Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии
Характерные
черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии
Пожалуй,
главной особенностью западноевропейской культуры ХIV-ХV вв. была некоторая неравномерность ее
развития. В общем и целом, говоря о культуре Западной Европы этого времени,
можно выделить яркий феномен итальянского возрождения и развивающуюся еще во
многом в прежнем контексте (например, в позднеготических формах), хотя,
безусловно и с определенными оговорками, культуру остальных стран западноевропейского
региона.
Думается,
что рассмотрение столь обширного явления как «культура» средневекового Запада
Х1У-ХУ вв. (кстати, до сих пор рассматривавшаяся прежде всего как «совокупность
высших достижений человеческого духа», которые образуют «так сказать золотой
фонд человечества» (Гуревич А.Я.) целесообразно начать с культуры
итальянского Возрождения как самого яркого явления в истории европейской
культуры названного времени и одной из самых блестящих эпох в истории
европейской культуры вообще.
Следует
заметить, что споры о Возрождении, его характере, социальных и исторических
корнях, хронологических рамках и особенностях развития не утихают до
сегодняшнего дня. И тем не менее попытаемся (с привлечением новейших
исследований) разобраться в этом явлении.
Понятие «Возрождение»
(rinascita, rinascentia) возникло в Италии, в ХУ1 в. Впервые термин «Возрождение»
употребил архитектор, живописец и, в сущности, первый историк искусства Джорджо
Вазари – автор первой истории итальянского искусства эпохи Возрождения,
получившей название «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и
зодчих» (1550). В ХУ1 в. Возрождение рассматривалось как подъем культуры после
долгих веков Средневековья, и этим понятием обозначали первый (как считали
после Античности) блестящий по своему смыслу расцвет литературы, искусства и
гуманитарных наук, наступивший после почти тысячелетнего упадка культуры. В Х1Х
в. для обозначения эпохи Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс»
(Renaissance).
Хорошо
известно, даже не посвященому, что феномен Возрождения ранее всего возник,
оформился и достиг небывалого блеска (ярче всего проявился) в Италии (Хотя
следует помнить, что по общему признанию большинства современных исследователей
термин «культура Возрождения» не идентичен, не равнозначен понятию «культура
эпохи Возрождения», поскольку первое из этих понятий относится к новым,
собственно ренессансным явлениям. А второе – гораздо шире, и включает (наряду с
культурой Возрождения) и другие культурные явления своего времени (в том числе
и продолжавшие существовать средневековые, неренессансные по своему характеру
культурные процессы. Не следует забывать и того, что хронологические рамки
эпохи Возрождения неодинаковы для разных регионов Западной Европы и даже сфер
культуры).
Италия –
родина классического Возрождения. Хронологические рамки итальянского Ренессанса
– 30–40-е гг. Х1У в. (или с середины Х1У в.) – конец ХУ1 в. (либо первые
десятилетия ХУП столетия). Ренессанс в остальных странах Западной Европы – как
то французский, немецкий, нидерландский или так наз. Северный Ренессанс (В зарубежной
науке под Северной Европой традиционно подразумеваются страны и территории,
лежащие к северу от Альп, то есть к северу от Италии, – Нидерланды, Франция,
Германия и т.д. Отсюда и понятие «Северное Возрождение», применяемое к культуре
и искусству этих стран и имеющее характер не столько географического, сколько историко-культурного
и художественного определения.) наступит лишь в конце ХУ в., придется главным
образом на ХУ1 стлетие и закончится в конце ХУ1-нач. ХУП в., что выходит за
рамки означенной темы лекции, и поэтому говорить подробно о Северном Ренессансе
мы не будем.
Итальянский
Ренессанс прошел ряд ЭТАПОВ (не идентичных, кстати, периодам эволюции
гуманизма, о чем мы скажем ниже).
В
исторической литературе об итальянском Возрождении (имевшем, заметим, самую
длительную историю) принято говорить о Раннем (сер. Х1У в. – ХУ вв.), Высоком
(Зрелом) (конец ХУ в. – 30-е гг. ХУ1 в.) и Позднем (40–80-е гг. ХУ1 в.) Ренессансе.
Эпоху, предшествующую Возрождению (время Данте и Джотто) – подготовительную
фазу, фазу Предвозрождения – обычно называют Проторенессансом (ХШ–начало
(середина) Х1У вв.).
