Развитие знаний о живой природе в период эллинизма

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,19 kb
  • Опубликовано:
    2011-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие знаний о живой природе в период эллинизма

Федеральное агентство по образованию










Развитие знаний о живой природе в период эллинизма

Реферат













Саратов-2007

Содержание

Введение

1. Историческая справка

2. Мыслители периода эллинизма

2.1 Герофил

2.2 Эразистрат

3. Мыслители Древнего Рима        

3.1 Лукреций Кар

3.2 Гай Плиний Старший

3.3 Клавдий Гален

Заключение

Список литературы

Введение

римский памятник эллинизм мыслитель

Период от смерти Александра Македонского до завоевания Греции и Ближнего Востока Римом принято называть периодом эллинизма. Этот период характеризуется установлением греческого господства на Ближнем Востоке и взаимодействием двух культур: греческой и восточной. Центром научной мысли сделался Египет, правитель которого Птолемей II основал в Александрии библиотеку и музе. Этот «александрийский период» в развитии науки продолжался три последних столетия до н.э. Александрийская библиотека сгорела, и до нас дошли только небольшие фрагменты из произведений двух ученых того времени – Герофила и Эразистрата.

После этого первенство в изучении живого мира переходит к Риму.


После его смерти. В 323г. Умирает Александр. После его смерти начинается жестокая междуусобная война между наследниками Македонской монархии, во время которой множество греческих ученых бежит в Египет, где упрочивается династия Птолемеев, царствовавшая в течение 300 лет: с 301 г. до нашей эры - это год окончательного распада «Великой македонской империи» - по 29 год нашей эры. Первые три Птолемея – Лаги, Филадельф и Эвергет – продолжают завоевательную политику Александра: стремление к экспансии, развитие внешней, по преимуществу морской, торговли и торговли караванной в пределах Африки и Аравии, занимают в этой политике первостепенное место. Но вместе с развитием экономики идет и развитие культуры как материальной, так и духовной – особенно при первых трех Птолемеях, оказавших не только приют, но и покровительство представителям греческой философии, как науки и искусства. Египет эллинизируется, а Александрия, как впоследствии Рим, становится на долгие годы главным центром распространения античной культуры на весь тогдашний цивилизованный мир: здесь были созданы две знаменитые библиотеки. Установка причинной взаимосвязи между явлениями природы, изучение их закономерности рассматривается как основной постулат научного исследования. Естествознание направляет все свои усилия на изучение конктретных данных и выводов, непосредственно вытекающих из этих данных. Исследование, носившее до тех пор по большей части случайных характер, направляется теперь по определенному руслу в зависимости от той конкретной задачи, которую ставит себе исследователь. На помощь наблюдению для большей точности и для проверки его приходят измерительные и иные инструменты, дающие возможность производить и кое-какие эксперименты.

Александрия, столица Египта, была основана в 332-331 до н.э. Динократом Родосским по приказу Александра Македонского. Это был крупнейший город эллинистического мира. В период расцвета численность населения в нем достигала миллиона человек. Значительного развития достигло в Александрии изготовление книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. В начале 3 века до н.э. ученик Аристотеля Деметрий Фалерский основал в Александрии Музейон (храм муз) - один из главных научных и культурных центров античного мира. Это был древнейший университет, в котором обучалось одновременно несколько сот студентов. В Музейоне работали ученые многих областей знания, приглашенные из различных стран средиземноморья.

Там же была Александрийская библиотека – крупнейшая библиотека древности, насчитывавшая до 700 тысяч томов. В библиотеке работали многочисленные переписчики. Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших ее основу, имелись и книги на восточных языках. В период Александрийской войны в 47 году до н.э. библиотека пострадала от пожара, однако позднее она была восстановлена и пополнена за счет Пергамской библиотеки. В 391 году н.э. при императоре Феодосии I большая часть Александрийской библиотеки была уничтожена христианами-фанатиками. Последние ее остатки погибли во время завоевания Египта арабами.

В отличие от афинского периода развития науки, для которого характерно доминирование философии, александрийский период характеризуется развитием конкретных наук – математика, механика, астрономия.

После превращения Египта в Римскую провинцию Александрийская медицинская школа просуществовала несколько столетий, но утратила свой прогрессивный характер. Известные успехи были достигнуты лишь в области медицинской ботаники.

Рим – было грандиозное, мировое государство, простершее свою руку далеко на Запад и Восток и создавшее свою территориальную мощь непрерывными войнами. Но ни эти непрерывные войны, ни восстания рабов не остановили роста латинской культуры, оплодотворенной культурой Эллады. Памятники научной литературы эпохи Римской республики немногочисленны. Древних римлян мало интересовала философия, популярностью пользовались труды, посвященные практическим вопросам. В биологии римлян интересовали вопросы сельского характера и медицины. В ботанике римлян занимает разведение растений, полезных в различных отраслях экономики, житейского обихода и врачебного искусства. То же и в зоологии. Тут больше всего уделялось место животным, участвующим в цирковых представлениях и триумфальных торжествах, а затем бойцовым и охотничьим птицам и наконец всякой съедобной твари, имеющей прямое отношение к поварскому искусству, - голубям, павлинам, фазанам, оленям и др.

