Доставка товара в концепции логистики
Доставка
товара в концепции логистики
Основное содержание
процесса доставки товаров
Основное содержание
процесса доставки товара от места его изготовления до места потребления
включает выполнение широкого спектра операций в рамках системы товародвижения,
которая определяется как "технические средства, коммуникации и
обустройство всех видов транспорта, складское хозяйство промышленных фирм, их
филиалов, торгово-посреднических и других компаний; материально-техническая
база брокерских и агентских фирм; обустройство транспортно-экспедиторских
компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и
т.п.; материально-техническая база лизинговых компаний, сдающих в аренду
контейнеры; технические средства информационно-управленческих систем.
Наряду с этим эта система
"охватывает совокупность технологических, организационных, правовых, социальных
и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, информационного и иного
обеспечения хозяйственных связей"". Система товародвижения, выходящая
за рамки какой-либо одной страны, может быть определена как международная
система. Всемирную систему товародвижения можно определить, как совокупность
различных национальных систем, связанных с международным разделением труда.
В то же время в
отечественной экономической литературе часто используется понятие транспортного
обеспечения, которое по своей сути почти идентично товародвижению. Под
транспортным обеспечением понимается совокупность элементов, находящихся в
тесном взаимодействии и составляюших систему, объединяющую опера¬ции, связанные
с приемом и обращением продукции. [1. С. 10]
"Транспортное
обеспечение следует рассматривать как систему, представляющую совокупность
технических, технологических элементов; экономических, коммерческо-правовых,
организационных воздействий; форм и методов управления транспортными операциями
и процессами На всех этапах и уровнях в сфере производства, потребления и
обращения продукции, обеспечивающей общественное воспроизводство и рациональное
функционирование экономики"*.
Оба этих понятия
(товародвижение и транспортное обеспечение) весьма широко и полно охватывают
весь комплекс технико-эксплуатационных и экономико-организационных мер, без
которых невозможно осуществление хозяйственных связей: внутренних и
международных.
Система транспортного
обеспечения (товародвижения) имеет свои аналоги в западных экономических
публикациях. В частности, ей может соответствовать система товарораспределения
(distribution system) или физического распределения (physical distribution
system), которая реализуется через каналы распределения (channels
distribution), включающие непосредственно транспортировку в совокупности с
большим количеством связанных с этим процессом операций; процесс складирования
на всех этапах движения товара от изготовителя к потребителю, а также операции
в оптовой и розничной торговле, включая прямую доставку товара с завода в
розничную сеть.
Современный уровень
организации и осуществления доставки товаров предполагает максимально полное удовлетворение
потребностей грузовладельцев в организации скоростной, дешевой и сохранной
транспортировки, высокую эффективность всех сопутствующих ей операций, новые
подходы, способы и методы обеспечения их интересов.
Однако именно процесс
доставки товаров, будь то внутренние хозяйственные связи или международные, часто
сопряжен с потерями: ухудшением качества товаров и их полной или частичной
утратой; растянутыми сроками транспортировки или складирования, плохо
организованными погрузочно-разгрузочными работами; излишними
непроизводительными затратами.
Операции производственного
характера (складирование, погрузка, разгрузка, процесс транспортировки и
связанные с ним перегрузка, хранение, комплектация, фумигация (опрыскивание
ядохимикатами растительной продукции), сепарация и т.д.) никоим образом не
могут как-либо улучшить потребительские свойства товара.
Наоборот, именно в
процессе доставки (транспортировка и прочие операции) могут ухудшиться заданные
свойства товара и его качество; здесь имеет место риск утраты, порчи, хищения
товара, полная или частичная его потеря. Всем этим определяется одна из
основных задач — доставить товар в срок и без потерь. [2. С. 7-8]
Многие товары становятся
неконкурентоспособными па рынках из-за больших расходов по поставке.
Транспортные тарифы, тарифы на складирование, погрузочно-разгрузочные работы и
другие операции, связанные с доставкой, непременно добавляются к цене продукции
и могут полностью перечеркнуть намерения по ее успешной реализации на различных
рынках. Этим обусловлено следующее требование к доставке товара: необходима ее оптимизация,
а следовательно, максимальное удешевление с целью сохранения ценовой
конкурентоспособности.
В связи с этим весьма
важным во внутренних и международных хозяйственных связях является понятие
транспортной составляющей в цепе товара. Транспортная составляющая — это
заложенный в контрактную цену товара процент издержек по его доставке.
Процентное отношение издержек по доставке товара к цене товара в месте его
назначения — величина приблизительно сформировавшаяся на основе международною
опыта. Если в месте изготовления товара его цена составляет величину X, то в
месте сбыта цена товара равна Х плюс сумма расходов по доставке — У. Таким
образом, отношение издержек по доставке к цене товара и месте его назначения
вычисляется по формуле
У: (Х+ У) х 100%.