Кроме того,
в литературе о Возрождении часто используются итальянские наименования столетий
– Дученто, Треченто, Кватроченто и Чинквеченто. Дученто – ХШ в., Треченто – Х1У
в., Кватроченто – ХУ в., Чинквеченто – ХУ1 в.
Раннее
Возрождение в Италии совпадает с периодом Треченто и Кватроченто, Высокое приходится
на конец Кватроченто и начало Чинквеченто; Позднее Возрождение в Италии
соответственно приходится на ХУ1 столетие.
Безусловно,
возникновение культуры Возрождения на Апеннинах было подготовлено рядом
совершенно определенных местных (или локальных), а также общеевропейских
обстоятельств. Ее появление (в Х1У в.) и стремительная эволюция (в ХУ в.)
объясняются прежде всего определенными историческими особенностями Италии
Х1У-ХУ вв.
Во-первых,
Италия позднего Средневековья была одной из самых урбанизированных областей
Западной Европы. И этот достаточно высокий уровень урбанизации (в первую
очередь Центральной и Северной Италии), по мнению большинства исследователей,
был одной из основополагающих причин (или благоприятных условий) Возрождения. В
городах Средней и Северной Италии сложилось удачное сочетание экономических,
политических, социальных, демографических, психологияческих и др. факторов,
которые в конечном счете способствовали возникновению этого необыкновенного
феномена. Процветающий, необыкновенно богатый город Северной и Центральной
Италии стал основной базой формирования культуры Возрождения. Почему? Не
следует забывать, что города Италии издавна были центрами транзитной международной
торговли между Западом и Востоком, и в подобного рода торговых сделках
значительно опережали города остальной Европы.
Помимо
этого, существовавшие в условиях политического партикуляризма
города-государства Северной и Средней Италии в Х1У-ХУ вв. отличались очень
высоким уровнем развития банковского дела и ремесленного производства, а также
опирались на передовые формы предпринимательства (как финансового, так и
торгово-промышленного). Особую роль в жизнеустойчивости итальянских
городов-государств играли Генуя и Венеция (имевшие монопольные позиции на
внешних рынках), Флоренция (имевшая хорошо отлаженную кредитно-банковскую
систему, снабжавшую своими займами под баснословно высокий процент многих
европейских монархов, аристократию и, между прочим, церковь, чем особенно
славились и в чем особенно преуспели флорентийские банкиры Медичи). Кроме того,
богатство городов Ломбардии и Тосканы (ставших, как мы с Вами условились,
главной базой формирования новой – светской по своей сути – культуры
Возрождения) – помимо торговли и банковско-кредитных операций – зижделось и на
развитом (уже не ремесленном!), а мануфактурном (!) промышленном производстве.
Так, в столице Возрождения – Флоренции – (а также некоторых других городах
страны) мануфактурное производство (капиталистическая мануфактура) появилось в
Х1У в. В сущности, мануфактура Италии была порождена высоким уровнем торговли и
банковского дела. Итальянские купцы и банкиры успешно сочетали торговые и
кредитно-банковские функции с чисто производственными. Выражаясь современным
языком, деловые люди Италии успешно совмещали эти функции, одновременно
занимаясь торговыми сделками, банковскими операциями и промышленным
производством. В результате городские дельцы-предприниматели (купечество, верхи
пополанства, знать) сосредоточили в своих руках значительные богатства. И часть
этих богатств, как правило, тратилась на возведение новых дворцов и храмов,
образование детей, создание домашних коллекций (картин, старинной утвари,
редких античных книг и т.д.). В этой связи, естественно, увеличилась
потребность в художниках, архитекторах, скульпторах и просто образованных
людях.
Кроме того,
особое значение имело и то обстоятельство, что в позднесредневековой Италии не
существовало четко оформленных сословий. Старая феодальная родовитая знать
(аристократия) в силу целого ряда причин (см. нашу лекцию об Италии) была
вовлечена в жизнь города и находилась в тесном контакте (прежде всего в чисто
хозяйственном) с наиболее состоятельными и влиятельными слоями итальянского
пополанства (купечества, банкиров, ремесленников, предпринимателей). Это
обстоятельство во многом способствовало появлению в городах Ломбардии и Тосканы
совершенно особенного психологичского климата, который формировался усилиями
разных слоев итальянского общества, которые привнесли в городскую среду
элементы своего миросозерцания и самосознания. В итоге в итальянских городах
Х1У в. стал складываться человек нового (ренессансного по своей сути) типа. А в
противовес прежней средневеково-аскетической церковной морали сложился идеал
активной личности, стремящейся к накопительству и роскоши. Появилась мораль,
всесторонне оправдывавщая обогащение, при которой высокий статус личности в
обществе и его престижность во многом стали определяться величиной кошелька,
богатством его владельца.
