Розничный и оптовый товарооборот
РЕФЕРАТ
«Розничный и оптовый
товарооборот»
1.
Сущность, значение и структура розничного товарооборота. Система показателей
розничного товарооборота
Основную массу
материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей,
население получает через торговлю.
Розничная торговля по своей сути является предпринимательской
деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным
потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования.
Это – конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она
обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя. В
условиях рыночной экономики все предприятия должны покупать и продавать, чтобы
получать средства для развития хозяйственной деятельности.
Количественная и качественная характеристика товарной массы,
которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с
законами товарного обращения, находит своё выражение в показателях розничного
товарооборота.
Розничный товарооборот – количественный показатель,
характеризующий объём продаж, он выражает экономические отношения, возникающие
на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное
потребление путём их обмена на денежные доходы. Продукты, произведённые для
реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота.
Объём и тенденции изменения розничного товарооборота в
значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через
розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с
количеством и качеством труда.
Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах
потребления не только путём их индивидуального потребления. Покупателями в этом
случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и
дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, школы, интернаты и т.д.). Продажа
товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному,
так и за наличный расчёт и называется мелкооптовой продажей.
Розничный товарооборот – это важный показатель торгового
предприятия. Он характеризует объём деятельности предприятия, от него зависит
объём валового дохода и прибыли.
К показателям, характеризующим товарооборот, можно отнести
следующие:
-
объём
товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
-
однодневный
объём товарооборота (в рублях);
-
ассортиментная
структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб. и %);
-
объём
товарооборота на одного работника и на 1 м2 торговой площади;
-
среднегодовое
изменение товарных запасов;
-
товарооборачиваемость
(в днях и количестве оборотов).
Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным
товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и
является его качественной характеристикой. Структуру розничного товарооборота
определяет соотношение между продовольственными и непродовольственными
товарами. В настоящее время, когда рыночное состояние экономики оценивается как
кризисное, изменяется и структура розничного товарооборота. Растёт удельный вес
продовольственных товаров в объёме розничного товарооборота. Высокими темпами
увеличивается спрос и реализация товаров с регулируемыми ценами (молоко и
молочные продукты, хлеб и др.). В составе совокупного расхода семей продукты
питания занимают высокий удельный вес. Переключение спроса большинства
населения на приобретение основных продуктов питания отрицательно сказалось на
объёме и структуре реализации непродовольственных товаров. Наметилась тенденция
уменьшения удельного веса товарооборота в производстве товаров народного
потребления и в денежных доходах.
2. Роль и функции оптовой торговли
Промежуточными продавцами могут быть лица, предприятия и
организации, приобретающие товары у производителей или других продавцов для их
перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Промежуточной торговлей могут заниматься промышленные, оптовые и розничные
предприятия, посреднические фирмы.
Необходимость оптовой торговли вызывается общественным разделением
труда, наличием товарно-денежных отношений, узкой специализацией промышленных
предприятий, потребностью в региональном сбалансировании спроса и предложения,
быстрой реализации изготовленного товара для возобновления расширенного
воспроизводства, доведения его до конечного потребителя.
Характеристика оптовой торговли:
1) Оптовые сделки – крупные, торговая зона – большая.
2) Оптовик мало внимания уделяет стимулированию сбыта, месту
расположения своего предприятия, т.к. имеет дело с профессиональными клиентами,
а не с конечным потребителем.
3) Различия в правовом обеспечении и налоговом законодательстве (в
странах с развитой рыночной экономикой).
Субъекты оптовой торговли. Оптовую торговлю могут осуществлять:
-
специализированные
крупные предприятия с полным циклом обслуживания;
-
с
неполным, торгующие широким и узкоспециальным ассортиментом, посредники (фирмы
различных форм собственности, оптовики-комивояжёры, оптовые организаторы,
оптовики-консигнаторы, брокеры, агенты и др);
-
оптово-розничные
объединения, созданные на базе специализированных оптовых предприятий, складов
бывших торгов и трестов, получивших юридическую самостоятельность;
-
склады
крупных розничных и промышленных предприятий, магазины-склады;
-
оптовые
предприятия типа “Кэш-энд-кэрри” (оплатил – забирай);
-
оптово-розничные
объединения малых и средних предприятий торговли и питания, не имеющие
материально-технической базы (на кооперативной основе формируется оптовое
звено).
Функции оптовой торговли:
-
сбыт
и его стимулирование;
-
закупки
и формирование товарного ассортимента;
-
разбивка
крупных партий товара на мелкие;
-
складирование,
транспортировка, финансирование (если с отсрочкой платежа или по предзаказу без
оплаты);
-
принятие
риска;
-
информирование
о рынке, о конкурентах, о новых товарах, динамике цен;
-
услуги
по управлению и консультированию.
