Развитие русской живописи
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Уральский
государственный университет путей сообщения
Кафедра Истории
политологии
Реферат
На
тему: Развитие русской живописи
Проверил: Выполнил:
Преподаватель
студент гр.219
Дмитриева Т.В.
Во второй половине
ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны
строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита,
использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русского
классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности,
но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности.
Классицизм как направление в русской художественной культуре безраздельно утвердился
в конце XVIII - начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма в русской истории
живописи обыкновенно именуют высоким классицизмом. Характерным для живописцев этого
времени было романтическое утверждение красоты неповторимого, индивидуального, необычного,
однако наивысшим достижением этой эпохи изобразительного искусства в России можно
считать не историческую живопись, а портрет (А. Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов,
Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).
О.А.Кипренский
(1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи.
Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Одни построены на резком
контрасте света и тени. В других главным живописным средством оказывается тонкая
градация близких друг другу цветов. Для полотен К.П.Брюллова (1799-1852) характерны
сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность
пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Широкой
известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833).
Возвышенная красота человека и неизбежность его гибели отражены в картине в трагическом
противоречии. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. Крупнейшим
мастером исторической картины был А.А. Иванов, придал своей живописи характер жертвенного
служения идее и сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике.
В своих произведениях
он предвосхитил многие искания русской реалистической живописи следующих десятилетий.
Осознанный поворот
новой русской живописи к демократическому реализму обозначился в конце 50-х годов,
вместе с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина.
9 ноября 1863 года 14 выпускников Академии художеств во главе с И. Крамским отказались
писать дипломную картину на предложенный сюжет "Пир в Валгалле" и просили
предоставить им самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли
из Академии, образовав независимую Артель художников. Второе событие - создание
в 1870 году "Товарищества передвижных выставок", душою которого стал тот
же И.Крамской. Передвижники были едины в своем неприятии "академизма"
его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Ведущее место
в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией "передвижников"
пользовалось крестьянство. В ту пору - в 60-70-е гг. XIX в. - идейная сторона искусства
ценилась выше, чем эстетическая. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В.
Г. Перов (1834-1882). Свидетельство этому - такие его картины, как "Приезд
станового на следствие", "Чаепитие в Мытищах", "Тройка",
"Старики-родители на могиле сына". Кисти Перова принадлежит ряд портретов
его знаменитых современников (Тургенева, Достоевского). В творчестве Крамского главное
место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина. Ему принадлежит
один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет
зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно.
Одно из наиболее
сильных произведений Крамского - картина "Христос в пустыне".
Но нельзя сказать,
чтобы Академия художеств не выдвигала талантов. Лучшие традиции академизма нашли
развитие в грандиозных исторических полотнах Г. Семирадского, работах рано умершего
В. Смирнова, ("Смерть Нерона"), великолепных полотнах мариниста, представителя
романтизма Ивана Айвазовского. Собственно из стен Академии вышли многие выдающиеся
художники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и Врубель.
"Передвижники"
совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. А. К. Саврасов сумел показать
красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина "Грачи прилетели"
(1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Певцом
русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832-1898). А.
И. Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный
свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат,
косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей
дороге, - эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.
Своей вершины
русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова
И. И. Левитана
(1860-1900). Левитан - мастер спокойных, тихих пейзажей Человек стеснительный и
ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося
пейзажа.
Заштатный городок
Плес на верхней Волге прочно вошел в творчество Левитана. В этих краях он создал
свои полотна: "После дождя", "Хмурый день".
Там же были написаны
умиротворенные вечерние пейзажи: "Вечер на Волге", "Вечер. Золотой
плес", "Вечерний звон", "Тихая обитель".
На вторую половину
XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
В. И. Суриков
(1848-1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится
на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: "Утро
стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова".
Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические
характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом. Достаточно вспомнить ослепительно
свежий, искрящийся снег в картине "Боярыня Морозова". Если же подойти
к полотну поближе, снег как бы "рассыпается" на синие, голубые, розовые
мазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии сливаются
и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.
В. А. Серов (1865-1911),
сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный
художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты. В 1887 г. 22-летний Серов
отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. Однажды после обеда
в столовой случайно задержались двое - Серов и 12-летняя Вера Мамонтова. Они сидели
за столом, на котором остались персики, и за разговором девочка не заметила, как
художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц. В начале сентября
"Девочка с персиками" была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина,
написанная в розово золотистых тонах, казалась очень "просторной". В ней
было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая
свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью.
