Коммерческая деятельность предприятий
Министерство
экономического развития и торговли РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский
Государственный Торгово-Экономический Университет
Кемеровский
институт (филиал)
Кафедра
организации и технологии коммерции
Контрольная
работа А
по дисциплине
«Организация коммерческой деятельности предприятий торговли»
Вариант № 5
Выполнил (а): Проверила:
студентка группы СКз –
051 Тюрнина Оксана
Москаленко О.В. Сергеевна
№ зач. книж. – СКз 05005
Коммерция (торговое
дело),
Коммерции и маркетинга
Кемерово 2008
Содержание
Введение
1.
Анализ закупочной
и сбытовой деятельности предприятия
2.
Понятие лизинга,
принципы, субъекты, классификация лизинговой деятельности по различным
признакам. Содержание договора финансовой аренды (лизинга)
3.
Задача
Заключение
Список литературы
Термин «коммерция» с
языковедческих позиций происходит от латинского kommercium, что означает – торговля.
Исходя из данного
контекста, коммерческая деятельность представляет собой ряд взаимосвязанных
операций, обслуживающих обмен материальными ценностями и услугами.
Однако коммерческую
деятельность предприятий
торговли нельзя сводить
только к реализационным или торгово – закупочным операциям, которые составляют
только часть, хотя и основную, данной деятельности. С развитием товарно –
денежных отношений резко увеличилось разнообразие форм коммерческой
деятельности.
В процессе коммерческой
деятельности предприятия торговли изучают спрос населения и рынок сбыта
товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и
поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и
розничную торговлю, занимаются рекламно – информационной деятельностью.
Для того, чтобы эта деятельность была эффективной,
предприятия торговли должны уметь выявлять все недостатки торгово –
технологического и организационного процесса и устранять их.
Целью данной работы
является рассмотрение вопроса об организации коммерческой деятельности предприятий
торговли.
Задачами данной работы
являются:
1. Провести анализ закупочной и сбытовой
деятельности предприятия.
2. Рассмотреть понятие лизинга,
принципы, субъекты, объекты, классификацию лизинговой деятельности по различным
признакам и содержание договора финансовой аренды (лизинга).
1. Анализ закупочной и сбытовой
деятельности предприятия
На современном уровне развития
экономики надежность управления закупками является важнейшим условием
стабильности своевременного и ритмичного выполнения планов торговли розничной
фирмы.
Организация анализа закупочной
деятельности предприятия как составляющей системы на научной основе требует
глубокой проработки проблем управления, постоянного обобщения опыта, а также
тщательного критического изучения достижений в этой области знаний.
В настоящее время в теории анализа
закупочной деятельности предприятия происходит активный поиск новых методов,
способных разрешить современные проблемы практического руководства процессами
закупок.
В теории управления закупками наблюдаются
эволюционные преобразования, базирующиеся на применении системного подхода.
Акцент делается не на повышение эффективности управления отдельными
подсистемами, а на улучшение взаимодействия, на интеграцию всех видов
деятельности, необходимых для достижения цели в розничной фирме.
Анализ закупочной деятельности
предприятия осуществляется по функциям, свойственным традиционной теории
управления. Такая подсистема базируется на разделении труда, ориентируется на
минимизацию издержек и рассматривается как изолированное (обособленное)
подразделение, специализирующееся на выполнении определенного круга задач,
обладающее линейной или линейно-функциональной структурой управления.
Цель анализа закупочной
деятельности на предприятии – своевременное обеспечение фирмы товарными
ресурсами в требуемом объеме с минимальными затратами.
Требование минимизации затрат в
традиционной теории управления торговой фирмой является исходным условием
возникновения противоречивого поведения затрат как внутри отдельно взятой
подсистемы, так и между ними.
Организация хозяйственных связей
торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и
устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а так же хорошие
финансово – экономические показатели деятельности торговли.
При заключении договоров с
поставщиками на поставку товаров торговое предприятие должно учитывать основные
принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность,
экономичность, централизацию и технологичность.
Ритмичность снабжения заключается в
доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными
партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах
и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности,
рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо
определенный период к плановой.
В этом случае решаются следующие
задачи:
1.
Закупать товар, пользующийся спросом у потребителя.
2.
Процесс закупки должен давать экономическую выгоду (за счет получения
скидок, отсрочки платежа).
3.
В случае некондиционного товара оптовик должен иметь
возможность его замены.[1]
Анализ сбытовой
деятельности предприятия является одной из ключевых, так как именно здесь
покупатели демонстрируют признание успешности выбранной продукции,
востребованности производимой продукции на рынке. Объем сбыта определяет другие
показатели предприятия: величину доходов, прибыль, уровень рентабельности.
