Философские проблемы лирики А.С. Пушкина
Философские проблемы
лирики А.С. Пушкина.
Пушкин… «Солнце русской
поэзии», её великое начало и совершенное выражение. Вселенная его лирики так
велика, что вмещает в себя, кажется, весь мыслимый тематический диапазон.
Пушкин – это певец любви, дружбы, природы. Это поэт, понимающий своё высокое
предназначение. Это гуманист, мыслитель и философ.
Философское осмысление
ведущих и общезначимых для всего человечества проблем было характерно как для
лирики двадцатых годов, так и для стихов Пушкина более позднего периода.
Раздумья о жизни, её
смысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскими
мотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворений
этого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нём
настойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решается
поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного
бытия:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не видно
нас,
Мы все сойдём под вечны
своды –
И чей-нибудь уж близок
час.
Стихи поражают
удивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже
тогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь
играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять,-
Пишет поэт, завершая
стихотворение.
В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкин
пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства.
Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте:
русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в
значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках
правильного пути развития.
Проблема бездорожья. Но
уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». В
нём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив
духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825
года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников
народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи,
постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает
проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него
как на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».
Продолжает философскую
лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого
составляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание
итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумья
над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкина
выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумья
о религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим
мотивом этого стихотворения.
Настоящий расцвет
переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный
произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории
привлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговорот
природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении.
Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляется
автору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит,
нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - пишет о себе поэт.
Вглядываясь в
художественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легко
обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих
представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их
фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения – проблема смены
поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет
памяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шум
новых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будет
таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их
вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и
позволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй,
племя Младое, незнакомое!»
Долгим и тернистым был
путь великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотив
поэтического бессмертия - ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.