Цивилизация и культура
Цивилизация и культура
Культура
- Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй
половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным
средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и
усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило
основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся
смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя
первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных
форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение"
- словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века
Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное
"природному".
"Культура"
как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых
из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций,
норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою
жизнедеятельность.
"Культура"
как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных
обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.
Субъект
культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им
культурные ценности.
"Культура"
как категория - созданная людьми искусственная среда существования и
самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как
культура это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.
И
главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек.
Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным
признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически
человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.
Цивилизация
- (лат. гражданский) - межэтническая культурно-историческая общность людей, основанием
и критерием для выделения которой разнятся в зависимости от применения этого
термина. Понятие цивилизации появилось в античную эпоху как определенное
качественное отличие античного общества от варварского окружения. В эпоху
Просвещения и в 19в. цивилизация - как характеристика высшей степени
социокультурного развития. Дикость-варварство-цивилизация. 20в. - Шпенглер, Тойнби
- цивилизация как локальная моно или полиэтническая общность с выраженной
социокультурной спецификой, то есть, концепция исторической цивилизации. В
последнее время цивилизация как локальная межэтническая общность, формирующаяся
на основе единства исторической судьбы народов в одном регионе…
Цивилизация
- многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых
как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как
особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры,
либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется
научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными
из которых являются - урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и
политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя
жизнедеятельность.
Противопоставление
культуры и цивилизации возникло в Германии в 18-19вв. Социально-исторические
корни этого явления - в то время Германия состояла из множества карликовых
феодальных государств и не имела национального полит. сознания, хотя ощущение
единства нац. культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление стало
возможно в результате осмысления германской наукой состояния культурного
единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.
Немецкий социолог Фердинанд Теннис сформулировал представление о направленной
эволюционной социальной организации от общины к обществу: отношения в рамках
культуры (общины), которые коренятся в эмоциях, традициях, привязанности - семья,
сословие, этнос (нация). Здесь главное - органичность в отношениях, их
укорененность в традициях; и отношения в рамках цивилизации (общества), в
центре которого - рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей.
Отношения имеют вещную природу и характеризуются разнонаправленными
устремлениями участников. Рациональные структуры - коллективы, группы, государства
- рассматриваются как формальные лица.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.countries.ru/