Согласно другой, наиболее
распространенной в литературе точке зрения, цель анализа сбытовой деятельности предприятия – доведение
до конкретных потребителей конкретного товара требуемых потребительских свойств
в необходимом количестве (объеме) в точное время (в точный срок) в определенном
месте с минимальными затратами.
Вся совокупность целей
анализа сбытовой деятельности предприятия должна иметь, по крайней мере, четыре
измерения: экономические цели, количественные цели, качественные цели и цели
развития.
Экономические цели анализа сбытовой деятельности
предприятия в целом обычно совпадают с целями фирмы и направлены на
максимизацию прибыли.
Количественные цели анализа сбытовой деятельности
предприятия могут выступать в виде роста объёма продаж, увеличения доли фирмы
на определённом сегменте рынка, повышения скорости оборота средств, вложенных в
запасы готовой продукции и т.д.
Под качественными целями анализа сбытовой деятельности
предприятия понимают качество обслуживания, для чего необходима надёжная
обратная связь фирмы с потребителями, достаточно точная интерпретация
требований потребителей сбытовым аппаратом фирмы, количественное описание этих
требований и превращение их в цели всей фирмы.
Цели развития анализа сбытовой деятельности
предприятия можно рассматривать, как внутрисистемные цели службы сбыта.
Неразвивающийся сбыт, включая и постоянное повышение квалификации сбытовых
работников – это сбыт, обречённый на отставание, на постоянное «латание дыр»
проблем сбыта, а не ориентированный на устойчивый прогресс.
Основные задачи анализа
сбытовой деятельности предприятия эволюционируют вместе с назначением службы
сбыта и появлением маркетинговой составляющей в деятельности предприятия от
представления о сбыте как экспедиционной службе до подразделения предприятия,
определяющего программу производства, и сбыта предприятия на основе
потребностей покупателей продукции.
Основными задачами
анализа сбытовой деятельности предприятия являются:
1.
Изучение спроса.
2.
Поиск наиболее
эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей.
3.
Обеспечение
доставки продукции потребителю в нужное время.
4.
Контроль над
ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных)
издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Важной составной частью
анализа сбытовой деятельности предприятия является система планов, включающая
стратегический (долгосрочный) и среднесрочный планы предприятия, а также
годовой и краткосрочные планы сбыта предприятия.
Стратегический план
предприятия должен определять на перспективу важнейшие рынки сбыта, разработку
перспективных технологий, выпуск важнейших видов продукции, основные принципы
взаимодействия с внешней средой деятельности на рынках. Ответственность за
разработку стратегического плана несет руководство предприятия.[2]
Среднесрочный план
конкретизирует стратегический план предприятия.
Годовой план сбыта
продукции целесообразно разрабатывать в трех вариантах: пессимистический, оптимистический
и наиболее вероятный.
Таким образом, на многих
предприятиях анализа закупочной и сбытовой деятельности предприятия
определяются исходя из темпов прироста к показателям за предыдущий период,
исходя из загрузки производственных мощностей и требуемой доходности
деятельности.
2. Понятие лизинга,
принципы, субъекты, классификация лизинговой деятельности по различным
признакам. Содержание договора финансовой аренды (лизинга)
Лизинг – это вид финансовых услуг,
связанных с финансированием основных
фондов компании. В зависимости от срока полезного использования
объекта лизинга, срока и экономической сущности договора лизинга различают:
1.
Финансовый лизинг
(финансовая аренда).
Срок договора лизинга
сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по
окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю и
объект лизинга может перейти к лизингополучателю.
2.
Операционный
(оперативный) лизинг.
Срок договора лизинга
существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. По окончании
договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в
лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по (материальной)
остаточной стоимости. По экономической сущности близок к аренде.
1.
Лизингодатель – это физическое или юридическое лицо, которое за счёт
привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации
лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве
предмета лизинга лизингополучателю за определённую плату, на определённый срок
и на определённых условиях во временное владение и в пользование с переходом
или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
2.
Лизингополучатель – это физическое или юридическое
лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет
лизинга за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях
во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
3.
Продавец – физическое или юридическое лицо,
которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает
лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.[3]
Объектом
лизинга может быть любое движимое или недвижимое имущество, относящееся к основным
фондом. Программные средства и рабочие инструменты могут быть объектами
лизинга, если их стоимость превышает 80 долларов США или срок службы свыше
одного года.
