Лирика Лорки
Челябинская Государственная Академия Культуры
и Искусств
Культурологический факультет
Контрольная работа по зарубежной
литературе
Лирика Лорки
Выполнил: Студентка 2 курса
Группа ССо № 208
Прямичкина Л.В.
Проверил: Андрушко Ю.П.
г. Челябинск – 2008 г.
План
1.
Особенности
исторической эпохи
2.
Ф.Г.Лорка и
сюрреализм
3.
Характеристика
этапов творчества Лорки
4.
Особенности
поэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
5.
Значение
творчества
Список литературы
1.
Особенности
исторической эпохи
Двадцатый век стал новым
«золотым веком» испанской литературы. После долгого столетнего застоя заново
рождалась поэзия: Мишель де Унамуно, Антонио Мачадо, Рамон дель Валье-Инклан –
с них начался в Испании XX
век.
Всплеск поэзии вызван был
событиями, происходившими в стране. Ведь лирика – это «голос души», «голос
сердца», который быстро реагирует и отвечает на потрясения. Поражения в
испано-американской войне, потеря последних заокеанский колоний в 1898 году
(год рождения Ф. Г. Лорки) привели к осмыслению трагедии Испании, к
социально-философским и историческим проблемам, которые нашли свое отражение в
лирике. На книгах Асорина, Бароху, Хименеса и др., растревоживших страну, росли
молодые поэты, среди которых и оказался Лорка. Война, смерть или изгнание –
вот, что ожидало всех этих поэтов. И предчувствие этой судьбы, знание ее
неизбежности пронизывают испанскую поэзию XX века. Именно этим и объясняется напряженность, свойственная
ей.
Начало XX века в западной литературе
ознаменовано возникновением модернистских течений как реакция на исторические
потрясения, как своего рода «уход» от реальности: имажизм – в
англо-американской литературе, экспрессионизм – в германской и скандинавской
поэзии, сюрреализм – во Франции и Испании.
Для сюрреализма
характерно стремление порвать со всей предшествующей культурной традицией, с
литературой прошлого (18-19 веков). Апелляция к собственным ассоциациям, ставка
на иррациональность, восприятие мира как хаоса, сотворение в произведениях
собственной реальности – вот с чего начинался XX век, вот к чему привели исторические катаклизмы и
философские школы Ницше, Фрейда, Юнга и т.д.
Несмотря на то, что
сюрреализма как течение сформировался во Франции (А. Бретон, Л. Арагон), самое
известное имя сюрреалиста принадлежит Испании – это Сальвадор Дали, в
творчестве которого художественный мир сюрреализма нашел наиболее яркое
воплощение.
2.
Ф.Г.Лорка
и сюрреализм
Интерес С. Дали вызывал и
у Лорки, и в творчестве поэта очевидны некоторые элементы схождении с
сюрреализмом, но назвать Лорку сюрреалистом неправомерно. Сам поэт говорил:
«Светоч поэзии – противоречие», - именно данное утверждение является стержнем
его эстетики. По мнению Лорки, поэтический факт рождается от столкновения
противоречий, от сплетения контрастных линий, и все же отношения Лорки с
сюрреализмом были намного сложнее: «Все мы идем по двум ложным дорогам, - писал
Лорка своему другу, - одна ведет к романтизму, другая – к высохшим змеиным
шкуркам и пустым стрекозам». Так поэт называл неоклассику с ее точно выверенной
искусностью. Сложнее о плодотворнее была связь Лорки с тем, что он назвал
романтизмом. По сути он говорит о сюрреализме. В творчестве Лорки
сюрреалистические элементы появляются в сложном сочетании с фольклорными,
взаимодействуя и переплетаясь друг с другом, и те и другие видоизменяются.
Лорка был самостоятелен по отношению к сюрреалистическому движению. Если для
сюрреализма характерно полное отсутствие логических связей, то Лорка
подчеркивает строгую поэтическую логику своих произведений. Предлагаемые же
сюрреалистами способы интуитивного познания и освобождения от реального мира
кажутся ему лишь несколькими из многих и далеко не главными. Для поэта
сюрреалистический сон – не более чем попытка защитить себя от трагедии мира,
бегство, но не освобождение. Он не уходит и не уводит от мира, а раскрывает его
трагическую сущность, не сглаживает противоречия, а обостряет их.
3.
Характеристика
этапов творчества Лорки
Творческий путь Лорки
начался с прозы (1918г. – сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи»), но
в 1921 году появляется первый поэтический сборник «Книга стихов». Это самый
большой из сборников Лорки. Здесь поэт пробует свои силы в самых различных
жанрах: элегия, баллада, песня, мадригал и др. Здесь мы встретим и
повествовательные стихи, и песни, и романсы, и импрессионистические зарисовки:
Покрыта засохшей кровью
рана заката,
бумага бесцветных гор
скомкана, смята…
У неба пепельный цвет,
а у деревьев – белый.
