Маркетинговое исследование на примере торгового предприятия "Торгсвязь"
1. Общая
характеристика организации
ООО «Торгсвязь»
было зарегистрировано 15.12.2000 г. государственной регистрационной
палатой при министерстве юстиции республики Марий-Эл по адресу: г. Йошкар-Ола,
ул. Строителей 100. Учредителем общества является Загайнов Сергей Юрьевич,
он же на данный момент и возглавляет предприятие.
ООО «Торгсвязь»
создавалось в целях реализации интеллектуального потенциала населения и
получения прибыли в интересах участников. Предметом деятельности общества
является:
– производство
товаров народного потребления, выпуск продукции производственно-технического
назначения;
– оптовая
и розничная торговля товарами производственной и непроизводственной группы;
– оказание
маркетинговых, информационных рекламных и дизайнерских услуг;
– транспортные
услуги, перевозка людей и грузов, техническое обслуживание автотранспорта;
– производство
и переработка промышленной продукции, строительных материалов;
– операции
с недвижимым имуществом;
– строительно-монтажные
работы.
Но не смотря
на все вышеперечисленные товары и услуги, основным профилем фирмы является
производство следующей продукции: бытовое газовое оборудование (счётчики,
котлы, вытяжки, колонки), оборудования для систем отопления и водоснабжения,
электрокотлы, нагреватели и запорная арматура.
Технико-экономические
показатели деятельности ООО «Торгсвязь»
№ п/п
|
Показатели
|
Единица измерения
|
Базовый год
|
Отчётный год
|
Отклонения
|
Абсолют. (+/–)
|
Относит. (%)
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
|
Выручка от реализации
Численность
Выработка
Основные средства
Фондоотдача
Себестоимость
Валовая прибыль
Прибыть на 1 работника
Затраты на 1 руб.
продук.
Рентабельность продаж
Рентабельность
имущества
Рентабельность
общая
|
руб.
чел.
руб.
руб.
руб.
руб.
руб.
руб.
руб.
%
%
%
|
100997
158
639
5118
19,7
77475
23522
148,9
0,76
23,8
256
84,6
|
101084
702
5681
17,8
70862
30222
209,8
0,7
29,9
296
97,9
|
87
-14
63
561
-1,9
-6613
6700
60,9
-0,06
6,1
40
13,3
|
100
91
109
111
90,4
91
128
140,9
92
125,6
115,6
115,7
|
Вывод: на
данный момент деятельность фирмы является прибыльной, так как выручка и общая
рентабельность производства выросли по сравнению с прошлым годом.
2.
Управление маркетинга
ООО «Торгсвязь»
имеет сложную разветвлённую систему управления.
Каждый орган
управления специализируется на выполнении отдельных видов управленческой
деятельности. Выполнение указаний в пределах его компетенции обязательно для
производственных подразделений.
Преимущества
структуры управления ООО «Торгсвязь»:
·
Высокая
компетентность специалистов, которые отвечают за реализацию конкретных функций;
·
Расширение
возможностей линейных руководителей по оперативному управлению;
·
Структура
нацелена на реализацию постоянно выполняемых задач.
Однако, не
смотря на достоинства, у неё существует и ряд недостатков:
·
Сложности
поддержания стабильных взаимосвязей между службами;
·
Длительная
процедура принятия решений;
·
Иерархия
в структуре взаимоотношений;
·
Снижение
ответственности исполнителей;
·
Нарушение
принципов единоначалия;
·
Затрудняется
реализация нововведений.
3. Анализ
макросреды предприятия
Макросреда –
это внешние прямые и косвенные воздействия на предприятие, такие как
государство, экономическая его составляющая и т.д. От макросреды зависит
деятельность предприятия и она характеризует необходимость той или иной
деятельности предприятия.