Принципы
лизинга достаточно просты – лизинговая компания приобретает имущество у определенного
Вами продавца и передает его Вам в пользование на длительный срок за
определенное вознаграждение. А именно:
1. Лизинг – это законная возможность
снизить Вашу налогооблагаемую базу.
2. Платежи по лизинговому договору в
полном объеме относятся на себестоимость, что снижает налог на прибыль.
3. За счет ускоренной амортизации, общий
объем уплаты налога на имущество сокращается в три раза.
4. Сумма НДС по договору лизинга в
полном объеме ставится к зачету.
5. В отличие от ситуации с банковским
кредитом, при лизинговой сделке залог не требуется
6. Длительная рассрочка существенно
снижает размеры платежей и позволяет Вам рационально управлять своими активами
(см. рис. 1).[4]
Рис. 1. Основные принципы лизинга
Лизинг
целесообразно классифицировать по следующим признакам:
1.
По способу финансирования:
лизинг,
финансирующийся за счет собственных средств лизингодателя;
лизинг,
финансирующийся за счет привлеченных средств (средств инвесторов);
раздельно
финансирующийся лизинг, частично финансирующийся лизингодателем.
2.
По объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества:
чистый лизинг,
если все обслуживание передаваемого в лизинг имущества берет на себя
лизингополучатель;
лизинг с полным набором услуг, когда
на лизингодателя возлагается полное обслуживание арендуемого имущества;
лизинг с
частичным набором услуг, когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные
функции по обслуживанию имущества.
3.
По продолжительности:
краткосрочный
лизинг, сроком до 1 года;
среднесрочный
лизинг, сроком от 1 до 3 лет;
долгосрочный
лизинг, сроком более 3 лет.
4.
По целевому назначению:
действительный
лизинг;
фиктивный лизинг (преследуется
цель получения большей прибыли за счет налоговых и амортизационных льгот);
5.
По степени окупаемости:
лизинг с полной
окупаемостью, при котором в ходе срока действия одного договора происходит
полная выплата лизингодателю стоимости арендуемого имущества;
лизинг с неполной
окупаемостью, когда в течении срока лизинга окупается только часть арендуемого
имущества.
6.
По характеру взаимодействия участников:
классический
лизинг – трехсторонняя лизинговая операция (поставщик – лизингодатель –
арендатор);
возвратный
лизинг. При возвратном лизинге, сталкиваясь с проблемой недостатка финансовых
активов, арендатор может передать основные средства в собственность
лизингодателю с последующей их арендой;
сублизинг, при котором большая (доля
по стоимости) сдаваемого в лизинг актива берется в аренду у третьей стороны
(инвестора).
7.
По намерениям участников:
срочный лизинг –
одноразовый (на один срок) лизинг;
возобновляемый
лизинг – продлевающийся по истечении первого срока контракта.
8.
По составу его участников:
прямой лизинг,
при котором собственник имущества самостоятельно передает его в лизинг. Прямой
лизинг может быть только двухсторонним и организуется двумя участниками:
лизингодателем и арендатором, однако в большинстве случаев, лизинговые операции
являются многосторонними отношениями;
косвенный лизинг
– когда в лизинговой операции помимо лизингодателя и лизингополучателя
участвуют другие хозяйственные субъекты.
9.
По форме платежа:
денежные платежи,
когда расчет производится за счет денежных средств;
компенсационные
платежи, когда расчеты производятся либо товарами, либо путем оказания
встречной услуги лизингодателю;
смешанные
платежи, когда наряду с денежными выплатами допускаются платежи товарами или
услугами.
10.
В зависимости от
применяемого метода начисления лизинговых платежей различают:
платежи с
финансированной общей суммой. Арендная плата в этом случае включает
амортизационные отчисления от стоимости арендуемого оборудования, плату за
пользование заемными средствами, сумму комиссионного вознаграждения
лизингодателю за организацию лизинговой операции и плату за предоставленные им
дополнительные услуги, связанные с техническим обслуживанием предмета лизинга;
платежи с авансом
(депозитом), когда арендатор сначала предоставляет лизингодателю аванс, до
момента или в момент подписания лизингового соглашения, в установленном
размере, а затем, после подписания акта приемки-передачи предмета лизинга в
эксплуатацию, выплачивает, посредством периодических взносов в пользу
лизингодателя, общую сумму лизингового платежа за вычетом суммы аванса
(депозита);
минимальные
лизинговые платежи представляющие собой сумму всех лизинговых платежей, которые
должен произвести арендатор за весь период лизинга, а также сумму, которую он
должен уплатить, если намерен приобрести в собственность после окончания срока
лизинга;
11.
