Занятия русского народа
«Занятия русского народа»
План
Введение
I. Социальная организация
II. Земледелие и скотоводство
III. Ремесла
1. Кузнечное дело
2. Ювелирное дело
3. Гончарное дело
IV. Бортничество
V. Охота и рыболовство
VI. Торговля
Заключение
Список литературы
Введение
Культура русского народа
слишком обширна для того, чтобы уместиться на малочисленных страницах подобной
работы. Поэтому, мы постараемся лишь в общих чертах разобраться в том, чем жили
наши предки, от чего зависел выбор того, или иного вида деятельности. Благо,
данная тема широко, и не раз освещалась историками и этнографами нашей страны и
их зарубежными коллегами. Целью данной работы является определение узкого круга
основных занятий, характерных для жителей Руси, их зависимость от географического
местоположения, предпосылки к возникновению…
I. Социальная организация
Древнерусское государство
возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Оно
было настолько обширно, что представить, будто на всей его территории быт жителей
был одинаковым – просто невозможно! Естественно, что род деятельности очень
сильно привязывался к месту обитания. На берегах рек и морей – рыболовство, в
степной зоне – земледелие и скотоводство, в лесах – охота, бортничество. Категоричного
разделения, конечно же, не было – в любой местности хозяйство было комплексным.
Однако окружающая среда все же оказывала огромное влияние. Поэтому предпочтение
отдавалось большей частью виду деятельности, более соответствующему таким
факторам как условия обитания, климат и т.д.
Жилые местности в старой
России были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня,
починок. Возведение городов и поселков было вызвано расширением пределов
русского мира. Города заводились раньше, чем поселения; в местах незаселенных,
чтоб дать возможность жителям существовать на новоселье, надобно было
приготовить для них обороны - возвести ограду, т.е. город. [3, стр.112]
Хозяйственной ячейкой
являлась малая семья. А низшим звеном социальной организации непосредственных
производителей, объединявшим хозяйство отдельных семей, служила соседская
(территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального
рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в процессе их
расселения, в VI - VII веках. Члены верви совместно владели сенокосными,
лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными
хозяйствами, принадлежавшими семьям, входящим в общину. Соседские общины объединялись
в племенные княжества, а те - в союзы племенных княжеств.
В ходе хозяйственной
деятельности восточных славян шел процесс обособления ремесла от земледелия,
выделения ремесленников в качестве особой социальной группы (первоначально в
основном кузнецов и гончаров).
Повсеместное
распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда
создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для
содержания господствующего социального слоя. Выделение такого слоя было
результатом разложения родоплеменных отношений, ускоренного расселением славян.
Его основу составляла военно-служилая знать, сложившаяся в эпоху расселения.
Союзы племенных княжеств
представляли собой сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный
град (некоторые грады постепенно превращались в города). В укрепленной
центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад,
населенный ремесленниками торговцами. В градах происходили собрания свободных
общинников (вече), на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции
постепенно выдвигается слой профессиональных воинов - дружинников во главе с
князем. Дружины фиксируются у славян, по данным византийских источников, уже в
VI - VII веках. К IX столетию дружинники становятся привилегированной
общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках (опираясь на военную
силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это создает
объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном
развитии славян.
Рассмотрим, как пример -
племенное объединение полян, которое составило основу Древнерусского
государства. Прежде всего - более развитое, чем в других славянских землях,
комплексное хозяйство, основанное на плужном земледелии и домашнем
скотоводстве, наличие сети укрепленных поселений с развитым ремеслом и
существовавший уже несколько столетий племенной союз, внутри которого шли
процессы объединения отдельных племен, сложения единого языка, культуры,
имущественной и социальной дифференциации, выделения из недр
первобытнообщинного строя феодального класса дружинников и сложения аппарата власти.
Нельзя не учитывать и
выгодное географическое положение Киева как центра племен полян на Днепре.
Определенную роль играл внешний фактор - постоянная угроза со стороны обитавших
в степях кочевых народов. Все это привело к сложению единого Древнерусского
государства с центром в Киеве.
