекомендации по совершенствованию отделки, окраски, по изменению стиля, дизайна,
обеспечивающих улучшение эстетического вида товаров;
-
рекомендации по совершенствованию упаковки и консервации, обеспечивающих улучшение
сохранности товаров в процессе транспортировки и хранения;
-
предложения по улучшению ремонтопригодности выпускаемой техники, обеспечению
адекватного уровня унификации и нормализации конструкции, повышению надежности
отдельных агрегатов, узлов и деталей;
-
статистику расхода запчастей на гарантийное обслуживание;
-
информацию о качестве продукции;
-
предложения по разработке и корректировке эксплуатационной и ремонтной документации;
-
согласованные технические задания на вновь разрабатываемые изделия;
-
предложения по совершенствованию технических условий на новую продукцию;
-
рекомендации по снятию с производства устаревших или не имеющих сбыта изделий.
2.
Взаимодействие
с отделом главного технолога (технического директора)
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
комплекты технологической документации на изготовление, обработку, консервацию,
погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы (операционные,
маршрутные и инструкционно-технологические карты);
-
инструкции и описания технологии восстановления отдельных деталей и узлов. Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
рекомендации и предложения по совершенствованию технологических процессов и
качества изготовления продукции;
-
предложения по совершенствованию термообработки и упрочнения материалов;
-
предложения по улучшению процессов окраски, консервации, упаковки, складирования
и хранения;
-
информацию о рекламациях и дефектах выпускаемой техники в условиях нормальной
эксплуатации;
-
задания по разработке технологии восстановления отдельных узлов и деталей;
-
предложения по улучшению качества изготовления, сборки и обкатки техники.
3.
Взаимодействие
с отделом (бюро) технической подготовки производства
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
план подготовки производства новых изделий;
-
информационные материалы по конструкторской подготовке производства;
-
информационные материалы по технологической подготовке производства.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
предложения по совершенствованию подготовки производства новых изделий;
-
информацию по обеспечению соответствия конструкции изделия стандартам качества;
-
рекомендации по ускорению оснащения отдельных технологических операций с целью
повышения качества и надежности изделия.
4.
Взаимодействие
с научно-исследовательским отделом (бюро)
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
информацию о результатах испытаний изделия и его конкурентных аналогов;
-
заключения о результатах исследования рекламационных узлов и деталей.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
результаты маркетинговых исследований в отрасли, в смежных и далеких отраслях
промышленности, секторах экономики, сегментах рынка;
-
результаты регулярного мониторинга инновационных разработок, появляющихся на
рынке;
-
рекламационные узлы и детали на исследования предложений по отработке применения
новых материалов и методов обработки, покрытия поверхности, окраски, консервации,
изготовления и термообработки деталей, сборки узлов и изделий.
5.
Взаимодействие
с отделом (службой) материально-технического снабжения
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
наряды на исследования рынков сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих
изделий;
-
заявки на вхождение в снабженческие телемаркетинговые системы;
-
лимитно-заборные карты на получение сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих
изделий;
-
лимиты на горюче-смазочные и другие материалы, необходимые для работы подразделений,
сервисных и дилерских центров.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
результаты исследований рынков сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих
изделий;
-
рекомендации по срокам закупок товаров и поставок сырья, материалов, полуфабрикатов
и комплектующих изделий с учетом требований заказчиков конечной продукции;
-
заявки на горюче-смазочные и другие материалы, необходимые для работы подразделений,
сервисных и дилерских центров, согласованные с транспортным подразделением.
6.
Взаимодействие
с производственными подразделениями (цехами)
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
отчеты о принятых мерах по устранению производственных дефектов;
-
документы на взаимные расчеты.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
сведения о выявленных дефектах по вине цехов, по принадлежности, акты технической
экспертизы на рекламационные детали, узлы и акты-претензии, поступающие с места
эксплуатации машин;
-
заказы на ремонт (восстановление) узлов, агрегатов машин;
-
заключения на детали и узлы в связи с сертификацией производства и системы качества;
-
сведения на изготовление деталей и узлов, необходимых для восстановления гарантийных
изделий;
-
документы по взаимным расчетам;
-
акты-претензии, связанные с качеством изготовления деталей и узлов.
7.
Взаимодействие
с отделом (бюро) технического контроля
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
получает сводки о дефектах, выявленных на предприятии в ходе изготовления продукции;
-
справки внешней приемки на проверенные рекламационные покупные изделия;
-
документы, удостоверяющие качество продукции (сертификаты, паспорта).
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
информацию, сводки, сведения по рекламациям на технику в рядовой эксплуатации;
-
сведения по дефектам, обнаруженным в технике в условиях рядовой эксплуатации по
вине производственных подразделений предприятия;
-
сведениям по претензиям, поступающим от сервисных центров;
-
документацию на покупные рекламационные узлы и детали для предъявления их заводам-поставщикам;
-
акты технической экспертизы.
8.
Взаимодействие
с бухгалтерией
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
бухгалтерские данные о движении, реализации и остатках готовой продукции за
отчетный период для анализа и планирования;
-
итоги инвентаризации готовой продукции;
-
данные о наличии на складе готовой продукции в суммарном выражении на 1-е число
каждого месяца;
-
директивные и методические материалы по обеспечению правильного ведения бухгалтерского
учета;
-
сведения о командировочных расходах (ежемесячных, квартальных, годовых);
-
расчетные листы по заработной плате.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним документы на отгрузку готовой
продукции;
-
ведомости на железнодорожный тариф;
-
расчет затрат на гарантийное обслуживание;
-
документы для балансового отчета;
-
справку о нормативной стоимости резервного фонда запасных частей;
-
документы по командировкам специалистов;
-
документы по приходу и расходу готовой продукции.