Характеристики
факторов макросреды для ООО «Торгсвязь»
№ п/п
|
Сфера макросреды
|
Характеристика
|
Оценка
|
1.
|
Государственная и
политическая
|
Регулирование цен на
основную продукцию путём установления цен гос. предприятий на аналогичную
продукцию
|
+4
|
2.
|
Экономическая
|
Регулирование цен путём
изменения налоговых ставок, прямая зависимость от курса доллара.
|
+4
|
3.
|
Технологическая
|
Разработка новых видов
приборов (колонки, нагреватели) с меньшим потреблением энергии и большим КПД
|
+5
|
4.
|
Экологическая
|
+4
|
5.
|
Социально-демографическая
и культурная
|
Влияет численность
населения и основной вид получения тепла (природный газ, электричество) для
выпуска определённого вида продукции
|
+4
|
1- государственная и
политическая сфера
2- экономическая сфера
3- технологическая сфера
4- экологическая сфера
5- социально-демографическая
и культурная сфера
Вывод: все сферы макросреды
влияют на ООО «Торгсвязь» положительно и это создаёт основу для
дальнейшего развития данного предприятия.
4. Анализ
микросреды предприятия
Микросреда
характеризует внутренние взаимоотношения на предприятии, а именно
взаимодействия с основными контактными аудиториями, такими как, например,
поставщики и потребители. Факторы макросреды оказывают непосредственное влияние
на деятельность организации.
Характеристика
факторов макросреды для ООО «Торгсвязь»
№ п/п
|
Сфера микросреды
|
Субъект
|
Описание
|
Балл
|
1.
|
Поставщики
|
Предприятия,
поставляющие материалы для изготовления основного вида продукции; поставка
металлопроката, пластмассовых деталей и приборов (компьютерные платы,
микропроцессорные системы контроля и управления приборами)
|
Поставка продукции для
дальнейшей переработки и продажи
|
9
|
2.
|
Посредники
|
Магазины оптовой и
розничной торговли
|
Осуществляют оптовую и розничную
торговлю продукцией ООО «Торгсвязь»
|
7
|
3.
|
Заказчики и покупатели
|
Население Поволжья
|
Приобретают газовые
приборы и приборы отопления
|
10
|
4.
|
Конкуренты
|
Государственные и
частные предприятия, занимающиеся выпуском аналогичной продукции (пример:
фирма «Нева-Люкс», С-Петербург, занимается выпуском газовых колонок и
газового оборудования)
|
Составляют конкуренцию
ООО «Торгсвязь» в аналогичных сферах деятельности
|
7
|
Вывод: из всех сфер микросреды
наибольшую значимость представляют заказчики и покупатели. Конкурентов у
данного предприятия немного и мало из них представляют большую угрозу.
5. Характеристика
рынка
Для каждой
организации характерен свой рынок, на который она поставляет свои товары и услуги.
Характеристика рынка для ООО «Торгсвязь» представлена в таблице ниже.
№ п/п
|
Классификационный
признак
|
Тип рынка для ООО «Торгсвязь»
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|
Территориальный охват
Рыночный механизм
воздействия государства
Тип конкуренции
Соотношения спроса и
предложения
Степень зрелости
Законность
Срок использования
Материальная специфика
Тип потребления
Степень агрегирования
Ценностная значимость
|
Внешний мировой рынок
Рынок монопольной
конкуренции
Рынок покупателя:
предложение гораздо выше спроса
Развивающийся рынок
оказания услуг
Легальное оказание
услуг
Рынок товаров
длительного использования
Рынок продуктов,
имеющих материальное воплощение
Потребительский рынок
Рынок бытового
оборудования → газовое оборудование;
Рынок бытового
оборудования → оборудование для отопления.
Рынок товаров и услуг
(газовое оборудование)
|
Вывод: ООО «Торгсвязь»
имеет сильно развитый рынок и инфраструктуру по осуществлению реализации своей
продукции и оказания вторичных услуг (не относящихся к основным видам
деятельности).
6.
Сегментация рынка
Выбираем
признаки сегментации рынка для ООО «Торгсвязь»:
1)
Демографические:
район проживания, уровень доходов.
2)
Психографические:
социальный слой, район проживания.
Возраст
Уровень
доходов
|
г. Йошкар-Ола
|
пос. Медведево
|
пос. Руэм
|
пос.
