Термины и определения логистики. Пример простой логистической системы
Реферат
По дисциплине: Логистика
На тему: Термины и определения логистики. Пример простой логистической системы
Логистика,
несмотря на глубокие исторические корни, наука сравнительно молодая. Анализ
литературных источников [67, 98, 133, 147 и др.] показал, что на современном
этапе развития экономики нет единого определения термина «логистика»,
получившего всеобщее признание. Это объясняется, с одной стороны, тем, что
логистика имеет множество направлений и выделение одного из них существенно
меняет смысл и содержание самого определения. С другой — объект логистики можно
рассматривать с разных точек зрения — с позиций маркетолога, финансиста, менеджера.
В зарубежной литературе понятие «логистика» чаще всего трактуется как процесс
управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в
хозяйственном обороте. На наш взгляд, наиболее полное определение термина дано
в работе А.Н. Родникова [119]. «Логистика» — наука о планировании, контроле и
управлении транспортированием, складированием и другими материальными и
нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и
материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья
и материалов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с
интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки
соответствующей информации». Данное определение дает понятие о логистике как сфере
деятельности и раскрывает ее содержательную сторону.
Обобщая
трактовки, даваемые различными авторами, рассмотрим основные термины и
определения логистики.
Логистическая
система (ЛС) — это
сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система,
которая состоит из элементов — звеньев, взаимосвязанных в едином процессе
управления материальными и сопутствующими им потоками.
Логистическая
функция (ЛФ) — укрупненная
группа логистических операций, направленных на реализацию целей ЛС и задаваемых
значениями показателей, являющихся ее выходными параметрами (снабжение,
производство, сбыт).
Логистическая
операция (ЛО) — обособленная
совокупность действий, направленных на преобразование материального и
информационного потока (складирование, транспортирование и т. д.).
Логистическая
цепь (ЛЦ) — линейно
упорядоченное множество звеньев ЛС (производителей, дистрибьюторов, складов
общего пользования и т. д.), осуществляющих ЛО по доведению материального
потока:
1)от одной ЛС до
другой (в случае производственного потребления);
2)до конечного
потребителя.
Звено
логистической системы (ЗЛС) — некоторый экономический и (или) функционально обособленный
объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи
анализа или построения ЛС (выполняющий свою локальную цель, связанную с
определенной ЛФ и ЛО).
Логистическая
сеть — полное
множество звеньев ЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и
сопутствующим им информационным и финансовым потокам исследуемой ЛС.
Логистический
канал (ЛК) — упорядоченное
множество звеньев ЛС, включающей в себя все ЛЦ или их участки, проводящие
материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов до ее конечных
потребителей.
Материальный
поток (МП) — находящиеся
в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая
продукция, к которым применяются ЛО и ЛФ (погрузка, разгрузка, затаривание,
перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнения и т. д.).
Логистическая
система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные ЛФ.
Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с
внешней средой. В качестве ЛС можно рассматривать
территориально-производственный комплекс, промышленное, торговое предприятие и
т. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий, максимально
подготовленных к производственному или личному потреблению в заданное место, в
нужном количестве и ассортименте.
Границы
Л С определяются циклом обращения средств производства (рис. 1.1). Вначале
закупаются средства производства и в виде материального потока поступают в ЛС,
складируются, хранятся, перерабатываются, вновь хранятся и затем уходят из нее
к потребителю в обмен на поступающие в ЛС финансовые ресурсы.
Рис.
1.1. Пример логистической системы
Эволюция уровней
развития и концепций логистики
В
генезисе логистики XX века выделяется
несколько Исторических этапов [133].
Период с
1920-х до начала 1950-х годов можно назвать этапом «фрагментаризации», когда
идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления
материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя и «витала в
воздухе». И до 1950-х годов отдельные логистические активности были важны с
точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве,
транспортировке, складировании и т. п.
Однако
общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не
способствовали проявлению феномена логистики.
Рассматриваемый
период важен тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрения
логистической концепции. К ним можно отнести следующие:
возрастание
запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;
рост
транспортных тарифов;
появление
и быстрое распространение концепции маркетинга;
развитие
теории и практики военной логистики.
В эти
годы вышел ряд работ по маркетингу, в которых была вскрыта природа физического
распределения как составной части маркетинга, указана его особая роль в
организации и повышении эффективности сбыта товаров.
Становление
концепции маркетинга как следствие постепенного перехода мировой экономики от
рынка производителя к рынку покупателя явилось ключевым фактором, объясняющим
появление логистики в бизнесе.
Рассматриваемый
период характеризовался активным развитием военной логистики, прежде всего в
США. К началу 1950-х годов была в основном сформирована теория военной
логистики. Практическая значимость разработанных логистических подходов была
доказана американской армией при открытии второго фронта во второй мировой
войне, когда были успешно применены принципы единого управления и координации
снабжения, складирования и транспорта. В рассматриваемом историческом отрезке
времени появились первые логистические организации и сообщества. Старейшей
организацией не только в США, но и в мире является Национальная ассоциация
проблем управления закупками (основана в 1915г.), преобразованная в 1967г. в
Национальную ассоциацию агентов снабжения.
