Московские памятники
Московские памятники
Перевезенцев С. В.
Московские
памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические
события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием
монастырей. Так, Новодевичий монастырь был основан в честь взятия Смоленска в 1514 г., памятник-часовня «Гренадерам — героям Плевны» на пл. Ильинские ворота создана в память
воинам времен русско-турецкой войны 1877–1888 гг. В последние годы XX века на
Поклонной горе была сооружена церковь Св. Георгия Победоносца в честь павших на
полях сражений Великой Отечественной войны.
Начиная
с эпохи Петра I, преобладающей формой памятников становятся светские монументы
и сооружения — главным образом триумфальные ворота и арки. Первые деревянные
триумфальные ворота в Москве появились в 1696 г. по случаю празднования взятия Азова. Затем арки сооружались в честь побед в Северной войне, а также по случаю
императорских коронаций. Триумфальные ворота, возведенные в 1742 г. в честь коронации Елизаветы Петровны, стали называть «Красными воротами». Деревянные «Красные
ворота» сгорели в 1753 г. и были восстановлены в камне в 1753–1757 гг. по
проекту архитектора Д.В. Ухтомского (уничтожены в 1927 г.).
В
честь победы в Отечественной войне 1812 г. в Москве и в честь «священной памяти императора Александра I, восстановившего Москву из пепла и развалин» в
Москве было решено возвести Триумфальные ворота. Каменная однопролетная
Триумфальная арка строилась в 1827–1834 гг. на площади у Тверских ворот на
месте деревянной, сооруженной в 1814 г. для торжественной встречи русских войск,
возвращавшихся из Заграничных походов после победы над Наполеоном. Автором
проекта стал архитектор О.И. Бове, скульпторы — И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Возведенная в стиле ампир, Триумфальная арка была украшена многочисленными
отлитыми из чугуна деталями, шестью парами двенадцатиметровых колонн, а также
скульптурами и горельефами. Над карнизом — аллегорическая фигура Победы и
венчавшая арку колесница Славы.
В
1936 г. арка была снесена и воссоздана в 1966–1968 гг. на новом месте — у
Поклонной горы (ныне — площадь Победы). При восстановлении беломраморная
облицовка была заменена гранитной, все недостающие скульптурные детали, а также
колонны были вновь отлиты из чугуна.
Первым
скульптурным памятником в Москве стал памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, скульптора
И.П. Мартоса, установленный в 1818 году на Красной площади. Над проектом
памятника И.П. Мартос начал работать в 1804 г. Он создал выдержанную в духе гражданского пафоса скульптуру, образным решением которой стала двухфигурная
скульптурная группа: сидящий князь Д.М. Пожарский, опирающийся левой рукой на
щит и стоящий рядом с ним К.М. Минин. Оба легендарных героя, одетых в античные
одежды, держат один меч в ножнах, как символ освобождения российской столицы.
На постаменте памятника сделаны надписи: «Гражданину Минину и князю Пожарскому.
Благодарная Россия. Лета 1818». В бронзовых горельефах, укрепленных на
постаменте, отражены деяния великих россиян: «Сбор пожертвований К. Мининым» и
«Изгнание Д. Пожарским поляков из Москвы». Скульптуру привезли в Москву из
Петербурга водным путем и установили в центре Красной площади лицом к
Кремлевской стене, но ближе к зданию Торговых рядов. За создание этого
памятника И.П. Мартос получил звание действительного статского советника и
ежегодную пенсию. Позднее, уже в XX в. памятник переместили к Покровскому
собору, где он и находится по сей день.
А
первый московский памятник, сооруженный не в честь царя, легендарного героя или
полководца, но в честь писателя — это знаменитый памятник А.С. Пушкину, работы
скульптора А.М. Опекушина, открытый в 1880 г. на Тверском бульваре. В связи с этим событием в Москве состоялся Пушкинский праздник, организованный Обществом
любителей русской словесности, Московским университетом и Московской городской
думой. 5 июня 1880 г. праздник открылся Пушкинской выставкой в Благородном
собрании. 6 июня после торжественного открытия памятника, в Московском
университете состоялся Торжественный акт, на котором с докладами выступили
ректор Н.С. Тихонравов, историк В.О. Ключевский и филолог Н.С. Стороженко.
Самым ярким событием праздника стали заседания Общества любителей русской
словесности 7 и 8 июня. На первом с речью выступил И.С. Тургенев, а на втором —
Ф.М. Достоевский. Слово, сказанное Ф.М. Достоевским с тех пор считается
классическим литературно-философским произведением, в котором писатель выразил
важнейшие черты характера русского народа.
В
XIX–XX веках Москва украсилась многими замечательными памятниками, выполненных
лучшими скульпторами. Среди них памятники выдающимся отечественным писателям и
поэтам — М.А. Лермонтову, Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому, А.П. Чехову, В.В.
Маяковскому, С.Е. Есенину. В Москве есть два памятника Н.В. Гоголю. В 1909 г. по народной подписке был установлен памятник на Арбатской площади, исполненный скульптором
Н.А. Андреевым. Гоголь был изображен в плаще, сидящем в задумчивом и грустном
молчании. На постаменте памятника сделаны горельефы с изображением известных
героев гоголевских произведений — Городничего, Чичикова, Тараса Бульбы и
других. В 1952 г. этот памятник заменили другим, который изготовил скульптор
Н.В. Томский. Андреевский памятник перенесли на Никитский бульвар во двор дома
№7, в котором Гоголь провел последние дни своей жизни.
Н.А.
Андреев стал автором памятника еще одному классику русской литературы —
драматургу А.Н. Островскому. Этот памятник установили в 1929 г. на Театральной площади возле здания Малого театра, на сцене которого до сих пор, вот уже
почти сто пятьдесят лет идут пьесы Островского. Интересен и памятник баснописцу
И.А. Крылову, поставленный в 1976 г. в сквере у Патриарших прудов. Скульпторы
А.А. Древин, Д.Ю. Митлянский и архитектор А.Г. Чалтыкьян создали целую скульптурную
группу — фигуру сидящего в кресле Крылова окружают небольшие скульптуры героев
его басен.
Постоянное
внимание привлекает памятник П.Я. Чайковскому, украшенный оригинальной «нотной»
решеткой. Памятники военачальникам А.В. Суворову, М.И. Кутузову, П.И.
Багратиону, Г.К. Жукову напоминают о великих подвигах русского воинства. Конный
монумент основателю Москвы князю Юрию Долгорукому стоит в центре столицы, напротив
здания Московской Мэрии.
Насыпной
холм на развилке Кутузовского проспекта и Дорогомиловской улицы украшает
величественная стелла «Москва — город-герой», а недалеко от ВВЦ в небеса рвется
космический корабль, завершающий стеллу «Покорителям космоса».
В
последние годы в столице сооружен ряд интересных памятников — Святым Кириллу и
Мефодию, святому князю Даниилу Московскому, императору Петру I, А.А. Блоку, А.Ф.
Кони, С.В. Рахманинову, В.С. Высоцкому, Ю.В. Никулину, Б.Ш. Окуджаве и другим.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru