Искусство и история Гжели
Содержание
Введение
1. История
Источники
Введение
Сейчас как никогда популярным стало звучное слово «Гжель». За
ним нам видиться—красивый белый фарфор с синей кобальтовой росписью чашки,
чайники, кувшины, квасники, вазы, скульптурки-игрушки, кукольная посуда. На их
ладных емких формах под блеском глазури завораживающе застыли в виртуозных
кистевых узорах голубые розы и тюльпаны, птицы, пейзажи, затейлевые сюжеты. Еще
в 1970-е годы гжельские изделия можно было спокойно купить даже в сельских
магазинчиках. Но вот на наших глазах они вошли в моду, стали престижны для
массового коллекционирования. Вместе с тем гжельский фарфор приобретает все
более музейный, выставочный характер, все более усложняется его художественный
язык.
Художников
увлекают ансамблевые работы, уже созданы целые архитектурные сооружения—камины,
поражающие артистичным исполнением и богатой сюжетной разработкой. Трудно, а
порой невозможно удержаться от модной стихии с ее ослепительной славой и
рекламой, уйти от желания удивить покупателя и зрителя.
1. История
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании
Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других
князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча
разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году
царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских алхимических
сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для
аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской
волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину
изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам,
како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская
волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической
посуды». Великий русски и учёны и М.В. Ломоносов, по цостоинству оценивший
гжельские шины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть не1.1."
самая чистая и без примешения, где на свете, кою химики девственностью
называют, :Езве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас пкельская
(...), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины Х\/111_века Гжель делала обычную для того
времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а
также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество
выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих
посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в
деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор
Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды,
делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из
русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная
посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в
своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи
являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина
близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во
множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие
изделия расписывали только синей краской. 1олуфаянс отличался грубым строением
и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда -
сестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около
1800—1804 годов основан и первый сзрфоровый завод. Павел Куликов, его
основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отгто в
селе Перово. Желая сохранить секрет выработки эзрфора, Куликов всё делал сам,
имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г.Н. Храпунов и Е.Г.
Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для
обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные
заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое
производство Гжели.
Вторая четверть Х1Х_века — период наивысших художественных
достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь
получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно
совершенствовали состав белой массы.
С середины Х1Х_века многие гжельские заводы приходят в
упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых,
некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были
национализированы.
Только с середины Х1Х_века в Гжели начинается восстановление
промысла, отметившего недавно своё 670-летие В 1930-х и 1940-х здесь была
сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке
Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности — Гжель.
Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух
частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый»
(по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок
кирпичного завода», или «Труженик».
Источники
1. Г. Дайн
«Игрушечных дел мастера» С. Газарян «Прекрасное—своими руками».