Выдающиеся люди этой эпохи – Цицерон и Плиний Старшний – склонялись к стоицизму. А в числе крупных по уму и таланту эпикурейцев на самом видном месте надо поставить Лукреция, Горация и Плиния Младшего.

2. Мыслители периода Эллинизма

2.1 Герофил

Герофил (ок. 300 до н.э. – неизв.) – врач Птолемея II. Герофил изучал строение человеческого тела и сравнивал анатомическое устройство человека и животных. Ему обязаны анатомия, а частью и физиология человека. Он дает название двенадцатиперстной кишке, отличает легочную вену от остальных вен, именуя ее артериальной веной, открывает подъязычную кость, устанавливает разницу между связками и сухожилиями, с одной стороны, и нервами – с другой, дает довольно подробное описание головного мозга и недурное для его времени исследование о глазе; он наконец отмечает синхроничность между биением сердца и пульсацией крупных артерий и, что особенно важно, высказывает предположение о специальной функции нервов как аппаратов движения и ощущения. Особенно тщательно он изучал нервные центры и нервы, при чем последние подразделялись им на починенные воле и воле неподвластные. Герофил установил, что мозг является центром нервной системы, и рассматривал его как место сосредоточения умственных способностей. Герофил считается первым греком, который начал практиковать вскрытие человеческих трупов.

2.2 Эразистрат

Наряду с Герофилом, ведущим представителем Александрийской медицинской школы был Эразистрат (304-250 до н.э.) – ученик Теофраста и, по свидетельству Плиния, потомок Аристотеля. Эразистрат в своем понимании жизнедеятельности тела исходил из представления, что каждый орган является системой, состоящей из трех элементов – вен, артерий и нервов. В александрийскую эпоху и еще долго спустя считали, что нервы имеют вид трубок и что в их полости циркулирует некоторое вещество, гипотетический нервный флюид, подобно тому, как кровь циркулирует в артериях и венах. Эразистрат установил различие между большим и малым мозгом (мозжечком). Он обратил внимание на извилины мозга человека и животных и связал их большую сложность у человека с его более развитым интеллектом. Полагают, что Эразистрату было известно различие между передними и задними корешками спинно-мозговых нервов: связь передних корешков с работой мышц, а задних с восприятием ощущений. Ему же приписывают открытие трехстворчатого клапана. Он считал, что в организме имеются две системы сосудов: одна – венозная, «кровяная», связанная с правой половиной сердца и заключающая в себе кровь, а другая – артериальная, «воздушная», несущая в себе воздух и пневму, которые поступают из легких в левую половину сердца. Подобно Герофилу, он производил вскрытие человеческих трупов, а также делал живосечения на преступниках (нередко в присутствии сирийского царя, придворным врачом которого он долгое время являлся).

Труды анатомов Александрийской школы не сохранились и известны лишь по изложению в трудах Галена и Целия Аврелиана.

3. Мыслители Древнего Рима

3.1 Лукреций Кар

Блестящим представителем античного материализма, не только пропагандировавшим, но и развивавшим идеи Демокрита, был римский поэт и философ Лукреций Кар (99-55 или 95-51 до н.э.). Он является автором поэмы «О природе вещей» (De rerum natura). Поэма состоит из шести книг; последняя из них не закончена.

 Созданная под тройным влиянием – Эмпедокла, Демокрита и Эпикура – философия Лукреция не может считаться оригинальной; автор «О природе вещей» несмотря на выдающийся ум был не столько самобытным мыслителем, сколько блестящим и многосторонне образованным популяризатором, что не мешало ему по целому ряду вопросов иметь много своих собственных соображений.

В бессмертной поэме «О природе вещей» Лукреций утверждал бесконечность вселенной и допускал возможность жизни на других, отдаленных от Земли мирах. Природа, по мысли Лукреция, никем не создана и управляется присущими ей самой законами.

Если усвоил ты это, должна пред тобою природа

Вечно свободной предстать, не подвластной властителям гордым,


Мир материален, все тела природы состоят из атомов («первичных телец») и повержены изменениям. Следуя за Эпикуром, Лукреций особенно подчеркивал и развивал мысль о спонтанном отклонении атомов друг с другом, что в свою очередь являлось источником образования новых тел природы.

Их естественное, самопроизвольное возникновение Лукреций распространял и на живые существа, которые по его мнению. Зарождаются из земли под влиянием влаги и солнечного тепла.

