Биография Юрия Трифонова
Биография
Юрия Трифонова
Юрий
Валентинович Трифонов-(28
августа
<http://ru.wikipedia.org/wiki/28_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0>
1925 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1925>, Москва
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0> - 28
марта <http://ru.wikipedia.org/wiki/28_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0>
1981 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1981>, там же) - русский советский
писатель; лауреат Сталинской премии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F>
третьей степени (1951), русский прозаик.
Родился в Москве в семье
партийного работника. Отец Трифонова начал революционную деятельность во время
революции 1905. После Октябрьской революции 1917 стал одним из организаторов
Красной Армии. В 1937 был репрессирован.
История семьи художественно воплощена во многих произведениях
Трифонова, в т.ч. в документальной повести Отблеск костра (1965) и в романе Дом
на набережной (1976). В 1942, в эвакуации в Ташкенте, Трифонов окончил среднюю
школу. По возвращении в Москву работал на авиационном заводе. В 1944 поступил в
Литературный институт им. А.М. Горького, который окончил в 1949. Будучи студентом,
в 1947 Трифонов опубликовал свои первые рассказы. Публикация романа Студенты
(1950) принесла молодому прозаику известность: он был отмечен Государственной
премией и, соответственно, вниманием критики. Тема романа определялась его
названием: Трифонов писал о том, что было ему хорошо известно, - о жизни
ровесников.
После первого успеха Трифонов
долго и трудно искал свою тему в прозе, вырабатывал собственное видение жизни.
Писал рассказы разного стилевого и тематического диапазона, опубликовал роман
Утоление жажды (1963), в котором шла речь о строительстве оросительного канала
в пустыне. Принципиально новым этапом в творчестве Трифонова стали повести т.н.
«московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла
речь о сохранении человеческого достоинства в засасывающей повседневности.
Первым произведением
«московского цикла» стала повесть «Обмен» (1969). Ее главный герой, инженер Дмитриев, мучился
необходимостью сделать решительный нравственный выбор: остаться в коммунальной
квартире или съехаться с больной матерью, отношения с которой строились у
Дмитриева таким образом, что обмен жилплощади стал бы для нее явным
свидетельством того, что ее дни сочтены. В финале повести Дмитриев выбирал
улучшение жилищных условий, подтверждая слова его сестры о том, что он давно
уже совершил обмен на житейские удобства всего лучшего, что было в его душе. Не
делятся на «хороших и плохих» и главные герои повести «Другая жизнь» (1973) -
историк Сергей Троицкий и его жена Ольга, взаимопониманию которых мешает
душевная глухота. Понимание внутренней жизни мужа, его несостоявшихся надежд и
разочарований (например, в парапсихологии, в которой он пытался найти панацею
от житейских невзгод) приходит к Ольге только после его смерти - и приходит как
дар, а не в результате логического осмысления. Название повести
«Предварительные итоги» (1970) обозначило особый тип повествования. Герой
повести, переводчик Геннадий Сергеевич, приходит к промежуточному нравственному
рубежу, после которого его жизнь должна коренным образом измениться. Трифонов
собирался сделать предварительные итоги его жизни окончательными: герой должен
был умереть. Однако по мере работы над повестью писатель переменил замысел.
Геннадий Сергеевич выжил, в житейском отношении стал вполне благополучен, но утратил
способность к внутреннему совершенствованию. По сути, его жизнь свелась к
поддержанию физического существования. Таким же образом выходит из тяжелого
душевного кризиса актриса Ляля, героиня повести «Долгое прощание» (1971).
Вспоминая о времени, когда ее жизнь была трудна, но душевно интенсивна, она
испытывает только «странную мгновенную боль, сжатие сердца, не то радость, не
то сожаление оттого, что все это было с нею когда-то».