Из выше описанного мы
видим, что под воздействием внешних факторов (внешняя военная угроза) из
общества выделяется целый класс, призванный решать подобную проблему. Это
военные – «служилые» люди, нанимавшиеся на службу к князю, составлявшие его
дружину и служившие большую часть жизни. Соответственно, в крупных городах,
вроде Киева, процветали ремесленные занятия, сопутствующие военной службе:
кузнечное дело (изготовление оружия, доспехов), шорное дело (лошадиная упряжь,
одежда) и т.д. Это подтверждается результатами многочисленных археологических
раскопок. Набор вещей, найденных в различных дружинных курганах, характеризует
уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела.
Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м., с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего
действия. Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка - кровосток.
Перекрестие и навершие мечей обычно украшались серебряным узором. Эти
каролингского типа мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси.
II. Земледелие и скотоводство
Основным населением
Древней Руси были земледельцы. Поселения деревенского типа изучены пока плохо,
так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними
поселениями. Как правило, они располагались на высоких берегах небольших рек, в
поймах которых были пашни и луга. Сельские поселения возникали и на
водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Основой хозяйства являлось
пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской
равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в
южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была
распространена переложная система земледелия, при которой участок целины
распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его
забрасывали до восстановления плодородия почвы.
В северных районах,
покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия,
требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего
его выжигания. После того удобренная золой почва в течение нескольких лет
приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых
земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими
частями - рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди зерновых культур
преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также просо,
гречиха и ячмень.
Из технических культур
возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам
костей животных выяснено, что в IX-XII вв. разводили коров, овец, свиней и
лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. К этому времени относится
большое количество найденных археологами, древнерусских серпов, коротких
кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для
почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского хозяйства, его техническое
оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена [2, стр. 103].
III. Ремесла
Приобретение технических
навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на
обширной русской территории крайне неравномерно, и эта неравномерность была
обусловлена совокупностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших
на темп развития. Само единство Руси, будучи категорией исторической, возникло
лишь в преодолении областных различий.
«Первой формой
промышленности, отрываемой от патриархального земледелия, является ремесло, т.
е. производство изделий по заказу потребителя... Будучи необходимой составной
частью городского быта, ремесло распространено в значительной степени и в
деревнях, служа дополнением крестьянского хозяйства...» [5, стр. 286].
1. Кузнечное дело
Среди членов родового
коллектива раньше всех других специалистов обособились металлурги, ведавшие
сложным, опасным и несколько таинственным делом обработки руды в горнах и ковки
раскаленного металла. [11, стр. 47] Совершенно естественно, что с ростом
общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми
ремесленниками-специалистами, что именно их, творцов металла, народ окружил
множеством различных легенд и поверий: кузнец-колдун, «хитрец», находится под
покровительством русского Гефеста - бога Сварога; он может не только выковать
плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять
нечистую силу от деревни.
Металлургия того времени
состоит из двух частей: 1) выплавка железа из руды и 2) кузнечная обработка
железа. Оба процесса были связаны между собой, но, по всей вероятности, давно
уже произошло разделение на домников и кузнецов. Древние домники работали на
особом виде сырья - болотной руде, которая вплоть до XVIII в. сохраняла промышленное
значение. Полученная тем или иным способом руда промывалась и подвергалась
предварительной обработке, заключавшейся в дроблении ее и легком обжиге,
способствующем процессу восстановления окислов железа. Самым сложным и ответственным
делом являлась выплавка железа из руды, осуществлявшаяся при помощи так
называемого сыродутного процесса.
Труднее
решить вопрос о разделении домников и кузнецов. Судя по сезонному (зимнему)
характеру доменной работы, можно думать, что доменное и кузнечное дело находились
в древнерусской деревне в руках одних и тех же мастеров. Для завершения плавки
домник должен был иметь наковальню, молот, клещи, горн, а, следовательно, у
него был весь ассортимент орудий, необходимых для последующих ковочных работ.
Техника
ручной ковки очень мало изменилась со времени Киевской Руси до XIX в. Поэтому
сведения о деревенских кузнецах недавнего прошлого можно почти полностью
переносить на кузнецов XI-XII вв., а может быть, даже и более раннего периода.
В этом убеждает сравнение, как инструментов, так и готовой продукции кузнецов
обеих эпох.
2. Ювелирное дело
Ювелирное дело на Руси
представлено огромным количеством материалов. Каждый женский курган содержит в
себе различное «узорочье» и «утварь гривную» в количестве, зависящем от достатка
и зажиточности его владелицы.
Большинство технических
приемов древнерусских «кузнецов меди и серебру» уходят корнями в первые века н.
