Финансовая устойчивость банка
|
1.
Программирование банка на основе финансово-экономических
нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и
стратегия деятельности банка
|
|
2.
Мониторинг и анализ деятельности банка,
идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений
|
|
3.
Текущая оценка экономических выгод, операционно-стоимостный
анализ банка и трансфертное ценообразование
|
Организационная устойчивость банка
|
4.
Планирование деятельности банка: маркетинговая
стратегия и бизнес-планирование подразделений банка
|
|
5.
Организационное построение банка (линейная,
дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)
|
|
6.
Управление человеческим капиталом: мотивация,
материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала
|
Функциональная устойчивость банка
|
7.
Специализация банка
|
|
8.
Универсализация банка
|
Коммерческая устойчивость банка
|
9.
Продуктовая политика банка и функционально-технологическая
поддержка продуктового ряда банка
|
|
10.
Финансовый менеджмент клиентуры банка и его
развитие в инновационное направление деятельности банка на основе
потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг
процессов обслуживания клиентов)
|
Капитальная
устойчивость банка
|
11.
Кредитно-инвестиционная политика банка
|
|
12.
Эмиссионно-учредительская и фондовая политика
банка
|
Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это
управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно
связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими
подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской
деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами
финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке
большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического
обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации
деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации
технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к
проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).
Трехмерный классификатор финансового менеджмента в
коммерческом банке можно представить в виде схемы трех укрупненных блоков
управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.
1.
Фронтальный блок
представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и
проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию
управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования,
систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых
технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий,
коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический
мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка;
разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации;
оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных
структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.
2.
Верхний блок представляет
собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и
концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими
воздействиями первого (фронтального) блока.
3.
Правый блок представляет
собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области
продуктовой политики, реинжиринга[2]
бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в
области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг,
формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка,
формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и
потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических
средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.
Примечание: В цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом
банке — определение рациональных требований и методических основ построения
оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических
систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и
поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование
финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения
денежных средств — не включены следующие блоки банковской деятельности:
бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право,
директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая
обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с
ценными бумагами и выдаваемых кредитов, так как это - директивные нормы,
введенные на уровне государства (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению
с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют
внешние условия банковской деятельности.
Для реализации целей финансового менеджмента
необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого
банка. К этим функциям подсистемы относятся:
1.
Стратегическое
планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка
программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача —
данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель
деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий
согласно определенной процедуре.
2.
Моделирование —
использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для
подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности
предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для
оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель -
материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование
исследуемого объекта.
3.
Оперативное планирование -
определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом
необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
4.
Мониторинг — сбор
информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
5.
Диагностика — оценка
соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта,
плановым показателям на данный момент времени.
6.
Цель управления —
обеспечение надежности объекта управления.
Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная
область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового
ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового
менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь
с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".
Банковский продукт — способ оказания услуг клиенту
банка (форма отношений "банк – клиент"); регламент взаимодействия
служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных
организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий,
объединенных единой технологией обслуживания клиента.
Банковская операция — система согласованных по целям,
месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию
клиента.
Банковская услуга — форма удовлетворения потребности
(в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и
хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.
Продуктовый ряд банка — банковская продукция.
Простой продукт — продукт, который реализуется одним
функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.
Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут
быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени
путем оказания комплексной услуги клиенту.
Под развитием продуктового ряда понимается следующий
механизм расширения продуктового ряда банка:
a)
выявление потребностей
клиентов в новых банковских услугах;
b)
разработка постановки
задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание
требуемой услуги;
c)
разработка регламента
оказания требуемой услуги;
d)
разработка методики
информационного обеспечения процесса оказания услуги;
e)
решение организационных
вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания
услуги;
f)
решение вопросов по оценке
стоимости оказания услуги;
g)
решение вопросов,
связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков
продукта;
h)
разработка комплекса
документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.
По целевому назначению можно различать следующие
классы операций:
1.
Пассивные операции —
аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
2.