Основное назначение оптовой торговли состоит в организации
бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных
предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.
Главным количественным показателем, позволяющим оценить объём
работы оптовой торговли, является оптовый товарооборот – это продажа товаров
крупными партиями предприятиям оптовой торговли для последующей перепродажи
(розничной торговле – для продажи населению, прочим предприятиям – для
промышленного потребления и др.).
Классификация оптовой реализации:
- по назначению: 3 вида оптового товарооборота по реализации:
1.
Подажа
товара розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а
также на экспорт;
2.
Мжгосударственный
(межреспубликанский) отпуск (продажа товаров за пределы республики другим
суверенным государствам на основе межправительственных соглашений);
3.
Вутрисистемный
отпуск (продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому);
- по
формам организации товарного движения:
-
складской
(продажа товаров оптовым покупателям непосредственно со складов);
-
транзитный
с участием в расчётах – продажа товаров со складов промышленного предприятия
непосредственно потребителю, минуя склады оптовой базы. При этом расчёт с
грузоотправителем осуществляет база, т.к. выписывая счёт-фактуру на партию
отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает
накладную или счёт на имя покупателя с включением в сумму счёта оптовой
надбавки, определяемой по соглашению сторон для того, чтобы покрыть свои
расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.
Оптовая
торговля с участием в расчётах – сумма транзитного и складского с учётом в
расчётах оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптовой торговли
исчисляются к оптовому товарообороту с участием в расчётах.
3.
Задачи и порядок анализа оптового товарооборота
Цель
анализа – объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания
покупателей, совершенствования товародвижения.
Задачи:
-
дать
оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;
-
изучить
их в динамике;
-
выявить
и измерить влияние основных факторов на оптовый товарооборот;
-
установить
причины недостатков торгово-коммерческой деятельности и различные меры по их
устранению.
Этапы
анализа:
1. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота:
- оценивается степень
выполнения плана и динамика оптового товарооборота; анализ состава,
ассортимента и структуры товарооборота по отдельным покупателям;
- выполнение плана оптового
товарооборота по составу виды оптовой реализации: складская и транзитная с
участием в расчётах;
- проводится оценка
выполнения плана оптового товарооборота по товарным группам и по формам оптовой
реализации (например, обувь
- оптовый товарооборот
может изучаться также и по направлениям реализации товаров (по рыночным и
внерыночным фондам).
Рыночные фонды – отпуск предприятиям розничной торговли и
общественного питания для продажи населению.
Внерыночные фонды – отпуск предприятиям для производственных нужд.
2. Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам, декадам.
3. Анализ рациональности товародвижения (с помощью методов
математического программирования: симплексный, распределительный, метод
потенциалов, т.е. транспортная задачи.
4. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового
товарооборота.
Факторы:
-
от
обеспеченности требуемыми ресурсами и повышения эффективности труда;
-
от
состояния, развития и эффективности использования МТБ оптового предприятия.
5. Проводят оперативный анализ поставки товаров и оптового
товарооборота.
4.
Планирование оптового товарооборота
План
оптового товарооборота включает: 1) план оптового товарооборота по общему
объёму, структуре, видам; 2) норму товарооборота товарных запасов; 3) план
товарного обеспечения.
1. Основные предпосылки прогноза оптового товарооборота:
-
прогноз
развития розничного товарооборота в целом по республике в районе деятельности
базы;
-
накопленная
информация о потенциальных партнёрах-производителях, номенклатуре производимых
товаров, их свойствах, ценах, условиях поставки, биржевых котировках;
-
сведения
о конъюнктуре рынка, товарных рынках, о спросе, покупателях;
-
заказы-заявки
от розничной торговли, предприятий и др.;
-
прогнозные
расчёты товарных ресурсов в разрезе источников, которые могут быть вовлечены в
товарооборот;
-
заказы
на поставку для государственных нужд;
-
перспективы
развития производства товаров в районе деятельности оптового предприятия;
-
ориентиры
на обеспечение необходимой прибыльности;
-
анализ
динамики объёма и структуры оптового товарооборота, состояние товарных запасов
и товарного обеспечения.
Ограничения
в деятельности оптового предприятия: а) ресурсные; б) финансовые; в) временные,
обусловленные инфляцией (замедленная оборачиваемость); г) объём покупательского
спроса.
Исходная база – анализ.