Краской зеленой цветущие всюду луга заблистали.

Вслед же за этим назначено было различным деревьям

В воздух открытый расти, состязаясь усердно друг с другом.

Животные, согласно Эпикуру (учение которого развивал Лукреций), возникли из растений. В частности, он думал, что бабочки – это цветки, оторвавшиеся от стеблей и получившие способность летать по воздуху. Сходно с Демокритом и Эпикуром представлял себе Лукреций возникновение сначала бесчисленных уродливых, неприспособленных к жизни живых существ, и потому погибавших, а затем наряду с ними появление таких, которые могли нормально осуществлять необходимые для жизни функции – движение, питание, защиту от врагов и размножение.

Много диковин и чудищ земля создала в этом роде.

Но понапрасну! Природа развитие им преградила,

Сил не хватало у них, чтобы зрелости полной достигнуть,

Чтобы достать себе корм и сходиться для дела Венеры.

Развитие организма Лукреций представлял себе как результат смешения мужского и женского «семени», причем это смешение обусловливает передачу потомству признаков, присущих отцу и матери.

Также случается часто, что дети походят на предков

Дальних и прадедов воспроизводят черты родовые

В силу того, что в родительском теле бывает порою

В виде сокрытом большое количество телец первичных,

Кои к отцу от отца переходят от первого предка.

Вот почему производит Венера различие в лицах

И придает иным голос, фигуру м волосы предков.

Лукреций представлял себе, будто первые люди появились из выросших на земле «маток».

Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись,

От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи…

Психическую жизнь человека Лукреций объяснял материалистически. Душа человека, по его мнению, как и все в мире, состоит из мельчайших и наиболее подвижных «первичных телец», она неразрывно связана с телом и смертна, подобно последнему.

…Вместе с телом родится душа, как сказал я уже выше,

Вместе растет и под бременем старости вместе же гибнет.

Ощущения, по мысли Лукреция, являются следствием отделения от воспринимаемых чувствами тел «первичных телец», достигающих органов чувств. Приятными или, наоборот, неприятными для глаза, уха, органов обоняния и вкуса ощущениями являются те, которые порождаются в первом случае нежными и гладкими, а во втором случае – грубыми тельцами. Так, на уровне современных ему представлений Лукреций пытался установить закономерную связь между объективным миром вещей и субъективными восприятиями организма; пытался слить воедино оба эти мира, немыслимые раздельно, вне взаимозависимости .

Не удивительно, что человек с таким размахом мысли пользовался глубокой симпатией не только в кругах римской интеллигенции, но и в далеком потомстве.

3.2 Гай Плиний Старший

Гай Плиний Старший (23-79 н.э.) Был свидетелем жизни и правления нескольких императоров. Занимался общественной и административной работой. Во время извержения Везувия в 79 году, когда погибли Помпея и Геркуланум, Плиний возглавлял флот, направлявшийся для спасения жителей неаполитанского побережья. Вместе с командой он высадился на берег и погиб от ядовитых испарений вулкана.

Плиний Старший – автор 37 томной «Естественной истории» (Naturalis historiae) – первой энциклопедии естествознания. Первый том энциклопедии включает в себя список книг, вошедших в сочинение Плиния, от Анаксимандра до Колумеллы.

Зоология охватывает VII-XI книги этого труда. Животные группируются по случайным признакам. Биологические сведения почти сплошь сводятся к описанию нравов и инстинктов различных животных. В IX книге упоминается об организмах, которые по мысли автора занимают промежуточное место между растениями и животными. 16 книг (XII-XXVII) уделяется ботанике описательной и прикладной в частности сельскохозяйственной и «медицинской». В этих томах описывается более 1000 растений, излагаемы материал, состоящий из практически нужных в житейском обиходе сведений. В книгах XXVIII-XXXII говорится о лечебных свойствах воды и различных животных и о болезнях (в том числе у самих животных), при которых применяются водолечение и различные лекарства животного происхождения.

Он первым рассматривал инстинкты как врожденные особенности животных, он пишет о борьбе за существование у деревьев, высказывает догадку о наличии пола у растений.

Хотя критическое чутье Плиния далеко уступало его трудолюбию и его сочинение было в сущности сборником занимательных и часто неправдоподобных рассказов, все же оно является важным источником для суждения об уровне знаний и представлений древних римлян о природе.

