Стиль хай-тек
Реферат
«Стиль хай-тек»
Хай-тек
(англ. hi-tech, от high technology – высокие технологии) – стиль в архитектуре
и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и
нашедший широкое применение в 1980-х. Основоположники и самые яркие
представители – Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Норман Фостер.
Никаких
декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания
человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных
открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических
конструкций и другого антуража «века техники». В крайних проявлениях стиля «хай-тек»
(«хайтек») целесообразность технических устройств даже приносится в жертву
формальной выразительности. Свет гармонично сочетается с пространством.
Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые
геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает
однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные
галереи, связывающие торговые предприятия и развлекательные учреждения,
характер интерьера которых определяют элементы инженерного оборудования («Рейнбоу
сентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978).
Торжество
высоких технологий отличает Центр Помпиду Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно в
Париже (1971–1977). Архитекторы поместили опорные конструкции и переходы с
внешней стороны здания, создав таким образом прочный металлический каркас
вокруг внутреннего помещения, которое могло быть приспособлено для любых культурных
целей.
В числе
образцов стиля «хайтек» – здание Гонконгского и Шанхайского банка в Гонконге,
прочность внешних структур которого символизирует надежность хозяина
(архитектор Норман Фостер, 1986), здание компании Ллойда в Лондонском Сити
(архитектор Ричард Роджерс, 1986), административное здание и издательский
комплекс «Файненшнл Таймс» в Лондоне (архитектор Николас Гримшоу, 1988), здание
Рейтерс на Блэкоуолярд в Лондоне (архитектор Ричард Роджерс, 1992, премия
Королевского института архитекторов/ RIBA).
Известен
своими новаторскими конструкциями в стиле «хай-тек» американский архитектор
китайского происхождения Пэй Ио Минь. Он – автор самого высокого в Азии
семидесятиэтажного здания Китайского банка в Гонконге (368 м, 1987) и
стеклянной пирамиды (вход в Лувр) в Париже (1989). Его сооружения отличает
большая легкость, обусловленная сочетанием прозрачного стекла и тонких видимых
металлических конструкций.
Модой 70–80-х
годов были «зеркальные» здания с ограждениями из поляризованного
светоотражающего стекла, скрывающими конструкции. Огромные постройки как бы
растворяются отражениями окружающей среды в зеркалах фасадов («Пасифик дизайн
сентр» в Лос-Анджелесе, США, 1976).
В 70–80-е
годы 20 века привлекали своей необычностью «хай-тек-интерьеры» жилищ с элементами
технического оборудования (промышленные и медицинские светильники, открытые
металлические каркасы и контейнеры). Сегодня интерьер в стиле «хай-тек» – это
мебель со встраиваемой техникой, стеклянные столы и полки, стулья с
металлическими ножками и спинками, журнальные столики на колесиках, двери и
перегородки из небьющегося стекла, прозрачные двери-купе в алюминиевой раме,
стеклянные двери на фотодиодах, металл в деталях, светильники с моделируемым
светом, настенные панно-обогреватели и т.д.
Стремительно
завоевывающие мир нано-технологии открывают перед архитекторами и дизайнерами
самые неожиданные перспективы.
Хай-тек – этот
стиль дизайна иллюстрирует возможности современной техники и науки, а также в
какой-то мере пытается создать будущее сегодня. Хай-тек, погружающий в
нереальную, фантастичную атмосферу, еще до конца непонятен широкой публике. Он
рационален и стремится к универсальности. И все же по-своему красив.
Из-за
использования новейших технологий, материалов, оборудования интерьер в стиле хай-тек
часто сравнивают с космическим кораблем, где все блестит, мягко и бесшумно
заезжает-выезжает и трансформируется. Стиль может ассоциироваться и с «техно»,
и с индустриальными мотивами. В своей основе он довольно холодный и аскетичный,
местами даже грубоватый. Главное в нем – принцип техногенности, потому что
хай-тек родился как стиль производственный. Он возник из дизайна промышленных
помещений, все элементы обстановки которого подчиняются функциональному
назначению. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудования
открыто, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможные
сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяются
конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические
коммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы,
кабели – нарочито выставляются напоказ.
