Термины и определения логистики. Пример простой логистической системы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,23 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Термины и определения логистики. Пример простой логистической системы

Реферат

По дисциплине: Логистика

На тему: Термины и определения логистики. Пример простой логистической системы

Логистика, несмотря на глубокие исторические корни, наука сравнительно молодая. Анализ литературных источников [67, 98, 133, 147 и др.] показал, что на современном этапе развития экономики нет единого определения термина «логистика», получившего всеобщее признание. Это объясняется, с одной стороны, тем, что логистика имеет множество направлений и выделение одного из них существенно меняет смысл и содержание самого определения. С другой — объект логистики можно рассматривать с разных точек зрения — с позиций маркетолога, финансиста, менеджера. В зарубежной литературе понятие «логистика» чаще всего трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте. На наш взгляд, наиболее полное определение термина дано в работе А.Н. Родникова [119]. «Логистика» — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации». Данное определение дает понятие о логистике как сфере деятельности и раскрывает ее содержательную сторону.

Обобщая трактовки, даваемые различными авторами, рассмотрим основные термины и определения логистики.

Логистическая система (ЛС) — это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов — звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

Логистическая функция (ЛФ) — укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей ЛС и задаваемых значениями показателей, являющихся ее выходными параметрами (снабжение, производство, сбыт).

Логистическая операция (ЛО) — обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока (складирование, транспортирование и т. д.).

Логистическая цепь (ЛЦ) — линейно упорядоченное множество звеньев ЛС (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т. д.), осуществляющих ЛО по доведению материального потока:

1)от одной ЛС до другой (в случае производственного потребления);

2)до конечного потребителя.

Звено логистической системы (ЗЛС) — некоторый экономический и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения ЛС (выполняющий свою локальную цель, связанную с определенной ЛФ и ЛО).

Логистическая сеть — полное множество звеньев ЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам исследуемой ЛС.

Логистический канал (ЛК) — упорядоченное множество звеньев ЛС, включающей в себя все ЛЦ или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов до ее конечных потребителей.

Материальный поток (МП) — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются ЛО и ЛФ (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнения и т. д.).

Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные ЛФ. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве ЛС можно рассматривать территориально-производственный комплекс, промышленное, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий, максимально подготовленных к производственному или личному потреблению в заданное место, в нужном количестве и ассортименте.

Границы Л С определяются циклом обращения средств производства (рис. 1.1). Вначале закупаются средства производства и в виде материального потока поступают в ЛС, складируются, хранятся, перерабатываются, вновь хранятся и затем уходят из нее к потребителю в обмен на поступающие в ЛС финансовые ресурсы.

Рис. 1.1. Пример логистической системы

Эволюция уровней развития и концепций логистики

В генезисе логистики XX века выделяется несколько Исторических этапов [133].

Период с 1920-х до начала 1950-х годов можно назвать этапом «фрагментаризации», когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя и «витала в воздухе». И до 1950-х годов отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т. п.

Однако общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не способствовали проявлению феномена логистики.

Рассматриваемый период важен тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие:

возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;

рост транспортных тарифов;

появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

развитие теории и практики военной логистики.

В эти годы вышел ряд работ по маркетингу, в которых была вскрыта природа физического распределения как составной части маркетинга, указана его особая роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров.

Становление концепции маркетинга как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя к рынку покупателя явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе.

Рассматриваемый период характеризовался активным развитием военной логистики, прежде всего в США. К началу 1950-х годов была в основном сформирована теория военной логистики. Практическая значимость разработанных логистических подходов была доказана американской армией при открытии второго фронта во второй мировой войне, когда были успешно применены принципы единого управления и координации снабжения, складирования и транспорта. В рассматриваемом историческом отрезке времени появились первые логистические организации и сообщества. Старейшей организацией не только в США, но и в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (основана в 1915г.), преобразованная в 1967г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.

Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. Для него характерно быстрое развитие теории и практики логистики, прежде всего в США. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибьюции (физического распределения) прежде всего с позиций снижения затрат. Известный американский писатель и консультант по менеджменту Питер Друкер назвал активности в дистрибьюции «наиболее печально пренебрегаемой и наиболее подающей надежды сферой американского бизнеса».

Одним из ключевых фактов быстрой экспансии логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих (тотальных) затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий уровень их в дистрибутивной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает внутреннее взаимодействие между двумя важнейшими логистическими активностями: запасами и транспортировкой. Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений.

Вместе с этим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. Основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров). Быстрое развитие олигополистических рыночных структур заставило организации бизнеса искать новые пути координации спроса и предложения, лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Рост разнообразия товаров почти автоматически' привел к значительному повышению затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибьюции. Это в свою очередь, потребовало поиска новых путей совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения.

За бурным экономическим ростом к середине 60-х годов наметился заметный спад и период сжатия пролонгированной прибыли производителей. Изменение рыночной ситуации, рост олигополистической конкуренции усилили давление фактора затрат на производителей продукции, заставили менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. И новые логистические концепции предоставили им такую возможность. Кроме того, менеджеры начали осознавать, что логистические затраты могут достигать весьма больших размеров.

Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Научно-технический прогресс в экономике развитых капиталистических стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление много ассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т. п.

Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50-х годов. Компьютер сделался неотъемлемой частью каждой крупной фирмы. В то же время стали повсеместно применяться современные экономико-математические методы и модели теории оптимального планирования, теории массового обслуживания, теории управления запасами и другие методы исследования операций. Особенно широко начали использоваться методы математической статистики, линейного программирования и прогнозирования. Возрос интерес менеджеров к внедрению в бизнесе информационно-компьютерных технологий как средства снижения затрат и получения оптимальных управленческих решений. Одним из результатов синтеза компьютерных технологий и принципов логистики стала разработанная в США внутрипроизводственная микрологистическая система MRP I (Material Requirements Planning) — Система планирования потребности в материалах.