При разработке прогноза показателей оптового товарооборота
используют балансовый метод (увязка между ресурсами и потребностями):
Зн + Пр + Пи + Пд + Пдр
= Ор + Во + Мп + Др + Зк,
(5)
где Зн и Зк - запасы на
начало и конец планового периода (норматив);
Пр - закупка товаров внутри республики;
Пдр - закупка товаров у стран ближнего
зарубежья;
Пи - поставки товара по импорту;
Пд - закупка товара по дополнительным источникам;
Ор - оптовый товарооборот по реализации;
Во - внутрисистемный товарооборот;
Мп - межгосударственные поставки;
Др - собственные нужды и потери
(документальный расход).
Расчёт начинается с: 1) определения потребности в товарах в
разрезе источников их поступления; 2) рассчитывается объём оптового
товарооборота по реализации:
Ор = Рр + Рв + Рвн, (6)
где Рр от реализации товаров розничным торговым
предприятиям;
Рв -от реализации предприятиям для промышленного
потребления и переработки (внерыночный фонд);
Рвн объём реализации товаров на экспорт и
внутриреспубликанские нужды.
Рр = Тр ± ИНЗ – Ппи, (7)
где Тр - прогнозирование объёма розничного
товарооборота;
ИНЗ - изменение норматива товарных запасов;
Ппи - поступление товаров в розницу помимо оптовой
базы;
Рв - с учётом заявок;
Рвн - на уровне заключения договоров и
норматива;
Во и Мп - по договорам поставок и
специальным соглашениям.
После
определения прогнозируемого значения оптового товарооборота необходимо
определить ассортиментную структуру товара, необходимого для удовлетворения
спроса, бесперебойной торговли, нормализации товарных запасов.
Объём
потребности в товарах складывается из следующих величин:
П = С – Зн + Нз, (8)
где П - потребность в товаре конкретного вида на
планируемый период;
С - прогнозируемый объём спроса на данный товар;
Зн - мобильный товарный запас на начало планируемого
периода на оптовом предприятии и предприятиях, обслуживаемых им;
Нз - норматив товарных запасов, необходимых для
бесперебойной торговли и нормализация запасов в опте и у потребителей.
С = Р / Кс, (9)
где Р - прогнозируемый объём продаж;
Кс - коэффициент изменения спроса.
Зн=Зк+П-Рт, (10)
где Зк - запасы на конец прошлого года (начало
текущего);
П - объём поставки в текущем году;
Рт - ожидаемая продажа в текущем году (в сумме
или единицах).
Нз=Нтт · С/Рт или Нз=С
· Нn · З/n, (11)
где Нтт - норматив товарных запасов
текущего периода в стоимостном или количественном выражении;
Нn - плановый норматив в днях оборота;
n - ожидаемая продажа в текущем году (в сумме или
единицах).
После
расчёта прогнозируемых значений объёма и структуры товарооборота по реализации
приступают к определению величины складского и транзитного оборота с участием в
расчётах.
Размер и структура складского товарооборота зависит от:
-
обеспеченности
оптовой базы складскими площадями и ёмкостями;
-
планов
ввода их в действие и выбытия;
-
сезонности
производства и потребления отдельных видов товаров;
-
сложности
ассортимента и необходимости их подсортировки;
-
размещения
и специализации промышленных, оптовых и розничных предприятий;
-
нормы
транзитных отгрузок;
-
сложившегося
удельного веса складского товарооборота.
Как
правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской товарооборот, а
по простому и крупногабаритному ассортименту – транзитный.
По межгосударственному и внутрисистемному обороту чаще всего
предусматриваются транзитные отгрузки.
2. Прогнозирование оптового товарооборота не является законченным
без расчёта нормы товарных запасов.
Общий объём закупок:
ОЗ = От с уч + Нз – Зс, (12)
где От с уч - оптовый товарооборот с участием
базы в расчётах;
Нз - норматив товарных запасов на конец планового
периода на складе и в пути;
Зс - запасы на складе и в пути на начало
планового периода до поступления товаров на склады: П=Тскл+Нз-Зн,
Т – складской товарооборот, Нз и Зн – (без запасов товара
в пути).
Список использованной литературы
1)
Альбеков
А.У., Согомонян С.А.. Экономика комерческого предприятия. Серия «Учебники,
учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2)
Белоусова
Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.:
БГЭУ, 2007.
3)
Байнев
В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.:
БГУ, 2007.
4)
Гиляровская
Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд.
«Проспект», 2006.
5)
Горфинкель
В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2004.
6)
Карлик
А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия).
Практикум., - Инфра-М, 2006.
7)
Раицкий
К.А. Экономика предприятия, Издательско – торговая
корпорация «Дашков и К», 2008.
8)
Сафронов Н.А. Экономика организации
(предприятия). - Экономистъ, 2006.