Оршанка
|
Низкий
(2300–3000 руб.)
|
**
|
**
|
***
|
***
|
Средний
(3000–10000 руб.)
|
****
|
****
|
****
|
****
|
Высокий
(10000++ руб.)
|
****
|
***
|
***
|
***
|
Социальный
слой
Регион
проживания
|
Рабочие
|
Управленцы
(начальство)
|
Высшее руководство
|
Культурная и
политическая элита
|
г. Йошкар-Ола
|
****
|
****
|
****
|
***
|
пос. Медведево
|
***
|
***
|
***
|
*
|
пос. Руэм
|
***
|
****
|
****
|
*
|
пос.
Оршанка
|
***
|
***
|
***
|
**** – высокое
влияние
*** – средне
влияние
** – низкое
влияние
* – влияние
очень слабое или практически отсутствует
Вывод: Как видно из таблиц 1 и
2, основными сегментами рынка для ООО «Торгсвязь» являются люди всех
размеров достатка, всех социальных слоёв. Основным сегментом являются жители г. Йошкар-Ола
среднего и высокого уровня достатка.
7. Анализ
жизненного цикла продукта
Деятельность
ООО «Торгсвязь» включает в себя следующие виды услуг:
1)
производство
товаров народного потребления, выпуск продукции производственно-технического
назначения;
2)
оптовая
и розничная торговля товарами производственной и непроизводственной группы;
3)
оказание
маркетинговых, информационных рекламных и дизайнерских услуг;
4)
транспортные
услуги, перевозка людей и грузов, техническое обслуживание автотранспорта;
5)
производство
и переработка промышленной продукции, строительных материалов;
6)
операции
с недвижимым имуществом;
7)
строительно-монтажные
работы;
8)
производство
бытового газового оборудования, оборудования для систем отопления и
водоснабжения, электрокотлы, нагреватели и запорная арматура.
Характеристика
товарного ассортимента организации
№ п/п
|
Фазы ЖЦТ
|
Товар или услуга
|
1.
|
Внедрение
|
Пункты 3), 6), 7)
|
2.
|
Рост
|
Пункты 2), 3), 5), 6),
6)
|
3.
|
Зрелость
|
Все вышеперечисленные
пункты 1) – 8)
|
4.
|
Спад
|
Продукция из
вышеперечисленных, на которую будет наибольший спрос в данный период
|
Вывод: В настоящее время ООО «Торгсвязь»
находится на границе стадии роста и зрелости, но в ассортименте присутствуют
все виды товаров и услуг, перечисленные выше (п/п 1) – 8)). Предприятие
имеет перспективы выхода на более широкий рынок (общероссийский) и в дальнейшем
мировой, в те страны, где будет необходима основная продукция предприятия
(страны с умеренным климатом).
8. Каналы
сбыта продукции
ООО «Торгсвязь»
осуществляет туристские и экскурсионные услуги без посредников, так что
составим схему продажи газированной воды, которая является более сложной.
Вывод: Реализацию продукции
ООО «Торгсвязь» осуществляет при помощи посредников, а именно оптовых
складов и пунктов розничной продажи, находящихся как в собственности
предприятия, так и частных предпринимателей. Это снимает с предприятия расходы
на транспортировку, хранение и реализацию товара (частные предприниматели).
9.
Определение стратегии маркетинга
В настоящее
время ООО «Торгсвязь» находится на границе стадий роста и зрелости.
Продукция является используемой в течение большого промежутка времени (например
газовые колонки). Поэтому имеет место снижение спроса на продукцию после того,
как её приобретут большая часть покупателей и необходима стратегия
стимулирующего маркетинга, то есть необходимо оживлять снижающийся спрос
путём усовершенствования бытовых приборов и выхода их на новый технический
уровень. Также необходима стратегия поддерживающего маркетинга для
поддержания оптимального спроса путём рекламы продукции и выявления её
положительных сторон.
Общий
вывод: В
настоящее время организация ООО «Торгсвязь» является процветающей, спрос
на основную продукцию существенный, так как очень большая часть населения, в
дома и квартиры которых проведён природный газ, нуждается в замене газовых
колонок. Также имеется большой спрос на обогреватели, особенно в зимний период.
На остальные виды продукции и услуг спрос непостоянный и они не являются
основным видом деятельности предприятия. Необходимо постоянное
усовершенствование бытовых газовых приборов для создания максимального спроса
на них и тем самым получения максимальной прибыли.