Понятие глубины товарной номенклатуры
18. Анализ ассортимента:
глубина.
Товарная политика
предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или
наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить
преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления,
поддержание конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для
товаров оптимальных товарных ниш (сегментов), разработку и осуществление
стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров.
В условиях рыночной
экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение
процесса формирования ассортимента. Формирование ассортимента - это первый и
основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке.
В условиях рыночных
отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий
организации эффективной работы предприятия. Отсюда вытекает необходимость
увязки формирования ассортимента с его изучением и контролем с целью постоянной
корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на
рынке. Одно из важных направлений деятельности фармацевтических организаций -
проведение разумной ассортиментной политики, обеспечивающей увеличение прибыли
на основе всестороннего удовлетворения потребностей населения и учреждений здравоохранения
в медицинских товарах.
Ассортимент товаров
(товарная номенклатура) - группа товаров, объединенных по одному или
совокупности признаков или связанных между собой либо в силу схожести сферы их
функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен.
Ассортимент — состав однородной продукции по видам, сортам и маркам.
Анализ — это сложный
гносеологический процесс получения выводов из собранной и надлежащим образом
сгруппированной и обработанной информации. Анализ в товароведении — результат
товароведческого исследования. Товароведческий анализ включает в себя элементы
маркетингового исследования. Товароведческое исследование создает предпосылки
разработки стратегии фирмы, предприятия или всей отрасли. Аналитическая
информация о ситуации на рынке необходима для объективной оценки собственных
возможностей и вероятных конкурентных действий. В ходе товароведческих
исследований анализируются различные направления деятельности аптечной
организации, среди которых немаловажным является изучение ассортимента
реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации.
Необходимым условием проведения товароведческих исследований является глубокое
знание лекарственных средств как товара, его основных фармакотерапевтических свойств,
показаний к применению, форм выпуска и других товароведческих характеристик.
Большое значение имеет анализ оценок потребительских свойств и показателей
использования по каждому наименованию лекарственных средств в ассортименте
фармацевтической организации.
Анализ товарной
номенклатуры используют:
- для изучения
неблагоприятных тенденций в изменении показателей ассортимента и своевременной
разработки мероприятий по оптимизации их значений,
- определения амплитуды
колебаний значений отдельных показателей ассортимента.
Анализ ассортимента
используется:
- для определения
товарных групп, видов и разновидностей, которые следует сократить (исключить)
или добавить в ассортимент,
- определения удельного
веса каждой товарной разновидности, входящей в ассортиментную структуру,
- для определения
потребительных свойств фармтоваров, потребительных стоимостей фармтоваров для
различных социальных групп населения,
- для изучения спроса на
фармтовары.
Для анализа ассортимента
готовых лекарственных средств используют классификацию:
- по фасетному принципу
(отраслевой классификатор ГЛС),
- по иерархическому
принципу (Государственный классификатор продукции),
- по физико-химическим
свойствам действующего вещества,
- по способу введения
действующих веществ в организм (парентеральный, ректальный и др.)
- технологическую - по
видам лекарственных форм (настойки, капли, микстуры, порошки и др.).
Показатель ассортимента
товаров - количественная характеристика одного или нескольких свойств
ассортимента товаров. Одними из основных показателей ассортимента являются
показатели широты, полноты, глубины. При этом широта ассортимента определяется
числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в
номенклатуру, а глубина - числом разновидностей товаров по каждому
наименованию. Глубина ассортимента определяется количеством ассортиментных
позиций в каждой ассортиментной группе. Данная характеристика ассортимента
показывает степень дифференциации товара. Глубина ассортимента может служить
одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных
потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и предпочтениями
покупателей [1, с. 334].
На основе выводов
сделанных в ходе проведённого анализа формируется товарная политика
предприятия, работающего в условиях рыночной экономики. Ассортиментная политика
организации должна соответствовать представлениям целевых покупателей. Все чаще
ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы между схожими
компаниями. Ассортиментная политика или товарный микс - формирование
ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового
состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика
предполагает оптимальную насыщенность товарной номенклатуры и вида товара,
имеющегося в фармацевтической организации. Обычно ассортиментная политика
преследует долгосрочные цели. К основным действиям в области ассортиментной
политики относятся принятия решений:
- по ширине ассортимента
(количество товарных линий);
- глубине ассортимента
(число изделий в линии);
- совместимости
(технологической, сырьевой, по каналам сбыта);
- высоте ассортимента
(средней цене продуктовой линии).