Период с
середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом
становления (концептуализации) логистики. Для него характерно быстрое развитие
теории и практики логистики, прежде всего в США. Философия маркетинга широко
распространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришло
понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения
дистрибьюции (физического распределения) прежде всего с позиций снижения
затрат. Известный американский писатель и консультант по менеджменту Питер
Друкер назвал активности в дистрибьюции «наиболее печально пренебрегаемой и наиболее
подающей надежды сферой американского бизнеса».
Одним из
ключевых фактов быстрой экспансии логистики в западный бизнес явилось
возникновение концепции общих (тотальных) затрат в физическом распределении.
Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в
дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя
к потребителю уменьшится. Например, переключая перевозки товаров с
автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания
промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и
управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут,
общий уровень их в дистрибутивной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает
внутреннее взаимодействие между двумя важнейшими логистическими активностями:
запасами и транспортировкой. Концепция общих затрат явилась базисом для
развития методологии принятия логистических решений.
Вместе с
этим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов,
объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. Основными тенденциями
на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли
сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров,
удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров). Быстрое развитие
олигополистических рыночных структур заставило организации бизнеса искать новые
пути координации спроса и предложения, лучшего обслуживания потребителей.
Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства
продукции. Рост разнообразия товаров почти автоматически' привел к
значительному повышению затрат на создание и поддержание запасов в системах
дистрибьюции. Это в свою очередь, потребовало поиска новых путей совершенствования
товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического
распределения.
За
бурным экономическим ростом к середине 60-х годов наметился заметный спад и
период сжатия пролонгированной прибыли производителей. Изменение рыночной
ситуации, рост олигополистической конкуренции усилили давление фактора затрат на
производителей продукции, заставили менеджеров искать новые пути повышения
производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. И
новые логистические концепции предоставили им такую возможность. Кроме того,
менеджеры начали осознавать, что логистические затраты могут достигать весьма
больших размеров.
Одним из
важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было
применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий.
Научно-технический прогресс в экономике развитых капиталистических стран привел
к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких,
например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и
складов, оптимальная маршрутизация, управление много ассортиментными запасами
продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т. п.
Эти
задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий,
которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50-х годов. Компьютер
сделался неотъемлемой частью каждой крупной фирмы. В то же время стали
повсеместно применяться современные экономико-математические методы и модели
теории оптимального планирования, теории массового обслуживания, теории
управления запасами и другие методы исследования операций. Особенно широко
начали использоваться методы математической статистики, линейного
программирования и прогнозирования. Возрос интерес менеджеров к внедрению в
бизнесе информационно-компьютерных технологий как средства снижения затрат и
получения оптимальных управленческих решений. Одним из результатов синтеза
компьютерных технологий и принципов логистики стала разработанная в США
внутрипроизводственная микрологистическая система MRP I (Material
Requirements Planning) — Система планирования потребности
в материалах.
Существенный
фактор; усиливший логистический подход к дистрибьюции, — изменение в стратегиях
формирования запасов. Товаропроизводители не хотели создавать большие запасы
готовой продукции на своих производствах, а стремились «вытолкнуть» их в каналы
дистрибьюции. Поэтому оптовики, розничные торговцы и другие торговые посредники
были вынуждены самостоятельно решать проблемы дислокации складов,
транспортировки, управления и контроля уровней запасов в товаропроводящих
сетях. Естественно, что увеличение затрат дистрибьюторов, связанных с этими
логистическими активностями, привело к обратной реакции возврата запасов
производителям. Конфликтные ситуации могли быть разрешены только с помощью
логистической координации.
Наконец,
опыт военной логистики стал постепенно использоваться менеджментом для
администрирования и координации логистических действий. В США этому
способствовало спонсирование армией логистических разработок ряда ведущих
университетов и научно-исследовательских фирм.
В конце
1960-х годов за рубежом (в основном в США) была сформулирована концепция так
называемой бизнес - логистики как интегрального инструмента менеджмента. В то
же время не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Эти
попытки в основном исходили от университетских ученых и многочисленных
логистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах.
Превращению
логистики из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве,
так и в дистрибьюции товаров способствовала синтезированная в этот, период
логистическая система DRP (Distribution Requirements Planning) — Система управления распределением
продукции. К числу важнейших функций DRP, а затем ее расширенных модификаций стали относиться контроль за
состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок,
распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта с
использованием обеспечивающего комплекса MRP.