Существенный фактор; усиливший логистический подход к дистрибьюции, — изменение в стратегиях формирования запасов. Товаропроизводители не хотели создавать большие запасы готовой продукции на своих производствах, а стремились «вытолкнуть» их в каналы дистрибьюции. Поэтому оптовики, розничные торговцы и другие торговые посредники были вынуждены самостоятельно решать проблемы дислокации складов, транспортировки, управления и контроля уровней запасов в товаропроводящих сетях. Естественно, что увеличение затрат дистрибьюторов, связанных с этими логистическими активностями, привело к обратной реакции возврата запасов производителям. Конфликтные ситуации могли быть разрешены только с помощью логистической координации.

Наконец, опыт военной логистики стал постепенно использоваться менеджментом для администрирования и координации логистических действий. В США этому способствовало спонсирование армией логистических разработок ряда ведущих университетов и научно-исследовательских фирм.

В конце 1960-х годов за рубежом (в основном в США) была сформулирована концепция так называемой бизнес - логистики как интегрального инструмента менеджмента. В то же время не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Эти попытки в основном исходили от университетских ученых и многочисленных логистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах.

Превращению логистики из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве, так и в дистрибьюции товаров способствовала синтезированная в этот, период логистическая система DRP (Distribution Requirements Planning) — Система управления распределением продукции. К числу важнейших функций DRP, а затем ее расширенных модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.

В этот же период бурными темпами развивается экономика Японии, которая стала теснить своих американских и европейских конкурентов на рынках. Это произошло благодаря низкой себестоимости и высокому качеству японских товаров, обеспеченными, в частности, разработанными и примененными впервые в мире логистической концепцией «just in time» — JIT (точно в срок) и внутрипроизводственной системой KANBAN [118]. В конце 70-х годов японская фирма Тойота сформировала новую философию всеобщего управления качеством продукции - TQM (Total Quality Management), которую в настоящее время применяет большинство фирм развитых капиталистических стран. Дисциплина TQM стала одним из фундаментов развития нового интегрального подхода в логистике.

К концу 70-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение. Большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных складских комплексов, активно начала внедряться контейнеризация перевозок грузов. Значительный экономический эффект дало применение в дистрибутивных логистических системах стандартизации тары и упаковки, прежде всего, внедрение стандартных типоразмерных рядов упаковок и паллетов.

Период с 1980-х до середины 1990-х годов один из самых известных ученых и специалистов по логистике профессор Мичиганского университета Дональд Бауэрсокс назвал периодом «логистического ренессанса» [13]. Действительно, за это время теория и практика логистики на Западе шагнул и далеко вперед, намного превзойдя то, что было сделано за предыдущие десятилетия. Доминантной идеей бурного развития логистики была максимальная интеграция логистических активностей фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки — производство — дистрибьюция — продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.

В течение рассматриваемого исторического периода произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета.

Совершенствование микропроцессорной техники и ее широкое применение во всех сферах экономики развитых стран способствовали настоящей революции в информационно-компьютерных технологиях. Информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Формирование мирового информационного пространства шло по направлениям создания и развития баз и банков данных, систем и стандартов электронных сделок и электронных коммуникаций. Для продвижения принципов логистики важнейшее значение имели создание систем электронных банковских операций (на основе международной межбанковской сети S.W.I F.T. I и S.W.I.F.T. II), использование для поддержки информационных взаимодействий между логистическими партнерами стандартов EDI (Electronic Data Interchange) — «электронного обмена данными» и EDIFACT (Electronic Data Interchange (for Administration, Commerce and Transport) — «электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте».

Продвижению логистической концепции в бизнесе способствовал быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи, электронной почты, телеконференций, клирингхаузов, общедоступного программного обеспечения и т. д. Логистические партнеры начали широко использовать возможности как коммерческих (CompuServe, America Online), так и некоммерческих (Internet) систем массового информационного обслуживания.

Прослеженная нами эволюция логистики тесно связана с логистическими парадигмами. Исторически сложились четыре основные парадигмы [132]:

аналитическая;

технологическая (информационная);

маркетинговая;

интегральная.

Вокруг этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались свои научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении.

Технологическая парадигма появилась в-1960-х годах и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Практическим примером использования технологической парадигмы являются широко распространенные системы MRP/DRP, применяемые во внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Наряду с этим решаются и отдельные задачи оптимизации, например, определение оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции в элементах логистических систем. В то же время логистические системы, построенные на принципах использования технологической парадигмы, не обладают необходимыми уровнями гибкости и динамичности, требуемыми на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.

С начала 1980-х годов и до настоящего времени в ряде развитых капиталистических стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют цель описать и объяснить отношения между ЛС и возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины: экономика и организация производства, операционный менеджмент, управление персоналом и качеством продукции, маркетинг, социальная психология и др. Математическую основу парадигмы составляют теория вероятностей, математическая статистика, методы исследования операций. Необходимо отметить, что модели логистических объектов, использующие эту парадигму, являются в определенной степени абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических решений.

Основные предпосылки интегральной парадигмы логистики в соответствии с работой [133]— следующие:

есть новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

имеется достаточно много перспектив интеграции между логистическими партнерами новых организационных (структурных) отношений;

технологические возможности, в частности в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, радикально изменились и открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

Интегральная парадигма отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как некоторые центры логистической активности, прямо или. косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальным потоком для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

Похожие работы на - Термины и определения логистики. Пример простой логистической системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!