э. Курганная эпоха, особенно богатая находками ювелирных изделий, дает лишь
большую тщательность выделки, большее разнообразие форм. Материалом для
украшений служили медь, серебро и различные сплавы. Изредка встречаются
оловянные вещи.
В отношении приобретения
цветных металлов русские златокузнецы находились в очень неблагоприятном
положении. Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель,
не было. Все эти металлы ввозились из соседних стран.
Среди различных
технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить
литье. После литья нужно поставить ковку и чеканку цветных металлов. Принципиальное
отличие ковки цветных металлов от ковки железа заключается в том, что серебро,
медь и их сплавы куются значительно легче, требуют меньше температуры нагрева и
легко поддаются даже холодной ковке.
Третьим важным разделом
после литья и ковки в истории ювелирной техники было производство проволоки. В
древнерусских курганах имеется много разнообразнейших поделок из медной или
серебряной проволоки. В небольших количествах проволока употреблялась не только
для украшений, но и в быту. Проволокой обматывались черенки ножей, делали из
нее кольца и т. д. Из проволоки делали браслеты, перстни, височные кольца и ряд
других украшений.
3. Гончарное дело
Керамика является самым
распространенным массовым видом археологических находок. Устойчивость
обожженного глиняного теста по отношению к разрушающим силам почвенных вод и
ветра обусловила сохранность почти всего керамического материала древности.
Повсеместное распространение глин, простота изготовления изделий и
затрудненность перевозки примитивных типов глиняной посуды - все это делает
древнюю керамику одним из наиболее доброкачественных источников, позволяющих
без особых погрешностей сравнивать между собой как различные области, так и
различные эпохи.
Разработка глинищ не
представляла никакой трудности. Подготовка глины к формовке заключалась в
смачивании ее и тщательном промешивании. Тщательно промятая глина в зависимости
от степени ее тучности насыщалась примесями, такими как песок, тальк, толченые
раковины, дресва, шамот, кострика.
Важнейшими процессами
гончарного дела являются формовка сосудов и их обжиг.
Простейшая конструкция
гончарного круга такова: основой круга является скамья. В доске скамьи
прорезано отверстие для оси. На деревянную ось надет деревянный круг, толщиной
2-3 см и диаметром 15-20 см. Поверх круга прикрепляется тонкий кружок меньшего
диаметра, на котором иногда вырезывается вглубь клеймо. Для того, чтобы глина
легче отделялась от круга, последний посыпают золой и песком. При работе на
таком станке гончар сидит верхом на скамье и вращает круг левой рукой, а правой
формует глину.
Наиболее примитивный
способ обжига - костровой применялся в догончарную эпоху. При обжиге на костре
стенки сосудов прокаливаются очень неравномерно. При печном обжиге обычно
прокаливается вся поверхность горшка, но в изломе нередко обнаруживается, что
середина черепка сохранила непрокаленный черный или серый цвет. Только обжиг в
специальном гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, дает
полную прокаленность всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу,
чем обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет
хорошо прокаленной глины.
IV. Бортничество
О занятии бортничеством в
древней Руси мы имеем ряд указаний в письменных источниках, как своих, так и
иноземных, в которых мед и воск - основные продукты бортничества - неоднократно
упоминаются в разной связи, начиная с Х века. Участок земли с большим или
меньшим количеством бортей назывался бортной землей, бортным угодьем или бортным
урожаем. Бортью называлась иногда и часть леса, где имелись бортные деревья.
Огромные леса и луга в ряде районов создавали благоприятные условия для
развития дикого или бортевого пчеловодства.
Арабский писатель Х в.
Ибн-Даста пишет о славянах: «Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых
находятся у них и ульи для пчел и мед пчелиный сберегается» [1, стр. 264]. Другой писатель Ал-Бекри (умер
в 1094 г.) сообщает про славян: «Напитки же их хмельные приготавляются из меда»
[4, стр. 55.]. Такие примеры легко умножить,
так как известия не только Х века, но и более поздние пестрят упоминаниями о
меде, воске, медовой дани, бортях, бортных угодьях, бортных деревнях и т. п.
О наличии
бортничества на Руси рассказывает также археологический материал. При раскопках
поселений и курганных могильников встречаются медорезки - специальные орудия
для вынимания меда и железные древолазные шипы. Бортничеством занимались
повсеместно, но в разной степени. По письменным источникам выявляются районы с
наибольшим развитием этого промысла.