Международная практика
определила оптимальные величины названного процентного отношения, на которые,
безусловно, следует ориентироваться при осуществлении хозяйственных связей. При
этом надо учесть, что, чем дороже товар, тем меньше транспортная составляющая в
его цене на рынке сбыта. Так, при торговле готовыми изделиями, например продукцией
электронной промышленности, транспортная составляющая колеблется от 2 до 3%;
для продуктов питания и домашней техники — от 5 до 6; при поставках машин и
оборудования — от 7 до 12%. Если речь идет о торговле сырьем или
полуфабрикатами, то транспортная составляющая больше, в виду того что продукция
этого рода заведомо дешевле, чем готовые изделия. Так, при поставках сырьевой
продукции транспортная составляющая находится в диапазоне 45—60%, а для минерально-строительных
грузов приближается к 80—85%. Транспортные расходы при поставках особорежимных
грузов, требующих каких-либо особых условий транспортировки, хранения,
перегрузки и т.д., могут превысить стоимость товара.
Основное содержание
концепции логистики
Концепция управления
процессом доставки товара от изготовителя к потребителю с использованием
различных методов и способов ее организации и осуществления в западных
публикациях, а в последнее время и в отечественной экономической литературе логистика
трактуется как управление предприятием во взаимосвязи с поставщиками и
потребителями его продукции. Один из основоположников разработки этой
концепции, профессор Высшей коммерческой школы г. Бордо (Франция) Пьер Казабан,
определяет ее как "совокупность способов и методов эффективного управления
товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня
организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком,
производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание ". При этом,
по мнению автора цитируемой работы, перед логистикой стоят две задачи
стратегического характера: "эффективный контроль над издержками с целью их
сокращения и достижения высокого качества обеспечения процессов снабжения,
производства, сбыта и послепродажного обслуживания". Важное место в приведенной
концепции отводится вопросам организации и осуществления транспортировки грузов
(имеется в виду не только сам процесс перевозки, но и все сопутствующие ему операции).
Отдельно концентрируется внимание на необходимости сокращения издержек по
складированию.
Противоположной,
трактующей логистику в самом узком смысле является точка зрения, которая
определяет это понятие как совокупность операций по "сокращению затрат на
упаковку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку, таможенную очистку,
складирование, снижение до минимума расходов, связанных с
посредническо-транспортной деятельностью". Иными словами, термин
увязывается почти исключительно с вопросами совершенствования транспортного
процесса и связанных с ним операций.
В работах американских
экономистов фигурирует термин логистика бизнеса. В данном случае умышленно
подчеркивается, что имеется в виду концепция логистики в рамках экономических и
коммерческих отношений, а не военный термин "логистика", который
означает в США обеспечение снабжения, транспортировки и хранения военной
техники и живой силы.
Анализируя перечисленные
определения логистики, можно заметить, что концепция логистики в любом случае
являет собой процесс управления деятельностью предприятия, связанный с
организацией и планированием транспортных и всех других операций по доставке то
пара, включая деятельность различных посреднических компаний и фирм.
Важнейшим является тот
факт, что концепция логистики становится краеугольным камнем экономической
стратегии крупнейших промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других
предприятии Реализация концепции логистики на практике признана важнейшим
стратегическим пунктом в вопросах достижения высокоэффективном системы
транспортного обеспечения в развитых странах. В частности директор одной из
крупнейших консультационных фирм Великобритании — "Р.Е. Tubucon" О.
Салливан (О' Sullivan), оценивая возможную ситуацию в Западной Европе в конце
90-х годов, заявил, что стратегическим пунктом системы товарораспределения в
Европе станет успешная реализация компаниями концепции логистики — без этого
компаниям в конкурентной борьбе не победить. Реализации на практике концепции
логистики отводится видное место в стратегии американских и японских
предпринимателей. Треть усилий, связанных с совершенствованием своей
деятельности, японские корпорации затрачивают на решение проблем доставки товара
(т. е. логистики) Американские компании собираются отводить на это более 25%
своей деятельности.
Иными словами, в США и
Японии, так же как и в странах Западной Европы, данной концепции отводится весьма
значительное место в разработке общей стратегии предприятия как в настоящее
время, так и па перспективу. С общей концепцией логистики тесно связан вопрос о
механизмах ее реализации на практике. Пути и методы могут быть самые разные: от
четко организованного процесса планирования доставки и определения рационального
(с точки зрения затрат, сохранности груза к пути и т.д.) маршрута
транспортировки до компьютеризации окончательных расчетов за все имевшие место
операции. [3]
Виды логистики
В экономической
литературе различают следующие виды логистики: снабженческо-сбытовую;
производственную; транспортную; информационную (использование
электронно-вычислительной техники для решения логистических задач).
В рамках
снабженческо-сбытовой логистики осуществляются операции по планированию,
регулированию обеспечения производства сырьем и материалами и контролю за ним,
а также за доставкой готовой продукции потребителям.
