Крушение "американской мечты" в романе Т. Драйзера "Американская трагедия"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ"
КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
по дисциплине "ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА".
КРУШЕНИЕ "АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ" В РОМАНЕ
Т. ДРАЙЗЕРА "АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ".
Выполнил: студент курса ОЗО
Проверил:
Краснодар 2009
Теодор Драйзер (27.08.1871 - 28.12.1945) - американский писатель.
Родился в небольшом городке Терр, штат Индиана, в семье немецких иммигрантов. Отец,
Джон Пол Драйзер, ревностный католик, человека работящий и честный, принадлежал
к породе неудачников. Семья терпела жестокую нужду, в поисках лучшей доли переезжала
с места на место, из одной общины в другую. Теодор был последним, двенадцатым ребенком.
Мать, Сарра Драйзер, женщина неграмотная, но мудрая и добросердечная, натура сильная
и самоотверженная, старалась изо всех сил скрасить жизнь семьи, но детские воспоминания
Драйзера безрадостны.
Учеба в приходской школе для застенчивого тугодума, каким он
был в ту пору, была сущей мукой. Сверстники сторонились долговязого, нескладного
подростка, нередко поколачивали. Он рано начал зарабатывать на жизнь: был разносчиком
газет, разносил белье, собирал квартирную плату, служил у торговца скобяными товарами
и сам торговал вразнос, работал подсобным рабочим на железной дороге, мыл посуду
в одном из ресторанчиков Чикаго. Здесь проходит он свои "университеты".
В настоящем университете в Блумингтоне, штат Индиана, ему довелось проучиться только
год благодаря участию школьной учительницы, которая из своих скудных средств заплатила
за его обучение. Здесь он открыл для себя Толстого и впервые подумал о писательстве.
В начале 1892 г. Ему удается устроиться репортером в чикагскую
"Дейли ньюс". Здесь появляются его первые заметки об изнанке городской
жизни: о трущобах, безработных бродягах, ночлежках, салунах, борделях. Меняются
города и редакции: Сент - Луис, Кливленд, Питсбург, Нью-Йорк. Расширяется круг тем,
он успешно овладевает ремеслом газетчика.
Взгляды Драйзера роднят его с писателями объективного, или натуралистического
направления. Мнение о том, что Драйзер "второй Золя" ошибочно. Его кумиром
был Бальзак. Он научил его чувствовать пульс большого города. У него он учился угадывать
исторический смысл незначительных событий, и тех перемен, которые происходили в
жизни американских городов буквально на глазах, а это придавало заурядным историям
весомость и масштабность. Но главное чем он обязан Бальзаку, это открытием доминанты
характера молодого человека, стоящего не пороге жизни, бросающего ей вызов, одержимого
мечтой об успехе.
Убедившись в том, что интерес к жизни у американцев связан с
нетерпеливым ожиданием успеха Драйзер решает исследовать психологию обделенного
и честолюбивого " солдата удачи" и объект его честолюбивых устремлений
- американское общество. Первым шагом на этом пути стал роман "Сестра Кэрри",
который был встречен в штыки и тут же запрещен за "безнравственность".
В 1911 году выходит второй его роман, начатый им десять лет назад
- "Дженни Герхард". В основе сюжета двух первых его романов - реальные
факты из жизни его сестер. После выхода в свет романа, Драйзер приступает к работе
над масштабным романом о бизнесе. В ходе работы замысел разрастался, возникла идея
трилогии. В 1912 году появилась ее первая часть "Финансист", в 1914г.
вышла вторая - "Титан", над заключительным романом "Стоик" Драйзер
работал до последнего дыхания.
Открывая американцам Америку, Драйзер открывал и самого себя.
Все его романы так или иначе связанны с его личным опытом, его исканиями и увлечениями.
На рубеже 10-20 годов Драйзер словно подводит предварительные итоги, собирает ранее
написанные пьесы, рассказы, очерки, дополняет их новыми, и издает несколько сборников
среди которых "Двенадцать мужчин", "Краски большого города".
Исподволь вызревает замысел нового романа, который станет его триумфом.
"Американская трагедия" (1925) родилась, как некогда
стендалевский роман "Красное и черное", из нескольких строк уголовной
хроники. В начале века Американские газеты писали об убийстве неким Джиллетом беременной
возлюбленной, оказавшейся помехой на его пути к выгодной женитьбе. Убийца был казнен.
"Сенсации" такого рода время от времени появлялись в прессе. Драйзер сам,
работая репортером в Сент - Луисе описал подобную историю. С той поры он стал собирать
вырезки из газет на эту тему. Он дважды начинал было разрабатывать этот сюжет. Драйзер
не скрывал сходства истории его героя Клайда Грифитса с историей Джиллета.
На самом деле дело не совсем в развращающем молодого человека
капиталистическом мире, дело, видимо, в том, что в его душе не нашлось достаточно
серьезных моральных принципов, которые должны были не допустить его до убийства.
Искать причины надо не только в буржуазных идеалах и морали, которые "испортили"
милого и нравственного Гриффитса. Весь путь его нравственного падения и развращенности
показывает, как логично и постепенно он шел к убийству. Находясь уже в тюрьме, сам
Клайд не может понять: "За что?" Он совершенно растерян: разве он убил
Роберту? Ведь он был в нее страстно влюблен и даже верил сначала, пока его не ослепило
богатство Сондры, что они с Робертой подходят друг другу.
Правда, он никогда не собирался жениться на простой работнице,
а когда это стало неизбежным, попытался избавиться от юношеской "ошибки".