Безусловно,
этот стиль на любителя. У поклонников традиций он может вызвать категорическое
неприятие. Кажется, что холодность и чрезмерный техницизм противопоказаны
жилому пространству. Однако многие интерьеры в стиле высоких технологий имеют
неоспоримые плюсы: это удачное сочетание пространства и света, идеальные
пропорции и формы предметов, сдержанный декор. А в результате – классическая
гармония и целостность.
Хай-тек – стиль,
пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людей
молодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современных
материалов, а максимально функциональная мебель имеет экстравагантную форму.
Искусственные материалы с их возможностью к легкой трансформации формы, цвета и
оттенков являются основой интерьера хай-тек. Пластик всех видов – жесткий и
гибкий, прозрачный и непрозрачный, гладкий или с ярко выраженной фактурой – все
находим в интерьерах в стиле хай-тек.
Модные
тенденции в дизайне интерьера меняются не так часто, как в дизайне одежды, а,
по мнению специалистов, один раз в 5–10 лет. Однако случается, когда
интерьерный стиль остается популярным на протяжении нескольких десятков лет.
Это в полной мере относится к стилю хай-тек, который вошел в моду в 60-х годах
ХХ века и до сих пор вдохновляет дизайнеров на создание пусть и
экстравагантных, но по-своему гармоничных интерьеров.
Свежие ветры
перемен дали жизнь самым невероятным замыслам, проникнутым духом новой эры. В
архитектуре сформировались новые принципы градостроительства: социальная
направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым
потребностям обитателей. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка,
металл и бетон – дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри
создавался интерьер нового времени.
Но в чистом
виде хай-тек появился все-таки в 60-х годах, когда идеи архитекторов могли
опираться на совсем иную материальную базу. Новые возможности материалов и
конструкций, стремительное развитие различных отраслей науки породили новый
стиль – яркий, не похожий ни на какой предыдущий и поначалу немного шокирующий.
Вообще-то
хай-тек в жилых интерьерах в чистом виде встречается довольно редко, гораздо
чаще он используется в комбинациях с другими стилями, начиная от «этники» и
заканчивая неоклассикой. Создание такого интерьера становится даже
необходимостью, если в квартире проживает семья из нескольких человек, особенно
разных поколений. У каждого из них свои вкусы, и каждый должен иметь в квартире
свой уголок, в котором он чувствовал бы себя максимально уютно. Но такая
квартира рискует превратиться в нагромождение несочетающихся между собой предметов
и деталей интерьера. Найти решение и органично сочетать пожелания всех членов
семьи – прямая задача дизайнера. Кстати, подобных удачных примеров достаточно в
работах современных декораторов.
Английское
выражение high-tech («высокие технологии») очень метко отражает суть данного
направления в дизайне. Но, справедливости ради, следует сказать, что идея «дом –
машина для жилья» появилась гораздо раньше. Например, в работах советских
конструктивистов 20-х годов и в ранних творениях легендарного архитектора-новатора
Ле Корбюзье в жилище легко читаются техногенные мотивы.
Старый добрый
домашний уют был признан устаревшим, немодным и мещанским. И, наоборот,
последние достижения науки и техники стали предметами интерьера. Старинная
мебель из ценных пород дерева отправлялась в отставку, на ее место водружались
агрессивные конструкции из стекла и алюминия. Полы из натурального камня и
паркета заменялись синтетическим линолеумом. В гармонии сдержанных, аскетичных
в цветовом отношении интерьеров врывались брызги ярких пятен.