Производственная
логистика направлена на достижение высокой степени взаимодействия всех производственных
подразделений с минимальными затратами сырья и рабочей силы.
Транспортная логистика
обеспечивает управление процессом организации и осуществляет экономически
эффективную с точки зрения затрат и сохранности доставку товаров от мест их
изготовления до мест потребления в строго обусловленные сроки.
Информационная логистика
обеспечивает контроль за всеми операциями, связанными с наличием сырья и
полуфабрикатов, выпуском готовой продукции, состоянием производственных
запасов, объемами поставок, транспортировкой сырья на производство и готовой
продукции в розничную сеть и т.д., осуществляет анализ деятельности предприятия
и дает оценку состояния его дел.
Логистическая система:
понятие, совокупные затраты
Главным в логистике
является системный подход, включающий проектирование и структурирование системы
с целью наиболее эффективного использования пространства и времени, организацию
материальных и информационных потоков. Выполнение требований логистики реализуется
через создание эффективных логистических систем, охватывающих снабжение,
производство и сбыт, включая все вопросы транспортировки и складирования.
Цель логистической
системы — доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и
ассортименте при заданном уровне издержек. Логистическая система как система
массового обслуживания обладает связями с внешней средой. Связи обычно имеют
циклический характер, поскольку отражают, как правило, стадии последовательной
передачи материального потока между контактирующими подсистемами. Вместе с тем
логистическая система может быть охарактеризована также как система с
временными ограничениями.
Гибкая логистическая
систем» но таким система, в которой доведение материального потока до потребителя
осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Пример
рассматриваемой системы — снабжение запасными частями, когда отгрузка в адрес
получателя деталей редкого спроса обычно производится непосредственно с
центрального склада, а деталей стандартного и повышенного спроса - со склада
посредника.
Логистическая система с
прямыми связями — система, в которой материальный поток доводится до
потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.
Эшелонированная или
многоуровневая логистическая система выстраивает материальный поток на пути от
производителя к потребителю таким образом, что он проходит по крайней мере
через одного посредника.
В логистическую систему в
качестве составных частей входят: транспортировка, складирование и хранение,
погрузочно-разгрузочные работы, упаковка и управление производственными
запасами.
Фирме, эксплуатирующей
логистическую систему, необходимо иметь четкое представление обо всех названных
элементах. Основное содержание элементов приводится ниже.
Транспортировка как часть
логистической системы предполагает:
·
характеристику
каждого вида транспорта и его технико-экономические способности осуществить
данную перевозку;
·
обеспечение
сохранности груза;
·
оформление
транспортной документации;
·
эксплуатацию
транспортного оборудования;
·
расписание
движения;
·
осуществление
маршрутизации перевозки;
·
подсчет затрат на
перевозку и т. д.
·
Складирование и
хранение как элементы логистики определяют:
·
роль и значение
складского хозяйства в политике организации доставки товара;
·
местонахождение и
порядок эксплуатации складов;
·
конструкцию и
расположение складов;
·
методы хранения;
·
схемы
использования складского пространства;
·
формы
использования той или иной техники в организации складских работ.
·
Погрузочно-разгрузочные
работы в системе логистики решают вопросы: применения различных методов и
способов перегрузки; выбора средств механизации работ;
·
использования
грузовых мест (контейнеры, поддоны, паллеты). Упаковка как элемент логистики
бизнеса решает задачи: выбора характера упаковки и ее роли при перевозке
товаров данного предприятия;
·
безопасности и безопасности
товара на складе и в пути;
·
определения форм
и технических требований к упаковке;
·
влияния упаковки на
общие издержки.
·
Логистика управления
производственными запасами исследует:
·
теорию управления
производственными запасами и ее приложения к выполняемым операциям и политике компании
в вопросах товародвижения (доставки);
·
экономические
величины поставки;
·
процедуры
контроля за запасами;
·
вопросы
обеспечения гарантийного запаса;
·
стоимость
производственных запасов;
·
аспекты
повреждения и морального старения продукции.
Совокупные затраты в
логистической системе формируются так:
у потребителей — в
среднем 24,3%, у поставщиков — 13,5, у посреднических организаций — 3,2, на
транспорт, включая все сопутствующие операции, — 54%. [2]
Исходя из приведенных
цифр видно, что в логистической системе первостепенное значение придается транспорту,
поэтому нередко вводится термин транспортная логистика. Она основывается на
соединении экономических интересов отправителей, получателей, транспортников и
других, привлеченных к процессу доставки товаров организаций и предприятий на
базе создания транспортно-технологических систем.
Литература
1.Николаев Д.С. Транспорт в
международных экономических отношениях М., 2008
2. Транспорт по внешнеэкономических
связях СССР/Под ред. С.Н. Кочетова. М., 2007
3. Лубочников В. Маркетинговая
логистика // Риск. 2006. № 4—5.