Культура дореформенной России (60-90-е годы XIX в.)
Доклад
Культура
дореформенной России (60-90-е годы XIX в.)
Новая,
наиболее последовательная попытка модернизации российского общества (1860-70-е
гг.) коснулась основных сторон жизни - социально-экономической (освобождение
крестьян), политической (реформы суда, армии, местного управления) и культурной
(реформы системы образования, печати). Ускоренное развитие капитализма,
становление системы земских учреждений вызвало повышенный спрос на высокообразованных
специалистов. В связи с этим возрос удельный вес интеллигенции как созидателя
культурных ценностей и как главного их потребителя, это привело к оживлению и известной
демократизации культурной жизни. С укреплением экономических позиций буржуазии
усиливалось ее влияние в области культуры, появился новый тип буржуа –
«меценаты».
Школа,
просвещение и печать
Падение
крепостного права и либеральные реформы образования вызвали серьезные сдвиги в
народном просвещении. В 1860-90-е годы заметно вырос уровень грамотности
населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем в деревне (2,5 раза).
Согласно данным всероссийской переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи составлял 21,1%, среди мужчин - 29,3%,
среди женщин - 13,1%. При этом высшее и среднее образование имели чуть более 1%
населения. Таким образом, общий уровень образованности в России до второй
половине XIX в. определяла начальная школа.
В 60-е годы
правительство провело реформы в сфере просвещения. "Положение о начальных народных
училищах" 1864г. допускало, в частности, открытие начальных школ
общественными организациями (органами городского самоуправления и земствами на селе).
Это позволило широкому общественному движению за создание народных школ
(Московский и Петербургский комитеты грамотности и другие общественные
просветительские организации) претворить в жизнь передовые педагогические идеи
К.Д. Ушинского (1824-1870/71) и его учеников. Под влиянием общественности начальное
образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими
школами (учителей, для которых готовили церковно-учительские школы, находившиеся
в ведении Синода), начали действовать земские трехгодичные школы (в это время наиболее
распространенный тип начальной школы), преподавали в которых представители
земской интеллигенции, как правило, истинные подвижники, носители
демократической культуры. Обучение в них было поставлено лучше: кроме обычных
для церковно-приходской школы предметов – письма, чтения четырех правил
арифметики и закона божьего здесь изучались география,
природоведение, история.
Среднее
образование одновременно
с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в
60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища — с 1864г. реальные (учебный план
включал большой объем знаний по точным и естественным наукам) и с 1873г . коммерческие
(где изучались бухгалтерия, товароведение и др.). В период реформ открылись женские
гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200; для дочерей
православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период
контрреформ знаменитый циркуляр "о кухаркиных детях" 1887 г. закрыл доступ к образованию неимущим слоям.
В
предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем образовании. В
Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный университетский устав
1863г., предоставивший этим учебным заведениям автономию, привел не только к
росту числа студентов (в 60—90-е годы почти в 3 раза), но и к демократизации их
состава, правда, неравномерно (в 1897г, в Петербургском университете доля детей
дворян и чиновников составила около, 2/3, а в Харьковском - менее 40%). В
университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А.М. Бутлеров,
Д.И. Менделеев, К.А. Лимнрязев и др.), оживилась научная работа и повысился
образовательный уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского
образования — высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей (Аларчинские в
Петербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы проф. В.И. Герье в Москве, 1872;
Бестужевские в Петербурге, 1878 и др.).
Понимая
недостатки существовавшей системы образования, представители передовой
общественности способствовали становлению в России внешкольного образования: с
1859г. начали работать бесплатные воскресные школы, программа которых
была шире, чем в казенных школах, и включала знакомство с основами физики,
химии, естественной истории и др. Правительство также в ряде случаев выступало
инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871г., проводились
вызывавшие широкий интерес народные чтения, в которых преобладала историческая,
военная и религиозно-нравственная тематика.
В
70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на русском языке
(до 1 тысячи наименований в 1900г.). Окончательно оформился тип «толстого» журнала, публиковавшего
литературно-художественные, публицистические, критические, научные материалы и
имевшего значительное влияние на общественно-культурную жизнь («Современник», «Русское
слово», «Вестник Европы»). Издание книг росло еще стремительнее (в 1860-90-е
годы с 1800 до 11500 названий в год). Все это было возможно, т.к. полиграфическая
база в России за три пореформенных десятилетия выросла более чем в три раза) в
1864г. насчитывалось около 300 типографий, в 1894г. Их было уже более тысячи.) Среди
издателей ведущее место занимали частные фирмы М.О. Волъфа, Ф.Ф. Павленкова,
И.Д. Сытина, выпускавшие учебную, научно-популярную, художественную литературу,
в том числе дешевые издания русской классики. Количество книжных лавок
увеличилось в 6 раз (до 3 тыс. в конце 90-х годов). В городах и селах росло
число библиотек и читален, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного
управления. В 1862г. была открыта первая Публичная библиотека в Москве (ныне
РГБ). Главная роль в развитии культурно-просветительных учреждений принадлежала
интеллигенции, в том числе земской.
