Культура Древней Греции и Рима
Реферат
по дисциплине:
«Мировая
художественная культура»
на
тему «Культура Древней Греции и Рима»
2009
Введение
Термин «античность» (от
лат. Antiques – древний) стал
использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие
культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и
особенно европейской культуры.
Именно античность
создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе,
который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу
отношения к миру античность понимается как синоним классического,
непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском
искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ
отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей
системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты,
писатели, художники и музыканты. Греческий и латынь всю европейскую историю
оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков именно потому, что на
этих языках античные мыслители зафиксировали фундаментальные основы логики,
морфологии и основных наук.
Центральным событием
древнегреческой модели мира был космос, управляемый олимпийскими богами. В это
событие вписывалось соответственно события великого и вечного, богоизбранного и
богохранимого античного общества и события античного человека, на которого
возложена божественная миссия.
Древнегреческая
мифология
Мир был краеугольным
камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу,
философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу
было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические
места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в
себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы.
Весь мир в мифах населен магическими существами. Различают героические мифы,
рассказывающие о подвигах и этиологические, объясняющие причины событий,
обычаи, названия. Общинно-родовые связи переносятся на природу и весь мир,
понимаемый как огромная родовая община.
Чудовища, изображенные
в мифах, их борьба с героями и победа героев помогали людям осмыслить и
частично отрефлексировать враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы
бытия. Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от
природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое
значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно
связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека.
Мифологическое мышление
не разделяет субъект и объект, предмет и знак, вещь и слово. Древнегреческие
философы – софисты, стоики, пифагорейцы – в своих философских системах
рационально переосмысливали мифы, аллегорически истолковывая их содержание. Они
положили начало символической интерпретации мифов.
Древнегреческая
мифология стала одним из факторов, определяющим направление и развитие всей
западной культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления
искусства, так или иначе не связанных с греческими мифами.
Древнегреческий театр
Особое место в
оформлении античной модели мира принадлежит греческому театру, процесс
формирования которого показывает, как естественная, содержащаяся в языческих
обрядах гармония дионисийского и аполлоновского начал включалась в античную
культуру, обеспечивая ее жизненную силу и величие.
Предшественником театра
было весеннее празднование в честь бога Диониса. Празднование сопровождалось
плясками, пением, употреблением молодого вина. Люди, исполняющие хвалебные
песни в честь Диониса, были одеты в козлиные шкуры. Слово «трагедия» произошло
от греческого «трагос» и переводится как «песнь козлов». Комедии произошли от
веселых песен в честь бога Диониса.
Театры были огромными и
вмещали более двадцати тысяч зрителей. Женщины в театре не выступали, их роли
выполняли мужчины. Спектакли ставили перед собой не только развлекательные,
зрелищные цели, но и воспитательные, гражданственные, политические. Знаменитыми
авторами театральных представлений были Аристофан, Эврипид, Софокл, Эсхил.
Древнегреческий полис
Центральное место в
формировании античного способа отношения к миру многие исследователи
приписывают греческому полису. Полис действительно может рассматриваться как
воплощение античной модели мира в социальной сфере.
Полис включал в себя
принадлежащее к городу земельные участки. Они защищали своих граждан от военных
вторжений. В экономическом отношении полисная система обладала многими
преимуществами. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его
гражданами. В то же время жизнь в полисе определенном образом воспитывала
человека, приучала его к ответственности, к готовности принять новое решение,
свободное от механического следования догматическим образцам.
Обязательной составной
частью полисного устройства было народное собрание. В отличие от
древневосточных обществ, где рабовладение развивалось крайне медленно и в
большинстве из них не вышло за рамки патриархальной структуры, античное
общество характеризовалось использованием рабского труда.
В результате колонизации
возникали новые античные города-колонии, в том числе и Танаис, возникший
значительно позже других колоний (в III
в. до н. э.). Танаис – самая северо-восточная причерноморская колония античного
мира. Особое положение Танаиса заключалось в большой отдаленности от античного
центра и близким соседством с скифскими, меотскими и сарматскими племенами
Приазовья и Дона. Древнегреческая культура в Танаисе была сильно перемешана с
варварской.