Искусственные
материалы с их возможностью к легкой трансформации формы, цвета и оттенков
являются основой интерьера хай-тек. Пластик всех видов – жесткий и гибкий,
прозрачный и непрозрачный, гладкий или с ярко выраженной фактурой – все находим
в интерьерах в стиле хай-тек.
Холодный
элегантный блеск стали, хрома и алюминия, нарочито «промышленный» облик
присутствуют во всех элементах интерьера – на полу и на подвесном потолке, в
конструкции оконных рам, лестниц, создавая техногенные джунгли из балок, ферм и
трубопроводов, хромированных, никелированных или разноцветных. Но хай-тек не
назовешь тяжелым или массивным. Легкость и невесомость интерьеру придает
широкое использование стекла и прозрачного пластика. Перегородки, мебель,
пронизанная воздухом и светом, изящные детали смягчают изначальную жесткость
стилевого направления.
Многообразие
вариантов оформления интерьера ограничивается только фантазией дизайнеров, их
хорошим вкусом и чувством меры, благодаря продуманному сочетанию в интерьерах
одного стиля различных деталей и предметов из стиля другого. Но, и это очень
важно, такое сочетание может быть рискованным и под силу только
профессионалу-дизайнеру.
Главная
задача, которую выполняет профессионал-дизайнер – разработка интерьера
помещения, соответствующего индивидуальности хозяина, его привычкам, темпераменту.
При этом основная задача дизайнера, учитывая образ жизни и пожелания хозяина
квартиры, сделать так, чтобы в оформлении интерьера прослеживалась общая линия
и его отдельные элементы естественно сочетались между собой, создавали цельный,
гармоничный образ.
В дизайне
одежды «хай-тек» – куртки с вшитыми плеерами, встроенными калькуляторами и
вязаной клавиатурой, в которую вплетены металлические волокна, рубашки,
реагирующие на погоду, ботинки с «климат-контролем», спрортивные костюмы с «тренер-контролем»,
одежда с запахом и т.д. Среди аксессуаров – электронный блокнот, электронный
чемодан и т.д.
Компания
Textronics Inc. надеется, что в технологичном мире, где iPod и сотовые телефоны
служат модными аксессуарами, следующим логическим шагом может стать электронная
одежда.
Существующая
пять месяцев компания, расположенная в Уилмингтоне, некогда была подразделением
компании DuPont Co. и создана для разработки возможностей коммерческого
использования новых технологий в области «электронного текстиля». Под этим
имеется в виду ткань с вплетенными в ее структуру электронными устройствами,
где ток проходит не по проводам, а непосредственно внутри ткани. Одежда из
такой ткани может согревать владельца, обеспечивать работу электронных приборов
или измерять природные и физические изменения и реагировать на них.
Среди
некоторых способов применения подобных технологий, которые рассматривает
Textronics, – одежда, которая обеспечивает работу и управление функциями сотовых
телефонов или цифровых карманных плееров; футболки и спортивные бюстгальтеры,
измеряющие параметры физического состояния человека; ткань для обивки сидений в
автомобиле, которая подогревается и приспосабливается под нужды седока;
коммуникационные антенны, покрытия для промышленных трубопроводов, которые
контролируют температуру для сбережения энергии. На данном этапе питание таких
встроенных приборов обеспечивается за счет подсоединенных к одежде батареек.
Компания
Textronics, которая частично финансируется венчурным капиталом, еще не
выставила на продажу своих изделий. Это одна из множества компаний, которые
надеются объединить электронную промышленность и одежду.
Компания
Philips Research, подразделение электронной компании Philips Electronics NV из
Голландии, работает над изготовлением «фотонного текстиля», представляющего
собой ткань с содержанием светоизлучающих диодов, используемых в дисплеях.
Хай-тек – стиль,
пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людей
молодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современных
материалов, а максимально функциональная мебель имеет экстравагантную форму.
Источники
1. http://www.sak.ru/
2. http://www.100decor.ru/
3. http://www.tekhouse.ru
4. http://ru.wikipedia.org