Наука и
техника
60-90-е
годы XIX в. отмечены замечательными успехами
отечественной науки. Труды русских ученых по математике и механике, открытия в
области физики, химии, астрономии прославили русскую науку. П.Л. Чебышев
(1821-1894), сделавший выдающиеся открытия в теории чисел, теории вероятностей,
теории механизмов и пр., создал научную математическую школу. К ней относится и
М.А. Ляпунов (1857 - 1918), получивший мировую известность работами в области
дифференциальных уравнений, гидродинамики, теории вероятностей и др. Важные
работы по теории дифференциальных уравнений и по механике принадлежат
выдающемуся математику, первой в мире женщине-профессору, члену-корреспонденту
Петербургской академии наук С.В. Ковалевской (1850-1891).
Наиболее
важные исследования выдающегося физика, профессора Московского университета А.Г.
Столетова (1839-1896) относятся к области магнетизма и фотоэлектрических
явлений.
Основы
современной органической химии были заложены одним из замечательных русских
ученых А.М. Бутлеровым (1828-1886). Направление ученых трудов Александра
Михайловича не составляет продолжения или развития идей его предшественников, а
принадлежит ему самому (Д.И. Менделеев). Открытый в 1869г. Д.И. Менделеевым
(1834-1904) периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания,
составляющий фундамент современного учения о веществе. Кроме занятий
теоретической химией, Менделеев решал прикладные научно-технические задачи,
связанные с хозяйственными нуждами страны, разрабатывал проблемы освоения
Северного морского пути, орошения почв в низовьях Волги и пр. Несмотря на огромные
заслуги ученого, в 1880г. он не был избран в Петербургскую академию наук, а в
1890г. вынужден был уйти из Петербургского университета, профессором которого являлся
с 1865г. Между тем, труды Менделеева получили международное признание, он был
избран почетным членом многих иностранных академий и научных обществ.
Прославленный
физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) отмечал, что русские натуралисты своей
деятельностью служили духовному сближению Востока с Западом. Техническая мысль
также достигла больших успехов (изобретение электротехников А.Н. Лодыгина (1847
– 1823) и П.Н. Яблочкова, создание первого в мире самолета А.Ф. Можайским (1825
– 1890) и т. д.). Значительные достижения географической науки связаны с
именами выдающихся путешественников и ученых – географов и этнографов П.П. Семенова
– Тян-Шанского (1827 - 1814), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Н.Н. Миклухо-Маклая
(1846 – 1888).
В
области гуманитарных наук большими успехами отмечено развитие истории.
Органичной частью русской культуры, средством национально – исторического
самопознания стали труды выдающихся историков С.М. Соловьева (1820 – 1879) –
«История России с древнейших времен» (1851 – 1879); «Публичные чтения о Петре
Великом», (1872) и др., а также В.О.Ключевского (1841-1811) – «Боярская дума
древней Руси» (1882); «Происхождение крепостного права в России» (1885) и др.
Европейской известностью пользовались труды по всеобщей истории П.Г. Виноградова
(1854 – 1925), Н.И. Кареева (1850 – 1831) и пр. Так, благодаря самому
значительному труду Кареева «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции
последней четверти XVIII века» (1879)
русской науке принадлежал приоритет в изучении крестьянского вопроса во Франции
эпохи буржуазной революции. Как историк, ученый подошел и к проблемам
философии, истории – в свете конкретных исторических событий («Основные вопросы
философии и истории», «О роли личности в истории»). Возражая против
прямолинейных исторических построений, подобных Гегелю, он писал: «История – не
прямая линия, неправильный узор, построенный по математическому плану, оживает
ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и
неожиданным образом… Всемирно – исторический процесс непланомерен …».
Общественно—политическая
мысль
Расширение
гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 года
стимулировала процесс национального самопознания посредством
общественно-политической мысли и литературы.
Центральную
роль в общественной жизни в пореформенной России играла интеллигенция,
формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е г.г.
