Основные темы в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский
государственный университет»
Миасский филиал
Кафедра филологии
Реферат
Основные темы в
поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова
Выполнила: Романенко А.Э.
Группа: МР-201
Проверил: к.ф.н., доцент
С.М.Шакиров
Миасс 2010
Введение
Он исповедовался в своих стихах, невольно увлеченный
восторгом поэзии. А.С. Пушкин.
Михаил Юрьевич Лермонтов жил и творил в так называемую
«эпоху безвременья». В эпоху ссылок, казней, запретов, социального
неравноправия «рабов» и «господ». Этот мир был глубоко отвратителен Лермонтову,
а потому поэт был обречен на отверженное одиночество. Родился Лермонтов 3
октября 1814 г. в Москве. В возрасте неполного года родители привезли его в
имение бабушки Е.А. Арсеньевой - Тарханы. В три года Лермонтов остался без
матери. В доме Арсеньевой Лермонтов получил хорошее домашнее образование,
которое позже продолжил в Московском благородном пансионе. Начало поэтической
деятельности Лермонтова относится ко времени учебы в пансионе.
В 1830 г. М.Ю. Лермонтов поступил в Московский университет
на нравственно-политическое отделение. В этом же году было впервые напечатано
стихотворение Лермонтова "Весна" в журнале "Атеней".
В 1832 г. Лермонтов поступил в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимал участие в составлении
журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы
"Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и
его юнкерские стихи.
В ноябре 1834 года Лермонтов был произведен в корнеты
лейб-гвардии Гусарского полка. В феврале 1837 г. за стихотворение "Смерть поэта" был переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
3 января 1838 г. М.Ю. Лермонтов возвратился из ссылки и
выпустил в свет произведения "Песня про ... купца Калашникова",
"Дума", "Поэт", "Тамбовская казначейша",
"Три пальмы".
18 февраля 1840 г. Лермонтов был арестован за дуэль с
сыном французского посланника Э. Де Барантом и заключен в Ордонанс-гаус, после
чего снова выслан на Кавказ.
Тема одиночества в лирике Лермонтова
Одинок я — нет отрады: стены голые кругом... М.Ю.Лермонтов.
«Несмотря на то, что г. Лермонтов начал свое поэтическое
поприще еще так недавно, не дальше, как с 1837 года1, имя его уже громко
огласилось на святой Руси, и его юный, могучий талант нашел не только
ревностных почитателей и жарких поборников, но и ожесточенных врагов - честь,
которая бывает уделом только истинного достоинства и несомненного дарования.
Что талант Лермонтова так скоро приобрел себе много пламенных поклонников, это
нисколько не удивительно: огнистый Сириус заметен и на усеянном звездами небе,
а яркая звезда таланта Лермонтова блистает почти на пустынном небосклоне, без
соперников по величине и блеску, даже без этих звездочек, которые
бесчисленностию выкупают свою микроскопическую малость и своим множеством
умеряют лучезарное сияние главного светила.»[Белинский]
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные
мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на
непонятость окружающими и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема
одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении “Стансы”
появляется новое осмысление этой темы: Я к одиночеству привык, Я б не умел
ужиться с другом Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как
естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у Лермонтова оттенок изгнания,
странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни
отчизна не дают ему успокоения: Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как
свободой... Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”.
Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности.
Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с
тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их
тоже “изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — “тучки”, а название всего
стихотворения обобщеннее и символичнее — “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы
бесплодные”, а для лирического героя это “милый север”. Такой резкий переход от
сопоставления к противопоставлению делает стихотворение динамичнее. Большое
количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя,
его бесконечное одиночество.
Одиночество, воплощенное в поэме Лермонтова в различных
формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его внутреннего мира,
поэтому тема эта носит для него глобальный характер, приобретает в
лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко
реализуется с помощью излюбленного Лермонтовым образа Демона, гонимого,
отверженного Богом ангела, который “остался <...>, надменный один, как
прежде, во вселенной без упованья, без любви...”. Для поэта образ одинокого
властелина, изгнанного с небес, с которым Лермонтов и себя отождествляет в
некоторой степени, является апофеозом одиночества: “царства дивного всесильный
господин” <...> “...давно в пустыне без приюта отверженный блуждал
<...>, ничтожной властвуя землей...”.
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, — “это последнее
эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из
основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный
характер, в ней выражен протест против самодержавия и рабства в лице
крепостного права, в ней звучит презрение к современности, жажда борьбы,
отчаяние от сознания одиночества.