В этот
же период бурными темпами развивается экономика Японии, которая стала теснить
своих американских и европейских конкурентов на рынках. Это произошло благодаря
низкой себестоимости и высокому качеству японских товаров, обеспеченными, в
частности, разработанными и примененными впервые в мире логистической
концепцией «just in time» — JIT
(точно в срок) и внутрипроизводственной системой KANBAN [118]. В конце 70-х годов японская фирма Тойота
сформировала новую философию всеобщего управления качеством продукции - TQM (Total Quality Management), которую в настоящее время
применяет большинство фирм развитых капиталистических стран. Дисциплина TQM стала одним из фундаментов развития
нового интегрального подхода в логистике.
К концу
70-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная»
революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его
операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.
Большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования,
новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных складских
комплексов, активно начала внедряться контейнеризация перевозок грузов.
Значительный экономический эффект дало применение в дистрибутивных
логистических системах стандартизации тары и упаковки, прежде всего, внедрение
стандартных типоразмерных рядов упаковок и паллетов.
Период с
1980-х до середины 1990-х годов один из самых известных ученых и специалистов
по логистике профессор Мичиганского университета Дональд Бауэрсокс назвал
периодом «логистического ренессанса» [13]. Действительно, за это время теория и
практика логистики на Западе шагнул и далеко вперед, намного превзойдя то, что
было сделано за предыдущие десятилетия. Доминантной идеей бурного развития
логистики была максимальная интеграция логистических активностей фирмы и ее
логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки —
производство — дистрибьюция — продажи» для достижения конечной цели бизнеса с
минимальными затратами.
В
течение рассматриваемого исторического периода произошли существенные изменения
в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета.
Совершенствование
микропроцессорной техники и ее широкое применение во всех сферах экономики
развитых стран способствовали настоящей революции в информационно-компьютерных
технологиях. Информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент
современной рыночной инфраструктуры. Формирование мирового информационного
пространства шло по направлениям создания и развития баз и банков данных,
систем и стандартов электронных сделок и электронных коммуникаций. Для
продвижения принципов логистики важнейшее значение имели создание систем
электронных банковских операций (на основе международной межбанковской сети S.W.I F.T. I и S.W.I.F.T. II), использование
для поддержки информационных взаимодействий между логистическими партнерами
стандартов EDI (Electronic Data Interchange) — «электронного обмена данными» и EDIFACT (Electronic Data Interchange (for Administration, Commerce and Transport) — «электронного обмена данными в
управлении, торговле и на транспорте».
Продвижению
логистической концепции в бизнесе способствовал быстро развивающийся рынок
электронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи,
электронной почты, телеконференций, клирингхаузов, общедоступного программного
обеспечения и т. д. Логистические партнеры начали широко использовать
возможности как коммерческих (CompuServe, America Online), так и некоммерческих (Internet) систем массового информационного
обслуживания.
Прослеженная
нами эволюция логистики тесно связана с логистическими парадигмами. Исторически
сложились четыре основные парадигмы [132]:
аналитическая;
технологическая
(информационная);
маркетинговая;
интегральная.
Вокруг
этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались свои научные школы,
группы исследователей и логистические сообщества.
Аналитическая
парадигма
представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к
теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками
в производстве и обращении.
Технологическая
парадигма появилась
в-1960-х годах и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных
технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны,
можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком
логистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное
обеспечение решения проблемы. Практическим примером использования
технологической парадигмы являются широко распространенные системы MRP/DRP, применяемые во внутрифирменном планировании и
управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками
готовой продукции потребителям. Наряду с этим решаются и отдельные задачи
оптимизации, например, определение оптимальной партии поставки (заказа) или
уровней запасов продукции в элементах логистических систем. В то же время
логистические системы, построенные на принципах использования технологической
парадигмы, не обладают необходимыми уровнями гибкости и динамичности, требуемыми
на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования
отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.
С начала
1980-х годов и до настоящего времени в ряде развитых капиталистических стран
при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма.
Модели, использующие эту парадигму, имеют цель описать и объяснить отношения
между ЛС и возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Научной базой данной
парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины: экономика
и организация производства, операционный менеджмент, управление персоналом и
качеством продукции, маркетинг, социальная психология и др. Математическую
основу парадигмы составляют теория вероятностей, математическая статистика,
методы исследования операций. Необходимо отметить, что модели логистических
объектов, использующие эту парадигму, являются в определенной степени
абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный
характер, что затрудняет получение простых аналитических решений.
Основные
предпосылки интегральной парадигмы логистики в соответствии с работой
[133]— следующие:
есть
новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в
конкурентных возможностях фирмы;
имеется
достаточно много перспектив интеграции между логистическими партнерами новых
организационных (структурных) отношений;
технологические
возможности, в частности в области гибких производств и
информационно-компьютерных технологий, радикально изменились и открыли новые
горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения
продукции.
Интегральная
парадигма отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации,
системы рассматриваются как некоторые центры логистической активности, прямо
или. косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальным
потоком для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей в
соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.