19 века она обрела имя (термин «интеллигенция» ввел писатель П.Д. Боборыкин) и
оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную
общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к
деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от
либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности).
В России
по существу никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным
философом либерализма можно считать В.Н. Чичерина (1828 – 1904), бывшего скорее
либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д. Кавелин (1818-1885)
исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского
согласия. При всей умеренности в либеральной печати, именно, благодаря ей,
происходило формирование нового политического сознания, особенно земского
движения. Земская интеллигенция явилась питательной средой для различных
направлений общественной мысли – либеральной, культурнической, революционной.
Наиболее
мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы
распадалось на несколько течений. «Апостолами» русского анархизма были, по иронии
судьбы, три аристократа: родовитый дворянин М.А. Бакунин (1814-1876) , князь
П.А. Кропоткин (1842-1921) и граф Л.Н. Толстой (1828—1910). Бакунин и его
сподвижник С.Г. Нечаев (1847-1882) считали главной задачей революционного движения
беспощадное разрушение государственного и общественного строя.
Особой
популярностью в кругах разночинной интеллигенции в 60-е годы пользовался журнал
«Русское слово» благодаря сотрудничеству в нем Д.И. Писарева (1840-1868). Не
призывая к революции, он выдвинул идею достижения социализма через индустриальное
развитие страны («теория реализма»). Высмеивая все стороны современной русской
жизни, глава русского нигилизма проповедовал освобождение личности от религиозных,
бытовых и семейных пут. Герцен, встретившись с последователями Писарева в
эмиграции был удручен внешней грубостью, невежеством и душевной пустотой этих,
как он выразился, «Ноздревых и Собакевичей нигилизма». Цинизм в личных
отношениях эгоизм и антисоциальность нигилистов заставили содрогнуться русских
писателей разных направлений, от Тургенева до Лескова, от Гончарова до
Достоевского. Отрицая, подобно Писареву, самостоятельное значение художественных
ценностей, Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861) на
страницах «Современника» занимались не только «разрушением эстетики», но и
развивали идеи революционного народничества.
В 70-е годы
крупнейшими идеологами революционного направления общественной мысли и
деятельности революционного движения были «русский якобинец» П.Н. Ткачев
(1844-1885/86), сторонник заговорщицкого метода борьбы, и П.Л. Лавров
(1823-1900), идеолог пропагандистского метода («Исторические письма»). Неудача
культурной деятельности народнической интеллигенции («хождение в народ»)
привела к террору. После восьми покушений, 1 марта 1881г. был убит Александр II. Этот «успех» «Народной воли» дорого
обошелся не только освободительному движению (казнь 5 народовольцев), но и
всему народу. Власть в стране на 24 года практически перешла к главному
советнику двух последних императоров К.П. Победоносцеву (1827-1907), ярому
реакционеру, даже умеренные реформы Александра II считавшему "преступной ошибкой".
В
условиях реакции, в 80-е годы, возник небывалый в русской общественной жизни
феномен национализм, обличение которого было большой заслугой выдающегося
религиозного философа В.С. Соловьева (1853—1900), и одновременно возрождался
революционный идеал - в виде русского марксизма. В «замороженной»
Победоносцевым, «гниющей под снегом» России (А.П. Чехов) к концу века возникли
апокалипсические настроения, выраженные в пессимистическом ожидании пришествия
царства антихриста (В.С. Соловьев). Некоторые связывали эти эсхатологические
ожидания с предчувствием конца Российской империи, с неотвратимостью революции
(К.Н. Леонтьев).
Литература
Русская
литература 2-й пол. XIX в. самая философская,
и социальная в Европе. В ней в художественных образах отразилась вся сила мысли
великого народа, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за неразвитости
философии и социологии). Сокровища мысли и духа заключены в художественном
творчестве Достоевского и Толстого, Тургенева и Лескова, немыслимом без школы
европейского гуманизма, но выросшем на русской почве. Религиозная тема «мучила»
не только философскую и общественную мысль, но и великую русскую литературу,
отсюда ее учительный характер.
Ф.М. Достоевский
(1821-1881), гениальный художник и выдающийся философ, может быть, в наибольшей
степени из писателей XIX в.
осуществлял учительную миссию. Глубочайший аналитик человеческой души, он
обладал и даром предвидения. В пророческой «Легенде о Великом Инквизиторе»
(«Братья Карамазовы») есть гениальное прозрение о тоталитарных режимах
будущего. Творчество Достоевского отразило страстную напряженность русской
проблематики («Записки из Мертвого дома», 1861- 62; «Униженные и оскорбленные»,
1861; «Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1368; «Братья Карамазовы»,
1879-80).