Да и все полотно
было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает,
а впереди - целая жизнь. Время поставило "Девочку с персиками" в ряд лучших
портретных работ в русской и мировой живописи.
Обращение к национальным
темам привело к небывалому расцвету исторической и батальной живописи. Подлинные
шедевры в этих жанрах создали В. Суриков, И. Репин, Н. Ге, В. Васнецов, В. Верещагин,
Ф. Рубо. В эти годы открываются первые национальные художественные галереи; произведения
русских художников начинают регулярно появляться на международных выставках и в
заграничных художественных салонах. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова
и других передвижников попали в собрание Третьякова. П. М. Третьяков (1832-1898),
представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком.
Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого,
чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло
в главное дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив
почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская
галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский
музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств
и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения
русской живописи XIX века. В конце 1890-х годов еще плодотворно работали ведущие
мастера критического реализма - И. Е. Репин,
В. И. Суриков,
В. М. Васнецов, В. Е. Маковский, но в это время в искусстве проявилась и иная тенденция.
Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтические
стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж. Часто обращались и
к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве
таких художников, как А. П. Рябушкин и М. В. Нестеров.
Крупный художник
этого времени - Б. М. Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками
и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой
жизни.
В раннем творчестве
М. В. Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его
картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине
вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки
трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки, обитатели монастырей, или добрые
старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины,
посвященные судьбе русской женщины ("На горах", 1896, "Великий постриг",
1897-1898).
Символизм, неоклассицизм,
модерн оказывает заметное влияние на М.А. Врубеля, художников из "Мира искусства"
(А. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева.)
и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов). Деятельность
этих групп была очень разносторонней, художники издавали свой журнал "Мир искусства",
устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров.
В 1910-е гг. зарождается
русский авангард - как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицания
самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школы
и направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного
искусства - супрематизм (К. Малевич), "импровизационный" стиль и абстракционизм
(В. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др. Всем течениям авангардистского искусства
свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности - трезвым
расчетом, художественной образности - простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции
- конструкцией, больших идей - утилитарностью. Новое искусство покоряет безудержной
свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации,
разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного
искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует,
сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. В понятие "авангард"
условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм,
орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм). Основные представители этого
течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин,Якулов, А.
Экстер, Б. Эндер и лругие.
В 1910-е гг. также
наблюдается возрождение интереса к иконописи. Художественные принципы иконописи
творчески применяли как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К.С. Петров-Водкин)
и зарубежные (А. Матисс) художники,так и целые направления и школыаван гарда.
С конца 20-х годов
в России утверждается принцип социалистического реализма. Идейность становится главной
определяющей силой в художественном творчестве. Несмотря на сильное влияние идеологии
создавались настоящие произведения искусства мирового уровня. Творчество пейзажистов
С.В.Герасимова, В.Н. Бакшеева, А.А. Пластова, творчество П.Д. Корина, А.Н. Остроумомой-Лебедевой,
И. Глазунова, К. Васильева, А. Шилова, А. Исачева - убедительное тому доказательство.
С 1960-х гг. наступает возрождение русского авангарда. "Разрешенная",
но не официзная часть советского искусства в 1960-е гг. представлена работами мастеров
"сурового стиля" (Т. Салахов, С. Попков). В 1970-1980-е гг. получило признание
творчество советских художников - Р. Бичунаса, Р. Тордия, Д. Жилинского, А. Зверева,
Э. Штейнберга, М. Ромадина, М. Лейса, В. Калинина и др., представителей не только
"официально разрешенного искусства". Русский постмодернизм 90-х ХХ века
- пример творчества группы "СВОИ" (Гипер-Пуппер- Кузнецов В., Вещев П.,
Дудник Д., Котлин М., Макса-Максютина, Менус А., Носова С., Подобед А., Ткачев М.).
Сам факт объединения разноплановых художников в единый живой организм, не ограниченный
концептуальными или стилевыми рамками, наиболее точно соответствует основному принципу
постмодернизма о параллелизме и равнозначности художественных тенденций.
искусство
классицизм живопись