Некоторые критики упрекали
Трифонова в «бытовизме» его «московских повестей». Однако быт для Трифонова
является не угрозой нравственности, а сферой ее проявления. В предисловии к
отдельному изданию «московских повестей» критик А. Бочаров писал: «Проводя
своих героев через испытание бытом, испытание повседневной жизнью, он выявляет
не всегда уловимую связь бытового, повседневного с высоким, идеальным, обнажает
пласт за пластом всю многосоставность натуры человека, всю сложность влияний
окружающей среды». Для Трифонова всегда была важной историческая тема. Напрямую
она проявилась в романе о террористах-народовольцах «Нетерпение» (1973). Во
всех «московских повестях» также чувствуется авторский взгляд на повседневность
под углом истории. Наиболее ярко он выражен в романе «Старик» (1978),
тематически примыкающем к «московскому циклу». На примере семьи старого
революционера Летунова, на склоне лет размышляющего о своем участии в кровавом
расказачивании и, одновременно, о жизненной неустроенности своих детей,
Трифонов показал тесное переплетение прошлого и будущего. Устами одного из героев
романа он высказал суть своего отношения к истории и повседневности: «Жизнь -
такая система, где все загадочным образом и по какому-то высшему плану
закольцовано, ничто не существует отдельно, в клочках, все тянется и тянется,
переплетаясь одно с другим, не исчезая совсем». В романе повторяются мысли,
высказанные героем повести Другая жизнь историком Троицким - о том, что
«человек есть нить», протянувшаяся из прошлого в будущее, и по этой нити можно
изучать нравственную жизнь общества.
Завершением «московского
цикла» стал роман «Дом на набережной» (1976). Его публикация стала событием
литературной и общественной жизни. На примере судьбы одного из жильцов
знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в т.ч.
и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм
формирования конформистского общественного сознания. История преуспевающего
критика Глебова, не вступившегося когда-то за своего учителя-профессора, стала
в романе историей психологического самооправдания предательства. В отличие от
героя, автор отказывался оправдывать предательство жестокими историческими
обстоятельствами 1930-1940-х годов. Весь творческий путь Трифонова, от раннего
романа «Студенты» до посмертно опубликованного романа «Время и место» (1981),
посвящен поиску воплощения Времени - в сюжетах, характерах, стиле.
Путь Трифонова:
1942 - оканчивает среднюю школу в эвакуации в Ташкенте.
1947 - начинает печататься.
1947 - получив необходимый рабочий стаж (как "сын врага народа"
он после средней школы не может поступить ни в один вуз, поэтому после школы
работает на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской
многотиражки), Трифонов поступает в Литературный институт им. М.Горького,
который оканчивает в 1949.
1950 - выходит роман "Студенты" (Государственная премия СССР,
1951), принесший Трифонову известность.
1952 - уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского
канала. На долгие годы писательская судьба Ю.Трифонова оказывается связанной с
Туркменией.
1955 - реабилитация отца.
1959 - появляется цикл рассказов и очерков "Под солнцем".
1963 - опубликован роман «Утоление жажды» (одноимённый фильм, 1965),
события которого развёртываются на строительстве Туркменского канала.
1965 - документальная повесть "Отблеск костра", созданная на
основе сохранившегося архива отца.
В 1966 - 69 пишет ряд рассказов - "Вера и Зойка", "В
грибную осень" и др.
1969 - выходит первая повесть из цикла "городских"
"Обмен", за нею следуют "Предварительные итоги" (1970),
"Долгое прощание" (1971), "Другая жизнь" (1975), "Дом
на набережной" (1976).
1970 - сборник «Игры в сумерках».
В последние годы были написаны: роман "Старик" о судьбах
казачества во время Гражданской войны (1978), роман «Исчезновение» о репрессиях
30-х гг. (опубликован в 1987), роман «Время и место» (1980), цикл путевых
очерков о заграничных поездках и воспоминаний "Опрокинутый дом"
(1981).
1981 - Юрий Трифонов умер в Москве.
Основные произведения:
Романы:
«Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951)
«Утоление жажды» (1963) исторический роман «Нетерпение» (1973)
Документально-мемуарная книга «Отблеск костра» (1965)
Повести:
«Обмен» (1969)
«Предварительные итоги» (1970)
«Долгое прощание» (1971)
«Другая жизнь» (1975)
«Дом на набережной» (1976)
«Старик» (1978)
«Время и место» (1981).