Одному
из лучших романистов XIX в.
И.А. Гончарову (1812-1891) присуща необычайная сила художественного обобщения,
позволившая создать такой «всероссийский тип», как обломок («Обыкновенная история»,
1847; «Обломов», 1869; «Обрыв», 1869).
И.О. Тургенев
(1818-1883) в произведениях середины XIX в. выступил как яростный противник крепостного права («Записки охотника»,
1847-52 и др.). В пореформенные десятилетия писатель показал столкновение
главных социальных сил в России 60-х годов и создал противоречивые образы новых
героев — разночинцев («Отцы и дети», 1862; «Дым», 1867; «Новь», 1877). Чуткость
к острым проблемам современности, глубокий реализм, стройность композиции,
богатство языка, наконец, целая галерея прекрасных женских образов делают творчество
Тургенева весомым вкладом в русскую и мировую литературу («Ася», 1858;
«Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1860; «Вешние воды» и др.). Произведения
Л.Н. Толстого отличались не столько широтой типов, сколько мастерским изображением
подробностей жизни человека и природы, тончайшим воспроизведением
"диалектики души". Тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении
к естественной жизни народа, к природе проходит через все творчество писателя.
В необычайно правдивой литературе XIX в. Толстой был едва ли не самым правдивым писателем, и та правда,
которую он выражал в своих произведениях, жгла и терзала его самого
(«Исповедь»; «Война и мир», 1863-69; «Анна Каренина», 1873-77; «Воскресение»,
1889-99).
Обличительный
пафос вообще присущ русской литературе XIX в., творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) — одно из
ярких тому доказательств («Сказки», «История одного города», 1869-70; «Господа
Головлевы», 1875-80). Величайшие писатели-реалисты не только отображали жизнь,
но и искали пути ее преображения.
Музыка и
театр
Вторая
половина XIX в. - плодотворнейшая эпоха в истории
русской музыки, особое место в которой занимала деятельность содружества
талантливых композиторов, названного критиком В.В. Стасовым «Могучей кучкой» (60-70-е
гг.). Руководителем кружка был М.А. Балакирев (1836-1910). Деятельность «Могучей
кучки» («Балакиревского кружка» или «Новой русской музыкальной школы») была
связана с общим направлением передовой культуры России 60-70-х годов 19 века. Развивая
традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в
народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального
мышления и выражения. Принципиальными основами искусства «кучкистов» были
реализм и народность.
Велик
вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной и симфонической музыки (увертюры
на русские темы, восточная фантазия «Исламей» М.А. Балакирева; 2-я
«Богатырская» симфония А.П. Бородина (1833-1887); фортепьянные миниатюры Ц.А. Кюи
(1835-1918); фортепьянные пьесы «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского
(1839—1881); симфонические сюиты «Шехерезада», «Испанское каприччо» Н.А.Римского-Корсакова
(1844-1908) и мн. др., национальной оперы (народные музыкальные драмы на сюжеты
из отечественной истории, фольклора и русской литературы; - «Борис Годунов» и
«Хованщина» Мусорского; «Псковитянка» Римского-Корсакова; эпическая опера
Бородина «Князь Игорь» и др.).
Крупнейшим
явлением музыки XIX в. было
творчество П.И. Чайковского (1840-1893). Непревзойденный симфонист, 6 его
симфоний («Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.), скрипичные и фортепьянные
концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сделавший музыку
ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое озеро», 1876; «Спящая
красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892) , он создал и новый тип оперы («Евгений
Онегин», 1878; «Мазепа», 1833; «Пиковая дама», 1890; «Иоланта», 1891 и др.).
Воплощая в музыке темы и образы русской литературы и западной классики,
Чайковский был по-настоящему национальным композитором.
Видным
композитором и музыкальным критиком был А.Н. Серов (1820-1871), выступавший
поборником близкого к народным истокам искусства (оперы «Рогнеда», 1865;
«Вражья сила», 1871).
Братья
А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, выдающиеся пианисты, дирижеры, явились создателями
первых российских консерваторий - в Петербурге (1862) и Москве (1866). До сих
пор неизменным успехом пользуется опера А. Рубинштейна «Демон».