В городской
среде (особенно в предпринимательской) стали цениться новые качества:
расчетливость, деловая хватка, рационализм мышления, высокие профессиональные
знания, широкая образованость и кругозор, практицизм.
Прежнее
корпоративно-сословное (средневековое по своей сути) сознание стало постепенно
разрушаться и уступать место психологии индивидуализма. Достойным уважения был
лишь тот, кто добился благополучия и богатства своими личными качествами
(смелостью, гибкостью, разносторонними знаниями, деловой хваткой и т.п.).
3. Определенную
роль в зарождении итальянской культуры Ренессанса сыграла и существовавшая на
Апеннинах широкая система образования (от домашнего обучения, профессиональной
подготовки ремесленных и купеческих кругов, городских начальных и средних школ
до университетов).
4. Кроме
того, важным фактором, сказавшемся на развитии ренессансной культуры, была ее
тесная связь с культурой римской цивилизации (в Италии, несмотря на столетия
«мрачного Средневековья», сохранились многие памятники древнеримской Античности,
и итальянцы прекрасно помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей в
Риме была центром цивилизованного мира. В сознании итальянцев так или иначе
витала идея возрождения былово «величия Рима») и, конечно, в некоторой степени
итальянский Ренессанс формировался под влиянием лучших достижений европейской
культуры ХП-ХШ вв. (К примеру, в лирики Прованса, городской новеллистики,
поэзии вагантов и т.д.).
5. И
наконец, фактором, оказавшим, бесспорно, существенное влияние на локальную
специфику искусства итальянского Возрождения (в частности повлиявшем на
формирование различных школ и направлений, полицентризм Возрождения) был
процесс региональной централизации городов-государств (или политической
децентрализации страны в целом); существование различных государственных форм.
В небывалых
масштабах Возрождение реставрировало (во многом утраченные в средние века)
связи с культурой Античности (причем как с языческими – латинской и
древнегреческой, – так и с христианскими традициями. Существует мнение,
что именно Возрождение впервые после патристики и в значительно более серьезных
масштабах осуществило синтез двух культурных миров – языческого и
христианского). Забегая вперед, можно сказать, что на античной основе будут
выстроены многие области культуры Возрождения: система гуманитарных знаний,
различные виды изобразительного искусства, архитектура, нормы литературы и т.д.
И еще! Пожалуй, впервые человек Возрождения осмыслил Античность как совершенно
самостоятельную эпоху в истории культуры, и она стала важнейшим ориентиром для
новой (по своей сущности) культуры Возрождения.
Однако не
стоит забывать, что типологические черты культуры Возрождения можно выявить не
только при сопоставлении с Античностью, но и со средними веками, а также с
последующими за Возрождением культурными эпохами.
Отношение
людей Возрождения к средневековой культуре было достаточно сложным. В целом,
для культуры Возрождения была характерна некая двойственность позиции по
отношению к культурному наследию и традициям Средневековья. Но в общем и целом,
культура Средневековья воспринималась носителями Ренессанса в явно негативном
плане. Средние века для них были эпохой «темного» и варварского времени с соответствующей
эпохе культурой. И все же средневековая культура оказала (о чем мы уже вскользь
упоминали) определенное воздействие на культуру Возрождения, хотя бы в силу
преемственности общего для обеих культур христианского мировоззрения.
Далее.
Вероятно, главное отличие Возрождения от предшествующей средневековой эпохи
состояло в гуманистическом взгляде на человека. Люди Возрождения верили в
величие человека, силу его воли и разума. И поэтому антропоцентризм стал характернейшей
особенностью культуры Ренессанса
Список
источников и литературы
1. Искусство раннего Возрождения – М.: Искусство, 1980. – 257 с.
2. История искусства: Ренессанс – М.: Издательство АСТ, 2003. – 503 с.
3. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение – ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
– 128 с.
4. М.Л. Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения //
Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84–97.
5. Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи,
Слово, М., 2006.