(«Поле»)
Собственный голос поэта
зазвучит в его следующих книгах: «Поэме Канте хондо» (1921г.) и «Песнях»(1921 –
1924гг.). Необычайно здесь то, что поэтическое самоопределение ускорила музыка,
вошедшая в его жизнь с раннего детства. Даже стихи носят музыкальные названия:
«Схематический ноктюрн», «Серенада»», Прелюдия» и др. Именно в этих сборниках
углубляется связь поэзии Лорки с фольклором. Фольклор, по мнению Лорки, нельзя
имитировать, копировать. Поэт стремится постичь мироощущение, свойственной
мифу, ведь фольклор для Лорки – это традиция, устремленная в будущее, залог
бесконечного обновления. Возможно, поэтому лирика Лорки очень далека от
фольклорных стилизаций, захлестнувших Испанию в начале XX века. Тоска, горе, смерть, разлука – вот основные мотивы
лирики в «Стихах о Канте хондо». Возникает ощущение не просто тревоги, но зыбкости,
ненадежности всего окружающего, ощущение того, что лирический герой стоит на
грани между жизнью и смертью, сна и яви. Эта грань – запечатленный, замерший
миг, сиюминутная картинка. И это сближает Лорку с импрессионизмом:
Лунная вершина,
ветер по долинам…
Лунная дорожка,
ветер над луною…
(«Ноктюрны из окна»)
Тень моя скользит в реке,
молчаливая, сырая.
Из нее лягушки звезды,
как из сети, выбирают…
(«Дебюсси»)
Недосказанность,
свойственная Лорке, - это не прерванная мысль. На фоне порой импрессионистической
зарисовки звучит напряженный голос лирического героя, который умеет, не
договорив, сказать все, подчеркивая еще больше грань свободы и принуждения,
счастья и беды:
На желтой башне
колокол звенит.
На желтом ветре
звон плывет в зенит.
Дорогой, обрамленной
плачем,
шагает смерть в венке
увядшем…
…Из пыли бриз мастерит
серебряные кили.
(«Вопль»)
Вообще образ смерти у
Лорки довольно-таки постоянен. Но смерть для него неразделима с любовью, это
понятия возвышающие. Смерть и реальна и призрачно одновременно. Но в мире Лорки
смерть – не знак конца, а знак свободы. Это выбор героя, это вызов миру.
В 1928 году выходит
«Цыганское романсеро», самая завершенная и цельная книга Лорки. В этом сборнике
автору удалось возродить и преобразить романс – старинный, исконно испанский
жанр. Кроме того, в «Цыганском романсеро» Локка воплотил преображенный миф. Для
этой книги основными стали мотив смерти, луны, любви, а единственным персонажем
– андалузская тоска:
Родится ли когда иль не
родится
с судьбой такою бурной
андалузец?
О красоте твоей пою со
стоном,
и грустно шелестит в
оливах ветер.
(«Отсутствующая душа»)
То, что Лорка создает
свою собственную мифологию, очевидно. Летом 1929 года он уезжает в Америку, а
после возвращения выходит его новая книга стихов «Поэт в Нью-Йорке», которая
явилась сюрреалистическим экспериментом. Все прежде традиционные мотивы для
Лорке здесь доходят до кульминации: до смерти. Даже излюбленные его мотивы сна
и смерти возведены до однообразной серой массы. Совершенно сюрреалистическая
образность сопровождается отсутствием какой-либо окрашенности. Единственный
красный тон – это раненое сердце поэта. Традиционно принято считать, что этим
циклом Лорка предсказал трагедию своей страны.
Вообще можно выделить
несколько основных тем, которые проходят через все творчество Лорки.
Во-первых, неизменным
образом, встречающимся во всех книгах, является гитара. С гитарой в руках
лирический герой поет серенаду, с гитарой он коротает часы одиночества, с
гитарой идет на смерть. Гитара – неизменный спутник испанского народа,
способный хотя бы отчасти выразить его душу.
В стихах Лорки всегда
звучит нота любви: любви к женщине, любви к родной Испании.
Но любовь у Лорки
неизменно связана со смертью. Возможно, это отпечаток времени, исторических
событий.
Отсюда, возможно, и
неизбежное глубокое одиночество, которое пронизывает все циклы стихов.
4. Особенности поэтики
на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
Особенности же
художественного мира и поэтики Лорки рассмотрим на конкретном примере.
Возвращение с прогулки.
Я в этом городе раздавлен
небесами.
где ввысь растет
кристаллом косный камень,
пусть отрастают волосы
мои.