История
театра с 50-х годов неразрывно связана с именем А.Н. Островского (1823—1886), оказавшего
огромное влияние на утверждение реализма («Свои люди - сочтемся!», 1849; «Доходное
место», 1856; «Бесприданница», 1878; всего около 50 пьес). В историю
драматургии вписали лучшие страницы А.В. Сухово-Кабылин (1817-1903) - трилогия
«Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина»; А.К. Толстой (1817-1875) –
трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович" и «Царь Борис»);
Л.Н. Толстой – «Власть тьмы»; и др. Ведущее место в театральной жизни
по-прежнему занимали театры, развивавшие лучшие традиции русской актерской
школы - Малый в Москве (на сцене которого играли театральная династия
Садовских, одна из лучших актрис мира М.Н.Ермолова и др.) и Александрийский в
Петербурге (актёрская династия Самойловых, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова и др.).
Живопись
Вопросы
"Кто виноват?" и "Что делать?", которыми извечно задавались
демократически настроенные деятели русской культуры, во второй половине XIX в. определяли основную ее
проблематику. В то время как общественная мысль сосредоточилась на задачах
практического переустройства действительности, искусств, наполненное ощущением
социального неблагополучия, было вовлечено в решение важнейших общественных
задач. Это выразилось в непосредственном отображении актуальных жизненных
конфликтов, в жесткой критике социальной несправедливости. Новая художественная
стилистика нашла наиболее полное теоретическое обоснование в эстетике Н.Г. Чернышевского.
"Поэт или художник, - писал он, - не будучи в состоянии перестать быть
человеком вообще, не может, если б и захотел, отказаться от произнесения своего
приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его
произведении...". Таким образом, художник должен был взять на себя роль
общественного Судьи и одновременно Учителя (исходя из просветительской идеи об
искусстве как "учебнике жизни"). Выраженная нравственная и
гражданская позиция искусства способствовали утверждению нового творческого
метода -"критического реализма".
Ориентация
искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и обличение социальных
конфликтов привели к преобладанию жанровой живописи "Жанр не прихоть, не
каприз, не выдумка одного или нескольких художников, а выражение современной
потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех
сторон жизни" (В. Стасов). Одним из основоположников критического реализма
в живописи был В.Г. Перов (1834-1882). Работая по преимуществу в области
жанровой картины, художник сформулировал свое кредо словами Сухово-Кобылина:
"Содрогание о зле есть высшая форма нравственности". Главные этапы
его творчества позволяют проследить эволюцию русского искусства 60—80-х годов:
от многофигурных сатирических полотен ("Сельский крестный ход на
Пасхе", 1861; "Чаепитие в Мытищах", 1862, ГТГ) к
эмоционально-лирическим композициям, в которых акцент перенесен на общее
впечатление ("Проводы покойника", 1865, ГТГ) и возросла роль пейзажа
("Последний кабак у заставы", 1868, ГТГ) или значение одной человеческой
фигуры ("Приезд гувернантки в купеческий дом" ГТГ). Таким образом из
жанра выделялись эмоционально окрашенный пейзаж и психологический портрет (Ф.М.
Достоевский, А.Н. Островский, 1871, ГТГ), а жанровые произведения утеряли
публицистическую остроту ("Спящие дети", 1870; "Охотники на привале",
1871, ГТГ и др.).
В
70-80-е годы основные тенденции развития русского искусства определяли молодые
художники, объединившиеся в 1870г. под руководством В.Н. Крамского "Товарищество передвижных
художественных выставок", в деятельности которого большую роль играли
критик В.В. Стасов и меценат П.М. Третьяков.
В то же
время в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве; где социальные тенденции
проявились еще более активно возникла группа художников-жанристов, во главе которой
стоял профессор Училища В.В. Перов. В 1869г. шестеро москвичей (Л. Каменев, Г. Мясоедов,
В. Перов, И. Прянишников, А. Саврасов и В. Шервуд) обратились к петербургским
художникам с предложением создать единую организацию для учреждения передвижных
выставок с распродажей картин. Причем часть выручки должна была поступать в
выставочный фонд взаимопомощи. Но главной целью объединения должна была стать
просветительская и пропагандистская деятельность в стране.
Крамской,
покинувший "Петербургскую артель художников", в которой к тому
времени возобладали чисто коммерческие интересы, вместе с художником Н. Ге и критиком
В. Стасовым начал агитацию среди столичных художников в поддержку предложения
москвичей. К обращению присоединились семнадцать петербургских художников,
среди них были как уже известные мастера (Н. Ге, И. Шишкин), так и ученики
Академии И. Репин, Ф. Васильев.
