Формы и компоненты культурно-досуговой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Культурно-досуговая
деятельность как процесс социализации личности
2 Субъективные цели, мотивы,
методы и формы культурной-просветительной деятельности
3 Субъекты и функции культурно-досуговой
деятельности
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется
динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной
жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура
социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности,
администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает
гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное
своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной
деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной
значимости социально-культурной деятельности как составной части единого
процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка
теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем
в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в
социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов
исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на
базе интеграции различных культурологических дисциплин.
Свободное время является одним из важных средств формирования
личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его
производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени
наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы,
снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование
свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры,
круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека
или социальной группы.
1 Культурно-досуговая деятельность как процесс
социализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной
деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко
устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви.
Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие
трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и
неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения
целей.
Самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное
отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных,
волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего
возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний,
убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее
значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому
мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
Стремление заново и критически осмыслить все окружающее,
самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные
теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.
Человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество,
явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения,
обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая
личность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, с
обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через
производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными
в формировании личности человека, его сознания.
Системный подход к решению психолого-педагогической организации
досуга людей в культурно - досуговых учреждениях предлагает целостное
рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер
человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особое
значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность
опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.
Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как
интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий
дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться,
отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют
разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на
веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с
пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные
для культурно-досуговые учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональной
и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.
В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового
учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как
можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело,
которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и
глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность,
эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых центров должна
базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая
бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и
развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор
становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.
Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является
институтом социализации.
Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной
жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.
Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный
процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с
младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно
развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С
другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели
и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение своей жизни многократно
меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения,
статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности,
возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами
общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в
целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни
уверенно и комфортно.
Социализация личности происходит в основном на базе группового
опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или
менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных
обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет
фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности
социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль
индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и
уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может быть двух абсолютно
одинаковых процессов социализации личности, и поэтому нет, и не бывает двух
абсолютно одинаковых личностей.
На различных этапах жизни человека социализация имеет свои
существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько
специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно
процесс социализации происходит в детстве и юности.
В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации
человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят еще
три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей,
присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом,
т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов
деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назвать
личностным выбором деятельности. Второй процесс - это сосредоточение внимания
на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. И третий процесс – это
освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их
значимости. В ходе всех этих трех процессов происходит расширение возможностей
индивида именно как субъекта деятельности.
Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения
происходит расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания,
углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь
происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение
ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов
деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности
человека.
И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь
осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта
деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности, формирование
самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что это процесс
контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в
условиях расширения диапазона деятельности и общения.
Таким образом, процесс социализации выступает как единство
изменений всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида
расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается,
тем самым осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных
отношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход,
поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоения
действительности. Это и является важным положением, которое означает
необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапе
социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта
и воспроизведением его. Как раз этот процесс и реализуется в институтах
социализации, которыми являются культурно-досуговые учреждения.
Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные
отношения, подвижные границы между культурно-познавательными,
культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и
облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой
деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения
жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных
возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно
назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности;
общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов
личностных и микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников,
определяемой социально значимыми целями. Поскольку отдых позволяет определить
место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе,
коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и
особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом
деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы
те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и
возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека
есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в
поэтическом и философском размышлении.
2 СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦЕЛИ, МОТИВЫ, методы и формы
культурно-просветительной деятельности
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым
занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера,
жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с
чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться,
оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об
этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его
мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее.
Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате,
которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые
осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более
специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой
деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями,
связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным
эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные
рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или
негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них
возможность получить удовольствие.
Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер
проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация
тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других
областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим
будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели
досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность
внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере
и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других
и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и
добровольно принятые (внутренние).
Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по
высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности,
рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы
человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно
разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные
предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам
человек не всегда может рационально осмыслить.
Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в
профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный
курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что
быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с
желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и
свободу действий.
Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и
отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга.
Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения,
как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно,
сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем
хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего
выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для
человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на
работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских
условиях.
Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к
свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе
считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также
зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье
сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе
выбора досуговых форм.
Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга
могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю
достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного
досуга - мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет
процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека
к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные
игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм
повседневной практики.
Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением
свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для
внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление
собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и
индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных,
зрительных и вкусовых ощущений и др.
Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех
мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание
добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих
знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности
своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном
межиндивидуальном общении.
Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и
рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно
реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия
способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира,
полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и
конструктивным содержанием.
Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей
неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование,
расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или
провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов,
неодинаковых целей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать
их значимость как для самого человека, так и для общества.
Методика социально-культурной деятельности как механизм реализации
теории в практическую деятельность учреждений культуры. Цели деятельности
учреждения культуры как конкретизации функции социально-культурной
деятельности. Цель как идеальная модель и проектируемый результат деятельности
учреждения культуры. Осознание цели как важнейший фактор определения
направления деятельности учреждения культуры. Основные требования к определению
целей деятельности учреждений культуры.
Методика социально-культурной деятельности как процесс определения
целей, средств, методов и форм социально-культурной деятельности.
Закономерности функционирования общей методики
социально-культурной деятельности. Особенности частных методик
социально-культурной деятельности. Особенности специальной методики
социально-культурной деятельности. Основы взаимодействия общих, частных и
специальных методик в деятельности учреждений культуры.
Средства интеллектуально-эмоционального воздействия в
социально-культурной деятельности. Классификация и характеристика средств
интеллектуально-эмоционального воздействия на личность.