3.3 Клавдий Гален

Последним великим ученым античности был Клавдий Гален (129-201).Родился в Пергаме в Малой Азии. Его отец Никон был известным архитектором, математиком и философом. Сначала под руководством отца Гален изучал философию. После его смерти в 150 году он предпринимает путешествие по Средиземноморью, длившееся около 6 лет, Во время которого начинает серьезно изучать медицину. В Смирне он изучает анатомию у Пелопса и философию у Альбина, в Коринфе – естествознание и формакологию у Нумезиана, в Александрии – анатомию у Гераклиона. Получив солидное по тем временам медицинское образование, Гален возвращается в Пергам и становится врачом в школе гладиаторов. Тут он, естественно, имел хорошую практику в области хирургии. В 164г. Гален переезжает в Рим, где вскоре становится популярен как врач и лектор. Прожив несколько лет в Риме, он вновь отправился в путешествие по Италии, а затем посетил Пергам и Смирну. Вернувшись в Рим, Гален становится личным врачом императора Марка Аврелия, а затем – его сына и преемника Коммода. Здесь он читает лекции по анатомии а храме Мира. В конце жизни Гален вернулся в Пергам, где и умер.

Как великий врач, анатом и физиолог, Гален получил всеобщее признание еще при жизни, а его авторитет в вопросах медицины, анатомии и физиологии считался непререкаемым на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до Везалия. Гален написал около 400 трудов по медицине и философии, из которых сохранилось немногим более 90. Наибольший интерес представляют «О назначении частей человеческого тела» (De usu partium corporis humani) и «Об анатомических отправлениях» (De anatomicis administ-rationibus). В основе – выдвинутая Аристотелем идея о целесообразности всего живого, в том числе – каждого органа.

Гален изучал анатомию овец, быков, свиней, собак, медведей и многих других позвоночных животных. Он подметил сходство в строении тела человека и обезьяны. Маленькая обезьянка Inuus ecaudatus – единственный вид европейских обезьян – во времена Галена была широко распространена на юго-западе Европы. Она послужила Галену основным объектом изучения мышечной системы, костей, суставов. Многие из наблюдений Галена, принятые за описание человеческого тела, в действительности сделаны на этой берберийской обезьянке. Гален подробно описал скелет, мускулатуру, нервную систему, легкие, гортань, органы чувств, пищеварительную систему.

Гален занимался также физиологией. В ее основу он положил учение Гиппократа о четырех первичных жидкостях, входящих в состав всех частей организма. Детальному изучению Гален подвергнул центральную и периферическую нервную систему; в частности, он исследовал функции нервов спинного мозга и пытался определить способ их действия на дыхание и биение сердца. Одной из крупных ошибок, допущенных им и долго удерживавшейся в науке под влиянием его авторитета, было его убеждение в том, что воздух поступает непосредственно в сердце через дыхательные пути, а кровь проходит из одного желудочка в другой посредством отверстия в перегородке между желудочками. Согласно его концепции кровеносная система является открытой. Кровь постоянно синтезируется в печени из материала, всасывающегося после приема пищи, и по венам поступает в правую половину сердца. Здесь благодаря теплоте, рождаемо сердцем, необходимые части крови отделяются от негодных, которые с частью крови поступают в легкие и там удаляются из организма при выдохе. Основная же часть крови поступает через отверстие в перегородке в левую половину сердца.

Гален выделил 3 группы нервов – идущие к мышцам, идущие к органам чувств и идущие к внутренним органам. Т.о., мозг является сосредоточением движения, чувствительности и душевной деятельности.

В соответствии с религиозными представлениями Гален развивал мысль, что каждый орган человека был создан богом в наиболее свершенной форме и в предвидении той цели, для достижения которой этот орган предназначался. Это обстоятельство способствовало упрочнению авторитета Галена в средневековой христианской Европе. Его работы признавались непогрешимыми. Ни одна из описанных Галеном деталей строения тела не подлежала проверке, и все его ошибки повторялись в последующие века. Вплоть до эпохи Возрождения анатомия и физиология представляли собой лишь слабое и все тускневшее отражение того, что было сделано Галеном. Все же действительно прогрессивное в его работах оставалось без внимания и забывалось.

Заключение

На следующем уровне проводилось длительное, но все же незаконченно изучение динамики – физиологической организации человека и более близких к нему существ – александрийцами Герофилом и Эразистратом, а также многими другими, особенно же Клавдием Галеном, анатомия которого сохранила свое непререкаемое значение на всем протяжении средних веков, вплоть до эпохи Возрождения.

Список литературы

1.   История Древней Греции (Под ред. В.И. Кузищина). –М.: Высшая школа. – 1996.

2.   Длусский Г.М. История и методология биологии. – М .: Анабасис. – 2006.

3.   Домбровский Б.А. О закономерностях в развитии биологической мысли. – Алма-Ата. – 1965.

4.   История биологии (Под ред. С.Р. Микулинского). – М.: Наука. – 1972

5.   Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. – Т.1. Античный мир. Средневековье. Возрождение. – Москва-Ленинград: Государственное издательство Биологической и медицинской литературы. – 1936.

Размещено на

Похожие работы на - Развитие знаний о живой природе в период эллинизма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!