Он нечаянно толкнул девушку, от неловкого движения лодка перевернулась, Роберта
совсем не умела плавать - и сразу пошла ко дну. Клайд плавал превосходно, но не
стал ее спасать, а направился к берегу. Перед глазами стояло лицо тонущей, взывающей
о помощи… А он плыл к своей мечте, к "сладкой жизни", развлечениям
"золотой молодежи", в круг которой его ввела Сондра. Нет, он не убил.
Просто не стал спасать и не помог.
Образ Клайда создается путем скрупулезного наращивания деталей,
мелких подробностей, которые наслаиваясь, создают образ юноши, с малых лет искушаемого
жизнью, устремляющего робкие, но жадные взоры поверх "высоких стен", отделяющих
желанный, но такой недоступный мир богатых людей. Необычность романа в том, что
роль трагического героя досталась не Каупервуду, не Юджину Витле, а ординарной личности.
Он стыдится родителей, потому что они "белые вороны", а он хочет быть
как все. Он не ставит перед собой грандиозных целей. В его желании выбиться наверх
нет ничего экстраординарного. Показательно, что Роберта движима той же мечтой. Она
отдается Клайду, ибо брак с ним может стать ее счастливым шансом. Они оба жертвы
стремления к успеху, которым охвачены тысячи их соотечественников.
Драйзер подчеркивал социальный характер романа: "Это было
исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как личность
бессильна против нее".
"Американская трагедия" при всей масштабности, многоплановости,
многофигурности очень цельная книга, подчиненная единому мощному ритму. Впечатление
мощи происходит не от фигуры героя, а от логики развития его судьбы, имя которой
- Неизбежность. Художественное зрение Драйзера позволило ему разглядеть в заурядном
уголовном деле трагедию судьбы. Ее трагическая предопределенность поначалу смутно,
но медленно проясняется, проступая все отчетливее, и это привносит в роман драматическую
напряженность. Логика характера вкупе с логикой обстоятельств загоняет Клайда в
ловушку.
Для Драйзера чрезвычайно важен вопрос ответственности и вины
Клайда, разбирательству посвящена третья, последняя часть романа, Суд присяжных,
признавший Клайда виновным, даже не задумался над тем, что именно сделало его убийцей
(пусть в мыслях, но он им был). Судье перед выборами так был нужен громкий процесс,
где можно блеснуть перед избирателями. Вот почему судья Мейсон придал ему сенсационность,
играл на эмоциях толпы, зачитывал интимные письма погибшей, забыв о ее добром имени
и профессиональной чести.
Тайна суда, по прихоти которого преступник может быть и оправдан,
и осужден, случайность смертного приговора Клайду - вот вопросы, отвечая на которые
Драйзер пишет социально-психологическую летопись типично американского преступления.
Наиболее мрачные страницы романа посвящены описанию "Дома смерти", куда
попадает Клайд в ожидании казни.
А вот С. Эйзенштейн, которому Драйзер предложил написать сценарий,
сразу определил, что преступление, на которое идет Грифитс, есть " суммарный
результат тех общественных отношений, воздействию которых он подвергается на каждом
этапе его развертывающейся биографии и характера…".
Эйзенштейн, как великий художник, уловил в романе то, что открылось
немногим, - " игру рока". Беззащитность человека перед его лицом рождает
пафос сострадания, который роднит с Достоевским автора американского романа о преступлении
и наказании. Если в античной трагедии рок представал как неведение, то в "Американской
трагедии" он предстает в форме общественной системы.
Драйзер считал, что в обществе сильна романтика наживы, преобладает
уверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой
не только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогда
не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг. В ряде
крупных журналов ("Успех", "Американский журнал", "Субботняя
почта") прославляется американский образ жизни, частное предпринимательство,
"Америка - страна равных возможностей для всех", наилучший в мире американский
государственных строй.
Драйзер создает роман за романом, изображая "серые будни"
американской действительности, разоблачая миф об Америке как о стране "безграничных
возможностей" ("Сестра Керри" - путь простой американской девушки
к успеху, подчеркивая случайность успеха героини, выкарабкавшейся со дна жизни фабричных
работниц).
В "Трилогии желаний" ("Финансист" (1912),
"Титан" (1913), "Гений" (1915)) автор показывает судьбу всей
нации, оказавшейся под пятой монополий в конце 19 века на примере карьеры главного
героя Каупервуда.
Творческий путь Драйзера характеризуется в начале века нарастанием
протеста против варварской жестокости капиталистического общества, выхода из которого
он не видит.
Драйзер считал, что американская действительность при кажущемся
внешнем благополучии трагична и ужасна, по его мнению, задачей реалистических писателей
является описание всех сторон американской жизни: не только спорт, жизнь Голливуда,
создание трестов и корпорация, появление новых автомобилей, но и "ад и чистилище"
американской жизни.
Завершающую полноту тема Американской мечты - мифа об Америке
как земле обетованной, где любой чистильщик сапог может стать миллионером, - получила
в романе "Американская трагедия" (1925). Мечта обернулась иллюзией, подлинная
человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья. Америка,
обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он последовательно
выполнил официальную формулу успеха.
Путь от Американской мечты к Американской трагедии, исследованный
Драйзером, - главное художественное открытие всего творчества писателя.
Документализм истории Клайда подтвержден десятком аналогичных
случаев, взятых Драйзером из газет и судебных хроник. Они и обеспечивают нравственную
достоверность расследования писателя, дают ему право на безоглядную критику государственных
устоев Америки, всех ее институтов - от семьи до суда.
Роман "Американская трагедия" стал одной из вершин
реализма Драйзера: глубокий психологизм романа тесно связан с социальным анализом,
писатель показывает формирование духовного облика человека под влиянием окружающей
среды.