Одно из важнейших
достижений древнегреческой культуры - признание достоинств, прав, гражданского
статуса человека. В дальнейшей истории культуры, в средние века, это величие
личности будет утеряно, но оно возродится в гуманизме Возрождения.
Римская культура и
античность
Культура Рима связана с
завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию
и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом
исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера
римлян и другими факторами.
Трехмерность, пластика,
скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной
модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков.
Вместо древнегреческой
живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория.
Римляне остро
осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь
любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. Это нередко
заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким
образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики
трехмерного образа.
Римские храмы, форумы,
фрески, мозаики, рельефы, скульптуры (даже копии с греческих шедевров)
значительно превосходили масштабами древнегреческие. Однако это привело к тому,
что римские памятники иногда могут вызывать ощущение неестественности и
двойственности.
Римляне уже не могли
приблизиться к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира
– основа и тайна древнегреческого величия.
Но Рим достойно
выполнил свою историческую миссию: он сохранил для Европы греческую античность,
транслируя и тиражируя ценности величайшей культуры.
Древнеримская модель
мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности,
органически вписанного в события полиса и космоса как у греков. Событийная
модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в
событие государства, или Римской империи.
Именно поэтому римляне
обратили свое внимание на индивида. Им принадлежат непревзойденные скульптурные
портреты с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица,
характера, привычек, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические
события жизни империи – так называемые «исторические» рельефы и портреты.
Римский художник, в
отличие от греческого, видевший действительность через гармоничную
трехсобытийную модель мира в ее пластическом единстве, стремился к анализу,
расчленению целого на части, подробному и достоверному изображению явления в
полном соответствии с собственной двухсобытийной моделью мира. В его описании
всегда как бы присутствуют два взгляда на явление. Первый – с позиции индивида.
Второй – с позиции империи.
Архитектура Рима
достигла высокого развития, как в инженерном отношении, так и в художественной
и социальной функциях. Принципиально по-новому понимали римляне идею единства
художественной формы и социального пространства.
Совершенно очевидно,
что отношение римлян к форме, объему, пространству, к человеку и космосу
принципиально иное, нежели у греков. И важным моментом, объясняющим это различие,
является ориентация на второе событие двухсобытийной римской модели мира – на
событие империи.
Это событие заменяет
римлянину событие космоса, представляется колоссальным в соответствии с
огромном пространством империи.
Даже такие
монументальные бронзовые шедевры, как «Капитолийская волчица», фиксируется в
своей связи с легендой о происхождении империи.
В свете сказанного
становится понятным, почему под античностью следует понимать прежде всего
древнегреческую культуру.
Заключение
Понятие античности
применяется и по отношению к культуре. Этот термин был принят в начале XVIII
века во французском языке и первоначально понимался как особый вид искусства,
относящийся к ранним историческим периодам. Но со временем его содержание
свелось только к греко-римской культуре как совокупному проявлению древности, в
особенности в области искусства. Такая оценка греко-римской культуры не
случайна. Древняя Греция, а затем и Рим во второй половине I
тысячелетия до н. э. были центрами культуры. Культура выступала как система,
включающая в себя достижения научной мысли, философии, разнообразных форм
искусства, религии, системы образования, воспитания. Она оказала существенное
влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры.
В историческом плане
под античностью подразумевается период древней истории (I
тыс. до н. э. - V в. н. э.),
охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Его история закончилась
в результате кризиса, а затем и краха Римской империи. Следует иметь в виду,
что к VIII в. до н. э. Древняя
Греция формируется как империя, которая стремится приобрести колонии. Древние
греки поселяются на побережье морей Эгейского, Мраморного и Черного, обживают
северное побережье Африки, юг Италии, острова Сицилию и Кипр.
Список литературы
1.
Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Серия «Среднее
профессиональное образование». Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004.
2.
www.wikipedia.ru