Бортничество
являлось одним из подсобных занятий населения деревни, и борта находились в
собственности смердов. В «Русской Правде» упоминается борть смерда, которая так
же, как и княжеская борть, ставится под охрану закона: «А в княжии борти 3
гринвы, либо пожгут, либо издерут, а в смерди две гривны» [8, стр. 826.].
Самое
примитивное бортничество состояло в том, что человек отыскивал в лесу по разным
признакам дуплистые деревья, населенные пчелами. Большей частью это были старые
деревья с грибными наростами на коре, что указывало на затронутую гниением
сердцевину. В таких деревьях чаще всего находились дупла с пчелами. Человек,
нашедший такое дерево, ставил на нем свой знак собственности - знамя, и дерево
отныне считалось уже его собственностью. Это право охранялось «Русской
Правдой»: «Аще кто борть разнаменаеть, то 12 гривне продажи» [7, стр. 309.].
Дальнейшее
развитие бортевого пчеловодства выразилось в устройстве ульев-колод,
устанавливаемых в лесу на деревьях.
V. Охота и рыболовство
В давно прошедшие времена
Киевской Руси, в IX-XIII вв., природные условия Восточно-Европейской равнины,
ее климат, ее растительный и животный мир мало отличались от современного, но
все же отличались. Почти вся территория Древней Руси, вплоть до лесостепной
полосы, Киева и Чернигова, была покрыта дремучим лесом, остатком которого
является современная Беловежская пуща.
Между мощными островами
леса лежали бескрайние степи. Особенно большим лесным массивом был лес в низовьях
Днепра, еще во времена Геродота (V в. до н. э.) носивший название Гилей (леса)
и частично сохранившийся до конца XVIII - первой половины XIX вв., когда
особенно интенсивная и хищническая рубка почти совершенно лишила наши южные
степи былых лесных массивов и резко изменила их внешний облик.
Во времена Киевской Руси
растительный и животный мир русской равнины был исключительно богат. Богаты
были зверем и птицей и необозримые степи, и широкой полосой тянувшаяся с запада
на восток - к Волге - русская лесостепь, и бескрайние леса средней полосы
Восточной Европы, и далекий Север. О северном крае Руси ходили рассказы,
рисующие его как своего рода пушное Эльдорадо.
Русский человек привык к
пушному богатству родной земли, и поэтому в наших древнерусских источниках мы
найдем не много мест, говорящих об этом изобилии. Зато иностранцы, посещавшие
Русь и знавшие ее, поражались изобилию зверей и птиц.
Кормила русских людей не
только пашня, но и лес, и река, и степь, и озера, а были времена, когда охота и
рыболовство играли решающую роль.
Древнейшие сведения об
охоте на Руси, заключенные в Повести временных лет, новгородской летописи, в
восстанавливаемых учеными начальных летописных сводах, к которым восходят
летописи, дошедшие до наших дней, в написанных на арабском языке произведениях
восточных писателей и т.п., свидетельствуют о широко распространенной торговле
мехами. Меха составляли предмет и внутренней и внешней торговли. Русские люди
одевались в меховые одежды и украшали мехом одежды из материи. Чаще всего меха
приобретали на торгу от охотников. Богатые люди носили бобровые и соболиные
шапки и шубы, куньи меха, укрывались в собольи одеялы и т.д. Бедные люди
довольствовались более дешевыми мехами и нередко носили меха ими же добытых
животных. Среди простой чади сел и городов довольно широко были распространены
медвежьи шубы, в те времена отнюдь не считавшиеся предметом роскоши.
Русский человек шел в лес
за пушным зверем не только потому, что его привлекала возможность продать мех
купцу, направлявшемуся со скорой в Царьград или Багдад, Раффельштеттен или
Итиль на Волге. Охотиться за пушным зверем заставляла его и необходимость
уплаты дани мехами. Дань взималась чаще всего мехами белок (по веверице от
дыма) и куниц (по черне куне). В тех местах, где водились соболи, дань
собиралась собольими мехами. [6, стр. 71, 73]
VI. Торговля
Товарное
производство на Руси существовало уже на ранней стадии феодализма. В большей
степени его возникновение связано с ростом ремесла и городов. Выделение
ремесла, возникновение и рост городов содействовали расширению внутреннего
рынка.