Так, для товарного микса,
в котором число товарных линий равно 3, а общее число товаров - 12, глубина
товарной линии А равна 4, товарной линии Б - 2, товарной линии В - 6, средняя
глубина товарной номенклатуры составит 4 товара фирмы.
|
Ширина товарной номенклатуры
|
Товарная линия А
|
Товарная линия Б
|
Товарная линия В
|
Глубина
|
Товар А1
|
Товар Б1
|
Товар В1
|
Товар А2
|
Товар Б2
|
Товар В2
|
Товар А3
|
|
Товар В3
|
|
Товар В4
|
|
|
Товар В5
|
|
|
Товар В6
|
Глубина ассортимента -
это количество товарных разновидностей одной группы, имеющихся в аптеке.
Глубина ассортимента характеризуется наличием разновидностей одного вида товара
(или вариантов отдельных товаров). Например, аптека может продавать препарат
эналаприл, выпускаемый предприятием ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ОАО
«Мосхимфармпрепараты им. Н.А.Семашко», ОАО «Нижфарм», ОАО «Валента
Фармацевтика», ОАО «Синтез», ЗАО «ФармФирм Сотекс», ОАО «Фармасинтез», ОАО
«Акрихин».
Глубина товарной
номенклатуры - число вариантов предложений отдельного товара в рамках товарной
группы. Глубину номенклатуры можно определить исходя из количества вариантов
исполнения каждого продукта в рамках ассортиментной группы. На основе литературы:
[2] можно рассчитать глубину номенклатуры конкретной аптеки. Например, препарат
дигоксин реализуется разной дозировки (0,00025 и 0,000125 г.) производства 3 фирм (ОАО «Синтез», ОАО «Акрихин», ЗАО «Фармацевтическая фирма Дарница»)
в различных упаковках (по 50 таблеток и по 40 таблеток) - значит, глубина
номенклатуры дигоксина равна 2 * 3 * 2 = 12. Сами параметры определения глубины
номенклатуры и ассортимента продукта зависят от конкретного продукта. Таким
образом, можно рассчитать все ассортиментные группы аптеки. Глубина
номенклатуры крупной аптеки может составлять порядка 1000 - 2000.
Глубина ассортимента -
число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе
товаров.
|
Г Л У Б И Н А
|
Мелкая
|
Глубокая
|
Ш
И
Р
И
Н
А
з
к
а
я
|
Одна модель для каждой из
нескольких групп товаров
|
Много моделей для каждой из
нескольких аналогичных групп товаров
|
Ш
и
р
о
к
а
я
|
Одна модель для каждой из
нескольких
различающихся групп
товаров
|
Много моделей для каждой из
нескольких
различающихся групп
товаров
|
Для оценки употребляется относительный
показатель - коэффициент глубины:
Кг = Гф / Гб , или Кг =
Гф / Гб * 100 %, где:
Гф - (глубина
фактическая) - кол-во товарных разновидностей одной группы, имеющихся в аптеке.
Гб - (глубина базовая) -
кол-во товарных разновидностей одной группы, представленных в РЛС [3, с.41].
В некоторых ситуациях
требуется расчёт средней величины, такой как, средняя глубина ассортимента, она
рассчитывается как среднее количество товаров во всех продуктовых линиях,
предлагаемых для продажи.
Литература:
1. “Матрица вариантов товарного
ассортимента. Маркетинговое исследование”. Учебное пособие, руководство по
изучению дисциплины, практикум по курсу. Беляевский И.К.: / МГУ ЭСИ. — М. 2004,
— 414 с.
2. Маркетинговый подход к разработке
стратегии номенклатуры и ассортимента ЗАО "Звениговский ГМК" //
Менеджмент: теория и практика. Савина Е.В. Наумова Л.М. - 2002 - № 3 с. 244-254
3. Умаров С. З. и др. Медицинское и
фармацевтическое товароведение: Учебник - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. - 368 с.