Слово как ведущее средство в социально-культурной деятельности.
Закономерности использования средств наглядности в культурно-просветительной
деятельности. Закономерности использования художественных средств в
социально-культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального
и самодеятельного искусства как средство культурно-просветительной деятельности
во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств
интеллектуально-эмоциональной выразительности социально-культурной
деятельности.
Метод как совокупность способов, приемов, средств
социально-культурной деятельности с целью воздействия на личность или группу
людей. Метод как проявление сущностных особенностей системы действий, ведущих к
достижению целей.
Основные методы социально-культурной деятельности: Метод театрализации.
Метод иллюстрирования. Метод игры.
Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время
человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и
индивидуально-личностная.
Виды досуговой деятельности:
Самообразование
Общественная деятельность
потребление культурных ценностей
Занятие спортом
Туризм и путешествия
Развлечения
Общение с людьми
Общение с природой
Пассивный отдых
Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг,
включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный,
познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру
досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются
удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их
диапазона.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и
воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их
выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха,
массовые праздники и др.)
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия,
рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы,
карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.)
Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы,
интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют
аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
3
СУБЪЕКТЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают
люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве
ее субъектов.
Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой
активности, участвующие в ее проведении и организации. Именно они определяют ее
цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди
(индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели,
специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг
других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и
учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).
Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности
подразделяются на:
1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об
индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих
реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов
выделим:
- самодеятельных субъектов. Они задействованы в
самодеятельно-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не
обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Самодеятельными субъектами
выступают многочисленные любители охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших
походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;
2) организаторов, участвующих в досуговой
деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих
основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении.
Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:
- руководящий состав профессиональных
организаторов досуга ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители
учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и В целом
социокультурного сервиса. Представители этой группы - ключевые фигуры в
проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности
и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут
ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
- профессионально-творческий состав работников
искусства и средств массовой информации – представители данной группы осуществляют
непосредственный контакт с аудиторией – артисты-исполнители, работающие в
разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры,
журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие
способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка
оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;
- высококвалифицированные работники и специалисты
разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а
также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати
и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест
размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты
и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к
реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую
взаимодействуя с потребителями культурного продукта;
- рядовые исполнители и производители услуг в
области досуга – работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не
принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и
творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них
напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы
и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с
потребителями сервисных продуктов;
- вспомогательный персонал - технические
работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в
тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники
осуществляют важные функции: предоставляют незримые услуги, связанные с
поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой
деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие
тепла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещениях, надежную
работу техники и др.;
- представители исполнительной и законодательной
власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных,
спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых
организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную,
региональную и муниципальную политику в области рекреационной и
культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение
законодательно-правовых норм в этой сфере;
- лица и структуры, осуществляющие
предпринимательские функции, связанные с финансированием, а также
предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы
власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по
бизнесу (банковские структуры и др.).
Имеется несколько подходов к классификации коллективных
организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения
выступают следующие.
Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на примере
организаций Российской Федерации):
· учреждения федеральной
собственности;
· учреждения субъектов РФ;
· учреждения муниципальной
собственности;
· организации частной
собственности физических или юридических лиц.
Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта
предприятий и учреждений досуга:
· производящие товары и
продукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественные
мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и др.);
· оказывающие разного рода
услуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.),
нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и
др.);
· осуществляющие в основном
торговлю культурными товарами, предметами искусства.
Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:
· культурное
просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств
аудитории досуга;
· отдых и развлечение
аудитории.
Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:
· коммерческий тип.
Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли,
достижение экономического эффекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах
культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по
производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
· некоммерческий тип. В
иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности:
сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное
воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие
художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные
театры, библиотеки, музеи, клубы;
· смешанный тип.
Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую
деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое
развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в
условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть
некоммерческих организаций.
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы
своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном
предназначении и месте в жизни.
Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и
аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере,
в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются
компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена
свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать
свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить
развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции
досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей
и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития
личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти
функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему
в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять
социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные
процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что
по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими
возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей
с наибольшим эффектом.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество
различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их
реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный
невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать
противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые
занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими
незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и
тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом.
С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить
умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия,
которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем,
на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески
взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую
значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.
В целом досуговая активность способна выполнять функции
оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной
жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных
аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте
своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только
ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы
труднопереносимой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной
жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.
Под целями досуга понимаются представления о совокупном
результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и
которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели
человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий.
Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и
отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга.
Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения,
как противоположность общественным и семейным обязанностям.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными
задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их
выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха,
массовые праздники и др.)
Существуют две формы организации досуга: общественная и
индивидуально-личностная.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество
различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их
реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный
невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баршай В.М. Активные
игры для детей: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
2. Григорьев А.И.
Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 2007
3. Жарков А.Д. Технология
культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов
культуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2005
4. Кулагин И.Ю., Колюцкий
В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное
пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001
5. Морозова Е.Я.,
Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы:
Учебное пособие. – Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005
6. Петрова З.А.
Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой
деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2005
7. Селиванов В.С. Основы
общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов
вузов. – М.: «Академия», 2002
8. Сергеев И.С. Основы
педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2007
9. Смирнов С.А.
Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000
10. Дукачева Л.В.
Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основе
социологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004.
11. Клеппер Е.В.
Положение об образовательно-культурном центре: положение о новом типе
культурно-досуговом учреждении //Клуб. – 2003
12. Карманов А. Межведомственные
культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика. – 2006.