По способу уплаты
лизинговых платежей различают:
платежи с равными
долями, предусматривающие одинаковые по размерам платежи арендатора
лизингодателю, в течение всего срока лизинговой операции;
платежи с
увеличивающимися размерами, применяемые в основном лизингодателями, с
устойчивым финансовым положением, когда на начальном этапе лизинга арендатору
удобнее вносить арендную плату небольшими взносами, а затем, по мере освоения
оборудования и наращивания темпов выпуска производимой на нем продукции,
увеличивать размеры разовых комиссионных вознаграждений в рамках всей
лизинговой операции;
платежи с уменьшающимися размерами (ускоренные
платежи), используемые арендаторами с устойчивым финансовым положением, когда в
начальный период лизинга арендатор предпочитает погасить большую часть своей
задолженности. С учетом финансового состояния и платежных возможностей
арендатора в соглашении могут устанавливаться различные способы уплаты
лизинговых платежей.
12.
Лизинг различают по секторам рынка, где он проводится:
внутренний
лизинг, когда все участники лизинговой операции являются резидентами одной
страны;
а)
внешний
(международный) лизинг. К международному лизингу относят те операции, в которых
хотя бы один из ее участников не является резидентом страны, в которой
осуществляется лизинговая операция, или же все участники лизинга представляют
разные страны. К этому же виду лизинга относят и операции, проведенные
лизингодатели и арендаторы одной страны, если хотя бы одна из сторон
осуществляет свою деятельность, имея совместный капитал с зарубежными
партнерами.
Внешний
лизинг в свою очередь разделяют на:
а)
экспортный
лизинг. При экспортном лизинге зарубежной стороной является сторона арендатора
и предназначенное для лизинга оборудование вывозится из страны на условиях
экспортного контракта;
б)
импортный лизинг.
При импортном лизинге зарубежной стороной является лизингодатель, и оборудование
поставляется в страну арендатора на условиях импортного контракта;
в)
транзитный
лизинг, при котором все участники находятся в разных странах.
13.
По типу арендуемых активов:
лизинг движимого
имущества (машинно-технический лизинг);
лизинг недвижимого
имущества (долгосрочная аренда зданий и сооружений) в котором относительно
видов недвижимости выделяют:
а)
лизинг
недвижимости производственного назначения;
б)
лизинг
недвижимости непроизводственного назначения.[5]
Договор
финансовой аренды (лизинга) — это договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется
приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им
продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение
и пользование для предпринимательских целей.
Арендодатель
в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и
приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.
При оценке
лизингового договора нужно учитывать, что финансирование основных средств за
счет лизинга позволят снизить налоговую нагрузку предприятия.
В частности,
платежи по лизинговым договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на
прибыль. Кроме этого, ускоренная амортизация позволяет балансодержателю снижать
базу для расчета налога на имущество и дополнительно снизить базу расчета
налога на прибыль. Планирование потоков НДС при лизинге требует тщательного
подхода в соответствии с действующим нормативными документами и, иногда, может
обеспечить дополнительные выгоды при лизинге.
Обычно ставка
удорожания публикуется в терминах годовых процентов и рассчитывается как
разница в процентах между суммой всех платежей по лизинговому договору и
стоимостью предмета лизинга (ПЛ), приведенная к годовой ставке с учетом срока
договора лизинга.
Использование
ставки удорожания в рекламных материалах может ввести лизингополучателей в
заблуждение относительно реальной стоимости привлекаемого через лизинг финансирования.
Например: возьмем предмет лизинга стоимостью
1000000 рублей. Стандартное удорожание на рынке в 2007-2008 годах составляло
около 12% годовых (в год). При условии погашения суммы финансирования 1000000
рублей в конце лизингового договора, это означает, что сумма платежей по
лизинговому договору на 5 лет составит 1000000 + (1000000 * 12% * 5) = 1600000
рублей.
Как правило,
первый (авансовый) платеж составляет 30%, т.е. 480000 руб. в нашем случае.
Теперь рассмотрим, что это означает с точки зрения стоимости лизингового
финансирования. Лизингополучатель платит 480000 руб. лизинговой компании,
которая оплачивает 1000000 рублей поставщику предмета лизинга.
Получив аванс
(или задаток) от лизингополучателя, лизинговая компания предоставляет ему
финансирование в размере 520000 рублей. Через 5 лет лизингополучатель вернет ей
эти 520000 рублей, плюс, выплатит лизинговое вознаграждение в размере 600 000
рублей (удорожание).