Поэт, образ которого возникает в лермонтовских
стихотворениях, — это человек с твердой и страстной волей. В стихотворении
“Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный”, 1828), одном из первых стихотворений
Лермонтова, поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим
искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и
художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого
явления, как вдохновение: Таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим
прольет Всю душу... И вдруг хладеет жар ланит, Его сердечные волненья Все тише,
и призрак бежит! Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновенья
“чарует свет” своими стихами, но, когда вдохновенье покидает его, он забывает
этот “огонь небесный” и только хранит в себе “первые впечатления” о нем. В
стихотворении “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”), написанном в 1829
году, Лермонтов называет творчество “всесожигающим костром”, а “жажду
песнопений” — “страшной”. Это существенно отличает его от поэтов прошлых лет, в
особенности от Пушкина, для которого поэзия - дар, приходящий легко и
естественно. Но Лермонтов - человек уже другой эпохи, он видит разъединение
людей, а не их общность. Он видит, что люди изменились, что общество уже не то,
и это нашло отражение в душах людей, в их жизненных потребностях. Лермонтов
также замечал, что в сей век “позорно малодушных” людей поэт утратил свое
истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом
благоговенье”. Об этом он четко сказал в своем стихотворении “Поэт” (“Отделкой
золотой блистает мой кинжал”) 1838 года. Автор использует символ-иносказание
для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным
казаком с убитого господина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов
- это игрушка с золотой отделкой: Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен
героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене - Увы, бесславный и
безвредный! Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положением
бездействия кинжала для сравнения его с поэтом: В наш век изнеженный не так ли
ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал
в немом благоговенье?
Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”,
написанное в 1841 году. Темой стихотворения является возвышенная идея
общественного служения поэта, которая ярко выражена Лермонтовым в образе
пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ
жизни во имя служения этой высокой идее. В основе стихотворения лежит скорбь
поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой.
Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до
преследования, глумления и унижения его:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Картине грубости, мелочности мещански настроенной толпы
Лермонтов противопоставляет величественный образ природы, необыкновенной силы и
красоты:
И вот в пустыне я живу...
Мне тварь покорна там земная;
Лучами радостно играя.
В этом противопоставлении восторженного внимания звезд к
пророческой речи поэта бездушному, жестокому отношению людей чувствуется
глубокий протест Лермонтова против этого бездушия.
В. Г. Белинский писал по поводу “Пророка”: “Какая глубина
мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться
России”.
Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах
о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль
о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды
современности.
Тема любви в творчестве Лермонтова
И ненавидим мы, и любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов.
Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток
из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности -
Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим
ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:
Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других. Лермонтов подчеркивает
свою отчужденность от всего мирского: "Чего б то ни было земного, но я не
сделаюсь рабом". В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не
удовлетворяют "обычные", скоротечные страсти, и если он иногда
увлекается и отходит в сторону, то его строки - это не плод больной фантазии, а
всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя
других, я лишь страдал Любовью прежних дней.
Основное противоречие романтического восприятия мира
Лермонтовым - это противоречие между идеалом и действительностью, которое в
творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения
поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский
романтизм основан на твердом убеждении, что существует "жизнь иная",
что человек создан для любви, для счастья.
Бабушка Лермонтова говорила: "Странный Мишель, пока
одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает
в облаках, грезит о неземной любви".
В стихотворении "Сонет" поэт пишет:
Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной,
И образ твой меж них, как месяц в час ночной,
Между бродящими блистает облаками.
Поэт пытается противопоставить унылой действительности
свои идеальные воззрения. Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его
восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство
его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о
любви неразрывно связаны с думами о несправедливости мира к отдельной
человеческой личности.
Заключение
Михаил Юрьевич Лермонтов вступил в литературу в конце 30-х
годов и уже тогда заявил о себе как о блестящем поэте, продолжателе пушкинских
традиций.
«Явился Лермонтов, — писал Белинский, — и первыми своими
опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то
великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого (четырехлетнего)
литературного поприща? — а между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб
за Лермонтовым, с первых же опытов его, утвердить имя великого, гениального
поэта».
В основе всего творчества поэта лежит противоречие,
противопоставление мечты и реальности, героя и общества. В его стихах сквозит
глубокая неудовлетворенность положением вещей. Часто Лермонтов избирает для
своего героя образ одинокого человека, изгнанника, демона.
Ненависть и сарказм по отношению к «гнусной российской
действительности» николаевского времени, неугасимое стремление к свободе, жажда
деятельной жизни и борьбы — вот что объединяло Лермонтова с такими
основоположниками революционно-демократической мысли в России, как Белинский и
Герцен. Недаром Белинский находил в поэзии Лермонтова воплощение своих
собственных дум и скорбей. Недаром Герцен говорил о Лермонтове, что он «всецело
принадлежит к нашему поколению».
1.
Белинский, В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи,
рецензии и заметки. Стихотворения М. Лермонтова. М., "Художественная
литература", 1976
2.
Луначарский А., Лермонтов как революционер, «Комсомольская правда», 1926
3.
http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/bel/bel-003-.htm
5.
Лермонтов, М.Ю. Сочинения. Т.1. М., «Правда», 1988.