Немое дерево с культями
чахлых веток,
ребенок, бледный белизной
яйца,
лохмотья луж на башмаках,
и этот
беззвучный вопль
разбитого лица,
тоска, сжимающая душу
обручами,
и мотылек в чернильнице
моей…
И, сотню лиц сменивший за
сто дней, -
я сам, раздавленный
чужими небесами.
Все стихотворение
проникнуто чувством одиночества, тоски, неизбежности и ужаса. Автор рисует
картину города, но эта картина ужасает, так как перед нами предстает мертвый
город: здесь «немое дерево», бледный ребенок, лужи и грязь, тоска и «мертвые»
люди, обезличенные и немые. В этом городе все живое оказывается мертвым: культи
веток, мотылек – в чернильнице, здесь растет только «косный камень».
Мы видим, что лирическому
герою чужд этот мир: Я сам, раздавленный чужими небесами, - говорит он. Он
противопоставляет, отделяет себя от толпы («сотни лиц – и я»), которая
предстает безликой и агрессивной («разбитые немые лица»). Отсюда и чувство
одиночества. Кроме того, возникает ощущение, что эта страна, чуждая лирическому
герою, тоже мертва и будущего у нее нет. Если обратиться к названию цикла,
открывающего весь сборник стихов «Поэт в Нью-Йорке» - «Стихи об одиночестве в
Колумбийском Университете» - цикла, в который входит данное стихотворение, то
становится понятным, что толпа – это молодежь, студенты. А что может ждать
страну, молодежь которой «мертва». Показательным является и то, что данное
стихотворение открывает сборник, сразу настраивая читателя на восприятие всех
последующих стихотворений. Интересно и то, что данное ощущение одиночества и
безысходности возникает у лирического героя после прогулки, возможно, после
первого знакомства с городом. Чего же можно ожидать при более близком
знакомстве? Несмотря на то, что это первое впечатление, общее восприятие
Нью-Йорка у лирического героя не изменится, а только усилится возникшее чувство
одиночества.
Самое ужасное в том, что
смерть и безликость всего живого в этом стихотворении, как и во всех стихах
сборника, стала буднична, привычна. Здесь нет былого возвеличивания смерти, как
это было в раннем творчестве поэта. Здесь смерть доведена до однообразной серой
массы.
Если обратить внимание на
цветовую гамму стихотворения, то мы увидим, что преобладающими цветами являются
серый и черный («косный камень», тяжелое небо, культи чахлых веток, лохмотья
луж, чернильница), а также контраст белого и черного: бледное лицо ребенка на
фоне «мертвого» дерева и белый «мотылек в чернильнице». Это цветовая гамма еще
больше усиливает ощущение одиночества и рождает чувство страха, ужаса и
всеобъемлющей тоски, ведь весь мир лишен красок.
Создать картину мертвого,
чуждого города помогают автору и средства художественной выразительности. Язык
Лорки очень метафоричен:
о петляющих улицах он
говорит - «улицы с повадками змеи»;
о небоскребах – «ввысь
растет кристаллом косный камень»;
о грязи – «лохмотья луж
на башмаках»
Автор играет различными
образами, олицетворяя то дерево, то улицы. Но самым основным, емким образом
стихотворения становится «тоска, сжимающая душу обручами», страшная, живая,
всеобъемлющая тоска, из-за которой и «небеса давят».
4.
Значение
творчества
Данным настроением,
мироощущением, как говорилось уже выше, проникнут весь сборник, и затронутые в
данном стихотворении мотивы будут развиваться, а на фоне серой безликой массы
появится единственно красное раненое сердце поэта, единственное живое начало в
этом мире.
Жизнь и поэзия Локки были
оборваны на полуслове. Многому из задуманного не суждено было увидеть свет. Но
всему творчеству этого великого Испанского поэта была свойственна искренность,
лиричность, возрождение и продолжение традиций испанской культуры, но и
литературные эксперименты.
Ответственность за судьбу
страны, неподдельный патриотизм, боль и любовь, испытываемые по отношению к
Испании, желание сделать свою страну лучше – вот, что привлекало современников.
Со страниц его книг встает вольный, высокий, неучтожимый мир, который так
хотели испанцы видеть в реальности. И этот мир остался жить в народной памяти,
когда книги Лорки были публично сожжены. Возможно, верой в светлое будущее
Испании, звучащей со страниц произведений Лорки, объясняется актуальность его
творчества и в наши дни.
Список литературы
1.
Зарубежная
литература XX века / под ред. Андреева. – М.,
1985г.
2.
Лорка Ф. Г. Избранное.
– М., 1986г.
3.
Лорка Ф.Г. Стихи
и песни. – М., 1980г.
4.
Малиновская Н.
Самая печальная радость. / Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.
5.
Малиновская Н.
Дерево песен. / Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.
6.
Модернизм в
зарубежной литературе. – М., 1987г.