Новой
ступени товарное производство достигает в эпоху Киевской Руси, когда началась
чеканка собственной русской монеты. «Торги», эти древние рынки, образовывались
вокруг церквей, в городах и поселениях и служили местом продажи товаров.
Позднее на Руси появляются купцы-торговцы.
Кроме
товаров ремесленников на рынок поступала продукция земледелия (рожь, овес), а
также продавались соль, рыба, мед и т. д. Таким образом, в товарные отношения
были втянуты крестьянские и вотчинные хозяйства. На внутренних городских рынках
выступало и иностранное купечество. В этот период существовала денежная
(преимущественно в городах) и меновая торговля.
Для
Древней Руси типична связь торгов с церквами: духовенство наряду с князьями занималось
торговлей, отдавало деньги в рост и т. д.
Уже в
период раннего феодализма в некоторых случаях ремесленники становились
товаропроизводителями. Археологи склонны утверждать, что в Древней Руси были
бродячие торговцы и существовала ярмарочная форма торговли [9, стр. 460].
Важнейшими
предметами межобластной торговли были соль и хлеб. Феодальная раздробленность,
сопровождавшаяся многочисленными войнами с захватом при этом торгующих купцов и
установлением множества пошлин (мытов), тормозила развитие торговли. Поэтому
купечество объединяется в гильдии [10, стр. 155].
Феодальная
Русь характеризуется не только существованием внутреннего рынка, но и развитой
внешней торговлей.
В IX в.
усиливаются торговые связи Древней Руси с Византийским Константинополем.
Большое значение для внешней торговли, для роста таких городов, как Киев и Новгород,
имел знаменитый путь «из варяг в греки».
Древняя
Русь ввозила шелковые и золототканые ткани, сукно, бархат, оружие, предметы
художественного ремесла, церковную утварь, стекло и фаянс, драгоценные камни,
пряности, фрукты и вино, краски, коней, хлеб (в голодные годы), соль,
благородные и цветные металлы.
Возникновение
внешних торговых сношений восточных славян с другими народами уходит в глубь
веков. На территории Поднепровья, Поильменья и Окско-Волжского бассейна
наблюдался оживленный обмен с Кавказом — V — IV вв. до н. э. и греческими
причерноморскими колониями в V — IV вв. до н. э., в I — III вв. до н. э.— с
римлянами; в III — VI вв. н. э.— с готами (1). Примерно с VIII в. н. э. начала
интенсивно развиваться торговля с народами Арабского халифата и продолжалась
примерно до X в.
Вначале
ведется меновая торговля, а затем денежная. Из-за незнания языков покупатели и
продавцы объяснялись жестами, или, как выразился древний летописец, торговцы
«помовали рукой» [9, стр. 249].
Заключение
Кратким
экскурсом в прошлое нашей страны мы подтвердили древность и богатство русской
культуры. Наши предки своими собственными силами могли обеспечить себя всем
необходимым для жизнедеятельности. Сначала на уровне обособленной родовой
общины, затем – в масштабах огромного государства, с разделением труда и
соответствующей определенным занятиям, развитой инфраструктурой. Благодаря
взаимосвязям с соседними народами посредством торговли, развитие различных
ремесел на Руси поддерживалось на общеевропейском уровне. Об этом говорят не
только русские, но и зарубежные источники. Позже, при расширении границ
русского государства на восток, культура наших предков стала богаче в связи с
ассимиляцией азиатских «малых» народов.
Список
литературы
1. Гаркави А. Я. «Сказания
мусульманских писателей о славянах и русских». Спб., 1870.
2. Греков Б. Д.
Киевская Русь. М.- Л., 1944.
3. Костомаров Н.И. «Очерк домашней
жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». М., Республика,
1992.
4. Куник А. и Розен В. «Известия
Ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах», ч. I, Спб., 1878.
5. Ленин В. И. Соч., 2-е изд.. т.
III, стр. 254, 255; по 4 изд.
6. Мавродин В.В. «Происхождение
русского народа». Л.,
Издательство Ленинградского Государственного Университета, 1978.
7. «Правда Русская», т. I, М.-Л., 1947.
8. «Правда Русская», т. II, М.-Л.,
1947.
9. Рыбаков Б. А.
«Ремесло Древней Руси», издание
Академии Наук СССР, 1958.
10. Савич А. А.
«Соловецкая вотчина XV — XVII вв.» Пермь, 1927.
11. Xмыров М.Д. «Металлы в древней
Руси», СПб., 1875.