Воспитанные
на идеях передовой русской литературы и демократической критики, передвижники
имели четкие цели - отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами,
приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений.
Передвижники необычайно расширили аудиторию русского искусства, доставляя свои
картины в города, связанные железной дорогой (кроме Петербурга и Москвы, это
были Вильно, Рига, Киев, Харьков, Одесса). "Отныне, - писал М.Е. Салтыков-Щедрин,
- произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в
стенах Академии художеств, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи.
Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех
признает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах."
Диапазон
творчества членов "Товарищества" был чрезвычайно широк (социально-бытовая,
историческая живопись, пейзаж, портрет). Критический реализм в их творчестве
приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных
явлений и, наконец, живописное мастерство. Темы произведений теоретика передвижничества
И.Н. Крамского (1837-1887) не были типичны для «товарищества». Он почти не
работал в жанре, зато обращался к евангельским сюжетам ("Христос в пустыне",
1872, ГТГ). Искусствоведы уже обращали внимание на глубокую внутреннюю духовную
связь этого полотна и "Автопортрета"
художника (1867, ГТГ). "Итак, это не Христос... Это есть выражение моих
личных мыслей", - писал Крамской. Но если "Автопортрет" - символ
активной жизненной позиции, то "Христос в пустыне" отражает иную ступень
нравственного самосознания личности, способность к самопожертвованию во имя
высшей справедливости. Не случайно картину Крамского воспринимали как
благословение на подвиг народники 70-х годов. Новый идеал личности Крамском создал
в портретах крупнейших деятелей русской культуры (Ф.М. Достоевского, 1872; Л.Н.
Толстого, 1873; Н.А. Некрасова, 1877, ГТГ). Его картины 80-х годов приобрели налет
салонности ("Неизвестная", 1883; "Неутешное горе", 1884, ГТГ).
Архитектура
и скульптура
Промышленный
прогресс и совершенствование строительной техники в пореформенной период
привели к появлению новых типов сооружений (вокзалы, промышленные и торговые
здания, доходные дома). Одновременно анархия частного предпринимательства предопределила
хаотичность городской застройки 2-я половина века - время господства эклектики,
распространенной разновидностью, которой был псевдорусский стиль. Типичные
образцы этого стиля в Петербурге - церковь Воскресения "на крови"
(арх. А.А. Портланд, 1882), в Москве - Исторический музей (А.А. Семенов и В.О. Шервуд,
1875-81), Городская дума (Д.Н. Чиганов), Верхние торговые ряды на Красной площади
(А.Н. Померанцев, 1889-93, ныне - ГУМ). Отделанные под русскую старину фасады
построек (шатры, башенки, фигурные наличники и т.п.) контрастировали с
современными интерьерами. Подобное несоответствие не могло быть долговременным,
в конце века сформировался новый стиль.
Кризисное
состояние архитектуры привело к утере былого синтеза искусств, чувства ансамбля.
Черты эклектики (излишняя патетичность, натуралистическая детализация) особенно
проступали в монументальной скульптуре - памятники "Тысячелетию России"
в Новгороде (1862); Екатерине II, в
Петербурге (1873); скульптура М.О. Микешина (1836-96). Наиболее удачным
монументом этого времени был памятник Пушкину в Москве (1880), скульптура А.Ж. Опекушина
(1841-1923). Прежнее место его расположения (в глубине бульвара) обеспечивало
необходимую степень изолированности от открытых пространств, что гармонировало
с камерным характером образа. Развитие станковой скульптуры связано в основном с
жанрово-повествовательным направлением. Наиболее известный мастер этого времени
М.М. Антокольский (1843-1902), масштабностью тематики близкий Крамскому и Ге,
прославился историко-психологичной достоверностью изображения «монументальных
личностей»: «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Христос» (1874) и др.
Рост капиталистического
производства в пореформенной России поставил серьезные практические и
теоретические задачи перед наукой и образованием. Несмотря на ограничения,
значительно повысился уровень грамотности населения, наблюдался небывалый
подъем научного творчества и рост интереса к науке в обществе, расширение
книгоиздательства и журнального дела. Незавершенность аграрной реформы,
сохранение пережитков крепостничества (в социально-экономической и политической
области) привели к подъему освободительного движения, ведущая роль в котором
принадлежала разночинцам. На этот период пришлось невиданное оживление
общественной мысли, литературы и искусства, утверждение в них демократических и
реалистических принципов. Реакция 80-х годов, особенно ударившая по образованию
и печати, вызвала известную апатию в обществе, изменения в культуре.