9.
Взаимодействие
с финансовым отделом (управлением)
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
извещения банка о выставленных покупателями и заказчиками аккредитивах (для
исполнения);
-
утвержденные нормативы оборотных средств по готовой продукции;
-
сведения о покупателях, допустивших просрочку с оплатой счетов, платежных требований
за отгруженную продукцию или отказавшихся от акцепта.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
планы отгрузки товарной продукции;
-
документацию на отгруженную продукцию не позднее первой половины дня, следующего
за отгрузкой продукции;
-
ежедневные справки об отгрузке и остатках готовой продукции на складах;
-
договоры на поставку готовой продукции на согласование;
-
данные о запасах готовой продукции и их соответствии нормативам;
-
платежные требования для выставления счетов на инкассо предприятиям и на взыскание
сумм за некачественную продукцию с поставщиков запасных частей.
10.
Взаимодействие
с юридическим отделом
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
завизированные проекты договоров, приказов, распоряжений;
-
незавизированные проекты договоров, приказов, распоряжений с заключением о несоответствии
законодательству или интересам предприятия отдельных положений с предложениями
о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов;
-
заключения или ответы на заявленные контрагентами претензии и иски по поводу
ненадлежащего исполнения предприятием договорных обязательств;
-
подготовленные претензии и иски к другим предприятиям, организациям, физическим
лицам;
-
предложения по устранению выявленных при проверке нарушений законодательства.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
проекты договоров, приказов, распоряжений на визирование для проверки их соответствия
требованиям законодательства;
-
претензии и иски контрагентов по поводу ненадлежащего исполнения предприятием
договорных обязательств для дачи заключений или подготовки ответов;
-
материалы заявления претензий и исков к другим предприятиям, организациям, физическим
лицам;
-
документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных
на юридический отдел функций.
11.
Взаимодействие
с отделом (службой) сбыта
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
предложения по ликвидации необоснованных расходов по сбыту продукции;
-
перечни удобств для потребителей, созданных в товаросопровождающей сети;
-
схемы товаропроводящей сети и предложения по ее совершенствованию;
-
сведения о заключенных договорах на поставку продукции;
-
информацию об отказах от продукции;
-
поквартальные данные о количестве поставляемой продукции по номенклатуре, предусмотренной
заключенными договорами;
-
рекомендации по содержанию рекламных сообщений;
-
запросы о корректировке цен и предложения по изменении форм оплаты товаров (услуг).
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
состояние и прогнозы развития спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
-
рекомендации по созданию собственной дилерской или агентской сети;
-
рекомендации по внедрению в существующие дистрибьюторские сети;
-
предложения по привлечению для распространения товаров (услуг) комиссионеров и
джаберов;
-
предложения по организации франчайзинга товаров (услуг) по комплексным предпринимательским
лицензиям в регионах;
-
предложения по марчендайзингу (дизайну и оформлению фирменных магазинов, торговых
точек и сервисных центров, расположению товаров в торговом пространстве);
-
предложения по организации мобильной торговли и приближению товаров (услуг) к
покупателю;
-
инструкции по ведению переговоров для торгового персонала, менеджеров по телефонным
и персональным продажам;
-
копии графиков рекламных кампаний и прямых почтовых рассылок рекламной продукции;
-
рекламные материалы по товарам (услугам), поставляемым предприятием;
-
объекты стендовой рекламы для распространения в товаропроводящей и товаросопровождающей
сетях;
-
сведения о проведении выставок, ярмарок, салонов, аукционов, конкурсов, соревнований,
тендеров, показательных испытаний;
-
разрешения на корректировку цены и изменения форм оплаты товаров (услуг), согласованные
с экономическими подразделениями предприятия.
12.
Взаимодействие
с отделом (управлением) внешнеэкономических связей
Служба
(отдел) маркетинга получает:
-
стратегические и оперативные планы международного сотрудничества и
научно-технического обмена;
-
планы внедрения передового опыта предприятий стран ближнего и дальнего зарубежья;
-
предложения зарубежных организаций о сотрудничестве на мировых рынках товаров
(услуг);
-
планы внешнеэкономической специализации и кооперации производства и поставок;
-
заказы-наряды на экспортные поставки с отгрузочными реквизитами и последующими
изменениями;
-
перечень заказов-нарядов к исполнению на планируемый период по маршруту для
заказа транспортных средств;
-
проект плана поставок по группам стран на планируемый период.
Служба
(отдел) маркетинга предоставляет:
-
план мероприятий по улучшению качества и надежности изделий в соответствии с
требованиями внешнего рынка и повышения конкурентоспособности продукции;
-
копии отчетов о поставке продукции на экспорт в разрезе года, квартала, месяца;
-
данные по комплектации и отгрузке продукции на экспорт в соответствии с заданиями
и условиями заказов-нарядов;
-
предложения и дополнения к планам в стратегические и оперативные международного
сотрудничества и научно-технического обмена;
-
планы сотрудничества с зарубежными компаниями с учетом конкурентных преимуществ;
-
заключения на предложения зарубежных организаций о научном, техническом и коммерческом
сотрудничестве;
-
заявки на получение от международных организаций информационных материалов по
конъюнктуре рынка, новым конструкциям и технологиям производства, технической документации
по инновационным товарам (услугам);
-
предложения и условия по закупке лицензий и образцов новой зарубежной техники.