Таким
образом, в данном примере «ставка удорожания» 12% на самом деле означает
привлечение финансирования под 42% годовых.
Договор
лизинга должен содержать следующие важнейшие условия:
1. Указание на объект лизинга и его
контрактная стоимость.
2. Обязательства сторон по уплате
налогов.
3. Цена договора лизинга.
4. Размер и периодичность уплаты лизинговых
платежей.
5. Условия поставки (продажи) объекта
лизинга.
6. Срок действия договора.
7. Ответственность сторон за нарушение
своих обязательств и некоторые другие сведения.
В некоторых
случаях договоры лизинга подлежат государственной регистрации.
Например, договоры лизинга транспортных
средств регистрируются в дорожной полиции, которая осуществляет регистрацию
всех транспортных средств.
Таким
образом, лизинг – это
совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с
реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
Задача
Участок, предназначенный
для проведение ярмарки, имеет форму квадрата и разбит на 36 одинаковых
квадратных участков, образующих 6 продольных и 6 поперечных рядов. В двух
противоположных углах установлены павильоны для администрации ярмарки.
Остальные павильоны решено разместить таким образом, чтобы в каждом продольном
и поперечном ряду, а также по двум диагоналям оказалось по 2 сооружения
(включая административные павильоны).
Какое количество
павильонов можно расположить на ярмарочной площади?
Красный –
административные павильоны;
Зеленый – павильоны.
Таким образом,
получается, что на ярмарочной площади можно расположить 12 павильонов включая 2
административных.
Заключение
По данной работе следует
вывод, что коммерческая
деятельность предприятий
торговли – древнейший из
видов деятельности человека. Эта деятельность появилась с начала разделения
труда и выражалась вначале в примитивных формах натурального обмена.
Постепенно
совершенствовались способы производства и усложнялись формы коммерческой
деятельности. Сформировался особый класс людей, которые всю свою жизнь
посвящали торговле – купцы. С развитием товарно-денежных отношений резко
увеличилось разнообразие форм коммерческой деятельности. Старая система
товарного обмена уже не отвечала потребностям быстро развивающегося хозяйства.
Появились банки – организации позволяющие аккумулировать капиталы для осуществления
крупных проектов, страховые компании – призванные защитить от различных рисков,
а также биржи – облегчающие процесс поиска торговых партнеров.
Что же сегодня
представляет коммерция на отдельно взятом предприятии торговли? Снабжение и
сбыт – или нечто большее. Внедрение маркетинга в деятельность предприятий еще
больше осложнило ситуацию.
Коммерческая деятельность
коммерческих служб предприятий торговли во многом определяется «веянием» нового
времени.
Коммерческая деятельность
предприятий торговли в современных условиях строится на
принципе полного равноправия деловых партнеров, хозяйственной самостоятельности
поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности
сторон за выполнение принятых обязательств.
Таким образом, в современных
условиях в основу управления коммерческой деятельностью на предприятиях торговли должен быть, положен маркетинг –
система управления по разработке, производству и сбыту товаров на основе
изучения рынка и в интересах получения прибыли.
Список литературы
1.
Дашков Л.П.
Организация, технология и проектирование торговых предприятий [Текст]: учебник
для студентов высших учебных заведений / В.К. Памбухчиянц. – М.: Издательско –
торговая компания «Дашков и Ко», 2005. – 520 с.
2.
Ефимова Е.Г.
Экономика [Текст]: учебник / Е.Г. Ефимова. – М.: МГИУ,2008 – 368 с.
3.
Иванов Г.Г.
Организация коммерческой деятельности [Текст]: учебник / Г.Г. Иванов. – М.:
Академия, 2008 – 240 с.
5.
Малявина А.В.
Принципы построения лизинговых отношений [Текст]:/ А.В. Малявина //
Корпоративный менеджмент. – 2007 - №2. – с. 9 – 12
6.
Рузавин Г.И.
Экономическая теория [Текст]: учебник / Г.И. Рузавин. – М.: Проект, 2008 – 384
с.
[1]
Рузавин Г.И. Экономическая теория/М.: «Проект», 2008. С. 297.
[2]
Ефимова Е.Г. Экономика/М.: «МГИУ», 2008. C. 51.
[3]
Киселева Е.Н. Организация коммерческой деятельности/М.: «Вузовский учебник»,
2008. С. 151.
[4]
Малявина А.В. Принципы построения лизинговых отношений//«Корпоративный
менеджмент», 2007. № 2. – С. 9.
[5]
Иванов Г.Г. Организация коммерческой деятельности/М.: «Академия», 2008. С. 118.