Определение PR как прикладной социальной науки
1. Определение PR как прикладной
социальной науки
Основные
характеристики науки о связях с общественностью заключаются в следующем. Во-первых,
это формирующаяся наука, находящаяся на начальном этапе своего становления. По ряду
измерений она еще не отделилась от практики и в некоторых своих предметных разделах
находится в эмбриональном виде. Так, Карл Ботан писал: <Мы находимся в волнующей
фазе развития нашего понимания паблик рилейшнз, в которой как ученым, так и практикам,
видимо, придется изменить свои взгляды на множество вопросов, включая вопрос о роли
теории>.
Если говорить
о параллелях, то возникновение пиарологии можно сравнить с зарождением геометрии
в древности или с отделением медицинской науки от практической медицины в новое
время. Противоположные примеры мы имеем в сфере прикладных наук.
Вторая
сущностная характеристика науки о связях с общественностью заключается в том, что
это социальная наука, т.е. Научная дисциплина, относящаяся к континууму наук, изучающих
общество, а не природу или технические системы
В-третьих,
пиарология является информационно-коммуникативной дисциплиной, принадлежащей к сообществу
социальных наук. Также понимание науки о PR связано со спецификой ее предметной
области. Паблик рилейшнз можно определять с различных позиций, но ни один подход
не игнорирует того, что основанием, на котором строятся все конструкции PR, является
информация. Информация - вербальная и невербальная, воспринимаемая на сознательном
или подсознательном уровне, рациональная и эмоциональная - служит тем воздухом,
который обеспечивает жизнь в мире, называемом <связи с общественностью>. Именно
поэтому в тоталитарных системах, где нет свободного распространения информации,
а информационные источники <заражены вирусом> пропаганды, паблик рилейшнз
в естественном виде существовать не может.
В-четвертых,
пиарология является социальной наукой прикладной ориентации. Смысл здесь заключается
в том, что она ориентирована на практику формирования эффективного публичного дискурса
социального субъекта, и в этом плане может рассматриваться как технологическая дисциплина.
Как для специалиста в области технических наук предметом исследования может быть
обоснование эффективной технологии производства какой-либо продукции, так для пиаролога
таким предметом выступает технология формирования и продвижения имиджа, конструирование
события как основания для PR-акции или разработка программы последней
В-пятых,
наука об общественных связях может рассматриваться как комплексная, интегративная
отрасль знания, возникшая на стыке множества фундаментальных и прикладных дисциплин.
Комплексность пиарологии вытекает из комплексности деятельности в сфере PR, из множественности
функций специалиста по связям с общественностью.
Таким образом,
мы выяснили, что пиарология - это социальная наука прикладной направленности, имеющая
комплексную междисциплинарную природу и находящаяся на этапе своего формирования.
Объектом
науки о связях с общественностью как социальной науки является социальная реальность.
Но поскольку пиарология - это информационно-коммуникационное знание, ее объектом
выступает социальная коммуникация. Предметом пиарологии является паблик рилейшнз,
понимаемый как совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство
эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между
социальными субъектами и их целевыми группами.
2. Коммуникации связей с общественностью и принципы их функционирования
Важнейшим принципом функционирования служб по связям с общественностью
органов местного самоуправления является также принцип бесконфликтности, связанный
с ненасильственным характером социальных взаимоотношений. Особую роль
в реализации принципа ненасилия играет PR-коммуникация. Органы муниципальной
власти и управления, нацеленные на реализацию интересов граждан, могут с помощью
обмена информацией с общественностью корректировать тактику деятельности в социально-политической
сфере, направляя ее на избежание конфликтов и потрясений. В то же время, чтобы общество
не оказалось за гранью анархии, не пошло "вразнос", ему необходимы особые
рамки диалога и права.