Активные операции —
использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и
будущих доходов;
3.
Посреднические операции —
обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
Рассмотрим более детально структуру предметной области
"посреднические операции банка". Для этой цели используем новое
понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.
Банковская триада — сочетание трех понятий
"продукт – операция – услуга".
Продукт — регламент (документально оформленная
упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.
Операция — упорядоченная совокупность действий по
удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.
Услуга — результат обслуживания клиента (выполнения
операции).
По степени сложности можно выделить три класса триад -
элементарные, комбинированные, интегрированные.
Технология = (материал + инструмент + набор действий)
-> удовлетворение потребности.
Банковская технология обслуживания клиентов =
(потребности клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада +
взаимосвязи между ее элементами.
Установленное соответствие позволяет классифицировать
банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на
элементарные, комбинированные и интегрированные.
Объектом реинжиниринга процессов обслуживания клиентов
являются комбинированные и интегрированные банковские технологии обслуживания
клиентов.
Предметом деятельности реинжиниринга процессов
обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной
интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.
Работа с клиентом формально может быть описана
следующей последовательностью фаз взаимодействия сотрудников банка с клиентом.
1.
Информирование клиента о
сфере услуг банка.
2.
Консультирование клиента о
порядке оформления договоров на покупку услуг.
3.
Подготовка документов для
принятия решений старшим руководством банка об условиях и системе банковского
обслуживания клиента.
4.
Подготовка документов для
утверждения старшим руководством банка регламента (технологии) обслуживания
клиента (если в этом возникает необходимость).
5.
Обслуживание клиента и
контроль за соблюдением им принятых обязательств.
6.
Подготовка предложений по
договору на следующий календарный период.
В настоящее время известны две системы работы с клиентами:
·
Система, ориентированная
на функции и реализующая принцип разделения труда. Этой системе адекватны банки
с иерархической пирамидальной структурой подразделений, разделенных по
функциональному признаку. Управление строится исходя из административно-командных
принципов. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они
представлены безликим "массовым потребителем".
·
Система, ориентированная
на процесс и реализующая принцип интеграции отдельных операций в
интегрированную технологию обслуживания клиента.
Поскольку
первая система эффективна при обслуживании мелких и средних клиентов и
клиентов, нуждающихся в отдельных функциональных услугах, а вторая система
эффективна при обслуживании крупных клиентов, нуждающихся в комплексе
взаимоувязанных банковских услуг (в банковском обслуживании своего финансового
менеджмента), то современные банки применяют их в комплексе.
Таким образом, следующая предметная
область финансового менеджмента — создание продуктового ряда банка — не только
отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и
функциональной устойчивостью, но обеспечивает надежность объекта управления,
удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда реализуется основная концепция любого
коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.
Заключение
Как мы видим основной составляющей
банковского менеджмента является менеджмент финансовый. Он позволяет определить
рациональные требования и методические основы построения оптимальных
организационных структур и режимов работы функционально-технологических
систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций
банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на
приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при
условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Финансовый
менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и
использования денежных ресурсов. Он тесно связан с
организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими
подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской
деятельности, в том числе управлением персоналом банка. В коммерческом банке большое
значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение финансового
менеджмента.
Одна из особенностей финансового
менеджмента в коммерческом банке заключается в создании продуктового ряда банка
(можно отметить, что на это же направлен и банковский маркетинг). Эта
особенность не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой
и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта
управления, удовлетворяя потребности клиентов, что позволяет реализовать основную
концепцию любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.
Список
использованной литературы.
1.
Газета "Бизнес и банки" (№ 49 за 1996 г.,
№№ 5, 6, 10 за 1997 г.)
2.
Колесников А.И. "Банковское дело",
СПб., 1993.
3.
"Банковское дело" Под ред.
О.Лаврушина., М. 1993.
[1] Авторы публикаций в газете "Бизнес и банки".
[2] Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и
радикальная перестройка бизнес-процессов в целях достижения значительных
улучшений таких критически важных показателей, как стоимость, качество, уровень
сервиса и скорость функционирования (Майкл Хаммер).